Республика Молдова
Ответ официального представителя МИД России М.В.Захаровой на вопрос СМИ в связи с тем, что в Молдавии вышли учебники, где стороной приднестровского конфликта названа Россия
Вопрос: В Молдавии вышли учебники, в которых Россия названа стороной приднестровского конфликта. Как Вы могли бы прокомментировать это событие?
Ответ: Это можно было бы назвать невероятной глупостью, если бы это не была невероятная подлость, откровенная ложь и беззастенчивое искажение истории. Приведу объективные исторические факты.
Основной причиной возникновения в конце 1980-х - начале 1990-х гг. конфликта на берегах Днестра стали политические и социальные процессы, связанные с распадом СССР. В их числе было ущемление Кишиневом языковых и иных прав нетитульного населения Молдавии. Серьезное влияние на размежевание населения Приднестровья (русских, украинцев, молдаван и др.) и центральных властей в Кишиневе оказал провозглашенный национал-радикалами лозунг «исторического воссоединения» Молдавии с Румынией.
С самого начала приднестровского конфликта, который только в Приднестровье унес жизни 809 человек (молдавская сторона избегает раскрывать цифры своих потерь), Россия заняла активную позицию в поисках путей его урегулирования. Благодаря действиям ее 14-й армии была остановлена вооруженная фаза конфликта между Кишиневом и Тирасполем весной-летом 1992 года. Затем 21 июля 1992 года президенты России и Молдавии в присутствии представителей Приднестровья подписали Соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова». В июле 1992 года началась миротворческая операция, созданы Смешанные миротворческие силы из российского, приднестровского и молдавского контингентов, Объединенная контрольная комиссия, Объединенное военное командование, институт военных наблюдателей.
Реальные условия для урегулирования конфликта между Молдавией и Приднестровьем сложились спустя два года после окончания военных действий. 28 апреля 1994 года президент Молдовы и лидер Приднестровья в присутствии Полномочного представителя Президента России и главы Миссии СБСЕ в Молдавии подписали «Заявление руководителей Молдовы и Приднестровья», которое дало старт переговорному процессу. Изначально на переговорах обсуждалось невозобновление вооруженного противостояния и основы взаимоотношений между Тирасполем и Кишиневом.
8 мая 1997 года в Москве был подписан меморандум «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем». Тогда же в ответ на обращение Кишинева и Тирасполя Россия и Украина стали гарантами выполнения договоренностей. ОБСЕ отказалась от статуса гаранта и сохранила за собой статус посредника.
В ходе многолетнего переговорного процесса при активном участии России были разработаны и подписаны важные договоренности между Молдавией и Приднестровьем, которые были признаны не только сторонами, но и международным сообществом.
В феврале 2002 года на встрече представителей Приднестровья, России, Украины и ОБСЕ в Братиславе было принято решение создать «Постоянное совещание по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию». Молдавия присоединилась к этой инициативе в мае 2002 года. В 2005 году к «Постоянному совещанию» присоединились ЕС и США в качестве наблюдателей. Так сформировался формат «5+2». Он включил в себя пять участников процесса (Молдова и Приднестровье как стороны конфликта, Россия и Украина как гаранты и посредники, ОБСЕ как посредник) и двух наблюдателей (ЕС и США).
Одновременно Россия предпринимала собственные усилия по урегулированию. Их результатом в 2003 году стал парафированный сторонами «Меморандум об основных принципах государственного устройства объединенного государства» («Меморандум Козака»). Его подписание было сорвано молдавским руководством под политическим давлением наблюдателей – Вашингтона и Брюсселя.
Россия как посредник и гарант урегулирования последовательно стимулирует контакты между Кишиневом и Тирасполем. Регулярные поездки в регион и встречи с молдавским и приднестровским руководством осуществляли заместители Министра иностранных дел, послы по особым поручениям, курировавшие эту проблематику.
В 2011 году в Москве в два этапа в июле и сентябре прошли встречи формата «5+2», принявшие заявление участников о возобновлении работы «Постоянного совещания». Большое значение имели договоренности 2016-2017 гг. по «малым шагам» урегулирования, получившие названия «Берлин» и «Берлин плюс».
Сегодня, к сожалению, процесс приднестровского урегулирования находится в глубоком кризисе. Серьезные расхождения в позициях сторон, возвращение Кишинева к попыткам финансово-экономического давления на Приднестровье, а также украинский кризис не позволили провести с октября 2019 года ни одной встречи формата «5+2».
Позиция России в отношении решения приднестровской проблемы остается неизменной. Как гарант и посредник видим свою миссию, прежде всего, в поддержании мира и предсказуемости на левобережье Днестра. Выступаем в пользу нормализации диалога между Кишиневом и Тирасполем, соблюдение ими ранее достигнутых договоренностей. Финальной точкой должна стать выработка самими сторонами, разумеется, при содействии посредников, формулы жизнеспособного всеобъемлющего урегулирования.