24.08.1614:42

Интервью Посла России в Италии С.С.Разова национальной радиостанции «Венето», 20 августа 2016 года

Вопрос: После переворота на Украине администрация Б.Обамы взяла на вооружение доктрину Г.Трумэна, что получило подтверждение на последнем саммите НАТО в Варшаве. Если будущий президент США (будь то Д.Трамп или Х.Клинтон) решит изменить курс, начнется ли в отношениях между США и России новый период диалога и сотрудничества?

Ответ: На варшавском саммите, к сожалению, восторжествовал тип мышления, который воскресил в памяти уже было канувшие в Лету концепции времен Холодной войны. Упомянутая доктрина по сдерживанию «советской угрозы» и биполярному советско-американскому противостоянию, к слову, не воспринималась как истина в последней инстанции даже в тот период – бывший вице-президент США, теоретик конвергенционного подхода Г.Уоллес охарактеризовал ее как «безумный шаг», повлекший за собой полноформатный кризис в международных отношениях. Кстати, и один из разработчиков этой концепции, бывший Посол США в СССР Дж.Кеннан на закате жизни назвал расширение Североатлантического альянса «трагической ошибкой».

На саммите НАТО в Варшаве, тем не менее, были достигнуты договоренности о размещении в сопредельных с Россией государствах Прибалтики и Восточной Европы военной инфраструктуры и вооруженных сил Альянса. Полагаю, что подобная эскалация напряженности на фоне растущей угрозы терроризма, ничем не оправдана. За последний год от рук джихадистов в одной только Франции погибли 250 человек, а НАТО с упорством, достойным лучшего применения, продолжает высматривать мифические угрозы своей безопасности на восточном фланге.

Относительно политики будущего президента США в отношении России, хотел бы отметить, что вне зависимости от предвыборной риторики, ее вектор будут определять конкретные действия. Мы готовы работать с любым лидером, которого изберут американцы, исходя из понимания необходимости оздоровления двусторонних отношений, где уже наработан капитал продуктивного взаимодействия: регулярно встречаются главы дипломатических служб двух стран С.В.Лавров и Дж.Керри, совместными усилиями заключено соглашение по ИЯП, запущены и продолжаются мирные переговоры по Сирии. Сейчас, как мне кажется, сложилась благоприятная ситуация для проявления т.н. субъективного фактора. Хотелось бы верить, что 45-й президент США, опираясь на мандат доверия народа и проявив политическую волю, будет стремиться вернуть двусторонним отношениям с Россией позитивную динамику. Мы призываем американцев к равноправному и честному сотрудничеству, объединению усилий с целью решения стоящих перед человечеством общих задач. До тех же пор, пока не будут сданы в исторический утиль идеологические стереотипы прошлого – представление об априори агрессивной, враждебной России, а также практика двойных стандартов – нормализация будет по-прежнему затруднена. В отношениях между государствами, как и между людьми, взаимное доверие является ключевым условием для сотрудничества.

Вопрос: Торгово-экономические санкции против России бумерангом ударили по Европе. Одновременно ими созданы предпосылки для выхода на новую фазу экономического развития России? Станут ли ПМЭФ и Евразийский форум в Вероне ее локомотивами?

Ответ: Ежегодный Петербургский международный экономический форум является наиболее значимым из множества аналогичных бизнес-конференций, проводимых во многих регионах России. На этой площадке ведутся дискуссии, идет поиск компромиссов в целях устранения помех на пути движения товаров и капитала. В этом году было заключено рекордное количество соглашений, что означает высокую заинтересованность международных инвесторов в российском рынке. На современном этапе экономика России адаптируется к условиям экономической конъюнктуры, характеризующейся спадом цен на традиционные товары ее экспорта. Можно сказать, что наиболее острые проблемы в экономике решаются: валютные резервы сохранены, инфляция и отток капитала сокращаются. В перспективе ожидается возобновление экономического роста, а в сфере сельского хозяйства уже отмечен подъем на 3%. Россия разрабатывает проект большого евразийского партнерства и заинтересована в том, чтобы страны ЕС подключились к нему.

Что касается антироссийских торгово-экономических санкций ЕС, то наши ответные действия были естественной реакцией на этот недружественный шаг. В наших общих интересах найти конструктивный подход к выстраиванию отношений между Россией и ЕС. Инициатором введения эмбарго был Запад, логично, что ему и делать первый шаг. Россия со своей стороны, остается открытой к диалогу на основе равноправия и взаимоуважения. Что касается уже ставшего традиционным представительного форума в Вероне, то я высоко оцениваю его роль.

Вопрос: В Европе отчетливо проявляется тенденция к региональному самоопределению (Донбасс, Каталония, Страна Басков, Бретань, Окситания, Венето, Сардиния, Сицилия, Бавария, Гагаузия). Можно ли считать пример Южного Тироля, имеющий статус автономии, базой для решения подобных вопросов мирным путем?

Ответ: Южный Тироль имеет свои особенности, которые стали основой для предоставления ему автономии, путь к которой, тем не менее, был весьма долог. Переданный Италии от Австрии в 1919 г. регион получил права расширенной автономии только в 1969 г. Тирольцы получили возможность влиять на «национальную политику в провинции», пользоваться родным для них немецким языком не только в бытовой среде. Окончательно вопрос Южного Тироля был урегулирован в 1992 г. Италия предоставила немецкоязычным жителям региона Трентино-Альто Адидже право получать образование на немецком языке, они стали шире представлены в муниципальных органах власти.

Вообще, предоставление регионам автономии – либо лишение их такого статуса – неоднозначный вопрос для любого государства. Многое здесь зависит от объективных предпосылок, связанных с историческим процессом, а также личностного фактора. Например, Наполеон передал итальянский регион Тичино Швейцарии, а южно-германскую область Франкония – Баварии, лишил государственности Венецианскую республику. Французскую колонию Луизиана он продал США, и, как считают историки, это обернулось настоящей трагедией для неороманского стиля жизни, сформировавшегося там ранее: этот регион был разделен между разными штатами, туда пришла расовая сегрегация, а французский язык был вытеснен. Неудивительно, что и сейчас Луизиана является очагом социальной напряженности в США.

Россия имеет свой немалый опыт в этой сфере, особенность которого – развитие входящих в ее состав регионов. Из получивших автономию субъектов наиболее показателен пример Казахстана, где в итоге было сформировано новое государство. Населенная кочевыми племенами, эта территория начала входить в состав России с начала XIX в. Основанный в 1855 г. город Верный (нынешний Алма-Ата) стал после революции 1917 г. столицей Туркестанской автономной республики. В советский период эта территория получила значительное экономическое и культурное развитие, в 1936 г. ей был присвоен статус союзной республики. После распада СССР в 1991 г. Казахстан – суверенное, динамично развивающееся государство, член ВТО, инициатор создания и активный участник евразийского интеграционного проекта.

Конечно, какой-либо унифицированной матрицы в этом вопросе быть не может, но без децентрализации власти на современном этапе не может эффективно функционировать ни одно государство. Реальное же наполнение автономного статуса зависит от объема прав и полномочий региона. Естественно, они должны быть закреплены в нормативно-правовой форме.

Вопрос: Может ли разгром ИГИЛ создать предпосылки для решения миграционной проблемы?

Ответ: Действительно, в последние годы миграционные потоки в Европу из региона Ближнего Востока и Северной Африки заметно увеличились. Удивляться здесь нечему – разрушение институтов государственной власти с привлечением экстремистов всех мастей в таких странах как Ирак и Ливия, попытки смены руками вооруженной оппозиции правящего режима в Сирии запустили процессы массовой миграции населения из этих стран, превратившихся в зоны вооруженных конфликтов. Усиление террористических организаций не встретило на первом этапе сопротивления, они смогли укрепиться на захваченных территориях. Россия давно призывает создать против них коалицию по образу антигитлеровской, поддерживает Сирию в борьбе против террористов. Наши военные в рамках Совета Россия – НАТО предложили западным коллегам наладить обмен информацией и оценками террористической угрозы. Разумеется, это касается противодействия ИГИЛ и подобных ей группировок. Как известно, в настоящий момент к уничтожению отрядов ИГИЛ в Ливии подключились США. Надеемся, что совместными действиями в рамках международного права эти страны будут очищены от террористов, что позволит начать процесс политической нормализации, экономического восстановления региона и его «социальной реабилитации», возвращения ему привлекательности в глазах коренного населения.

Вопрос: Привнесут ли возможные соглашения между Россией, Турцией и Израилем мир, стабильность и прогресс в регионы Средиземноморья, Южной Европы, Ближнего Востока?

Ответ: Чем меньше противоречий между государствами, тем стабильнее ситуация в регионах. Это относится и к отношениям между Турцией и Израилем. Мы приветствуем попытки Анкары преодолеть кризисную ситуацию в российско-турецких отношениях. На 9 августа, как известно, запланирована встреча В.В.Путина с Р.Эрдоганом в Санкт-Петербурге. С Израилем, являющимся одним из ключевых игроков на Ближнем Востоке, нас связывают тесные политические и экономические отношения, совместные усилия по борьбе с терроризмом.

Вопрос: Газопровод Южный поток жизненно необходим для экономического развития Юго-Восточной Европы, особенно области Венето. Положительное решение о его строительстве позволило бы заложить основы для восстановления ее исторической роли (как это было во времена Венецианской Республики) и ускорения экономического развития в северном регионе Адриатики. Можно ли ожидать возвращения к этому проекту?

Ответ: Напомню, что решение о заморозке энергопроекта «Южный поток» - не прихоть российской стороны, а следствие неконструктивной позиции наших западных партнеров. Они ссылаются на то, что согласно постановлению Еврокомиссии, проект, мол, противоречит нормам Третьего энергопакета, требующего разделения вертикально интегрированных газотранспортных энергохолдингов на составляющие в виде поставщиков газа, транспортных и распределительных компаний, а также свободного доступа третьих сторон к транспортной инфраструктуре. Несмотря на то, что соглашения о строительстве «Южного потока» были заключены еще в 2008 г., то есть до вступления в силу Третьего энергопакета, который официально начал действовать в сентябре 2009 г., ряд наших контрагентов воспользовались этой коллизией и намеренно затягивали реализацию проекта. Согласен, что отсутствие южного газотранспортного коридора из России в страны Южной Европы и Средиземноморья не способствует обеспечению их энергобезопасности.

В любом случае, текущая геополитическая и экономическая турбулентность лишний раз доказывает, что наиболее рентабельным и надежным источником энергоносителей для Европы остается Россия. Многие здесь эту реальность понимают. Падение мировых цен на углеводороды ослабило позиции сторонников наращивания добычи сланцевого и сжиженного природного газа. «Рукотворный хаос» на Ближнем Востоке и в ряде стран Северной Африки свидетельствует, что инвестиции в добычу и создание транспортной и перерабатывающей инфраструктуры в этих регионах сопряжены с немалыми рисками. Таким образом, объективно говоря, «Южный поток» отвечал бы коренным интересам вовлеченных в него государств. 

Общие сведения

  • Флаг
  • Герб
  • Гимн
  • Двусторонние
    отношения
  • О стране

Горячая линия

+39 366 560-46-14
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж