Республика Молдова
ИНТЕРВЬЮ ПОСЛА РОССИИ В МОЛДАВИИ П.Ф.ПЕТРОВСКОГО, ОПУБЛИКОВАННОЕ В ГАЗЕТЕ «КИШИНЕВСКИЕ НОВОСТИ» 1 АВГУСТА 2003 ГОДА ПОД ЗАГОЛОВКОМ «В МОЛДОВЕ ПЛАНИРУЕТСЯ ОТКРЫВАТЬ ПОСТПРЕДСТВА РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ»
Наш собеседник - Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Молдове Павел ПЕТРОВСКИЙ.
Вопрос: Павел Федорович, три с половиной года назад вы сказали, что не увидели в Молдове деловых людей, кроме представителей компаний «Газпрома» и «Лукойла». Насколько изменилась эта ситуация? Какой экономический проект, по-вашему мнению, особенно ярко отражает динамику молдавско-российского сотрудничества?
Ответ: Приехав в Молдову, я действительно увидел здесь лишь эти два гиганта да представителей среднего и малого российского бизнеса, пытавшихся работать в винодельческой сфере. Теперь ситуация иная. Особенно резко изменилась она в течение 2002 года. В частности, были сделаны успешные попытки с помощью российского капитала оживить молдавские предприятия военно-промышленного комплекса, которые до 90-го года имели для республики большое значение. И тут самый яркий пример – приобретение российским заводом «Салют» акций «Топаза». На днях прозвучала информация о том, что объем производства на «Топазе» увеличился в десять раз. Это подтвердили и данные «Салюта», который, кстати, намерен продолжать вложение средств в молдавскую промышленность. Им планируется создание единого производственного цикла поставок комплектующих деталей для авиадвигателей. С руководством республики уже согласовано приобретение «Салютом» акций Бендерского завода «Прибор». Возможно, скоро этот список пополнят еще два кишиневских предприятия.
Знаковым событием стал и выход на молдавский винодельческий рынок одной из крупнейших российских компаний – Торговый дом «Арома». Как известно, им приобретено 100% акций кишиневского комбината игристых вин «Vismos», согласован вопрос о приватизации приднестровского винзавода «Букет Молдавии». Еще пример – реализация такого серьезнейшего проекта, как завершение строительства нефтеналивного терминала и грузопассажирского порта в Джурджулештах. Буквально на днях на уровне правительства России был определен стратегический инвестор – ЗАО «С», владеющее 80% акций Азовского морского порта. Это акционерное общество и профинансирует данные работы.
К сожалению, на уровне руководителей среднего звена, решающих в Молдове вопросы приватизации, еще приходится сталкиваться с некоторым непониманием значения прихода в республику иностранных инвестиций. Когда заходит речь об успешно действующем предприятии, эти чиновники вдруг заявляют: "Мы его не продаем, вот если дойдет дело до банкротства, тогда другое дело". Хотя понятно, что от вложения российского капитала в молдавскую промышленность выигрывают все. Как ясно и то, что завтра у государства может не оказаться достаточных средств для стимулирования дальнейшего роста производства на пока благополучном предприятии. Такой «близорукий» подход к инвестициям совсем небезобиден.
Вопрос: В июне в Бухаресте открылся Румынско-российский деловой центр для налаживания двусторонних экономических связей. Планируется ли появление такого центра в Кишиневе?
Ответ: В Бухаресте его открытие было вполне логичным, ведь румынские и российские бизнесмены начинают выстраивать свои контакты чуть ли не с нуля. Здесь же ситуация иная, у Молдовы с Россией вековые связи, в том числе деловые. Многие партнеры давно и прекрасно знают друг друга, часто встречаются.
Вопрос: А открытие в Кишиневе Торгового дома Москвы не снято с повестки?
Ответ: Нет. Более того, я думаю, что этот вопрос решится в ближайшем будущем. По крайней мере московское руководство в этом серьезно заинтересовано, и Юрий Лужков уже окончательно определился с помещением - это бывшее здание общества «Знание» на улице Букурешть.
А вместо большого делового центра сейчас актуальнее открывать в Молдове представительства российских регионов, которые помогли бы наладить прагматичное, реальное сотрудничество молдавских бизнесменов с коллегами из различных областей нашей страны. Думаю, эту идею поможет воплотить запланированная в ходе визита Сергея Миронова на октябрь встреча в Кишиневе с несколькими российскими губернаторами. Среди них – главы регионов, имеющих большой экономический потенциал и уже наладивших связи с Молдовой, например, губернаторы Московской, Орловской, Свердловской, Курской областей.
Вопрос: Насколько реальной видится вам перспектива вхождения Молдовы в ЕврАзЭС в качестве полноправного члена, а не наблюдателя?
Ответ: Я уверен, что для республики это полноправное членство очень важно. Известны последовательные интеграционные шаги России, Украины, Белоруссии и Казахстана по созданию единого экономического пространства. Ясно, что выстраиваться оно будет на основе ЕврАзЭС. За восемь лет существования данного сообщества удалось договориться о многом, что сегодня подразумевается под единым экономическим пространством. А подразумевается тут свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Учитывая, что идет в этом направлении и соседняя Украина, также пребывающая пока в ЕврАзЭС в качестве наблюдателя, Молдове, как говорится, сам Бог велел подумать о повышении там своего статуса. Что же касается отсутствия единой границы с Россией, теперь, с осуществлением джурджулештского проекта, у Молдовы и России появится единая «водная» граница.
Вопрос: Что особо отличает нынешний этап в урегулировании приднестровского конфликта?
Ответ: Ощутимый прогресс в переговорном процессе сегодня очевиден, хотя позиции сторон еще концептуально разнятся. Думаю, для Молдовы сегодня главное сохранить суть своевременной, продуманной инициативы президента Воронина, задавшей тон всему нынешнему этапу урегулирования. Не стоит пытаться быстрее прийти к согласию в формулировке – договорную или ассиметричную федерацию предполагается строить. Главное – выработать основные положения новой Конституции, а потом уже думать над названием будущего государства. То есть, сначала следует родить ребенка, а потом ломать голову над именем для него. Как известно, Россия выступает за суверенную Молдову, где Приднестровье будет обладать особым гарантированным статусом. И сегодня Тирасполь должен вписать в Конституцию те 3-4 основные положения, которые более всего его волнуют. На этом этапе особенно важно продумать не столько политические и военные, сколько юридические гарантии. На что имеет право одна сторона, если другая станет нарушать Конституцию? Что же касается разговоров по поводу военно-гарантийного обеспечения политического урегулирования, на сей счет 18 июля четко высказался официальный представитель российского МИДа. Он напомнил, что в Стамбульском документе 1999 года о миротворческой операции в Приднестровье говорится в совершенно отдельном абзаце. В нем подчеркивается успешное функционирование данного миротворческого формата. Ведь тот факт, что с 92-го года в регионе не погиб ни один миротворец, говорит о многом. Когда же будет достигнуто политическое урегулирование, придет время искать новую форму его военной гарантии. А пока оно не достигнуто, нельзя ломать нынешний формат – работу совместной Конституционной комиссии, Объединенной контрольной комиссии, совместных миротворческих сил.
Вопрос: Несмотря на подписание Базового договора между нашими странами активно дебатируется тезис о том, что Россия уходит из Молдовы...
Ответ: Я думаю, все разговоры об уходе России беспочвенны. Лучшее тому доказательство - не политические декларации, а расширение экономической базы нашего сотрудничества, приход в Молдову серьезного российского капитала, в том числе – в Левобережье.
Вопрос: Что предположительно будет отличать нынешнее участие живущих в Молдове граждан России в предстоящих выборах в Госдуму?
Ответ: Вероятнее всего - значительно больший интерес к ним российских партий. По нашим данным, сегодня в Молдове проживает 78 тысяч российских граждан, из них около 70 тысяч – на Левом берегу. Попасть в Госдуму все сложнее, и к этим цифрам российские политики относятся весьма серьезно. Радует, что особый интерес тут проявляют партии центристского толка, а не известные радикальные силы. Одно можно сказать точно: борьба за голоса живущих в Молдове россиян будет напряженной и интересной.
Вопрос: На одном из своих первых брифингов вы говорили о важности «хоть малого единства» среди живущих в республике российских соотечественников. Какой вам тут видится нынешняя ситуация?
Ответ: Откровенно говоря, добиться этого единства или даже относительной сплоченности не удалось, причем, на обоих берегах Днестра. Наверное, все же правы те, кто утверждает, что русских сплачивают общие проблемы, общая беда. В начале 90-х, когда звучал лозунг «Чемодан-вокзал-Россия», русскоязычное население Молдовы сходу создавало свои организации, выдвигало лидеров. Теперь же, когда острая борьба позади, когда нужно спокойно, целенаправленно выстраивать работу общин, прежние лидеры не могут уйти от своей политизированности, от разъединяющих их непомерных амбиций.
В Левобережье на этой почве глава Союза русских общин протоиерей Дионисий был вынужден на днях объявить о своей отставке. Хотя большинство тех организаций считают такой шаг неверным и намерены поддержать своего лидера, не допустить окончательного раскола в союзе.
В такой ситуации, я думаю, российским соотечественникам в Молдове нужно искать объединительную идею, ориентируясь не столько на общественные организации, сколько на такие очаги духовности, культуры, как русские школы, вузовские кафедры русского языка и литературы, театр имени Чехова, музей Пушкина и его филиал в Долне, церковь. Им и следует помогать в первую очередь, сплачивая вокруг них соотечественников.
Особым адресом тут, конечно, станет Русский центр науки и культуры. Процесс его создания в республике продвигается очень активно. Есть поддержка со стороны администрации президента В.Путина, нового спецуправления МИДа по работе с соотечественниками, которое возглавляет первый заместитель министра Элеонора Митрофанова.
Вопрос: А как вы относитесь к созданию политической партии по этническому принципу?
Ответ: Формирование подобной русской или славянской организации принесет лишь вред. Уверен, что если такая идея будет продвигаться в Молдове, то исключительно в интересах 2-3 человек, которые станут удовлетворять все те же свои амбиции, да «выбивать» себе у России еще одну награду.
Вопрос: Павел Федорович, а насколько реально, по-вашему мнению, повышение статуса русского языка в Молдове в сегодняшних условиях?
Ответ: Об этом вполне внятно, логично и последовательно сказано в опубликованной на днях для всенародного обсуждения Концепции национальной политики. А главное, языковой вопрос четко обозначен в программе реинтеграции страны, где говорится о повышении статуса русского языка до уровня официального. Хочу подчеркнуть, что разница между терминами «официальный» и «государственный» на практике других стран СНГ не просматривается.
Сегодня понятно всем, что приднестровское урегулирование без параллельного решения языкового вопроса нереально в принципе. Ведь именно он способствовал расколу страны в начале 90-х. Что касается отдельного рассмотрения вопроса повышения статуса русского языка вне приднестровской проблематики, я думаю, это было бы несвоевременно. Такой ход будет оправдан, если переговорный процесс зайдет в тупик. Но хочется верить, что этого не произойдет.