Общие сведения


РОССИЙСКО-ЛИХТЕНШТЕЙНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Дипломатические отношения между Россией и Лихтенштейном установлены 30 января
3-4 сентября
8-11 сентября
16-19 апреля
24 сентября
12 июля
13-15 сентября
15-17 сентября
В феврале 2014 г. глава правительства Лихтенштейна А.Хаслер принял участие в церемонии открытия XXII Олимпийских зимних игр в Сочи.
19 июня 2014 г. состоялся приуроченный к 20-летию установления дипломатических отношений между нашими странами рабочий визит в Россию Наследного принца Лихтенштейна Алоиса, который был принят Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым.
В контексте празднования юбилея дипотношений реализована совместная программа мероприятий, включающая обмен поздравительными посланиями мининдел (январь 2014 г.), выпуск российско-лихтенштейнской почтовой марки, проведение культурных акций, главными из которых стали открывшаяся в июне 2014 г. в ГМИИ им. А.С.Пушкина выставка картин мастеров фламандской школы живописи из коллекции Княжеского дома Лихтенштейна, прошедший в сентябре 2014 г. в Вадуце концерт молодых оперных звезд ГАБТ, открытие выставки архивных материалов и документов из российских архивов "Дипломат. Посол Австро-Венгрии в России принц Франц де Паула Лихтенштейнский в 1894-1898 гг.".
3 июля 2019 г. в Вадуце прошли политические консультации высокого уровня первого заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации В.Г.Титова, в ходе которых состоялись его встречи с руководством МИД Лихтенштейна и Наследным принцем Алоисом.
В январе 2019 г. мининдел России и Лихтенштейна обменялись поздравительными посланиями по случаю 25-летия дипотношений.
C 2014 г. по 2022 г. пост Почетного консула России в Вадуце, учрежденный 11 июля
В рамках культурных связей в 2019 г. в Национальном музее Лихтенштейна проведена выставка работ З.К.Церетели «Больше, чем жизнь», а также посвященный 300-летию Княжества российско-лихтенштейнский концерт.
Заметный вклад в развитие российско-лихтенштейнских связей внес проживавший в Вадуце известный меценат российского происхождения барон Эдуард Александрович фон Фальц-Фейн (1912-2018). В течение многих лет он вел кропотливую работу по поиску и возвращению в Россию национальных художественных реликвий, восстановлению и реставрации памятников отечественной истории и культуры как в России, так и за рубежом. Заслуги Э.А. фон Фальц-Фейна были отмечены орденом Дружбы народов, орденом Почета, медалью А.С.Пушкина.
Торгово-экономические отношения. В связи с ограниченным кругом компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью с Россией, статистические показатели взаимной торговли имеют от года к году серьезные колебания.
Внешнеторговый оборот между Россией и Лихтенштейном по итогам 2023 г. сократился по сравнению с 2022 г. на 39,4% и составил 10,5 млн долл. США. Экспорт России в Лихтенштейн снизился на 92,4% до 0,1 млн долл. США, импорт из Лихтенштейна – на 33,3% до 10,4 млн долл. США.
На Лихтенштейн, связанный со Швейцарией договором о таможенном союзе, распространяется действие Соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией от 12 мая
Кризис на Украине. В контексте событий на Украине в 2014 г. власти Лихтенштейна первоначально приняли решение о фактическом присоединении к антироссийским санкциям ЕС. Впоследствии Лихтенштейн как страна, входящая в ЕАСТ и ЕЭП, непосредственно присоединился к санкционным мерам ЕС против России в части решений Совета ЕС о рестрикциях в отношении ряда российских представителей и деятелей Юго-Востока Украины (им запрещен въезд в страны Евросоюза, а их активы, если таковые будут обнаружены на территории стран-членов ЕС, замораживаются) и ряда хозяйствующих субъектов, что послужило основанием введения с 2015 г. против Княжества российских «контрсанкций». Начиная с 2017 г., Лихтенштейн перестал подтверждать участие в решениях Совета ЕС о продлении на годичный период персональных и «крымских» и на полугодичный – секторальных (экономических) санкций в отношении нашей страны.
С началом проведения специальной военной операции России Вадуц последовательно и напрямую присоединяется ко всем санкционным пакетам Европейского союза, зачастую поддерживая антироссийские ограничения раньше Берна. Официальные лица Лихтенштейна регулярно выступают с осуждением действий России на различных международных площадках, продвигают идею создания трибунала для осуждения руководства России за «военные преступления».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 430-р Княжество Лихтенштейн включено в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия.
В рамках предпринимаемых странами Европейского союза мер структуры финансового контроля Лихтенштейна ведут деятельность по поиску и блокировке российских активов в банках Княжества. По состоянию на декабрь 2023 г. совокупный объем замороженных средств составил 200 млн. шв.фр.
По состоянию на апрель 2024 года
КНЯЖЕСТВО ЛИХТЕНШТЕЙН
Княжество Лихтенштейн – государство в Центральной Европе, расположено на правом берегу р.Рейн, граничит со Швейцарией и Австрией. Высшая точка – гора Граушпитц (2599 м). Территория – 160 кв.км. Княжество занимает шестую строчку в списке самых маленьких стран в мире и четвертую – в Европе. Население – 39 308 человек, из них 34,4% (13527 человек) – иностранные граждане: прежде всего швейцарцы (3782), австрийцы (2299), немцы (1771), итальянцы (1205), достаточно высок процент турок, выходцев из Сербии, Черногории, Португалии. Столица – г.Вадуц (5 745 жителей). Государственный язык – немецкий, на бытовом уровне – алеманский диалект. Преобладающая религия – католицизм (80% населения).
Название страны происходит от правящей династии Лихтенштейнов. Национальный праздник – 15 августа (день рождения Франца Иосифа II – отца нынешнего Правящего князя). Валюта – швейцарский франк (с 1924 г.).
Краткая историческая справка. При римлянах территория Лихтенштейна входила в провинцию Реция Рома. В XIV веке здесь возникли феодальное владение Шелленберг и графство Вадуц в составе Священной Римской империи. По Вестфальскому договору 1648 г. они подпадали под протекторат австрийских Габсбургов. В 1699 г. Шелленберг и в 1712 г. Вадуц были проданы одному из приближенных австрийского императора – князю Иоганну-Адаму Лихтенштейнскому. В 1719 г. эти феодальные земли были объединены в единое Княжество Лихтенштейн – с этой датой связывают образование государства. В 1806 г. Княжество в качестве суверенного государства вошло в Рейнский Союз. В 1923 г. Лихтенштейн заключил договор о таможенном, валютном и почтовом союзе со Швейцарией.
В 2019 г. Княжество торжественно отметило 300-летие с момента основания.
Государственное устройство. Лихтенштейн – унитарное государство, в административном отношении состоит из 11 общин. Географически различают две части – Оберланд (Верхний Лихтенштейн, центр в городе Вадуц) и Унтерланд (Нижний Лихтенштейн, центр в городе Шелленберг).
Лихтенштейн – конституционная монархия (с 1862 г.). Действующая Конституция принята в 1921 г. На референдуме 16 марта 2003 г. утверждена ее новая редакция, укрепляющая положение правящего князя и народа как двух суверенов, на которых зиждется государственная власть. В 2012 г. в Княжестве состоялся конституционный референдум, по итогам которого граждане Лихтенштейна отвергли предложение лишить монарха права вето на решения парламента.
Глава государства – правящий князь – определяет внутреннюю политику страны и представляет Лихтенштейн во взаимоотношениях с другими государствами. В начале года он открывает первое и в конце года закрывает последнее заседание Ландтага (парламента) и вправе распустить его по собственной инициативе. Ни одно решение парламента не может обрести силу закона без согласия главы государства; сам же монарх при чрезвычайных обстоятельствах может без согласия парламента и премьер-министра издавать указы, имеющие силу закона и действующие до 6 месяцев. Помимо этого, князь имеет исключительные полномочия в таких вопросах, как помилование, приостановление уголовного преследования, присвоение титулов и званий, в т.ч. дворянских, награждение государственными наградами.
С 13 ноября 1989 г. монархом является князь Ханс-Адам II Лихтенштейнский (1945 г.р.). Супруга Правящего князя – княгиня Мария (1940 – 2021 гг.). 15 августа 2004 г. Правящий князь Ханс-Адам II передал функции управления государством своему сыну – наследному принцу Алоису (1968 г.р.).
Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту – Ландтагу, который состоит из 25 депутатов, избираемых прямым тайным голосованием по системе пропорционального представительства (15 депутатов от Оберланда и 10 – от Унтерланда) сроком на 4 года. В 1986 г. Лихтенштейн последним из европейских стран предоставил избирательное право женщинам.
Ведущими политическими силами в Лихтенштейне являются Прогрессивная гражданская партия (ПГП), которая близка к князю и пользуется поддержкой финансовых кругов, а также партия Отечественный союз (ОС), выражающая, напротив, интересы промышленников и находящаяся при этом в оппозиции к правящему князю. Правительство страны c 1938 г. традиционно формируется на основе коалиции этих двух партий.
В компетенцию парламента входит принятие законов, утверждение госбюджета, установление размеров налогов и сборов, ратификация международных договоров, утверждение персонального состава правительства и контроль за его деятельностью. В Ландтаге действуют три постоянные комиссии – финансовая, внешнеполитическая и контрольная.
Исполнительная власть является прерогативой правительства, состоящего из 5 членов – председателя, его заместителя и трех министров (т.н. правительственных советников). Члены правительства назначаются Князем по предложению Ландтага на четырехлетний срок. В случае утраты доверия князь по инициативе Ландтага может прекратить полномочия любого члена правительства.
Действующее правительство страны утверждено и приведено к присяге 25 марта 2021 г. по результатам парламентских выборов 7 февраля 2021 г.:
- Даниэль Риш (ОС) – Председатель Правительства, руководитель аппарата Правительства, Министр финансов;
- Сабине Монауни (ПГП) – Заместитель председателя Правительства, Министр внутренних дел, экономики и окружающей среды;
- Мануэль Фрик (ПГП) – Министр по делам общества (вопросы здравоохранения, социальной и семейной политики) и культуры;
- Доминик Хаслер (ОС) – Министр иностранных дел, образования и спорта;
- Грациэлла Марок-Вахтер (ОС) – Министр по вопросам инфраструктуры и юстиции.
Судебная система в сфере общей юрисдикции имеет три уровня: Окружной суд в Вадуце является судом первой, Высший суд – апелляционной, а Верховный суд – высшей инстанции. Профессиональные судьи назначаются князем по представлению Ландтага. Административный суд рассматривает жалобы на решения правительства.
Функции надзора за соблюдением Конституции выполняет Высший государственный трибунал, который рассматривает случаи нарушения прав человека, разрешает споры между судами и административными властями, а также действует как дисциплинарный суд в отношении членов правительства. Члены трибунала избираются Ландтагом, кандидатура председателя подлежит утверждению князем.
Экономика. По уровню развития промышленности и сферы услуг, в частности, в финансовом секторе, Лихтенштейн занимает одно из ведущих мест среди развитых стран Запада.
Благодаря четко функционирующим, единым со Швейцарией валютной и таможенной системам, благоприятному налоговому и регистрационному режиму, а также охраняемой законом конфиденциальности коммерческой и банковской информации Лихтенштейн является одной из самых привлекательных стран Европы с точки зрения размещения и хранения капиталов. Большинство из зарегистрированных здесь компаний имеют в Княжестве только юридический адрес, а коммерческую деятельность осуществляют за его пределами, что допускается местным законодательством. Высок показатель количества компаний на одного жителя страны: так, на одного лихтенштейнца приходится восемь зарегистрированных в княжестве фирм.
Начиная с 2009 г. в рамках реализации т.н. Лихтенштейнской декларации – стратегии по деофшоризации финансовой площадки Княжества – Вадуц провозгласил курс на соответствие стандартам налоговой транспарентности ОЭСР и продолжил практику подписания двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения. В ноябре 2015 г. Лихтенштейн подписал Конвенцию Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам. В октябре 2015 г. подписано соглашение с Евросоюзом об автоматическом обмене банковскими данными нерезидентов, предполагающее, начиная с 2016 г., сбор данных о вновь открываемых счетах резидентов ЕС, а также о раннее открытых крупных вкладах(более 1 млн. шв.фр.), и обмен упомянутой информацией с 1 января 2017 г.
В феврале 2019 г. была принята Стратегия по позиционированию Лихтенштейна как финансового центра. В мае 2022 г. правительство Лихтенштейна начало переговоры о членстве в МВФ, в мае 2023 г. подана официальная заявка на вступление (стоимость членства: порядка 500 тыс. шв.фр. в год, единовременный взнос при вступлении около 100 млн. шв.фр.). Исполнительный совет МВФ планирует рассмотреть заявку в первом полугодии 2024 г., после чего Совету управляющих фонда будет направлена рекомендация о принятии Лихтенштейна в состав стран-участниц.
ВВП Лихтенштейна составляет ок. 6 млрд. шв.фр. В расчете на душу населения (178,730 тыс. шв.фр.) этот показатель остается одним из наиболее высоких в мире. Большая часть трудоспособного населения занята в сфере услуг (58,1%), 41,7% – в промышленности, 0,2% населения заняты в сфере сельского хозяйства.
Безработица по состоянию на 2023 г. в среднем составила 1,6% трудоспособного населения (307 чел.). На фоне возросших цен на мировом рынке энергоносителей и кризиса логистических цепочек в 2022 г. в стране резко (с 0,8% до 2,8%) возрос уровень инфляции. Тем не менее, по данным за первое полугодие 2023 г., показатель стабилизировался на отметке 1,7%, в ноябре же составил 1,4%. Основные торговые партнеры – Швейцария, страны ЕС, США. Сохраняются высокие показатели товарного экспорта в страны Азии.
Основу промышленности Лихтенштейна составляют точное машино- и приборостроение. Крупнейшими фирмами являются «Хилти» (крепежное, малогабаритное строительное оборудование с автономным питанием), «Бальцерс» (сверхглубоковакуумная техника для оптической, микроэлектронной и микропроцессорной промышленности), «Мальбунер» (мясная продукция). Промышленное производство почти полностью ориентировано на экспорт. В сельском хозяйстве преобладает животноводство, на долю которого приходится 3/4 всей производимой сельхозпродукции. Традиционно развито виноделие.
Страна располагает эффективной банковской системой. Крупнейшие банки – Национальный банк, «Лихтенштайнер Глобал Траст», «Фервальтунгс- унд Приватбанк», «Центрумбанк» и «Нойе Банк». Благодаря низким налогам на размещаемый капитал и прибыль Лихтенштейн сохраняет за собой положение крупного финансового центра. Страна также пользуется репутацией государства с наиболее развитой налоговой политикой в отношении криптовалют и других цифровых активов.
Значительным источником доходов является иностранный туризм, а также выпуск почтовых марок.
Внешняя политика. Не имея собственных воинских формирований с 1868 г. (при экстренных обстоятельствах в армию могут призвать граждан до 60 лет), Княжество избежало вовлечения в обе мировые войны и другие вооруженные конфликты, декларировав свой нейтралитет в случае вооруженных столкновений между другими странами. При этом нейтральный статус Лихтенштейна не закреплен юридически ни в национальном законодательстве Княжества, ни в каких-либо международно-правовых соглашениях.
Лихтенштейн имеет дипломатические представительства в Берлине, Берне, Брюсселе, Вашингтоне, Вене (при этом Посол Лихтенштейна в Австрии является по совместительству Послом в Чехии), а также в Нью-Йорке – при ООН, в Женеве – при ее Европейском отделении, и в Страсбурге – при Совете Европы. Княжество также имеет представителя при Святом Престоле в Ватикане. Согласно состоявшемуся в 1919 г. обмену нотами между Лихтенштейном и Швейцарией, швейцарские посольства и консульства представляют интересы Княжества в странах, где оно не обладает собственными представительствами (в том числе в России).
С 1975 г. Лихтенштейн является членом ОБСЕ, с 1978 г. – Совета Европы, с 1990 г. – ООН. С начала 90-х гг. Лихтенштейн взял курс на активное участие в развитии интеграционного процесса в Европе и постепенное сближение с ЕС. В 1995 г. вошел в Европейское экономическое пространство. С 1991 г. Княжество также входит в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). В декабре 2011 г. завершился процесс присоединения к Шенгенскому пространству.
В ноябре 2023 г. Лихтенштейн впервые принял полугодовое председательство в Комитете министров Совета Европы. Мандат Княжества продлится до мая 2024 г., в числе анонсированных приоритетов – продвижение и укрепление прав человека, демократии и верховенства права, а также гендерное равенство. Особый акцент планируется сделать на «перспективных и инклюзивных» аспектах деятельности организации.
Лихтенштейн является активным сторонником объединения международных усилий в сфере противодействия терроризму и организованной преступности. Поддерживает многосторонние гуманитарные проекты в рамках международных организаций (ООН, ОБСЕ, СЕ, МККК), играет заметную роль в региональном сотрудничестве, оказывает гуманитарную помощь, а также техническое и финансовое содействие развивающимся странам. Ежегодно на эти цели выделяется свыше 25 млн шв.фр.
Дипломатические отношения с Россией были установлены 30 января 1994 г. в ходе первого визита в Вадуц Председателя Правительства России В.С.Черномырдина. Ранее поддерживались регулярные двусторонние политические контакты на различных уровнях. В 2014 г. в рамках визита наследного принца Алоиса в Москву состоялась его встреча с Председателем Правительства России Д.А.Медведевым. 1 апреля 2015 г. вступило в силу Соглашение об упрощении процедуры выдачи виз гражданам России и Лихтенштейна. В июле 2019 г. впервые за историю двусторонних отношений состоялись двусторонние политические консультации высокого уровня между первым заместителем Министра иностранных дел России В.Г.Титовым и главой внешнеполитического ведомства Лихтенштейна. В 2002-2022 г. в Лихтенштейне существовал институт Почетного консула Российской Федерации.
С началом проведения специальной военной операции России Вадуц последовательно и напрямую присоединяется ко всем санкционным пакетам ЕС, зачастую поддерживая их раньше Берна. Официальные лица Лихтенштейна регулярно выступают с осуждением действий России на различных международных площадках, продвигают идею создания трибунала для осуждения руководства России за «военные преступления». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 430-р Княжество было включено в Перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских физических и юридических лиц недружественные действия.
В марте 2022 г. Вадуц выделил срочный кредит в размере 500 тыс. шв.фр. на реализацию гуманитарных проектов на территории Украины (из них 200 тыс. шв.фр. по линии ЮНИСЕФ, 200 тыс. шв.фр. – УВКБ ООН, 100 тыс. шв.фр. – МККК). В 2023 г. Лихтенштейн потратил более 1,1 млн шв.фр. на оказание гуманитарной помощи Украине, в том числе 250 тыс. шв.фр. на разминирование, 200 тыс. шв.фр. – на поддержку внутренне перемещенных лиц, 100 тыс. шв.фр. – в фонд Е.Зеленской и т.д. Часть средств выделялась по линии международных организаций (УВКБ ООН – 100 тыс. шв.фр., ОБСЕ – 100 тыс. шв.фр. Совет Европы – 20 тыс. шв.фр.).
В рамках предпринимаемых странами Европейского союза мер структуры финансового контроля Лихтенштейна ведут деятельность по поиску и блокировке российских активов в банках Княжества. По состоянию на декабрь 2023 г. совокупный объем замороженных средств составил 200 млн. шв.фр.
По состоянию на апрель 2024 года
Горячая линия

- +41 79 367-11-11