Общие сведения


РОССИЙСКО - ИРАКСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Дипломатические отношения с Ираком установлены 9 сентября 1944 г. Они были прерваны иракским монархическим режимом в 1955 г. и восстановлены в 1958 г. после его свержения.
В августе 1990 г. СССР осудил иракскую аннексию Кувейта, присоединился к международным санкциям против Багдада и принял участие в выработке соответствующих резолюций СБ ООН по урегулированию иракско-кувейтского кризиса.
В период резкого обострения ситуации вокруг Ирака в конце 2002 – начале 2003 гг. Россия прилагала усилия по предотвращению силовой развязки конфликта.
После свержения режима С.Хусейна весной 2003 г. Российская Федерация последовательно выступала за необходимость всеобъемлющего решения иракской проблемы при обеспечении центральной роли ООН, активно высказывалась за сохранение территориальной целостности Ирака и восстановление его суверенитета. Приветствовала утверждение на референдуме 15 октября 2005 г. проекта постоянной конституции страны, а также формирование постоянного Правительства 22 мая 2006 г.
Активно развивается российско-иракский политический диалог. 7 октября 2019 г. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров посетил с рабочим визитом Багдад и Эрбиль, где встретился с представителями высшего руководства страны и властей Курдского автономного района.
25 мая 2020 г. состоялся телефонный разговор Президента Российской Федерации В.В.Путина с Премьер-министром Республики Ирак М.Каземи.
22 апреля 2021 г. в Багдаде с рабочим визитом побывал Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, председатель Российской части Российской-Иракской межправкомисии (МПК) Ю.И.Борисов. Он был принят Президентом Б.Салехом, Премьер-министром Ирака М.Каземи, а также провел обстоятельные переговоры с заместителем Премьер-министра, Министром иностранных дел Ирака, председателем иракской части МПК Ф.Хусейном.
4 апреля 2022 г. в Москве С.В.Лавров провел переговоры с членами Контактной группы ЛАГ по Украине, в состав которой вошел также мининдел Ирака Ф.Хусейн.
Сопровождение двусторонних связей осуществляет Межправительственная Российско-Иракская комиссия по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству под сопредседательством Ю.И.Борисова и Ф.Хусейна. 26 августа 2021 г. в Москве состоялось 9-е заседание МПК. В рамках пребывания Ф.Хусейна в России состоялись его встречи с Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушевым, Председателем Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по международным делам Л.Э.Слуцким.
В 2021 г. российско-иракский товарооборот по сравнению с 2020 г. увеличился в 2,2 раза – со 127 млн долл. США до 282,8 млн долл. США.
Главным направлением взаимодействия в гражданском секторе остается топливно-энергетическая сфера. В Ираке успешно работают ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Газпром нефть» и ПАО «НК «Роснефть». Общий объем вложений российских экономоператоров в развитие иракской нефтегазовой отрасли превышает 13 млрд долл. США.
Продолжается сотрудничество с Багдадом в сфере образования. В российских высших учебных заведениях обучается 3844 иракских граждан. В 2022/2023 учебном году иракской стороне планируется предоставить более 200 стипендий.
Дальнейшее развитие получила практика ежегодного приема сотрудников иракского внешнеполитического ведомства на краткосрочные спецкурсы на базе Дипломатической академии МИД России за счет средств федерального бюджета. В 2021 г. Дипакадемия приняла 60 иракских дипломатов.
Официальное название – Республика Ирак.
Население – 41,15 млн чел. (по оценочным данным Центрального статистического комитета Министерства планирования Республики Ирак на январь 2021 г.), из которых 75-80% – арабы, 15-20% – курды, 2% – туркоманы, 2% – ассирийцы и 1% – прочие этнические группы.
Территория – 437,072 тыс. кв. км. Ирак имеет общие границы с Иорданией (181 км), Сирией (605 км), Турцией (331 км), Ираном (1458 км), Кувейтом (242 км) и Саудовской Аравией (814 км). Протяженность морского побережья в Персидском заливе – 58 км.
Столица – г. Багдад (9,2 млн чел.).
Религия – ислам, 97% – мусульмане (около 64% - 69%– шииты, 29-34% – сунниты), остальное население исповедует различные толки христианской религии (халдеи, несториане, григориане, сабеяне).
Государственные языки – арабский и курдский.
Денежная единица — иракский динар (1 долл. США - 1465 динаров).
Национальный праздник отсутствует, отмечаются основные мусульманские религиозные даты и День победы над ИГИЛ – 10 декабря.
Государственное устройство и политическая система
Ирак – демократическая, федеративная, парламентская республика, состоящая из 18 провинций.
Глава государства – Бархам Салех с 2018 года. Обладает ограниченными полномочиями, избирается депутатами парламента на 4 года.
Исполнительная власть сосредоточена в руках Премьер-министра М.Каземи. Возглавляет правительство с 2020 года, срок полномочий – 4 года.
Совет представителей избирается в ходе всенародного голосования на 4 года (328 депутатов). Председатель Совета представителей – М.Хальбуси (с 15.09.2018 г. переизбран 09.01.2022 г.). После объявления официальных итогов состоявшихся 10 октября 2021 г. досрочных парламентских выборов, президент, глава и члены правительства действуют в качестве исполняющих обязанности до того, как обновленный состав Совета представителей Ирака сформирует новые органы власти страны.
Краткие исторические сведения
В сентябре 1980 г. разгорелся ирано-иракский конфликт, завершившийся в августе 1988 г. подписанием соглашения о прекращении огня.
В августе 1990 г. иракские войска оккупировали Кувейт. СБ ООН единогласно осудил эту агрессию и ввел против Ирака широкомасштабные торгово-экономические санкции.
Во исполнение этих резолюций Спецкомиссия ООН по разоружению Ирака и МАГАТЭ проделали в 1991-2003 гг. масштабную работу по инвентаризации и документированию уничтожения иракского потенциала ОМУ. Однако документальных подтверждений сокрытия Ираком от инспекторов ООН имевшихся у него в тот период видов ОМУ или производства новых найти не удалось.
В марте-апреле 2003 г. США при поддержке Великобритании предприняли вооруженное вторжение в Ирак, результатом которого стала оккупация страны. Государственный суверенитет был формально восстановлен 28 июня 2004 г. путем передачи властных полномочий от Временных коалиционных властей Временному правительству Ирака.
8 июня 2004 г. СБ ООН принял резолюцию 1546, зафиксировавшую график политического процесса на переходный период, который планировалось завершить в декабре 2005 г. В соответствии с ним в январе 2005 г. прошли выборы в Переходную национальную ассамблею, а в апреле - сформировано Переходное правительство Ирака.
Постоянная Конституция Ирака была утверждена в октябре 2005 г. в ходе всенародного референдума.
18 декабря 2011 г., согласно ранее достигнутым договоренностям, последние части вооруженных сил США, находившиеся в Ираке с 2003 г., были выведены из страны.
В июне 2014 г. началось масштабное наступление ИГИЛ. Боевикам удалось сходу захватить г. Мосул. В течение последующих 10 дней они установили контроль над гг. Тикрит и Телль-Афар и практически вплотную подошли к Багдаду. Руководство Ирака было вынуждено обратиться за помощью к Вашингтону. Переломным в борьбе с террористами стал 2017 г., в течение которого иракскими ВС были отвоеваны практически все захваченные боевиками населенные пункты. 10 декабря 2017 г. Правительство Ирака объявило о победе над «Исламским государством».
5 января 2020 г. Совет представителей Ирака принял решение о выводе всех иностранных контингентов из республики на фоне эскалации напряженности между Тегераном и Вашингтоном. Этому предшествовали серия ударов ВВС США по позициям иракского Народного ополчения (НО, «Хашд Шаабий») в декабре 2019 г., а затем и ликвидация 3 января 2020 г. в багдадском аэропорту командующего силами «Кодс» КСИР Ирана К.Сулемани и замкома НО А.Мухандиса.
В июле 2021 г. было официально объявлено об изменении до конца года параметров американского военного присутствия в Ираке: боевые подразделения предполагалось заменить на военных специалистов, призванных консультировать иракских коллег.
31 июля 2020 г. премьер-министр Ирака М.Каземи объявил о проведении 6 июня 2021 г. досрочных парламентских выборов, которые впоследствии были перенесены на осень 2021 г. Голосование 10 октября 2021 г. прошло при рекордно низкой явке в 41 %. Объявленные 30 ноября 2021 г. окончательные результаты волеизъявления были утверждены Высшим федеральным судом Ирака 27 декабря 2021 г. В ходе состоявшегося 9 января 2022 г. первого заседания Совета представителей на пост его спикера был переизбран М.Аль-Хальбуси.
Социально-экономическое положение в стране остается сложным. Разрушение инфраструктуры страны в ходе боевых действий против террористов лежит тяжелым бременем на экономике Ирака. По оценкам местного Министерства планирования и Всемирного банка, общий ущерб, причинённый стране в ходе контртеррористических операций против боевиков ИГИЛ, оценивается более чем в 88 млрд долл. США.
Правительство Ирака проводит целенаправленную работу по восстановлению страны. В этой связи Министерством планирования разработан двухэтапный план на 2018 – 2022 гг. и 2022 – 2028 гг., успех реализации которого во многом будет зависеть от участия ООН, иностранных организаций, Всемирного банка, Международного валютного фонда и частного сектора.
В рамках привлечения иностранной помощи в феврале 2018 г. в Кувейте состоялась Международная конференция по восстановлению Ирака, по итогам которой ряд участников принял на себя обязательства по предоставлению финансовых средств на общую сумму 30 млрд долл. США, в основном, в форме займов и кредитов. Вместе с тем по прошествии четырех лет обещанные средства выделены лишь частично.
Рост ВВП в 2021 г. достиг 2,6%, на душу населения данный показатель составил 4,038 долл. США (в 2020 г. – 4,017 долл.). Инфляция оценивалась в 7,5%.
На нефтяной сектор приходится более 80% доходов федерального бюджета и почти 100% экспорта. В 2021 г. поступления от продажи нефти составили 76,6 млрд долл., (в 2020 г. – 41,79 млрд долл. США). Среднесуточный объём добычи нефти в 2021 г. – 4,47 млн. барр./сут. (2020 г. – 3,6 млн. барр./сут.), экспорт – 3,971 млн. барр./сут. (в 2020 г. – 2,362 барр./сут).
Электроэнергетическая отрасль не полностью обеспечивает потребности страны. Производство электроэнергии в 2021 г. составило 20 ГВт. (фактическая потребность – 27 ГВт.). Её подача населению осуществляется не более 12 часов в сутки. В 2021 г. кризис в отрасли значительно усилился из-за сокращения поставок электроэнергии и природного газа из Ирана.
Сельское хозяйство является одним из наиболее пострадавших секторов экономики. Естественное сокращение площади сельскохозяйственных земель усугубилось передачей ряда плодородных районов на юге республики нефтяным компаниям. Благодаря госвложениям на фоне существенного сокращения импорта из-за закрытия границ в условиях коронавируса в 2020-2021 гг. отрасль демонстрировала устойчивый рост. По некоторым видам культур (овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды) достигнуто самообеспечение.
Согласно оценочным данным Международной организации по миграции, из почти 6 млн перемещенных лиц в результате войны с ИГИЛ не менее 1,2 млн человек сохранили этот статус на конец 2021 г.
По официальной статистике, порядка 28% населения проживает за чертой бедности.
Внутриполитическая обстановка в Ираке остается сложной. Сохраняются межпартийные и этноконфессиональные противоречия, которые наряду с усилением раскола внутри суннитских, шиитских и курдских общин, отрицательно сказываются на эффективности работы госинститутов, боеспособности армии, деятельности правоохранительных органов и спецслужб.
Основное внимание иракского руководства сконцентрировано на вопросах постигиловского восстановления страны, купировании наиболее острых социальных проблем, связанных с ненадлежащим уровнем предоставления услуг гражданам, и укреплении институтов государственной власти на местах. Важное место занимает проблематика урегулирования противоречий между Багдадом и Эрбилем.
Внешняя политика
В сфере внешней политики Ирак проводит сбалансированный курс, стараясь укрепить связи со всеми соседними странами, а также крупными региональными и международными игроками, стремясь усилить свои геополитические позиции. Правительство также активно работает над привлечением иностранных инвесторов к реализации проектов на территории страны.
Главным внешним фактором для Багдада остается противостояние между Тегераном и Вашингтоном. Раскручивание США санкционной спирали против ИРИ и внесение ряда подразделений иракского Народного ополчения в терсписок укрепляют антиамериканские настроения в Багдаде. Иран, несмотря на политическое и санкционное давление со стороны США, остается ключевым торгово-экономическим и военно-политическим партнером для Ирака.
Иракцы сохраняют тесные контакты с Дамаском, наращивают антитеррористическое взаимодействие на иракско-сирийской границе. Выступают за нормализацию отношений между Правительством САР и курдами Заевфратья, а также размораживание членства Сирии в ЛАГ.
С августа 2019 г. Ирак в качестве наблюдателя участвует в Международной встрече по Сирии в Астанинском формате.
Багдад стремится идти на сближение с Анкарой. При этом заявляется, что военная активность Турции на севере Ирака под предлогом обеспечения национальной безопасности является нарушением иракского суверенитета.
В отношениях с государствами ССАГПЗ Багдад декларирует стремление к развитию сотрудничества, призывая их лидеров активизировать усилия по укреплению мира в районе Персидского залива. В частности, пытается играть посредническую роль между Саудовской Аравией и Ираном. В 2021 г. Ирак предоставлял сторонам площадку для переговоров.
Горячая линия

- +964 1 541-47-54
+964 1 541-47-49
Загранучреждения МИД РФ
- Посольство России в Ираке (Багдад)
- Консульский отдел Посольства России
- Генеральное консульство России в Эрбиле
- Генеральное консульство России в Басре
Посольство России в Ираке (Багдад)
- Адрес :
-
Hay al-Mutanabbi 605/5/4
Посол - КУТРАШЕВ Эльбрус Кириллович
Советник-посланник - СИЛИН Андрей Константинович
- Телефон :
+964 1 541-47-54
+964 790 190-96-74- Горячая линия :
+964 790 110 54 71
+964 790 190 96 74- Web
Консульский отдел Посольства России
- Адрес :
-
Hay al-Mutanabbi 605/5/4
Заведующий консульским отделом - АЛЯКБАРОВ Бехбуд Азамович
- Телефон :
+964 790 110-54-71
Генеральное консульство России в Эрбиле
- Адрес :
-
Republic ofIraq, Kurdistan Region, Erbil, DashtiHawler, Plot 1/5, County 15, Kelekin(Salahaddin Road, opposite Restaurant "Hawana")
Генеральный консул - РУБИН Максим Олегович
- Телефон :
+964 750 720 65 21
+964 750 720 86 74- Горячая линия :
+964 750 731 3928
- Web
Генеральное консульство России в Басре
- Адрес :
-
Abi Hasib street, district Bradayyya, Block 29, Number 167ll, Basra, Iraq
Генеральный консул - ЛИТВИНОВ Максим Игоревич
- Телефон :
+964 770 493-85-77
- Горячая линия :
+964 770 493-85-66
- Web
Представительства в РФ
Посольство Ирака в России (Москва)
- Адрес:
-
119435, г. Москва, Погодинская ул., 12
- Телефон:
+7 499 246-55-06
+7 499 246-55-07
+7 499 246-55-08
+7 499 248-38-13- Факс
+7 499 246-27-34