25.04.1612:37

Интервью Посла России в Македонии О.Н.Щербака газете «Нова Македония», опубликованное 23 апреля 2016 года

816-25-04-2016

  • en-GB1 ru-RU1

Вопрос: В последние годы Россия не раз официально выражала свою обеспокоенность в связи с непростой ситуацией в Македонии, поэтому факт появления 14 апреля с.г. комментария МИД России по поводу нового витка политического кризиса в нашей стране выглядит вполне закономерным. Поясните, пожалуйста, что именно побудило российскую сторону столь серьезно отреагировать на события в Македонии?

Ответ: Россия – неотъемлемая часть «большой Европы», и, естественно, заинтересована в укреплении мира и безопасности на Балканах, в т.ч. в Македонии. Любые попытки дестабилизировать обстановку в вашей стране, других государствах этого региона, где и без того накопилось немало сложных и взрывоопасных этно-конфессиональных и иных проблем, крайне деструктивны, чреваты неконтролируемой эскалацией напряженности и не могут не вызывать у нас обоснованной озабоченности. Важно также иметь в виду, что Россия является Постоянным членом Совета Безопасности ООН, и в качестве такового несет особую ответственность за сохранение международного мира и безопасности.

Вопрос: Некоторые аналитики намекают на то, что, судя по тексту комментария, Россия поддержала нынешнюю правящую коалицию, таким образом, дескать, определившись, на чьей она стороне во внутримакедонском политическом противостоянии. Как бы Вы могли прокомментировать подобные утверждения?

Ответ: Наибольший интерес нашей страны в Македонии, который мы не скрываем, – это сохранение мира, стабильности, суверенитета и территориальной целостности Республики Македонии, ее успешное развитие в интересах всех граждан. Россия открыта к самому тесному взаимодействию со всеми партиями, политическими лидерами, которые разделяют эти цели.

Мы выстраиваем наше сотрудничество с Македонией как страной, народом, если хотите. Такие дружественные отношения – вне конъюнктуры, они носят стратегический, долгосрочный характер. Ошибочно полагать, что Россия ангажирована на поддержку здесь какой-то одной политической силы. Подобные утверждения – не более, чем спекуляция. В действительности же в наших связях с Македонией мы твердо придерживаемся принципа взаимного уважения и равноправия, что априори означает уважительное отношение к законам вашей страны, к действиям и решениям ее руководства и легитимных властей. Напомню, что предыдущие выборы 2014 года, по итогам которых была сформирована законодательная и исполнительная власть в Македонии, за небольшими оговорками, были признаны многочисленными международными, в том числе и западными наблюдателями.

В России с глубокой симпатией относятся к народу Македонии, искренне желают ему мира и процветания. Именно поэтому мы призываем все политические силы к отказу от насилия и провоцирования напряженности, к конструктивному и ответственному диалогу для поиска путей урегулирования кризиса в рамках существующего конституционно-правового поля Македонии.

Долг всех политиков – бережно относиться к своей стране и ее народу. Верхом безрассудства являются шаги, разрушающие государство, порождающие антагонизм и раскол в обществе. Для Македонии с ее сложной социальной и этнической палитрой – это особенно опасно.

Вопрос: Одним из ключевых тезисов комментария МИД России является недопустимость задействования в Македонии «украинского сценария». Что имеется в виду в данном случае, в контексте Македонии?

Ответ: Вспомним, что происходило на Украине в феврале 2014 г. Радикально настроенные политические силы при мощной поддержке извне, манипулируя протестными настроениями граждан, грубо попрали Конституцию страны, ее законы и пошли по пути т.н «уличной демократии» с целью силового свержения легитимной, законно избранной власти. Изначальные (и по большей части, надо признать, справедливые) требования уважения гражданских прав, борьбы с коррупцией, обеспечение верховенства права, свободы СМИ под влиянием геополитической конъюнктуры и экстремистского крыла оппозиции быстро сменились лозунгами о победе «любой ценой», курсом на конфронтацию с властями и их сторонниками, органами правопорядка. В ход были пущены грязные информационные технологии, бойкот, шантаж, террор, провокации, угрозы внешних санкций против действующей власти, открытое запугивание и давление на всех инакомыслящих. Россия неоднократно предупреждала западных коллег об опасности таких действий, о разрушительных последствиях их вмешательства во внутренние дела Украины, призывала не допустить эскалации напряженности, жестко пресечь противоправные акции, контролировавшихся Западом политических радикалов. К сожалению, наши партнеры в Брюсселе и Вашингтоне проигнорировали эти предостережения, что лишь подтолкнуло экстремистов к еще более бескомпромиссным и агрессивным шагам.

Чем все это закончилось, мы все хорошо знаем. Так называемая «революция достоинства», осуществленная под лозунгами «борьбы за европейские ценности», привела богатую страну с 42-х миллионным населением к полному экономическому и финансовому краху, гражданской войне с многими тысячами жертв. Вместо обещанных свобод общество ныне ввергнуто в состояние глубокой нищеты, тотального разгула коррупции, правового беспредела, а некогда единый народ оказался поделенным на два лагеря непримиримых врагов. Под вопросом оказалась и сама государственность Украины: страна по существу утратила свой суверенитет и управляется в «ручном режиме» из Вашингтона и Брюсселя.

Полагаю, что вывод о том, насколько в нынешних политических событиях в Македонии просматриваются элементы «украинского сценария» должны сделать сами македонские граждане.

Вопрос: В комментарии МИД России также упомянуто о серьезной вовлеченности зарубежного фактора в процесс урегулирования внутриполитической ситуации в Македонии. Как Вы относитесь к столь плотному участию внешних сил в разрешении кризиса в нашей стране?

Ответ: Мы к этому относимся без всякого предубеждения. Констатируем, что наши западные коллеги, в частности ЕС и США, активно вовлечены во внутриполитические процессы в вашей стране. Разумеется, Македония как суверенное государство вправе сама выбирать партнеров для решения тех или иных проблем. В сложившейся ситуации представляется, однако, важным, чтобы иностранные посредники, даже будучи приглашенными исполнять эту роль, не выходили за рамки правил, принятых в цивилизованном международном общении, выполняли свою миссию честно, «без двойных стандартов» и ни в коем случае не пытались действовать от имени всего международного сообщества. Очевидно, что их задача предельно конкретна – способствовать достижению договоренностей, а не навязывать свою волю политическим субъектам Македонии по каким бы то ни было вопросам. В этом и должны состоять их функция и ответственность как посредников, но в конечном счете право решать судьбоносные для Македонии проблемы принадлежит только македонскому народу и его законным представителям. Попытки же внешнего давления, в том числе путем откровенной манипуляции гражданским движением могут привести к катастрофическим, непредсказуемым последствиям, как это не раз бывало в других странах, включая уже упоминавшуюся трагедию на Украине. Нельзя забывать, что отказ от вмешательства во внутренние дела суверенных государств – это один из важнейших принципов современного международного права, его нарушение неприемлемо и деструктивно. В этом смысле Македония не должна быть исключением.

Вопрос: Какое решение, на Ваш взгляд, могло бы в наибольшей степени отвечать интересам укрепления мира и стабильности в Македонии, прекращению затянувшегося кризиса в нашей стране?

Ответ: Македония неоднократно сталкивалась с тяжелыми, подчас драматическими вызовами в своей истории, и всегда достойно преодолевала их. Не сомневаюсь, что так будет и на сей раз. Решение должно быть принято самими гражданами Республики Македонии, в рамках Конституции, законов, правовой системы своей страны, и еще раз подчеркну – без какого-либо вмешательства извне. Главное, чтобы оно было найдено мирным путем, в рамках демократических институтов и процедур. Единственной легитимной развязкой в сложившейся ситуации нам видится скорейшее проведение парламентских выборов, в которых должны принять участие все граждане и политические силы, чувствующие ответственность за свою страну. Быть ответственным политиком и подлинным демократом, значит, прежде всего, уважать своих граждан, итоги их волеизъявления. Только так политики могут не на словах, а на деле продемонстрировать свою ответственность перед народом, своими потомками и перед многими поколениями предков, веками лелеявших мечту о собственном македонском государстве. Уверен, что эта ответственность станет тем мерилом, которое позволит гражданам сделать верный выбор.

Вопрос: Есть ли в России случаи, когда политики, подозреваемые в совершении серьезных преступлений, были помилованы, как это недавно сделал Президент Македонии Г.Иванов?

Ответ: Да, похожие, пусть и неидентичные, случаи помилования происходили в России. Скажем, в 1994 году парламент объявил политическую амнистию для всех лиц, обвинявшихся в попытке антиконституционного захвата власти в 1991 и 1993 годах . Амнистия сыграла исключительно позитивную роль в деле преодоления жесткого противостояния в обществе, восстановления общественного спокойствия и гражданского мира в нашей стране, переживавшей тогда один из самых трудных моментов своей истории. Кстати, в аналогичном по духу ключе действовал и первый «черный» президент ЮАР, лауреат Нобелевской премии мира Н.Мандела, заявивший в 1994 г. о прекращении судебных дел в отношении тысяч участников гражданской войны, что позволило стабилизировать ситуацию в стране и перейти к политике национального примирения и согласия.

 

Общие сведения

  • Флаг
  • Герб
  • Гимн
  • Двусторонние
    отношения
  • О стране

Горячая линия

+389 2 311-71-60
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж