Республика Польша
Ответы посла России в Польше С.В.Андреева на вопросы российского информационного портала News.ru (направлены 8 февраля 2021 г., опубликованы 9 февраля 2021 г.)
Отношения России с Польшей остаются одними из самых сложных. Можно ли говорить о позитивной динамике в отдельных аспектах отношений, и если да, то в каких?
В российско-польских отношениях никаких изменений к лучшему не происходит.
С нашей стороны препятствий для этого нет – мы не видим таких реально неразрешимых проблем, которые не позволяли бы России и Польше поддерживать, конечно, не дружественные (об этом в нынешней ситуации, понятное дело, речь не идëт), но хотя бы более или менее нормальные отношения – было бы желание.
Но как раз такого желания, политической воли к постепенной нормализации отношений мы у наших польских соседей и не видим. Напротив, польские власти делают откровенную ставку на конфронтацию с Россией и в таком же духе стремятся настраивать своих союзников по ЕС и НАТО.
Практически в ежедневном режиме мы слышим от польских официальных лиц публичные обвинения по самым разным поводам – о российской «военной угрозе», дезинформации, «гибридной войне», энергетическом «закабалении», ответственности за «смоленскую» авиакатастрофу 2010 г., «агрессии» против Украины, вмешательстве в польскую внутреннюю политику и стремлении ввергнуть еë в состояние хаоса и т.д.
В ведущих польских СМИ не прекращается массированная антироссийская кампания под лозунгом: «О России – или плохо, или ничего».
Усиленно переписывается история – Россия представляется как главный источник чуть ли не всех польских бед, на СССР возлагается равная с нацистской Германией ответственность за Вторую мировую войну, освобождение Польши Советским Союзом отрицается и трактуется как замена немецкой оккупации на советскую, на основании т.наз. «закона о декоммунизации» продолжается ликвидация памятников советским воинам-освободителям, регулярно подвергаются осквернению советские воинские захоронения на территории Польши.
Мы считаем, что так быть не должно, но это не наш выбор. Мы хотели бы иметь с Польшей нормальные, добрососедские отношения, но нам они в конце концов нужны не больше, чем другой стороне.
Как Вы оцениваете работу польской стороны по уходу за кладбищами российских и советских воинов на еë территории?
В Польше находится свыше 650 советских воинских захоронений периода Второй мировой войны и свыше тысячи российских – времён Первой мировой. По российско-польскому межправительственному соглашению 1994 г. о захоронениях и местах памяти жертв войны и репрессий ответственность за их содержание в надлежащем порядке несёт польская сторона. Средства на эти цели из польского госбюджета выделяются, но их хватает – и то не всегда – только на текущий уход. Посольство и наши генконсульства в Польше стремятся по мере возможности следить за состоянием советских и российских воинских захоронений – за многими из них местными властями и населением обеспечивается хороший уход, но нередко бывает, что и мы, и неравнодушные польские граждане обращаем внимание на то, что захоронения требуют приведения в надлежащий порядок.
Отдельная тема – проведение серьёзного ремонта на наших воинских захоронениях, когда в связи с их обветшанием возникает такая необходимость. Выделяемых польской стороной средств на это не хватает, и проведение таких работ на добровольной основе из своего госбюджета финансирует Россия. Объëм выделяемых ею на эти цели средств в 2-3 раза больше, чем выделяет на уход за советскими и российскими воинскими захоронениями польская сторона. В год как правило ремонтируются 3-4 объекта, находящиеся в наиболее неблагоприятном состоянии.
На проведение таких работ требуется согласие властей польских воеводств (регионов), на территории которых находятся ремонтируемые объекты. До прошлого года проблем с этим не возникало. Но в 2020 г. процедура выдачи разрешений на проведение ремонта в ряде воеводств затянулась, а в Западно-Поморском воеводстве согласие на эти работы и вовсе не дали. В результате впервые из 4 запланированных объектов был отремонтирован полностью только 1 и ещё 1 – частично, выделенные российской стороной на эти цели средства были освоены менее чем на 20%.
Польша часто попадает в российские новости из-за демонтажа памятников советским солдатам. Пыталось ли посольство РФ убедить Варшаву не идти на такие шаги, как продвигается диалог по данной теме?
Польская сторона кардинально пересмотрела своë отношение к памятникам советским воинам, освобождавшим Польшу от гитлеровской оккупации, весной 2014 г. – после обострения украинского кризиса и резкого ухудшения наших двусторонних отношений и в целом отношений России с Западом.
В течение 20 лет после подписания в 1994 г. межправительственного соглашения о захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий Варшава не ставила под сомнение, что оно относится как к захоронениям, так и к памятникам советским воинам-освободителям. Однако в 2014-2015 гг. – ещё при либеральном правительстве партии «Гражданская платформа» и Польской крестьянской партии – нам было заявлено, что право на охрану в Польше имеют только воинские кладбища, а советские памятники вне кладбищ – это-де «символические» объекты (такого понятия в соглашении 1994 г. вообще нет), и символизируют они не освобождение Польши, а послевоенную «советскую оккупацию». С тех пор снос памятников советским воинам был поставлен на поток.
Уже при нынешнем правительстве партии «Право и справедливость» (ПиС) в 2017 г. были приняты поправки к закону о запрете пропаганды коммунизма и иного тоталитарного строя (т.наз. «закон о декоммунизации»), предписывавшие устранение из публичного пространства всех памятников, «пропагандирующих коммунизм». Прямо про советские памятники в законе не говорится, но по факту они зачислены в эту категорию и сносятся теперь «на законном основании».
В 1997 г. наше посольство и польский Совет охраны памяти борьбы и мученичества составили список памятников советским воинам-освободителям в Польше вне территории захоронений – в нëм значился 561 объект. По итогам проверки, проведённой посольством и генконсульствами России в 2020 г., из них пока нетронутыми остаётся всего лишь несколько больше 100.
Диалог на эту тему с польскими властями у нас категорически не складывается. Наши аргументы о том, что ставить под сомнение не просто освобождение, а спасение Польши и поляков Красной Армией от нацистского уничтожения – и антиисторично, и кощунственно, что «война с памятниками» – это грубое нарушение и соглашения 1994 г., и нашего межгосударственного договора 1992 г., польские власти просто игнорируют: мол, у нас своë видение истории и своя трактовка соглашений с Россией.
Понятно, что как-то повлиять на их действия в такой ситуации мы не можем, но и от своей исторической правды не отступимся, и об оскорблении памяти советских воинов-освободителей будем напоминать польской стороне всякий раз, когда она по своему обыкновению будет предъявлять нам очередные «исторические» претензии.
Расскажите, пожалуйста, о кампании по вывозу россиян из-за границы в прошлом году. Сколько наших граждан вернулись домой из Польши на вывозных рейсах? Что было самым сложным с организационной точки зрения? Повлияли ли на кампанию непростые политические отношения между Россией и Польшей?
Российские власти вскоре после прекращения регулярного пассажирского сообщения между Россией и Польшей в марте 2020 г. организовали три вывозных авиарейса для российских граждан из Варшавы в Москву, которыми возвратились на Родину 200 наших соотечественников.
В дальнейшем у российских граждан, находившихся в Польше, сохранялась возможность вернуться в Россию на автомобильном транспорте транзитом через территорию Белоруссии и через российско-польскую границу в Калининградскую область, а оттуда – авиарейсами в другие российские регионы.
Посольство на постоянной основе консультировало наших граждан по вопросам возвращения на Родину, помогало разрешать текущие проблемы, которые у них возникали во время пребывания в Польше в условиях ограничений, связанных с эпидемией.
Никаких затруднений со стороны польских властей при проведении этой работы мы не встречали, взаимодействие с ними строилось в нормальном, деловом ключе.
Как относятся к России и россиянам простые поляки? Можно ли сказать, что их точка зрения совпадает с установками руководства страны? Сталкиваются ли российские граждане в Польше с дискриминацией?
Как правило в бытовом общении между россиянами и поляками проблем не возникает, проявления открытой враждебности или дискриминации по отношению к гражданам России случаются редко. Однако если речь заходит о политике или истории отношений между нашими странами, большинство поляков, как свидетельствуют опросы, относятся к России с предубеждением, восприимчивы к тем негативным представлениям о ней, которые им навязывают политические, общественные и академические элиты, ведущие СМИ. В этом плане нам не следует питать каких-то иллюзий: в ситуации политического выбора большинство польских граждан скорее всего сделают его не в пользу России.
Как бы Вы охарактеризовали торгово-экономическое взаимодействие наших государств? Насколько сильно на него повлияли санкции?
Объëм торговли между Россией и Польшей по сравнению с «пиковым» 2013 г. сократился примерно вдвое. Сказались, конечно, и санкции и наши ответные меры, но в большей степени – всë же неблагоприятная международная конъюнктура. Тем не менее Польша остаётся в десятке наших ведущих торговых партнёров, а польские компании, закрепившиеся на российском рынке, с него не уходят.
В прошлом году исполнилось 10 лет с момента авиакатастрофы Ту - 154 под Смоленском. Почему, на Ваш взгляд, Москва и Варшава до сих пор не могут сойтись на одной версии произошедшего? Можно ли говорить о том, что после этой трагедии отношения наших стран ещë больше испортились?
После этой трагедии был короткий период, когда Россию и Польшу сблизили взаимное сопереживание и сочувствие. Российские власти в тесном контакте с польскими коллегами сделали всë возможное, чтобы в кратчайшие сроки провести необходимые процедуры, связанные с опознанием (насколько это было возможно в тех условиях) и передачей останков погибших польской стороне для погребения, а затем досконально разобраться в причинах и обстоятельствах катастрофы. Уполномоченные авиационные органы сторон – наш Межгосударственный авиационный комитет (МАК) и польская комиссия во главе с министром внутренних дел Е.Миллером – в 2011 г. обнародовали свои доклады, которые не во всëм совпадали, но в качестве главных причин происшедшего указывали ошибки экипажа в трудных погодных условиях.
Однако уже тогда смоленская авиакатастрофа стала поводом для различного рода политизированных домыслов, спекуляций, конспирологических теорий. Ещё до прихода к власти в Польше партии ПиС, одним из лидеров которой был погибший под Смоленском президент Польши Л.Качиньский, польская прокуратура свыше 5 лет затягивала расследование дела об авиакатастрофе, хотя еë причины были давно выяснены в докладах МАК и «комиссии Миллера». А когда в конце 2015 г. правящей партией стала ПиС, расследование в Польше фактически началось заново и по линии прокуратуры, и по линии авиационных властей – для этого была создана специальная подкомиссия, которую курировал, а потом возглавил тогдашний министр обороны Польши А.Мачеревич.
И вот прошло ещё 5 с лишним лет. Подкомиссия Мачеревича утверждает, что причиной авиакатастрофы были взрывы на борту самолёта, но убедительных доказательств представить не может, и даже в Польше в эту версию, похоже, мало кто верит. Польская прокуратура версию о взрывах не комментирует, но предъявила обвинения в «умышленном доведении до катастрофы» российским авиадиспетчерам, работавшим на смоленском аэродроме во время трагедии.
Со всеми новыми версиями, которые выдвигали и продолжают выдвигать польские власти, тщательно разбирается наш Следственный комитет, который в этой связи также не прекращает своë расследование дела о катастрофе. Объективного подтверждения эти версии не находят. Пока же в России не завершены все процессуальные действия по данному делу, останки разбившегося самолёта в соответствии с российским законодательством должны оставаться на территории нашей страны в распоряжении следствия и не могут быть возвращены польской стороне, как она на том настаивает. Впрочем, польские следователи, когда у них возникает такая необходимость, беспрепятственно получают доступ к останкам самолёта.
Причина же того, что в деле о смоленской катастрофе до сих пор не поставлена точка, состоит исключительно в его необоснованной и ненужной политизации польской стороной.
Если говорить о достижимых целях в российско-польских отношениях, то есть ли у Вас цель, добившись которой, Вы могли бы считать Вашу миссию в Варшаве однозначным успехом?
Задача посла в любых условиях – это прежде всего обеспечивать интересы своей страны. Насколько это получается – когда придëт время, оценит моë руководство. Оперировать такими категориями, как «однозначный успех», тем более в нынешних условиях, наверное, было бы неправильно. Дипломатия, как и политика, – это искусство возможного.