1.09.2113:30

Ответы заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации И.В.Моргулова на вопросы МИА «Россия сегодня»

1702-01-09-2021

  • en-GB1 ru-RU1

Вопрос: США покинули Афганистан. Последние американские военнослужащие завершили эвакуацию своих и иностранных граждан. Что, на Ваш взгляд, ждет эту страну? Как обстоит дело с признанием новых афганских властей?

Ответ: Прежде всего хотел бы сказать, что бегство правительства А.Гани во главе с ним самим и произошедшая фактически добровольно сдача Кабула в середине августа – закономерный результат 20 лет демократизаторских усилий США в Афганистане. И еще одно свидетельство того, что афганское общество не приемлет управления и контроля извне над своей страной и путями ее развития.

Думаю, не следует драматизировать обстановку в Афганистане. Новые власти объявили о завершении боевых действий, всеобщей амнистии правительственным чиновникам, заявили о намерениях создать коалиционное инклюзивное правительство, соблюдать права женщин, разумеется, в рамках исламской правовой системы, сохранить свободу СМИ. Также, что немаловажно, объявлено о стремлении искоренить наркопроизводство в стране. Оцениваем все это как позитивные сигналы и ждем их воплощения на практике.

Что касается вопроса об официальном признании, то сначала надо дождаться формирования нового правительства, в котором были бы представлены все политические силы, включая этнические меньшинства, а затем определять свою позицию. Спешки тут нет. Мы искренне надеемся, что вовлеченным сторонам удастся выйти на политический консенсус и новая структура государственной власти будет сформирована с учетом интересов всего афганского народа.

Кстати, рассчитываем, что запуск инклюзивного мирного межафганского диалога поможет снять остроту вокруг провинции Панджшер, где собрались лидеры национальных меньшинств во главе с сыном покойного А.Ш.Масуда. Важно, чтобы ситуация там не переросла в гражданскую войну.

Что касается России, то видим свою роль в содействии вместе с другими международными партнерами скорейшей стабилизации ситуации. С этой целью планируем организовать в Кабуле очередное заседание формата расширенной «тройки», в которую входят Россия, США, Китай и Пакистан, как только позволят обстоятельства. Прежде всего, имею в виду возобновление работы кабульского аэропорта для осуществления коммерческих рейсов гражданской авиации.

Вопрос: Как Вы оцениваете ситуацию с угрозами безопасности, исходящими из этой страны?

Ответ: Террористическая угроза с территории Афганистана пока сохраняется. Деятельность ИГИЛ, взявшего на себя ответственность за взрывы в кабульском аэропорту 26 августа, остается существенным фактором деградации обстановки в Афганистане. Маловероятно, что в нынешних условиях игиловцы сложат оружие и откажутся от идеи построения всемирного халифата. Не исключены попытки боевиков этой и других тергруппировок перейти границу сопредельных с Афганистаном государств, в том числе под видом беженцев.

Сохраняет актуальность и проблема производства и контрабанды наркотиков с территории Афганистана. Усилий прежнего афганского правительства было явно недостаточно для ее решения. Посмотрим теперь, как это получится у новых властей.

Вопрос: Планируется ли эвакуация Посольства России в Кабуле и вывоз российских граждан из Афганистана? Будет ли оказано содействие афганским студентам, обучающимся в России и не имеющим возможности выехать из Афганистана? Какая работа ведется на этом направлении?

Ответ: Посольство России в Афганистане продолжает работать в штатном режиме. Гражданам России, стран ОДКБ и СНГ, оказавшимся в сложной ситуации, было оказано содействие в возвращении на родину. 25-26 августа силами нашего Министерства обороны осуществлены вывозные рейсы из Афганистана граждан России, Белоруссии, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, обратившихся в Посольство России в Кабуле. Общая численность – порядка 400 чел. Со стороны новых властей и США, контролировавших на тот момент кабульский аэропорт, была оказана необходимая поддержка.

Возможность организации выезда в Россию афганских студентов, обучающихся или только поступивших в российские вузы, прорабатывается. Соответствующие заявки от афганских граждан принимает наше Посольство в Кабуле.

Вопрос: Вы недавно побывали с визитом в Южной Корее. Как известно, процесс урегулирования проблем Корейского полуострова уже длительное время находится в застое из-за глубоких расхождений в позициях ключевых участников – КНДР и США. Другая причина – сохраняющиеся карантинные ограничения, не позволяющие полноценно, в очном формате, осуществлять дипломатические контакты. Не могли бы Вы поделиться оценками состоявшихся встреч по этой теме?

Ответ: Да, действительно, уже более полутора лет в силу действующих в разных странах противоэпидемических ограничений поддерживаем контакты со всеми ключевыми партнерами преимущественно по телефону и дипломатическим каналам. Поэтому мой визит в Сеул 23-25 августа предоставил редкую возможность для углубленного обсуждения ситуации на Корейском полуострове как со спецпредставителем МИД РК по вопросам мира и безопасности на полуострове Но Гю Доком, так и на отдельной встрече со спецпредставителем США по КНДР Сон Кимом, находившимся в Южной Корее в те же даты.

Довел до коллег нашу принципиальную позицию о безальтернативности политико-дипломатического урегулирования проблем Корейского полуострова, указал на контрпродуктивность совместных военных учений США с РК, состоявшихся 16-26 августа с.г., для перспектив переговорного процесса. При этом поддержал настрой Вашингтона на возобновление прямых контактов с КНДР без предварительных условий, заявления американцев об отсутствии враждебности по отношению к Пхеньяну и о готовности рассмотреть вопрос о поставках на Север гуманитарной помощи.

В то же время дал понять партнерам, что в нынешних условиях дефицита доверия между КНДР и США эти декларации следует подкрепить конкретными шагами. Стимулом для реанимации политического диалога могли бы послужить изъятия из международного санкционного режима в гуманитарной сфере и иных гражданских областях, не связанных, конечно, с ракетно-ядерной программой. Необходимость этого давно назрела с учетом принятых Пхеньяном в одностороннем порядке мер по снижению военной напряженности в регионе и сложной гуманитарной ситуации в стране.

Предложил также возобновить обсуждение составленного Россией и Китаем в 2019 г. «плана действий» по комплексному урегулированию Корейского полуострова. Он содержит набор мер, которые могут быть приняты сторонами параллельно и в различных форматах в четырех измерениях: военном, политическом, экономическом и гуманитарном.

В целом по реакции собеседников чувствовалась восприимчивость к нашей логике и изложенным инициативам, особенно со стороны южнокорейцев. Республика Корея явно настроена активизировать практическое сотрудничество с Севером, там есть свои идеи, к реализации которых готовы приступить по мере стабилизации эпидемиологической ситуации. Кроме того, Сеул подтверждает намерение вернуться к предметной проработке трехсторонних – Россия - две Кореи – экономических проектов.

Речь, разумеется, идет о том, что не запрещено санкционными резолюциями Совета Безопасности ООН. Имеется в виду, в первую очередь, организация тестового прогона поезда по Транскорейской магистрали с выходом на Транссиб и транзитные поставки угля из России в Южную Корею в рамках нашего совместного с КНДР транспортно-логистического проекта «Хасан-Раджин».

В общем, оцениваю состоявшиеся контакты как весьма полезные. Надеюсь, что в ближайшее время они будут продолжены.

 

Общие сведения

  • Флаг
  • Герб
  • Гимн
  • Двусторонние
    отношения
  • О стране

Горячая линия

+850 191 250-05-45
+850 2 381-31-01
+850 2 382-31-04
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж