4.10.2116:17

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Арабской Республики Египет С.Шукри по итогам переговоров, Москва, 4 октября 2021 года

1967-04-10-2021

  • en-GB1 ru-RU1

Добрый день!

Провели хорошие переговоры. У нас обоюдное удовлетворение высоким уровнем и качеством двусторонних отношений. Они успешно и поступательно развиваются в соответствии с Договором о всестороннем партнёрстве и стратегическом сотрудничестве, подписанным Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Президентом Арабской Республики Египет А.Сиси и вступившим в силу в январе нынешнего года. Заинтересованы наращивать многостороннее взаимодействие во всех областях. Подчеркнули важность активной совместной работы по линии всех заинтересованных министерств и ведомств, включая и внешнеполитические ведомства. Приветствовали диалог между министерствами обороны, советами безопасности двух стран. Хорошо зарекомендовал себя такой формат, как регулярные встречи министров иностранных дел и обороны («2+2»). Договорились готовить очередную такую встречу в начале следующего года.

Весьма поступательно развиваются торгово-экономические связи. Несмотря на некоторое сокращение товарооборота в прошлом году, в начале нынешнего года поступательная тенденция возобновилась. Едины в том, что восстановлению позитивной динамики будет способствовать возобновление в августе нынешнего года полноценного авиасообщения между российскими городами и красноморскими курортами Египта.

Говорили о значении крупных, совместных инвестиционных проектов. Это и сооружение атомной электростанции «Эль-Дабаа», и создание российской промышленной зоны в Египте. Ключевую роль в расширении деловой кооперации играет Совместная двусторонняя комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В июне этого года состоялось её очередное заседание, где сопредседатели – а это министры промышленности и торговли – наметили конкретные пути углубления нашего взаимодействия и расширения товарооборота.

Много говорили по целому ряду актуальных проблем современности. Наши страны выступают за центральную роль ООН, за необходимость руководствоваться нормами международного права при урегулировании существующих кризисов и конфликтов, в т.ч. на Ближнем Востоке и Африканском континенте. Договорились продолжать тесное взаимодействие по всем вопросам повестки дня ООН и других многосторонних форумов.

Обменялись мнениями о ситуации в Ливии и о том, как внешние игроки, включая Египет и Россию, могут помочь реализации договоренностей, достигнутых год назад в Женеве и, в т.ч. подготовиться к намеченным на 24 декабря общенациональным выборам. Отметили, что для успешной организации электорального процесса необходимо закрепление законодательной базы и дальнейшая работа по объединению государственных органов, воссозданию единых вооруженных сил.

Затронули тему вывода всех неливийских вооруженных групп и воинских подразделений из страны. У нас позиция ясная: эта мера должна осуществляться поэтапно и синхронизировано по времени, чтобы избежать риска нарушения существующего баланса сил, благодаря которому в Ливии уже больше года поддерживается перемирие.

Подтвердили важную роль миссии ООН по поддержке в Ливии в продвижении процесса ливийского урегулирования и в обеспечении роли международного сообщества «на земле».

Достаточно подробно говорили о вопросах политического урегулирования в Сирии на основе резолюции 2254 СБ ООН. Подчеркнули необходимость сохранения единства, территориальной целостности, суверенитета Сирийской Арабской Республики (САР), недопустимости потакания сепаратистским тенденциям. Отметили, что особое значение на нынешнем этапе имеет оказание сирийцам эффективной помощи в преодолении последствий многолетнего вооруженного конфликта. Выступили против попыток политизировать вопросы оказания гуманитарного содействия, включая помощь в скорейшем возвращении в свои дома беженцев и внутренне перемещенных лиц.

У нас единая позиция в отношении безальтернативности двухгосударственного принципа урегулирования палестино-израильского конфликта на общепризнанной международно-правовой основе. Исходим из того, что комплексное решение всех вопросов окончательного статуса возможно только через прямые переговоры между израильтянами и палестинцами. Мы всячески поощряем такие переговоры. Выступаем за возобновление деятельности «квартета» международных посредников по ближневосточному урегулированию в тесном сотрудничестве с представителями Лиги арабских государств (ЛАГ). Россия, как и Египет, много делает для того, чтобы помочь палестинцам восстановить свое единство и развивать межпалестинские контакты.

Переговоры были полезными. Они отражают высокое качество нашего стратегического взаимодействия.

Вопрос: На прошлой неделе состоялась встреча в Сочи президентов В.В.Путина и Р.Т.Эрдогана, но по сей день остаётся неясная ситуация вокруг Идлиба. Будут ли предприниматься какие-либо действия для выполнения российско-турецких договоренностей, особенно в том, что касается антитеррористической деятельности? Когда Россия говорит о выводе иностранных войск из Сирии, в частности американских, касается ли это турецких подразделений, которые находятся на северо-западе страны? Официальный представитель президента Турции И.Калын сказал то, что Турция имеет право находиться в Сирии, пока там Россия и США.

С.В.Лавров: В Идлибской зоне деэскалации сохраняется террористическая угроза, где-то даже усиливается. Сегодня выразили озабоченность такой ситуацией. Террористические группировки продолжают атаковать позиции сирийской армии из-за пределов Идлибской зоны деэскалации. Более того, пытаются действовать против российского контингента. Россия однозначно подтверждает необходимость реализации в полном объёме договорённостей между президентами В.В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом о том, чтобы изолировать террористов, прежде всего из «Хейят Тахрир аш-Шам»  (в какие бы новые «одежды» они не пытались нарядиться) с конечной целью подавить эти террористические группировки. Руководствуемся именно таким подходом. Чем раньше это будет сделано, тем лучше. В практической деятельности будем настаивать на реализации в полном объёме имеющихся договорённостей.

Что касается присутствия на территории Сирии иностранных вооруженных сил и военных подразделений, то резолюция 2254 (которую никто не отменял), принятая единогласно Советом Безопасности, чётко подтверждает суверенитет, независимость, территориальную целостность Сирийской Арабской Республики. В соответствии с этой резолюцией, только вооруженные силы тех стран, которые были приглашены законным правительством САР, членом Организации Объединенных Наций, имеют право находиться на территории этой страны. Это распространяется и на американские подразделения. Там помимо военнослужащих  регулярных частей есть и многочисленные группы т.н. частных военных компаний. Это тоже надо иметь в виду.

Что касается заявлений И.Калына, то сошлюсь на заявление Президента Р.Т.Эрдогана, который многократно публично официально заявлял, что Сирия – это независимое государство, суверенитет и территориальную целостность Сирийской Арабской Республики Турция будет в полной мере уважать. В контексте окончательного урегулирования будем исходить из того, что Турция руководствуется именно такой позицией.

Вопрос: Нижняя палата японского парламента большинством голосов избрала на пост премьер-министра страны бывшего главу МИД Ф.Кисиду. Сегодня был утверждён новый состав правительства. Как новые кадры повлияют на диалог Москвы и Токио по мирному договору?

С.В.Лавров: Не успели сегодня обсудить ситуацию в Японии с С.Шукри. Преждевременно говорить о том, как новое правительство повлияет на что-либо вообще. Оно только что было назначено, согласовано и одобрено.

Кроме того, в ближайшее время, как объявил новый премьер-министр Японии Ф.Кисида, состоятся парламентские выборы. Нынешняя команда, насколько я понимаю, к этим выборам готовится. Когда сформируется постоянное правительство, тогда можно будет говорить о том, какими будут оценки его деятельности на внешнеполитическом направлении. Для этого нужно дождаться не только выборов и формирования  правительства, но и его политической платформы, которая должна быть объявлена в соответствующий момент.

Если говорить конкретно о Ф.Кисиде, я с ним сотрудничал в его бытность министром иностранных дел, у нас сложились конструктивные и откровенные отношения.

Замечу, что именно в период его работы министром иностранных дел Японии мы сформировали по поручению президента России и премьер-министра Японии концепцию совместной хозяйственной деятельности на южных Курильских островах. Посмотрим, насколько сможем обеспечить преемственность на этом и на других направлениях российско-японского взаимодействия.

 

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

Общие сведения

  • Флаг
  • Герб
  • Гимн
  • Двусторонние
    отношения
  • О стране

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж