Республика Северная Осетия - Алания
О состоянии международных и межрегиональных связей Республики Северная Осетия-Алания
Географическое и геополитическое положение Республики Северная Осетия-Алания (РСО-Алания) предопределяют широкие и устойчивые перспективы развития приграничного и межрегионального сотрудничества. На юге республики с востока на запад пролегает государственная граница Российской Федерации с Республиками Южная Осетия и Грузия протяженностью 171,6 км.
На территории Северной Осетии расположены два многосторонних автомобильных пункта пропуска - «Верхний Ларс» и «Нижний Зарамаг», через которые проходят автодороги (Военно-грузинская дорога и Транскавказская автомагистраль - Транскам), ведущие в Грузию и Южную Осетию соответственно. Военно-грузинская дорога является на сегодняшний день кратчайшим сухопутным путем, соединяющим Россию со странами Закавказья и далее странами Азии, Ближнего и Среднего Востока.
Административный центр РСО-Алания – г. Владикавказ. Расстояние до г. Москвы - 2 тыс. км, до центра Южного федерального округа г. Ростова-на-Дону – 700 км, до центра СКФО г. Пятигорска – 200 км.
В качестве предпосылок для интенсивного международного сотрудничества можно также отметить многонациональный (около 100 национальностей) и многоконфессиональный состав населения, наличие значительного количества национально-культурных обществ (в том числе представляющих народы ныне зарубежных государств), а также весьма значительный кадровый потенциал, обусловленный высокой плотностью образовательных учреждений, готовящих, в том числе, специалистов-международников (в главном вузе республике – СОГУ есть факультет международных отношений и факультет иностранных языков, при котором функционируют центр иранской культуры и ресурсный центр французского языка).
Пик активности РСО-Алания на международном и внешнеэкономическом направлении пришелся на 2000-е годы и был в первую очередь связан с полноценным функционированием Военно-грузинской дороги и особенно Транскама, обеспечивавшим беспрерывный трафик грузов через территорию республики. В этот период в Северной Осетии базировалось около десятка различных представительств системы ООН и некоторых НКО (на сегодняшний день все офисы закрыты). В структуре республиканских органов исполнительной власти был обособлен Комитет внешних связей РСО-Алания (в настоящее время ужавшийся до размеров состоящего из двух человек отдела в минэкономразвития).
В связи с временным (2007-2010 гг.) прекращением функционирования Военно-грузинской дороги, наступлением в 2008 году всемирного экономического кризиса и событиями в Южной Осетии того же года, приведшими в том числе к закрытию грузино-югоосетиской границы и прекращению полноценного использования Транскама в качестве международной артерии, внешнеторговый оборот РСО-Алания снизился в разы.
При этом гуманитарное сотрудничество с зарубежными партнерами, прежде всего в таких сферах как спорт, культура и образование, продолжало оставаться на весьма высоком уровне. В разные годы республику посетили представители дипломатических и консульских учреждений таких стран как Азербайджан, Армения, Иран, Франция, Германия, Китай, а также многочисленные делегации предпринимателей и общественных деятелей различных государств. Заключены прошедшие все необходимые согласования договора о сотрудничестве РСО-Алания с Азербайджаном и Южной Осетией, а также соглашения об установлении побратимских связей между городами (Моздок – Гюмри, Армения; Владикавказ – Фуэнлабрада, Испания).
В 2009 году было заключено рамочное соглашение о стратегическом инвестиционном сотрудничестве по совместному созданию в Республике Северная Осетия-Алания «Российско-китайского парка легкой промышленности» между Правительством РСО-Алания и Народным Правительством г. Чэнду провинции Сычуань Китая. Однако, в связи с трудностями при восстановлении экономики и устранении проблем социального характера в провинции после серии разрушительных землетрясений, придать практический характер заключенному соглашению не удалось.
В 2014 г. в рамках участия тогдашнего Главы РСО-Алания Т. Мамсурова в работе IV Межпарламентского форума «Россия-Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества» и III конференции по межрегиональному сотрудничеству России и Таджикистана по инициативе Совета Федерации было заключено Соглашение между Правительством РСО-Алания и исполнительным органом государственной власти Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана о социально-экономическом, научно-техническом и гуманитарно-культурном сотрудничестве. Но по причине того, что документ не прошел необходимых согласований, Минюст России признал его недействительным. В настоящее время правительство республики рассматривает инициативу Совета Федерации по переподписанию упомянутого соглашения в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующим законодательством.
В рамках сотрудничества с Арменией подписаны такие документы, как Договор об установлении побратимских отношений между городом Моздок РСО-Алания и городом Гюмри Республики Армения и Программа мероприятий по исполнению Договора о сотрудничестве между ТПП г. Ереван и ТПП РСО-Алания. Кроме того, Северной Осетией были направлены предложения по включению 20 мероприятий в «План межведомственных мероприятий к Программе межрегионального сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Армения на 2015-2020 гг. в различных сферах социально-экономической деятельности».
В последнее время интенсификации межрегиональных связей РСО-Алания не наблюдалось. Это во многом связано со сменой Главы республики, последовавшим за этим и изрядно затянувшимся процессом изменения структуры и состава органов исполнительной власти, в том числе ведающих вопросами сотрудничества с зарубежными странами, а далее внезапной кончиной нового Главы Т. Агузарова.
Другой причиной «проседания» международного направления явилась непростая социально-экономическая ситуация, значительный дефицит бюджета и как следствие сосредоточение усилий на переламывание внутренней ситуации в регионе. По словам Врио Главы РСО-Алания В. Битарова, «сегодня нет ни бюджетных средств, чтобы можно было выстраивать работу по субсидированию тех или иных экономически важных для республики проектов, ни земли, которую необходимо предоставлять инвестору, если он приходит в республику».
В качестве конкретных результатов, достигнутых в 2015 году на треке межрегионального взаимодействия, стоит отметить подписание в г. Баку Соглашения между Правительством РСО-Алания и Правительством Азербайджанской Республики о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, ставшего первым подобным документом, заключенным Азербайджаном с одним из субъектов РФ.
Одним из наиболее перспективных и целенаправленных векторов межрегионального сотрудничества Северной Осетии остаются связи с Ираном. В республике неоднократно проводились Дни культуры Ирана, форумы российско-иранского сотрудничества. Дважды (последний раз в 2014 г.) во Владикавказ приезжала делегация иранского посольства в Москве во главе с Послом М. Санаи. При Северо-Осетинском Государственном Университете действует открытый Послом Центр иранской культуры. В апреле 2015 г. делегация РСО-Алания приняла участие в работе заседания международного Совета делового сотрудничества ТПП стран каспийского региона «Деловой Каспий» в иранском городе Энзели - свободной торговой зоне провинции Гилян. В рамках мероприятия прошли встречи с палатами некоторых иранских провинций, а так же состоялось подписание соглашения между ТПП РСО-Алания и ТПП провинции Гилян Ирана.
Развитие отношений с Ираном поддерживает и недавно назначенный Врио Главы РСО-Алания В. Битаров, в планах которого еще раз пригласить М. Санаи в республику для придания сотрудничеству еще большего практического наполнения.
В июле 2015 г. республику посетили представители производителя высококачественного семенного картофеля «HZPC Sadokas» (Нидерланды, Финляндия). Совместно со специалистами североосетинской компании ООО «ФАТ-АГРО» «HZPC Sadokas» реализует проект, который позволит производить в республике и поставлять на российский рынок и в страны Закавказья элитные семена картофеля.
Одним из главных приоритетов международных связей вплоть до ноября 2015 года оставалось сотрудничество с Турцией. В частности, на финальную стадию вышли переговоры с турецкой государственной чайной компанией «Чайкур» по строительству во Владикавказе чаеразвесочной фабрики (к концу декабря 2015 г. турецкой стороне должен был быть предоставлен участок под строительство).
Однако после известного инцидента с нашим самолетом в сирийском небе и последовавшим резким похолоданием в российско-турецких отношениях сотрудничество РСО-Алания с Турцией стало сворачиваться. Был аннулирован ряд заключенных соглашений, заявлено о приостановке всех деловых контактов с Турцией до нормализации ситуации. Земля для строительства фабрики также выделяться не будет. При этом, в республиканском министерстве по вопросам национальных отношений подтвердили, что не намерены отказываться от гуманитарного взаимодействия с представителями многочисленной (и в своем большинстве глубоко лояльной к России) осетинской турецкой диаспоры.
Новый импульс получило сотрудничество РСО-Алания с Венгрией. Так, местный Миннац намерен в августе 2016 года в рамках международного проекта «Аланское наследие» организовать в республике «этнолагерь» и провести культурно-образовательный курс для венгерских ясов. Министерство также выступило с инициативой заключить соглашение об установлении побратимских отношений между Владикавказом и венгерским городом Ясберень.
Республика продолжает активно развивать культурно-гуманитарные связи с зарубежными странами. В 2015 г. были проведены дни культуры Осетии в Европе (Бельгия, Франция, Люксембург) и Армении, а также осетинские дни в рамках Российской культурной миссии в Венеции, Италия. Несколько международных фестивалей (самые крупные из которых – художественный симпозиум «Аланика» и танцевальный конкурс «Танец дружбы») состоялось и в самой республике.
Отдельное и чрезвычайно важное направление – сотрудничество с Республикой Южная Осетия (РЮО). В июле и сентябре 2015 г. тогдашний Глава РСО-Алания Т. Агузаров посещал Цхинвал, где проводил переговоры с Президентом РЮО Л. Тибиловым по вопросам сотрудничества в рамках реализации Договора между Россией и РЮО о союзничестве и интеграции от 18.03.2015 г. и Соглашения между Правительством РСО-Алания и Правительством РЮО о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 26.11.2013 г.
В настоящее время соглашения между Россией и РЮО предусматривают беспошлинное прохождение большого количества наименований продовольственных товаров - как из Южной Осетии в Северную, так и в обратном направлении. В то же время серьезным шагом в развитии торговых, экономических, других связей могло бы стать принятие федерального закона "Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации". Закон даст субъекту Федерации (в данном случае Северной Осетии) большую самостоятельность в сотрудничестве с Южной Осетией (а при условии дальнейшей нормализации отношений и с Грузией). То же касается и сотрудничества на муниципальном уровне, в частности, между Алагирским районом РСО-Алания и Дзаусским районом РЮО. Принятие закона также может придать дополнительный импульс переводу в практическую плоскость подписанных между севером и югом Осетии многочисленных межотраслевых соглашений, пока остающихся, по сути, не более чем протоколами о намерениях.
В свое время североосетинские парламентарии обращались в Госдуму и Совет Федерации с просьбой ускорить принятие закона о приграничном сотрудничестве. По проекту, Северная и Южная Осетия могли бы сотрудничать в таких сферах, как: наука и техника, образование и культура; предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; рациональное использования природных ресурсов и охрана окружающей среды; правоохранительная деятельность; регулирование миграции населения и рынка труда; транспорт и связь; экономика и др. Наличие такого закона позволило бы осуществлять регулирование правоотношений в сфере приграничного сотрудничества, создать благоприятные условия для устойчивого развития приграничных территорий, осуществлять налаживание, развитие и укрепление взаимовыгодных и дружественных связей с сопредельными государствами, работать в рамках существующих европейских схем приграничного сотрудничества, решать многие важнейшие проблемы приграничных регионов, более полно использовать потенциал стран‑соседей.
Осуществление международной деятельности республикой ведется в строгом соответствии с федеральным законодательством. Случаев нарушения порядка координации международных связей не выявлено.
Официальных представительств РСО-Алания в зарубежных странах, равно как и представителей республики при российских торгпредствах на сегодняшний день не имеется.