Красноярский край
О социально-экономическом положении и инвестиционной привлекательности Красноярского края в 2019 году
В 2019 году Красноярский край, который традиционно входит в число лидеров в стране по объёмам ВРП, демонстрировал замедление темпов социально-экономического роста. Так, по итогам отчётного периода индекс промышленного производства в регионе по сравнению с показателями 2018 года составил 101%, что уступает среднероссийским значениям (102,4%).
Основной причиной этому можно назвать снижение добычи полезных ископаемых (-0,6%), так как данная отрасль является одной из ключевых в экономике края, а также существенный спад в строительстве (-17,7%), что можно объяснить завершением возведения спортивных и инфраструктурных объектов для проведения Универсиады.
Положительные изменения в динамике производства отмечены в 13 из 23 обрабатывающих видов деятельности, в том числе в металлургической (+1,8%) и химической (+4,9%) отраслях, обработке древесины (+25,2%) и производстве пищевых продуктов (+8,3%).
Несмотря па относительно небольшой рост в металлургии, у основных флагманов Красноярского края в этой сфере и крупнейших налогоплательщиков - ГМК «Норильский никель» и ОК Русал - капитализация за 2019 год возросла на 67% и 27% соответственно.
Отдельно нужно отметить положительную динамику в местном сельском хозяйстве: общий рост составил 4,5%, а объёмы собранных зерновых культур за 2019 год увеличились на 15,5%.
Сохранялась стабильная ситуация на рынке труда. По состоянию на начало 2020 года уровень безработицы в Красноярском крае составлял 4,5% (при среднероссийских показателях в 4,6%). При этом за отчётный период был зафиксирован рост номинальной заработной платы на 7,8% (до 49932 рублей - максимальное значение среди субъектов Федерации, входящих СФО) при повышении потребительских цен на 5%.
Инвестиционная деятельность в регионе в 2019 году также продолжала демонстрировать планомерный рост.
По итогам 2019 года общий объём инвестиций в основной капитал составил 426,5 млрд. рублей, тогда как в 2017 году этот показатель равнялся 420,9 млрд. рублей, а в 2018 году - 421,8 млрд. рублей.
Основная доля вложений была направлена в добычу нефти и газа (29,7%), металлургическое производство (12%), а также в сферу транспорта (18,4%).
Стоит отметить, что при достаточно больших объёмах вливаний в основной капитал, общий инвестиционный климат, если следовать методике Агентства стратегических инициатив, продолжает ухудшаться три года подряд.
Так, по результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации за 2019 год Красноярский край занял 74 место из 85 (в 2018 году - 63 место).
Оценка данного критерия по версии другого влиятельного рейтингового агентства - «Эксперт РА» - также практически совпадала: по итогам 2019 года регион занял 69 место из 85.
При этом по ещё одной важной составляющей - инвестиционному потенциалу - рассматриваемый субъект Федерации был помещён на 7 позицию, что говорит о серьёзных перспективах для инвесторов.
Для анализа причин этих показателей в течение 2019 года Росстат проводил исследование с участием хозяйствующих субъектов.
По оценке опрошенных руководителей наиболее значимыми факторами, стимулирующими инвестиционную активность организаций, являлись: высокий спрос на продукцию организации (отметили 64% респондентов) и прибыльность инвестиций в основной капитал (45 %).
Значительное негативное влияние на инвестиционную деятельность предприятий промышленного сектора экономики оказывали такие факторы, как недостаточный объем собственных финансовых средств (71%), инвестиционные риски (67%), высокий процент коммерческого кредита (65%), курсовая и инфляционная политика в стране (60% и 57% соответственно), существующий механизм получения кредитов для реализации инвестиционной деятельности (55%), экономическая ситуация на мировых рынках (54%).
Как показывает данный опрос, инвестиционный климат в регионе формируется общей экономической ситуацией в стране и покупательной способностью населения, а также подходом кредитных организаций к выделению финансовых средств для реализации различных проектов, что в настоящее момент является сдерживающим фактором для многих хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем федеральные и региональные органы власти с 2018 года активизировали деятельность по привлечению инвестиций в местную экономику.
Ключевым инструментом этой работы можно назвать начало реализации комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь», направленного на развитие Красноярского края, Республики Тыва и Республики Хакасия.
Основные цели проекта - активизация социально-экономического развития регионов, повышение их инвестиционной привлекательности, создание новых рабочих мест, рост налоговых поступлений и реальных доходов жителей Центральной Сибири.
В настоящее время КИП включает 32 инвестиционных проекта с общей заявленной инвестиционной стоимостью свыше 1,9 трлн рублей на период 2019-2027. В реализации КИП принимает участие более 60 компаний, в том числе являющихся лидерами на мировых рынках промышленной продукции.
В Красноярском крае основные объёмы инвестиций будут направлены в развитие традиционных сфер деятельности - добычу полезных ископаемых, транспортный комплекс и металлургию.
Так, крупнейшими проектами по привлекаемым объёмам финансирования будут: освоение Таймырского угольного бассейна (около 283 млрд. рублей); создание предприятия «Арктик Палладий» (250 млрд. рублей); разработка и обустройство Пайяхской группы месторождений и строительство морского терминала «Порт бухта Север» (330 млрд. рублей); развитие Ангаро-Енисейского экономического района (около 200 млрд. рублей).
Для содействия реализации всех намеченных проектов краевые органы власти создают соответствующую нормативно-правовую базу, которая, в том числе, нацелена на улучшение инвестиционного климата и реализации богатого потенциала Красноярского края.
В 2019 году в был принят закон «Об инвестиционной политике в Красноярском крае», который определяет правовые основы инвестиционной политики на территории региона, полномочия органов государственной власти в сфере инвестиционной политики и предусматривает формы государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности.
Ещё одним важным аспектом данного нормативного акта является введение понятия «инвестиционный уполномоченный». Задачи этих должностных лиц предусматривают обеспечение их взаимодействия с субъектами инвестиционной деятельности, с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления муниципальных образований края, организациями по вопросам осуществления инвестиционной деятельности.
В настоящий момент инвестиционные уполномоченные осуществляют деятельность в 13 министерствах и 56 муниципалитетах.
Таким образом экономическая ситуация, складывающаяся в текущем году, вероятно, окажет определённый негативный эффект на общую социально-экономическую обстановку и инвестиционную активность в регионе. Так, уже за январь-апрель 2020 года индекс промышленного производства снизился на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, а количество безработных увеличилось почти в 2 раза.
При этом следует учитывать, что реализация КИП «Енисейская Сибирь» является приоритетной задачей как для местных органов власти, так и для Правительства Российской Федерации.
В этой связи Представительство продолжает подготовку презентации Енисейской Сибири в МИД России в 2021 году, что может позволить привлечь внимание иностранных инвесторов к возможностям региона и, таким образом, содействовать более быстрому восстановлению экономики Красноярского края и всей Центральной Сибири от последствий ограничительных мер, направленных на борьбу с COV1D-19.