30.10.1901:08

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Исламской Республики Иран М.Дж.Зарифом, Министром иностранных дел Турецкой Республики М.Чавушоглу по итогам трехсторонних переговоров по Сирии, Женева, 29 октября 2019 года

2209-30-10-2019

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Мы сегодня встречаемся накануне важного и ответственного события. Я имею в виду созыв Конституционного комитета, который состоится завтра. Мы провели трехстороннюю встречу с моими иранским и турецким коллегами, а затем подробно поговорили со спецпосланником Генсекретаря ООН Г.Педерсеном. Конечно же, главной темой была предстоящая работа Конституционного комитета.

Вы знаете, что решение о его создании принято сирийцами – участниками Конгресса сирийского национального диалога в Сочи в январе 2018 г., созванного по инициативе Астанинской «тройки», представители которой сегодня находятся в этом зале. С тех пор мы долго и не без проблем, но настойчиво шли к этому главнейшему событию, которое состоится завтра - к старту прямых межсирийских переговоров. По нашему общему убеждению - это общая большая победа. Самое главное, это достижение сирийского народа. Подчеркну, не достижение той или иной сирийской стороны, а достижение всего сирийского народа. Правительства, оппозиции и всех граждан Сирии.  

Подчеркнули, что самое главное – это обеспечить выполнение резолюции 2254 СБ ООН особенно в том, что касается необходимости обеспечить политический процесс, который будет осуществляться самими сирийцами и будет принадлежать сирийцам. А все внешние игроки должны создавать максимально благоприятные условия для того, чтобы именно в таком русле выстраивался этот процесс, чтобы сирийцы при содействии спецпосланника Генсекретаря ООН Г.Педерсена находили точки взаимопонимания.

Понятно, что Конституционный комитет сам по себе не способен решить все проблемы. Необходимо, конечно же, параллельно решать задачи, связанные с гуманитарной ситуацией в САР. Решать эти задачи без политизации, дискриминации, предварительных условий и содействовать созданию предпосылок для возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц к своим очагам.

Уважаемые дамы и господа,

Сегодня среди вас распространяем текст трехстороннего Заявления, которое министры иностранных дел России, Турции и Ирана одобрили. Заявление подтверждает нашу полную приверженность суверенитету и территориальной целостности Сирии. Подтверждается наша линия на выкорчевывание терроризма во всех его проявлениях в этой стране, а также неприятие любых сепаратистских устремлений на сирийской территории.

В Заявлении мы также приветствуем начало работы Конституционного комитета. Подчеркиваем, что запуск этого механизма в очередной раз подтверждает, что нет военного решения сирийского конфликта. Мы также выражаем нашу всемерную поддержку деятельности этого комитета. Поощряем стороны к достижению согласия. Поддерживаем усилия спецпосланника Генсекретаря ООН Г.Педерсена по содействию этому процессу.

Выражаем надежду, что участники Конституционного комитета будут руководствоваться стремлением к компромиссу, конструктивно взаимодействовать и не будут подвергаться внешнему вмешательству. Работа этого Комитета должна строиться без навязывания извне каких-либо искусственных сроков. Она должна быть нацелена на достижение общего, самого широкого согласия.

В заключении Заявления мы подчеркиваем важность решения гуманитарных проблем на всей территории Сирии – это особенно важно. Подчеркиваем необходимость создавать условия для  возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц.

Искренне благодарю моих коллег за продолжающееся сотрудничество в Астанинском формате. Договорились продолжать энергичные усилия во взаимодействии со всеми сирийскими сторонами в интересах восстановления прочной, долгосрочной стабилизации «на земле», ликвидации остающихся очагов терроризма, исправления гуманитарной обстановки и, конечно же, достижения прогресса в политическом процессе.       

Вопрос (С.В.Лаврову): Как Россия относится к тому, что происходит на сирийско-турецкой границе? И к тому, что у США остались войска рядом с нефтяными вышками? Российская сторона изначально заявляла, что присутствие США в Сирии нелегитимно, а сейчас американцы говорят об экономических интересах в разрушенной стране. Разве это правомерно?

С.В.Лавров: Что касается действий США в Сирийской Арабской Республике, то, конечно же, они являются противоречащими международному праву. США и участники коалиции, которую они возглавляют, находятся в Сирии незаконно, вопреки позиции законного Правительства САР. Через пару дней после заявления о выводе всех вооруженных сил США из Сирии последовало заявление о том, что они там останутся. И даже те, кто был выведен в Ирак, стали возвращаться на сирийскую территорию под предлогом защиты нефтяных месторождений от ИГИЛ. По-моему, это предлог, тем более что еще в марте этого года руководство США публично заявило, что ИГИЛ побежден и уничтожен до конца. Но если брать ситуацию в принципе, то, конечно же, это нелегальное действие. В самих США в экспертном сообществе развернулась дискуссия о том, как оценивать то, что сейчас происходит. Эксперты высказывают мнение, с которым мы абсолютно согласны, при этом цитируют решения международных судебных инстанций по схожим ситуациям. Эти решения заключаются в том, что любая незаконная эксплуатация природных ресурсов суверенного государства без его согласия является незаконной. Мы исходим из этого. Наши американские коллеги прекрасно знают о нашей позиции. Будем ее отстаивать.

Вопрос (перевод с английского): Спецпосланник Генсекретаря ООН по Сирии Г.Педерсен неоднократно заявлял, что в Сирии находятся пять армий. Это осложняет политический процесс. США выводят свои войска. Хотела бы узнать, когда Турция, Россия и Иран выведут свои войска из Сирии?

С.В.Лавров (отвечает после М.Д..Зарифа): Добавлю, что сочинские договоренности как по Идлибу год назад, так и договоренности 22 октября с.г. про границу Сирийской Арабской Республики с Турецкой Республикой были одобрены правительством в Дамаске, лично Президентом САР Б.Асадом, как, собственно говоря, и курдами. Поэтому мы исходим из того, что деятельность, о которой мы сейчас ведем речь, направлена на достижение мира, на обеспечение в конечном итоге суверенитета и территориальной целостности САР. Не припомню аналогичных оценок в отношении тех действий, которые предпринимает созданная США коалиция. Да, мы вынуждены работать с теми, кто есть «на земле». Так называемый деконфликтинг существует, военные находятся в контакте. Но я не думаю, что присутствие, о котором было упомянуто моими коллегами,  и, тем более, присутствие, которое регулируется договоренностями, в том числе сочинскими договоренностями, можно сравнивать с незаконным присутствием коалиции и, тем более, с аррогантными заявлениями, что это присутствие необходимо для того, чтобы защищать нефтяные богатства САР. Получается, что защищают от самой САР.

Честно говоря, не слышал, что Г.Педерсен жаловался на присутствие каких-то пяти армий в Сирии как главного препятствия на пути его усилий. По крайней мере, нам он таких жалоб не высказывал.

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

Общие сведения

  • Флаг
  • Герб
  • Гимн
  • Двусторонние
    отношения
  • О стране

Горячая линия

+98 912 210-29-47
+98 21 66-70-11-61
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж