Новости и документы

21.02.2010:00

Об основных направлениях развития Крыма в составе России

Структурная интеграция Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации завершена. Региональное законодательство приведено в соответствие с общефедеральным. Крым – один из наиболее динамично развивающихся российских регионов.

Несмотря на непростое наследие украинского периода, обусловившее неудовлетворительное состояние большинства основных фондов, и вопреки санкционному давлению Запада социально-экономическое положение в Крыму стабильно улучшается. В настоящее время на полуострове идет процесс его «выравнивания» до среднероссийских показателей, темпы роста при этом – одни из самых высоких в стране. Положительная динамика наблюдается почти во всех основных секторах крымской экономики. Фиксируется устойчивый рост доходов регионального бюджета (с 2014 г. он увеличился в три раза), набирает обороты жилищное строительство, промышленное производство, есть признаки оживления в сельском хозяйстве, укрепляет свои позиции традиционно важный курортно-туристический сектор. Внешнеторговый оборот Республики Крым в 2019 г. вырос почти на 20%.

С 2015 г. реализуется рассчитанная на период до 2022 г. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя» объемом около 1 трлн рублей. Программа нацелена на устранение диспропорций в региональном развитии, доведение уровня жизни населения и развития экономики Крыма до общероссийского уровня, а также формирование условий для обеспечения устойчивого экономического роста на полуострове, эффективное использование туристско-рекреационного потенциала. Основные направления работы в рамках госпрограммы – завершение формирования энергетического комплекса, решение проблемы водообеспечения, совершенствование транспортной инфраструктуры: улучшение сети автомобильных дорог, задействование портов, обеспечение надежного сообщения с материковой частью Российской Федерации.

Республикой Крым разработаны 49 региональных паспортов национальных проектов с общим объемом финансирования в 83 млрд руб.

На полуострове сохраняется позитивная атмосфера межнациональных и межконфессиональных отношений. Согласно опубликованным в сентябре 2019 г. результатам соцопроса ВЦИОМ, подавляющее большинство крымчан (89%) заявило об отсутствии на полуострове конфликтных ситуаций на межнациональной почве, 93% характеризуют межэтнические отношения как доброжелательные.

Перерегистрация объединений граждан, включая религиозные организации, завершена. Федеральные и региональные власти предметно занимаются обеспечением закрепленных в Конституции Республики Крым культурных, религиозных и иных интересов всех национальных меньшинств, в том числе крымских татар.

Уровень жизни

С момента вхождения полуострова в состав России реальные зарплаты населения в бюджетном секторе, а также пенсии и пособия выросли в 2-2,5 раза и приблизились к общероссийскому уровню. Потребительский рынок насыщен продовольственными товарами в достаточном количестве и ассортименте (треть из них – от местных крымских производителей).

Вместе с тем повысился и уровень цен на основные товары, включая продукты. Возросла также стоимость коммунальных услуг, жилья и аренды. С учетом этого, к сожалению, Крым пока остается в «нижней» половине списка по доходам населения среди регионов России. На полуострове все еще недостаточно емкий рынок труда, особенно в межсезонье. Высоким уровнем занятости населения отличается Севастополь. Уровень безработицы в Республики Крым с 2015 г. сократился с 7,2% до 5,5%, в Севастополе – с 8,3% до 4,1%.

Форсированное развитие с акцентом на повышение уровня жизни крымчан продолжает оставаться ключевой задачей социально-экономического развития. Всего на социальные проекты в сферах здравоохранения, образования, культуры выделяется около 60% доходной части республиканского бюджета. Быстрыми темпами идет строительство учреждений школьного и дошкольного образования – очереди в детсады планируется ликвидировать к 2022 г.

Жилищно-строительная сфера

Реализация на полуострове в последние годы крупных проектов в области транспортной и энергетической инфраструктуры обусловила значительный рост динамики строительных работ: ежегодно на 20-25% увеличиваются объемы промышленного строительства, ускоренными темпами ведется сдача в эксплуатацию многоквартирного жилья.

Промышленность

С января 2015 г. промышленное производство в Республике Крым выросло почти вдвое, а в Севастополе – в 2,5 раза. Тенденция к росту промышленного производства сохраняется, многие предприятия прошли процесс модернизации. Доля промышленности в валовом региональном продукте (ВРП) в Крыму за это время увеличилась с 10% до 18%, при этом объем ВРП в целом с 2014 г. вырос более чем в два раза. Почти вдвое по сравнению с 2014 г. увеличился и портфель заказов в промышленности. Однако их уровень на предприятиях – не равномерный, вследствие чего в планах развития на ближайшее будущее – более масштабная загрузка заказами местных судостроительных и судоремонтных предприятий.

Свободная экономическая зона

На территории Крымского полуострова действует Свободная экономическая зона, в которой по состоянию на 1.01.2020 г. зарегистрировано около 1300 участников, заключено более 1760 инвестсоглашений, реализуются проекты с заявленным объёмом капиталовложений порядка 130 млрд руб., планируется создать до 53 тыс. рабочих мест. Сферами наиболее крупных финансовых вложений являются сельское хозяйство, строительство, промышленность, курорты и туризм, транспорт.

Для участников Свободной экономической зоны в Республике Крым и г.Севастополь предусмотрены существенные налоговые льготы. Программа налогового стимулирования будет действовать до 2040 г.

Энергетика

В связи с «энергоблокадой» Крыма со стороны Украины в ноябре 2015 г. были оперативно налажены временные схемы электроснабжения полуострова: завезены сотни мобильных генераторов повышенной мощности, создан «энергомост» – через Керченский пролив с Кубани проложены энергокабели и парный магистральный газопровод.

В результате комплексных масштабных работ Крым вышел из энергетического «пике», условия безопасности в этой сфере значительно улучшились. К настоящему времени проблема энергоснабжения Крыма успешно решена. В целях достижения постоянного профицита генерирующих мощностей и ликвидации энергозависимости от Украины построены и в марте 2019 г. введены в строй Балаклавская (г. Севастополь) и Таврическая (Симферопольский р-н) ТЭС большой мощности, имеющие каждая по паре импортных газовых турбин (235 мегаватт). Введена в эксплуатацию Сакская ТЭЦ (с дополнительной мощностью 120 мегаватт), отличительной особенностью которой впервые в постсоветской истории является полное отечественное исполнение. В 2019 г. Республика Крым вышла на максимальное производство электроэнергии в 1800 мегаватт при пиковом потреблении в 1100 мегаватт.

Прорабатываются планы более масштабного развития в Крыму «зеленой» энергетики, прежде всего, гелио- и ветроэнергетики, потенциал которой на полуострове, естественно, достаточно высок (Крымский ветропарк, состоящий в основном из японских и лицензированных украинских агрегатов – самый большой в России).

Водопользование

После перекрытия Киевом в 2014 г. Северо-Крымского канала вопрос безопасности водоснабжения полуострова остается пока единственной до конца не разрешенной проблемой.

Для стабильного водоснабжения жителей полуострова уже запущено 100 км новых трубопроводов, в 2020 г. завершится создание «многониточных» водоводов для пополнения Северо-Крымского канала и преодоления последствий его перекрытия. До 2030 г. предполагается также реализовать программу по улучшению качества воды в Крыму общей стоимостью 36 млрд руб. Средства будут направлены на реконструкцию и строительство очистных сооружений, водозаборов, водоводов.

В сельском хозяйстве внедряются ресурсосберегающие системы орошения. Расширяются посевные площади с использованием систем капельного полива.

Транспортная инфраструктура

На динамике социально-экономического развития Крыма весьма положительно отразилось открытие в мае 2018 г. автомобильного сообщения по сооруженному в рекордно короткие сроки Крымскому мосту. На него сместился акцент по грузо- и пассажиропотоку (около 60% всего транспортного потока на полуостров). За 2019 г. по Крымскому мосту прошло более 3 млн автомобилей, из них 34 тыс. автобусов и 550 тыс. грузовиков.

23 декабря 2019 г. была открыта железнодорожная часть транспортного перехода через Керченский пролив и начаты регулярные пассажирские перевозки, с 1 июля 2020 г. будет налажено грузовое сообщение.

Придать дополнительный импульс развитию региона призвано строительство через всю территорию с востока на запад четырехполосной автомагистрали федерального значения «Таврида» (Керчь – Севастополь, протяженность – около 250 км, общая стоимость – 130 млрд руб.). В начале 2019 г. сдан в эксплуатацию первый ее участок (Керчь – Симферополь). На настоящий момент готовность трассы составляет более 85%. Работы ведутся и на участке Симферополь-Евпатория-Мирный (83 км). Срок окончания строительства – сентябрь 2020 г.

С 2015 г. по настоящее время в Крыму было отремонтировано более 950 км дорожного полотна, к 2024 г. планируется модернизировать еще 2 тыс. км. Согласно результатам исследований ВЦИОМ, 76% водителей отметили улучшение состояния дорог региона, хотя в 2014 г. их изношенность составляла 80%.

В 2018 г.  введен в эксплуатацию Международный аэропорт г. Симферополь, которому присвоено имя «Иван Айвазовский». Тем самым значительно расширены возможности наращивания пассажиропотока на полуостров. Новый терминал рассчитан на 7 млн человек в год. За 2019 г. он принял более 3,5 млн. пассажиров.

Туристско-рекреационный сектор

Наблюдавшийся в последние годы рост туристического потока в Крым продолжился и в 2019 г. достиг 7,43 млн человек, что на 9,3% больше, чем в 2018 г. (в украинский период полуостров ежегодно посещало около 5,5 млн туристов, в 2014 г. там побывало до 4 млн человек). С началом автомобильного и железнодорожного сообщения через Крымский мост турпоток вырос примерно на 25%. Существенно изменилась его структура: теперь около 85% – российские граждане (до 2014 г. они составляли лишь половину приезжих). Растет число россиян, посещающих Крым в межсезонье с целью оздоровления. Заполняемость крымских здравниц достигла в сезон 80%, в некоторых районах – 92%.

Информация о регионе

  • Флаг
  • Герб
  • Контакты

Фоторепортаж