Общие сведения


Российско-палестинские отношения
Двусторонние отношения установлены в конце ноября
Россия поддержала резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/67/19 от 29 ноября
Одновременно с учетом фактического признания ООН палестинской государственности и в ответ на соответствующее обращение палестинского руководства к членам международного сообщества было принято решение перейти на использование «адаптированной» к новым условиям терминологии – применять название «Государство Палестина» вместо использовавшегося ранее названия «Палестинская национальная администрация» во внутренней переписке и в контактах с палестинской стороной.
Между Россией и Палестиной традиционно поддерживается активный политический диалог, в том числе на высшем уровне. Президенты Российской Федерации посещали палестинские территории в апреле
Встречи с В.В.Путиным проходили в рамках рабочих визитов М.Аббаса в Москву в 2018 г. (февраль, присутствие на открытии Московской соборной мечети, и июль, присутствие на финальном матче Чемпионата мира по футболу), в июле 2019 г., во время поездки В.В.Путина в Вифлеем в январе 2020 г., а также в октябре 2022 г. в Астане «на полях» 6-го саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.
11 ноября 2016 г. Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев посетил с рабочим визитом Палестину, где провел встречу с М.Аббасом.
Поддерживаются телефонные контакты на высшем уровне. В.В.Путин и М.Аббас беседовали по телефону 12 июля 2019 г., 8 июля и 22 декабря 2020 г., 30 декабря 2021 г., 18 апреля 2022 г., 1 июля, 16 октября и 22 декабря 2023 г.
Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров посещал палестинские территории в сентябре
21 декабря 2018 г. в Москве прошли переговоры С.В.Лаврова с Министром иностранных дел и по делам соотечественников Палестины Р.Малики. Главы внешнеполитических ведомств также встречались в Москве в апреле 2019 г. «на полях» очередной сессии Российско-арабского форума сотрудничества. 5 мая 2021 г. в Москве прошли переговоры С.В.Лаврова и Р.Малики. 23 января 2024 г. министры иностранных дел России и Палестины провели встречу в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. 29 января 2023 г. С.В.Лавров и Р.Малики переговорили по телефону. 2 марта 2024 г. главы внешнеполитических ведомств провели переговоры на Дипломатическом форуме в Анталье.
13 апреля 2024 г. в рамках рабочей поездки в Алжир спецпредставитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации М.Л.Богданов провел встречу с Премьер-министром Государства Палестина М.Мустафой.
Межпарламентские контакты не осуществляются в связи с тем, что Палестинский законодательный совет (ПЗС) не функционирует с
В феврале
Россия является участником сформированного во второй половине 2001 г. ближневосточного «квартета» международных посредников (наряду с США, ЕС, ООН) – единственного легитимного механизма сопровождения процесса арабо-израильского урегулирования, одобренного резолюциями СБ ООН 1397 и 1515. С 2002 по 2016 гг. состоялось более 50 министерских встреч «четверки». Последнее заседание прошло в сентябре 2016 г.
C июля 2020 г. данный формат возобновил регулярную деятельность на уровне спецпредставителей – их консультации проводились ежемесячно до начала специальной военной операции на Украине.
В
Россия оказывает всестороннее содействие Палестине в деле укрепления основ палестинской государственности, создания крепких и эффективных институтов власти, выправления тяжелого социально-экономического положения на палестинских территориях.
В октябре
26 июня
1 сентября
Кроме того, в Вифлееме на ул. В.В.Путина в дар палестинской стороне передан многофункциональный комплекс, включающий зал для единоборств, музыкальную школу и бизнес-центр. 11 мая 2017 г. в ходе встречи В.В.Путина с М.Аббасом в Сочи состоялась торжественная церемония открытия этого объекта в формате «телемоста».
В марте
В министерском саммите «на полях» 45-го мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс» в Казани в августе 2019 г. принимал участие Министр труда Палестины Н. Абу Джайш, по договоренности с которым реализуется проект сооружения в г. Бирзейт при российском участии многофункционального центра компетенций.
В декабре 2016 г. в Москве и Твери прошли Дни палестинской культуры в России, а в октябре 2017 г. – ответные Дни русской культуры в Палестине. В ноябре 2018 г. Дни культуры Палестины состоялись в Москве и Санкт-Петербурге. В связи с финансовыми проблемами палестинской стороны, а также санитарно-эпидемиологическими обстоятельствами были перенесены на более поздние сроки Дни российской культуры в Палестине (Рамалла, Вифлеем, Иерихон).
При содействии МИД России, Миссии Лиги арабских государств в России и Посольства Государства Палестина в Москве на ежегодной основе в России отмечается Международный день солидарности с народом Палестины (29 ноября).
В апреле 2015 г. в ходе визита М.Аббаса в Россию было подписано Соглашение о создании Межправительственной Российско-Палестинской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК).
Председателем Российской части Комиссии является Министр труда и социальной защиты А.О.Котяков. После формирования нового правительства во главе с М.Мустафой 28 марта 2024 г. информация о назначении сопредседателя с палестинской стороны не поступала. Четвертое заседание МПК состоялось 20-22 ноября 2019 г. в Москве. В декабре 2022 г. состоялась встреча сопредседателей МПК в формате видеоконференцсвязи.
В январе – июле 2023 г. двусторонний товарооборот по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. увеличился на 50,8% до 4,8 млн долл. США, в том числе экспорт вырос на 40,4% до 4,4 млн долл. США. Импорт увеличился в 5,8 раза до 437,1 тыс. долл. США. Из России в Палестину поставляются продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье, продукция химической промышленности, древесина и целлюлозно-бумажные изделия. Основные статьи импорта – диагностические и лабораторные реагенты, а также обработанный камень.
Одним из приоритетных направлений российско-палестинского взаимодействия остается укрепление гуманитарных связей. Их важная составляющая – туризм. В предпандемийный 2019 г. общий турпоток из России в Израиль и Палестину составил порядка 318 тыс. человек (ввиду отсутствия у палестинцев собственной погранслужбы точные данные о российских гражданах, посещающих оккупированные палестинские территории, отсутствуют). Российские туристы и паломники посещают расположенные в Палестине Святые места, в основном в Вифлееме, Иерихоне и Хевроне.
Палестинской стороне оказывается содействие по линии Минобрнауки России. В 2022/23 учебном году в российских университетах обучались 567 граждан Государства Палестина, из них 281 – за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и 286 – на договорной основе. В соответствии с установленной Правительством Российской Федерации квотой на 2023/24 учебный год палестинцам выделено 155 стипендий.
Между Россией и Палестиной заключены межправительственные и межведомственные соглашения о сотрудничестве в области образования (
(по состоянию на апрель 2024 года)
ГОСУДАРСТВО ПАЛЕСТИНА
Палестина – государство, находящееся в процессе создания. Должно быть образовано на территории Западного берега реки Иордан (ЗБРИ) и сектора Газа в результате палестино-израильских переговоров по вопросам окончательного статуса палестинских территорий.
История. 29 ноября 1947 г. Генассамблея ООН приняла резолюцию № 181 о разделе подмандатной Палестины (находилась под управлением Великобритании) на два государства – еврейское (14,1 тыс.км²) и арабское (11,1 тыс.км²). Иерусалиму с окрестностями должен был быть предоставлен особый статус под управлением ООН. Однако арабы данное решение отвергли, отказавшись признать еврейское государство (Израиль). Арабское государство в Палестине так и не было создано.
Сразу после оглашения 14 мая 1948 г. Декларации независимости Государства Израиль началась первая арабо-израильская война (1948-1949 гг.), в результате которой около половины территорий, выделенных под арабское государство (а также Западный Иерусалим), были захвачены Израилем. Западный берег р. Иордан отошел Трансиордании, а сектор Газа – Египту, под управлением которых они оставались вплоть до Шестидневной войны 1967 года, завершившейся оккупацией этих земель Израилем.
В 1964 г. была создана Организация освобождения Палестины (ООП) как объединение различных палестинских движений и группировок с целью «устранения сионистского присутствия» в Палестине и обеспечения законных прав арабского населения Палестины на территориях бывшего британского протектората. При этом не исключались насильственные действия в интересах достижения объявленных целей.
15 ноября 1988 г. в Алжире на сессии Национального совета Палестины (высший совещательный орган ООП) состоялось провозглашение Государства Палестина. Декларация была поддержана рядом стран арабо-мусульманского мира, а также социалистического лагеря, включая СССР, несмотря на то, что провозглашенное государство не обладало реальным суверенитетом.
В 1993 г. ООП согласилась признать решения международного сообщества по урегулированию арабо-израильского конфликта (в частности, резолюции СБ ООН 242 и 338, предусматривающие освобождение оккупированных Израилем в 1967 г. арабских территорий), заявила об отказе от борьбы за уничтожение еврейского государства и признала право Израиля на существование и расширение его первоначальной территории за счет завоеваний, сделанных в ходе войны 1948-1949 гг. Израиль признал ООП партнером по переговорам.
Это заложило основу для начала мирного процесса, результатом которого должно было стать создание независимого палестинского государства с решением т.н. «вопросов окончательного статуса»: границы, беженцы, безопасность, водные ресурсы, статус Иерусалима.
В мае 1994 г. в соответствии с палестино-израильскими договоренностями об условиях введения палестинского самоуправления (т.н. «Соглашения Осло») и Временным соглашением о переходном периоде, подписанным в Вашингтоне в сентябре 1993 г., был создан палестинский орган управления – Палестинская национальная администрация (ПНА). С тех пор Палестина приобрела некоторые признаки государственности, хотя такие полномочия в той или иной степени распространялись лишь на 41% территорий ЗБРИ и около 96% Газы. Остальные палестинские земли, а также все воздушное пространство, территориальные воды и сухопутные границы ЗБРИ и сектора Газа (за исключением границы с Египтом и погранперехода Рафах на ней) находятся под полным израильским контролем.
29 ноября 2012 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию A/RES/67/19 о предоставлении Палестине статуса государства-наблюдателя при ООН, не являющегося ее членом (138 голосами «за», в т.ч. Россия, Китай, Франция, при 41 «воздержавшемся» и 9 «против», в т.ч. США, Израиль, Канада, Чехия). Это фактически означает, что ООН как глобальная международная организация признала Палестину в качестве государства. Генеральный секретарь ООН дал указание использовать название «Государство Палестина» во всех документах Организации и иных случаях, где это необходимо.
Территория – около 6 тыс. км²: ЗБРИ – 5,6 тыс. км², сектор Газа – 365 км² (на сегодняшний день – два изолированных друг от друга территориальных образования, граничащих с Израилем и по отдельности с Иорданией и Египтом соответственно). В административном отношении Палестина делится на 16 губернаторств (10 – на ЗБРИ, 5 – в секторе Газа, а также губернаторство Иерусалим). Губернаторы назначаются Президентом и в координации с мэриями и муниципалитетами выполняют в основном административно-хозяйственные функции.
Столицей должен стать Восточный Иерусалим. В 1967 г. Израиль оккупировал, а в 1980 г. аннексировал Восточную часть Иерусалима, провозгласив весь город своей «единой и неделимой столицей». В настоящее время функцию административного центра Палестины выполняет Рамалла, где сосредоточены все органы власти.
В силу продолжающейся оккупации и введенного Израилем в 2000 г. режима ограничений на передвижения ЗБРИ де-факто разделен на изолированные анклавы, сообщение между которыми контролируется многочисленными израильскими КПП. Сектор Газа после захвата в нем власти ХАМАС в 2007 г. находится в наземной, воздушной и морской блокаде со стороны израильтян.
По данным Центрального статистического бюро Палестины (ЦСБП) за 2023 г., численность населения достигла 5,48 млн человек (3,25 млн – на ЗБРИ и 2,23 млн – в секторе Газа). 42% населения Палестины являются беженцами. Доля городского населения составляла 76,7%, сельского – 13,3%.
Палестинская диаспора в мире насчитывает свыше 7 млн человек (в арабских странах проживают 6,4 млн, примерно 800 тыс. – в других государствах). Многие из них имеют официальный статус беженцев и перемещенных лиц или являются лицами без гражданства. Еще 1,7 млн чел. относятся к т.н. «израильским арабам» (обладают гражданством Израиля), которых ЦСБП также причисляет к палестинской диаспоре.
Национальная валюта отсутствует. Для финансовых расчетов используются израильский шекель, доллар США и иорданский динар.
Официальный язык – арабский, широко распространен английский, многие палестинцы владеют ивритом.
Образование – уровень образования на палестинских территориях один из самых высоких на Ближнем Востоке. Неграмотных – не более 2,2% населения.
Религия – более 98% населения составляют мусульмане-сунниты, около 1% – христиане (в основном православные и католики, большая часть которых проживает на ЗБРИ). Значительная часть христиан эмигрировала преимущественно в Латинскую Америку, а также в страны Европы и США.
Политические движения и партии представлены главным образом группировками, входящими в состав ООП: ФАТХ (аббревиатура полного названия «Движение за национальное освобождение Палестины»; де-факто правящая партия на ЗБРИ), Народный фронт освобождения Палестины (НФОП), Демократический фронт освобождения Палестины (ДФОП), «Народная партия» (бывшая Коммунистическая партия Палестины), «Национальная инициатива» и т.д. Политическими оппонентами ФАТХ выступают исламистские движения, прежде всего ХАМАС (аббревиатура полного названия «Движение исламского сопротивления»; де-факто контролирует сектор Газа) и «Исламский джихад» (как и ХАМАС не входит в ООП). Объединение разрозненных группировок и организаций на единой политической платформе – одна из основных задач внутрипалестинской повестки дня.
Главой Палестинской национальной администрации по итогам состоявшихся в январе 2005 г. выборов стал Махмуд Аббас (Абу Мазен). В январе 2013 г. должность главы ПНА была переименована в должность Президента Государства Палестина. С 2004 г. М.Аббас является также председателем Исполкома ООП, с 2006 г. – председателем движения ФАТХ. С 2005 г. выборы главы ПНА/Президента Палестины не проводились.
Законодательный орган власти – Палестинский законодательный совет (ПЗС). 22 декабря 2018 г. Конституционный суд Палестины принял решение о роспуске ПЗС.
Функции исполнительной власти в соответствии с Основным законом разделены между президентом Палестины и правительством.
Всеобщие выборы в Палестине. 15 января 2021 г. президент Палестины М.Аббас назначил даты проведения в стране всеобщих выборов, которые должны были пройти в три этапа. Однако в апреле 2021 г. это решение было отменено из-за отсутствия возможности организации выборов в В.Иерусалиме.
В 2007-2014 гг. в Палестине фактически существовало два правительства: международно-признанное в Рамалле и «хамасовское» в Газе. С 2024 г. кабинет министров возглавляет М.Мустафа.
Силовые структуры. Согласно палестино-израильским договоренностям, Палестина получила право создать неармейские подразделения численностью не более 30 тыс. человек. Основные из этих служб – МВД, в которое входят Генеральная дирекция полиции, Служба превентивной безопасности, Служба гражданской обороны и налоговая полиция; Служба общей разведки; Силы национальной безопасности (внутренние войска, условный аналог минобороны), включая Президентскую гвардию в качестве самостоятельного управления.
Экономика. В Палестине развиты сельское хозяйство, рыболовство, туризм, легкая, строительная и пищевая промышленность. 62% населения заняты в непроизводственной сфере.
Главный источник бюджетных поступлений – внешнее донорское содействие. Основные доноры – США, Евросоюз, государства ССАГПЗ. С 1994 по 2020 г., по данным ОЭСР, международная помощь различным палестинским учреждениям составила 40 млрд долл. США, из которых 35,4% пришлось на вливание непосредственно в бюджет ПНА. В последние годы объем донорской помощи сокращается. Так, в 2021 г. прямые взносы в палестинский бюджет составили 441 млн долл. США, в 2022 г. – ок. 250 млн долл. США.
Другой канал пополнения госказны – поступления от таможенных и налоговых сборов, взимаемых Израилем от имени палестинского руководства в соответствии с соглашениями Осло (в 2022 г. – в среднем 190 млн дол. США ежемесячно, что формировало более половины общего бюджета).
Факторами, влияющими на палестинскую экономику, являются сохраняемые израильскими оккупационными властями ограничения на передвижение людей и товаров на палестинских территориях, традиционная зависимость от экспорта в Израиль (до 90% производимых товаров), а также отсутствие у палестинских властей собственных органов пограничного контроля и, как следствие, невозможность самостоятельной организации внешнеэкономических связей.
Все это является причиной глубокого структурного кризиса в палестинской экономике – в последние годы на ЗБРИ и в секторе Газа наблюдалось сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства.
В практическом плане хозяйствующим субъектам в Палестине препятствуют такие создаваемые Израилем барьеры, как разделительная стена, зоны безопасности в районе поселенческих блоков, полосы отчуждения рядом с военными объектами. В результате палестинцы лишены доступа примерно к 50% территории Западного берега и его ресурсов, в т.ч. к большей части наиболее благоприятной в сельскохозяйственном отношении долины р. Иордан.
Еще более драматичная ситуация сложилась в Газе. В ходе проведения Израилем военных операций в анклаве летом 2014 г., весной 2021 г. и осенью 2023 г. – весной 2024 г. последний получил значительный ущерб.
ВВП Палестины в «довоенном» 2022 г. составлял 19,11 млрд долл. США. Рост экономики в 2022 г. составил 3,6%, что отражало относительно успешное постковидное восстановление. В 2023 г. вследствие эскалации палестино-израильского конфликта ВВП сократился на 6,2% (прогнозировался рост в 2,5-3%) до ок. 18 млрд долл. США. В 4 квартале 2023 г. (после начала масштабных военных действий) ВВП сократился на 33% (в секторе Газа – на 80%, на ЗБРИ – на 22%).
Уровень безработицы в Палестине высок и на конец 2023 г. в среднем составлял 46% (74% в секторе Газа и 29% на ЗБРИ).
Военно-политическая обстановка резко обострилась в октябре 2023 г. В ответ на нападение ХАМАС на приграничные с сектором Газа израильские населенные пункты 7 октября 2023 г. ВС Израиля начали операцию «Железные мечи». По палестинскому анклаву наносятся ракетные, бомбовые и артиллерийские удары. Израильской армией проводится масштабная наземная операция. С обеих сторон погибли тысячи людей.
Внешние связи. Палестинское руководство поддерживает активные политические контакты с большинством государств мира, главным образом в целях мобилизации международной поддержки палестино-израильского урегулирования и получения финансовой помощи. На данный момент Государство Палестина признают 140 из 193 стран-членов ООН.
После признания ООН Палестины в качестве государства в 2012 г. палестинцы активизировали шаги по присоединению к различного рода международным организациям, в первую очередь входящим в систему ООН.
Государство Палестина представлено в ряде международных организаций, объединений и союзов (в качестве председателя, члена, ассоциированного члена или наблюдателя), включая ЛАГ, ОИС, ЮНЕСКО, МУС, ОЗХО, «Группа 77 + Китай», Межпарламентский союз, Союз для Средиземноморья.
Российско-палестинские отношения установлены в конце ноября 1974 г. В 1976 г. в Москве было открыто представительство ООП (в 1990 г. преобразовано в посольство Палестины). СССР признал палестинскую государственность в 1988 г. В 1995 г. в Газе начало функционировать Представительство России при ПНА (в 2004 г. переведено в Рамаллу).
В 2011 г. в Иерихоне открыт Российский музейно-парковый комплекс, находящийся в ведении Госзагрансобственности.
С 2012 г. в Вифлееме функционирует Российский центр науки и культуры.
Между Россией и Палестиной налажен активный политический диалог, в том числе на высшем уровне. Президент М.Аббас регулярно посещает Россию. Визиты в Палестину, в свою очередь, осуществляли Президенты Российской Федерации В.В.Путин (2007 г., 2012 г. и 2020 г.) и Д.А.Медведев (2011 г.). Последний посетил Палестину также в качестве Председателя Правительства Российской Федерации (2016 г.).
С палестинской стороны наблюдается интерес к двустороннему сотрудничеству с Россией по линии городов-побратимов. На данный момент таким форматом взаимодействия связаны г. Вифлеем и г. Владимир, а с гг. Санкт-Петербург и Суздаль у вифлеемской мэрии подписаны договоры о сотрудничестве. В 2018 г. побратимские связи были установлены между городами Бирзейт и Владимир. Прорабатывается вопрос о заключении аналогичных соглашений между гг. Хальхуль и Дербент, гг.Иерихон и Белгород.
В 2015 г. было подписано соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Палестина о создании Межправительственной Российско-Палестинской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК). Последнее, 4-е заседание МПК состоялось 20-22 ноября 2019 г. в Москве.
23 января 2020 г. в ходе визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Палестину было подписано межправительственное соглашение о безвизовых поездках владельцев дипломатических паспортов.
По линии Минобрнауки России в 2023 г. было выделено 155 государственных стипендий для обучения палестинцев в российских вузах (квота использована полностью).
(по состоянию на апрель 2024 года)
Горячая линия

- +972 2 240-09-70
+972 59 941-89-22
Загранучреждения МИД РФ
- Представительство Российской Федерации при Палестинской национальной администрации в Рамалле
- Консульский отдел Представительства России при Палестинской национальной администрации в Рамалле
Представительство Российской Федерации при Палестинской национальной администрации в Рамалле
- Адрес :
-
Gemzo Suites, 11, al-Mubadeen st., Al-Bireh, Ramallah, Palestine
Представитель - БУАЧИДЗЕ Гоча Леванович
Советник - ФАЕЗОВ Алексей Александрович
- Телефон :
+972 2 240-09-70
- Горячая линия :
+972 2 240-09-70
+972 59 941-89-22- Факс
+972 2 240-09-71, +972 8 283-88-81
- Web
Консульский отдел Представительства России при Палестинской национальной администрации в Рамалле
- Адрес :
-
Gemzo Suites, 11, al-Mubadeen st., Al-Bireh, Ramallah, Palestine
Заведующий консульским отделом - ГРАНОВСКИЙ Герман Аркадьевич
- Телефон :
+972 2 240-09-72
+972 8 283-88-81 - Консульский пункт в Газе
- Факс
+972 2 240-10-81
Представительства в РФ
Посольство Палестины в России (Москва)
- Адрес:
-
119034, г. Москва, Кропоткинский пер., 26
- Телефон:
+7 495 637-43-40
+7 495 637-36-82- Факс
+7 495 637-21-95