11:46

О состоянии международных и межрегиональных связей Республики Северная Осетия-Алания

Географическое и геополитическое положение Республики Северная Осетия-Алания (РСО-Алания) предопределяют широкие и устойчивые перспективы развития приграничного и межрегионального сотрудничества. На юге республики с востока на запад пролегает государственная граница Российской Федерации с Республиками Южная Осетия и Грузия протяженностью 171,6 км.

На территории Северной Осетии расположены два многосторонних автомобильных пункта пропуска - «Верхний Ларс» и «Нижний Зарамаг», через которые проходят автодороги (Военно-грузинская дорога и Транскавказская автомагистраль - Транскам), ведущие в Грузию и Южную Осетию соответственно. Военно-грузинская дорога является на сегодняшний день кратчайшим сухопутным путем, соединяющим Россию со странами Закавказья и далее странами Азии, Ближнего и Среднего Востока.

Административный центр РСО-Алания – г. Владикавказ. Расстояние до г. Москвы - 2 тыс. км, до центра Южного федерального округа г. Ростова-на-Дону – 700 км, до центра СКФО г. Пятигорска – 200 км.

В качестве предпосылок для интенсивного международного сотрудничества можно также отметить многонациональный (около 100 национальностей) и многоконфессиональный состав населения, наличие значительного количества национально-культурных обществ (в том числе представляющих народы ныне зарубежных государств), а также весьма значительный кадровый потенциал, обусловленный высокой плотностью образовательных учреждений, готовящих, в том числе, специалистов-международников (в главном вузе республике – СОГУ есть факультет международных отношений и факультет иностранных языков, при котором функционируют центр иранской культуры и ресурсный центр французского языка).

Пик активности РСО-Алания на международном и внешнеэкономическом направлении пришелся на 2000-е годы и был в первую очередь связан с полноценным функционированием Военно-грузинской дороги и особенно Транскама, обеспечивавшим беспрерывный трафик грузов через территорию республики. В этот период в Северной Осетии базировалось около десятка различных представительств системы ООН и некоторых НКО (на сегодняшний день все офисы закрыты). В структуре республиканских органов исполнительной власти был обособлен Комитет внешних связей РСО-Алания (в настоящее время ужавшийся до размеров состоящего из двух человек отдела в минэкономразвития).

В связи с временным (2007-2010 гг.) прекращением функционирования Военно-грузинской дороги, наступлением в 2008 году всемирного экономического кризиса и событиями в Южной Осетии того же года, приведшими в том числе к закрытию грузино-югоосетиской границы и прекращению полноценного использования Транскама в качестве международной артерии, внешнеторговый оборот РСО-Алания снизился в разы.

При этом гуманитарное сотрудничество с зарубежными партнерами, прежде всего в таких сферах как спорт, культура и образование, продолжало оставаться на весьма высоком уровне. В разные годы республику посетили представители дипломатических и консульских учреждений таких стран как Азербайджан, Армения, Иран, Франция, Германия, Китай, а также многочисленные делегации предпринимателей и общественных деятелей различных государств. Заключены прошедшие все необходимые согласования договора о сотрудничестве РСО-Алания с Азербайджаном и Южной Осетией, а также соглашения об установлении побратимских связей между городами (Моздок – Гюмри, Армения; Владикавказ – Фуэнлабрада, Испания).

В 2009 году было заключено рамочное соглашение о стратегическом инвестиционном сотрудничестве по совместному созданию в Республике Северная Осетия-Алания «Российско-китайского парка легкой промышленности» между Правительством РСО-Алания и Народным Правительством г. Чэнду провинции Сычуань Китая. Однако, в связи с трудностями при восстановлении экономики и устранении проблем социального характера в провинции после серии разрушительных землетрясений, придать практический характер заключенному соглашению не удалось.

В 2014 г. в рамках участия тогдашнего Главы РСО-Алания Т. Мамсурова в работе IV Межпарламентского форума «Россия-Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества» и III конференции по межрегиональному сотрудничеству России и Таджикистана по инициативе Совета Федерации было заключено Соглашение между Правительством РСО-Алания и исполнительным органом государственной власти Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана о социально-экономическом, научно-техническом и гуманитарно-культурном сотрудничестве. Но по причине того, что документ не прошел необходимых согласований, Минюст России признал его недействительным. В настоящее время правительство республики рассматривает инициативу Совета Федерации по переподписанию упомянутого соглашения в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующим законодательством.

В рамках сотрудничества с Арменией подписаны такие документы, как Договор об установлении побратимских отношений между городом Моздок РСО-Алания и городом Гюмри Республики Армения и Программа мероприятий по исполнению Договора о сотрудничестве между ТПП г. Ереван и ТПП РСО-Алания. Кроме того, Северной Осетией были направлены предложения по включению 20 мероприятий в «План межведомственных мероприятий к Программе межрегионального сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Армения на 2015-2020 гг. в различных сферах социально-экономической деятельности».

В последнее время интенсификации межрегиональных связей РСО-Алания не наблюдалось. Это во многом связано со сменой Главы республики, последовавшим за этим и изрядно затянувшимся процессом изменения структуры и состава органов исполнительной власти, в том числе ведающих вопросами сотрудничества с зарубежными странами, а далее внезапной кончиной нового Главы Т. Агузарова.

Другой причиной «проседания» международного направления явилась непростая социально-экономическая ситуация, значительный дефицит бюджета и как следствие сосредоточение усилий на переламывание внутренней ситуации в регионе. По словам Врио Главы РСО-Алания В. Битарова, «сегодня нет ни бюджетных средств, чтобы можно было выстраивать работу по субсидированию тех или иных экономически важных для республики проектов, ни земли, которую необходимо предоставлять инвестору, если он приходит в республику».

В качестве конкретных результатов, достигнутых в 2015 году на треке межрегионального взаимодействия, стоит отметить подписание в г. Баку Соглашения между Правительством РСО-Алания и Правительством Азербайджанской Республики о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, ставшего первым подобным документом, заключенным Азербайджаном с одним из субъектов РФ.

Одним из наиболее перспективных и целенаправленных векторов межрегионального сотрудничества Северной Осетии остаются связи с Ираном. В республике неоднократно проводились Дни культуры Ирана, форумы российско-иранского сотрудничества. Дважды (последний раз в 2014 г.) во Владикавказ приезжала делегация иранского посольства в Москве во главе с Послом М. Санаи. При Северо-Осетинском Государственном Университете действует открытый Послом Центр иранской культуры. В апреле 2015 г. делегация РСО-Алания приняла участие в работе заседания международного Совета делового сотрудничества ТПП стран каспийского региона «‪Деловой Каспий» в иранском городе ‪Энзели - свободной торговой зоне провинции ‪ Гилян. В рамках мероприятия прошли встречи с палатами некоторых иранских провинций, а так же состоялось подписание соглашения между ТПП РСО-Алания и ТПП провинции Гилян Ирана.

Развитие отношений с Ираном поддерживает и недавно назначенный Врио Главы РСО-Алания В. Битаров, в планах которого еще раз пригласить М. Санаи в республику для придания сотрудничеству еще большего практического наполнения.

В июле 2015 г. республику посетили представители производителя высококачественного семенного картофеля «HZPC Sadokas» (Нидерланды, Финляндия). Совместно со специалистами североосетинской компании ООО «ФАТ-АГРО» «HZPC Sadokas» реализует проект, который позволит производить в республике и поставлять на российский рынок и в страны Закавказья элитные семена картофеля.

Одним из главных приоритетов международных связей вплоть до ноября 2015 года оставалось сотрудничество с Турцией. В частности, на финальную стадию вышли переговоры с турецкой государственной чайной компанией «Чайкур» по строительству во Владикавказе чаеразвесочной фабрики (к концу декабря 2015 г. турецкой стороне должен был быть предоставлен участок под строительство).

Однако после известного инцидента с нашим самолетом в сирийском небе и последовавшим резким похолоданием в российско-турецких отношениях сотрудничество РСО-Алания с Турцией стало сворачиваться. Был аннулирован ряд заключенных соглашений, заявлено о приостановке всех деловых контактов с Турцией до нормализации ситуации. Земля для строительства фабрики также выделяться не будет. При этом, в республиканском министерстве по вопросам национальных отношений подтвердили, что не намерены отказываться от гуманитарного взаимодействия с представителями многочисленной (и в своем большинстве глубоко лояльной к России) осетинской турецкой диаспоры.

Новый импульс получило сотрудничество РСО-Алания с Венгрией. Так, местный Миннац намерен в августе 2016 года в рамках международного проекта «Аланское наследие» организовать в республике «этнолагерь» и провести культурно-образовательный курс для венгерских ясов. Министерство также выступило с инициативой заключить соглашение об установлении побратимских отношений между Владикавказом и венгерским городом Ясберень.

Республика продолжает активно развивать культурно-гуманитарные связи с зарубежными странами. В 2015 г. были проведены дни культуры Осетии в Европе (Бельгия, Франция, Люксембург) и Армении, а также осетинские дни в рамках Российской культурной миссии в Венеции, Италия. Несколько международных фестивалей (самые крупные из которых – художественный симпозиум «Аланика» и танцевальный конкурс «Танец дружбы») состоялось и в самой республике.

Отдельное и чрезвычайно важное направление – сотрудничество с Республикой Южная Осетия (РЮО). В июле и сентябре 2015 г. тогдашний Глава РСО-Алания Т. Агузаров посещал Цхинвал, где проводил переговоры с Президентом РЮО Л. Тибиловым по вопросам сотрудничества в рамках реализации Договора между Россией и РЮО о союзничестве и интеграции от 18.03.2015 г. и Соглашения между Правительством РСО-Алания и Правительством РЮО о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 26.11.2013 г.

В настоящее время соглашения между Россией и РЮО предусматривают беспошлинное прохождение большого количества наименований продовольственных товаров - как из Южной Осетии в Северную, так и в обратном направлении. В то же время серьезным шагом в развитии торговых, экономических, других связей могло бы стать принятие федерального закона "Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации". Закон даст субъекту Федерации (в данном случае Северной Осетии) большую самостоятельность в сотрудничестве с Южной Осетией (а при условии дальнейшей нормализации отношений и с Грузией). То же касается и сотрудничества на муниципальном уровне, в частности, между Алагирским районом РСО-Алания и Дзаусским районом РЮО. Принятие закона также может придать дополнительный импульс переводу в практическую плоскость подписанных между севером и югом Осетии многочисленных межотраслевых соглашений, пока остающихся, по сути, не более чем протоколами о намерениях.

В свое время североосетинские парламентарии обращались в Госдуму и Совет Федерации с просьбой ускорить принятие закона о приграничном сотрудничестве. По проекту, Северная и Южная Осетия могли бы сотрудничать в таких сферах, как: наука и техника, образование и культура; предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; рациональное использования природных ресурсов и охрана окружающей среды; правоохранительная деятельность; регулирование миграции населения и рынка труда; транспорт и связь; экономика и др. Наличие такого закона позволило бы осуществлять регулирование правоотношений в сфере приграничного сотрудничества, создать благоприятные условия для устойчивого развития приграничных территорий, осуществлять налаживание, развитие и укрепление взаимовыгодных и дружественных связей с сопредельными государствами, работать в рамках существующих европейских схем приграничного сотрудничества, решать многие важнейшие проблемы приграничных регионов, более полно использовать потенциал стран‑соседей.

Осуществление международной деятельности республикой ведется в строгом соответствии с федеральным законодательством. Случаев нарушения порядка координации международных связей не выявлено.

Официальных представительств РСО-Алания в зарубежных странах, равно как и представителей республики при российских торгпредствах на сегодняшний день не имеется.

  • Информация о регионе

    Паспорт субъекта Российской Федерации

    Паспорт субъекта Российской Федерации

    Республика Северная Осетия-Алания расположена в Северо-Кавказском федеральном округе Российской Федерации.

    Площадь - около 8 тыс. кв. км (0,05 % от площади Российской Федерации), 48 процентов которой приходится на долю ее горной части.

    Население – 696,8 тыс. человек. В Республике Северная Осетия-Алания представлено более 100 национальностей. Республика является одним из самых густонаселенных субъектов России. Столица – Владикавказ (321,1 тыс. чел.).

    Социальное и культурное развитие. Северную Осетию по праву можно считать культурно-этнографическим центром на Северном Кавказе - 7 театров (в т. ч. музыкальный); 6 концертных организаций: филармония; камерный хор, национальный эстрадный оркестр, государственный оркестр народных инструментов, ансамбль народного танца; 16 музеев, включая филиалы. В республике находятся старейший на Северном Кавказе Русский драматический театр им. уроженца г.Владикавказа Евгения Вахтангова, открытый в 1871 году, Северо-Осетинский государственный драматический театр, Государственный театр оперы и балета, Государственная филармония.

    Республика Северная Осетия-Алания богата объектами культурного наследия. Здесь насчитывается 4 500 памятников археологии, истории, градостроительства, архитектуры, монументального искусства (около 1000 объектов - на горных территориях). Подавляющее большинство из них относится к эпохе ХV-XVIII веков и к началу XIX века, другие - к эпохам каменного века, раннего железа, раннего средневековья.

    Спорт в Северной Осетии – это часть общей культуры и важная страница жизни осетинского народа. На счету спортсменов из Осетии 48 олимпийские медали, из которых 19 – золотых, более 60 золотых наград на чемпионатах мира по различным олимпийским дисциплинам.

    Образование и наука. В системе общего образования Республики Северная Осетия – Алания функционирует 186 государственных и муниципальных и 4 негосударственные общеобразовательные организации.

    В структуру системы профессионального образования Республики входят 20 профессиональных образовательных организаций: 7 техникумов, 6 колледжей, 6 училищ и 1 лицей.

    Ведется подготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена по 45 профессиям и 58 специальностям, востребованным в сельском хозяйстве, социальной сфере, транспортной, строительной и промышленной отраслях, сфере обслуживания населения, в области туризма и сервиса.

    Система высшего образования включает в себя:

    4 государственных вуза – «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова; «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (Государственный технологический университет)»; «Горский государственный аграрный университет»; «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

    1 частное образовательное учреждение высшего образования – «Владикавказский институт управления».

    Географические особенности и климатические условия

    Республика Северная Осетия-Алания расположена на южной границе Российской Федерации. Особенностью территориального размещения является сочетание горных, предгорных и равнинных территорий.

    Важной характеристикой климата региона является продолжительность солнечного сияния в течение года: в горной зоне этот показатель колеблется от 1 980 до 2 780 часов. Подобные горно-рекреационные показатели имеют Швейцария, Австрия, Италия.

    В республике есть удобные летние и зимние периоды комфорта (летний – 130-140 дней, зимний – 100-120 дней). Для зимних видов рекреации имеет значение наличие снежного покрова и его толщина. В верховьях Цейского и Дигорского ущелий, в Закинской котловине и в районе Мамисона количество дней со снегом доходит от 105 до 140-150, максимальная высота снежного покрова колеблется от 50-60 до 120-140 см.

    Наличие двух магистральных автомобильных путей через Главный Кавказский хребет (Военно-Грузинская дорога и Транскавказская автомобильная дорога «Транскам») обеспечивают кратчайшее сухопутное безопасное транспортное сообщение и установление устойчивых торгово-экономических связей республики с европейской частью России, государствами Закавказья, Ближнего и Среднего Востока.

    Рекреационно-туристические и бальнеологические ресурсы

    Благодаря своему природно-климатическому и историко-культурному потенциалу Республика Северная Осетия-Алания имеет весьма значительные перспективы стабильного конкурентоспособного присутствия на национальном рынке рекреационных услуг.

    Регион располагает большими историческими и культурными ресурсами для развития экскурсионного отдыха и путешествий. Здесь зарегистрировано около 2,5 тысяч памятников федерального и республиканского значения, ряд из которых выдвинут на утверждение ЮНЕСКО как памятники мирового значения, как, например, Даргавское и Куртатинское ущелья.

    По количеству памятников истории, культуры и архитектуры на 1 кв. км. Республика Северная Осетия-Алания занимает одно из первых мест в России.

    Важной составляющей рекреационного потенциала республики является относительно развитая инженерная инфраструктура, а также транспортная доступность, что позволяет иметь сравнительно короткие пути подвоза туристов к объектам туристского показа.

    Географическое положение и климат Северной Осетии создают предпосылки для развития практически для всех видов рекреации и туризма.

    На территории республики свыше 35 ледников. Наибольшей популярностью пользуются у туристов Караугомский, Цейский, Мидаграбинский, Сказский, Майлийский ледники.

    Наличие на территории Республики 6 особо охраняемых природных территорий: «Северо-Осетинский государственный природный заповедник», «Национальный парк «Алания», «Государственный природный заповедник «Цейский», а также государственные природные заказники зоологического профиля регионального значения: Турмонский, Змейско-Николаевский, Заманкульский, создают предпосылки для развития экологического туризма.

    Территория Республики Северная Осетия-Алания характеризуется не только колоссальным разнообразием природно-климатических комплексов с живописными быстро сменяющими друг друга ландшафтными зонами, но и уникальными по своему объему и разнообразию ресурсами минеральных вод, которые могут служить базой для создания крупной санаторно-курортной агломерации. На незначительной по площади территории республики известны более двухсот пятидесяти выходов различных по составу и свойствам минеральных вод. По бальнеологическим свойствам, химическому и газовому составам минеральные источники Северной Осетии являются аналогами таких широко известных вод, как Мацеста, Ессентуки, Боржоми, Трускавец, Кисловодск и другие.

    На территории Республики Северная Осетия-Алания также развит горнолыжный туризм, основанный на путешествиях, связанных с активными видами отдыха (лыжи, сноуборд и пр.) в существующих горнолыжных курортах республики (Цей, Дигория).

    Промышленный комплекс. Условия для развития промышленного комплекса в Республике Северная Осетия-Алания обусловлены наличием значительных запасов разнообразных полезных ископаемых.

    Все месторождения свинца Северо-Кавказского федерального округа сосредоточены в Северной Осетии. Большая часть ресурсов локализована в Джимидонском рудном поле. В республике также расположены крупнейшие месторождения цинка – Джимидонское, Кадат-Хампалдонское, Какадур-Каникомское.

    На территории республики расположены источники руд цветных, благородных и редких металлов (медь, вольфрам, молибден, свинец, цинк, кобальт, золото, серебро, платиноиды, рений и другие).

    Агропромышленный комплекс. Основными направлениями развития агропромышленного комплекса республики являются: выращивание и переработка зерновых культур и производство крахмала маисового, патоки, глюкозы, декстрина, масла кукурузного, переработка и консервирование овощей и фруктов, развитие животноводства, птицеводства, переработка молока и выпуск широкого ассортимента молочной продукции, добыча и розлив минеральных и пресных вод.

    Производство строительных материалов. Индустрия строительных материалов в Республике Северная Осетия-Алания располагает заводами по производству кирпича, бетона, извести, железобетонных изделий, песчанно-гравийных смесей, металлических конструкций. За последние годы созданы производства металлочерепицы, армированного пенобетона, декоративного стенового камня, высокохудожественных металлических изделий по технологии «холодной ковки», несъемной пенополистирольной опалубки для монолитного домостроения.

    Республика располагает значительными запасами строительных материалов, таких как песчано-гравийные смеси, строительные пески, глинистое сырье, доломиты, известняки, мергели, кварцевые пески, облицовочные камни и имеется ряд перспективных месторождений кровельных сланцев.

    В республике сосредоточено более 70 % запасов доломитов в Российской Федерации, используемых в стекольной промышленности.

    Инвестиционный потенциал.

    В Республике Северная Осетия-Алания на систематической основе ведется работа по улучшению инвестиционного климата.

    Сформирована вся необходимая нормативно-правовая база и действуют институты развития, работа которых направлена на формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе.

    С целью решения вопроса импортозамещения в республике утвержден перечень продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций.

    Ежегодно республика показывает положительную динамику в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности. Так по итогам 2023 года республика вошла в число 15 регионов с наиболее благоприятным инвестиционным климатом.

    В 2023 году Советом по инвестициям в Республике Северная Осетия-Алания 22 проекта признаны масштабными инвестиционными проектами, 1 проект – объектом социально-культурного назначения.

    Среди них наиболее крупными являются «Создание комплекса всесезонного тематического парка «Алания Парк», «Создание туристско-рекреационного комплекса «Кахтисар», «Техническое переоснащение и расширение производства доломита в Республике Северная Осетия-Алания», «Строительство современного тепличного комплекса в Республике Северная Осетия-Алания», «Центр по круглогодичному производству живой икры и рыбопосадочного материала радужной форели в Республике Северная Осетия-Алания».

    В рамках модели экономического развития Республики Северная Осетия-Алания реализуется пять «прорывных» проектов: «Агропромышленный комплекс», «Развитие новых туристических дестинаций», «Создание форелевого хозяйства», «Всесезонный туристско-рекреационный комплекс «Мамисон», а также «Транспортно-логистический комплекс». Общая стоимость проектов составляет более 64 млрд рублей.

    Реализация всех прорывных проектов позволит к 2030 году привлечь более 54 млрд внебюджетных средств и создать более 7 тысяч рабочих мест.

    Успешно функционирует Агентство развития Республики Северная Осетия-Алания, сопровождающее инвестиционные проекты по принципу «одного окна».

    Транспортно-логистический комплекс. Республика Северная Осетия-Алания имеет выгодное стратегическое положение на южных границах Российской Федерации, находясь в центре сухопутных транспортных сообщений между странами Европы, Ближнего и Среднего Востока, что предполагает формирование на ее территории современного транспортно-логистического комплекса, включающего две автомагистрали федерального значения через Главный Кавказский хребет, на которых размещены современные международные автомобильные пункты пропуска, разветвленную железнодорожную и автодорожную системы, международный аэропорт «Владикавказ», оборудованные транспортные терминалы.

    Использование в полной мере транзитного потенциала республики позволит развивать торговлю, финансовую систему и транспортно-логистическую деятельность. Развитие транспортных коридоров, пролегающих по территории республики, будет способствовать росту бюджетного эффекта, организации сопутствующей инфраструктуры, откроет широкие возможности для экономики и торговли.

    Перспективным является создание и развитие межрегионального логистического комплекса в Республике Северная Осетия-Алания, предусматривающего промышленные производства, полимерные и упаковочные производства, сборочное производство и обработку входящих грузов, склады, открытые контейнерные площадки, парк машин и обслуживающие компании, погрузочно-разгрузочные комплексы и таможенный терминал, офисные помещения, гостиничные комплексы, общественное питание.

    В настоящее время в приграничном районе республики частными инвесторами уже осуществляется строительство транспортно-логистического терминала.

    Создание современного, хорошо защищенного от стихии, круглогодичного, комфортного транспортного коридора в южном приграничье России обеспечит азиатским и ближневосточным партнерам более выгодный транзит в страны Европы с увеличением объемов перевозки грузов в несколько раз.

    Фоторепортаж