Французская Республика
Ответы Министерства иностранных дел Российской Федерации на вопросы СМИ, поступившие к пресс-конференции Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по итогам деятельности российской дипломатии в 2023 году
- О состоянии отношений между Россией и Францией
- О вероятности вооружённого конфликта между США и КНР
- Об активизации сотрудничества России со странами Африки
- Об отношениях между Россией и Германией
- О давлении Запада на Республику Сербскую
- О деятельности Союзного государства России и Беларуси
- О взаимодействии с соотечественниками за рубежом
- О развитии отношений России со странами Латинской Америки и позиции в отношении ситуации вокруг района Эссекибо
- О развитии российско-кубинских отношений
- О возможности формирования т.н. азиатского НАТО
- О мерах по защите прав русскоязычного населения стран Прибалтики
- О взаимодействии в рамках СНГ
- О перспективах возобновления российско-американского диалога по стратегической стабильности
- О перспективах нормализации отношений между Россией и западными странами
- Об отношениях России и Финляндии
- Об отношениях России с Корейской Народно-Демократической Республикой и Республикой Корея
- О сирийском урегулировании
- О сотрудничестве России и Казахстана
- О российско-китайском сотрудничестве
- О реакции России на поставки Нидерландами на Украину истребителей F-16
- О сотрудничестве России и Саудовской Аравии в рамках соглашения ОПЕК+
- Об ответных мерах со стороны России на действия Чехии по блокировке российской недвижимости в стране
О состоянии отношений между Россией и Францией
Вопрос: Как российская сторона планирует выстраивать отношения с новым главой МИД Франции С.Сежурне на фоне его первого зарубежного визита в Киев? Может ли в ближайшее время идти речь о двустороннем диалоге?
Ответ: Выстраивание любых рабочих отношений зависит, прежде всего, от двух обстоятельств: наличия взаимного интереса к этому самих стран и готовности их официальных властей предпринимать конкретные шаги на данном направлении. С этой точки зрения очевидно, что сегодня отношения между Россией и Францией находятся в глубоком кризисе, причём не по российской инициативе.
В Париже занимают откровенно враждебную позицию по отношению к нашей стране, из уст её официальных представителей регулярно звучат слова о важности нанесения России «стратегического поражения». Руководствуясь такой идеологической установкой, наши бывшие партнеры по своей воле за два года разрушили тот задел, который создавался десятилетиями, «заморозили» механизмы диалога и поддержки сотрудничества, нанесли сильнейший удар по торгово-экономическому, научному, культурному и гуманитарному сотрудничеству.
Не раз отмечали, что российская сторона всегда оставалась открытой к диалогу со всеми нашими зарубежными собеседниками из числа недружественных стран, включая Францию, по любым представляющим взаимный интерес вопросам. Хотя печальный опыт Минских договоренностей, одним из гарантов которых выступал Париж, наглядно продемонстрировал нежелание «коллективного Запада» учитывать жизненно важные национальные интересы России, в т.ч. применительно к фундаментальным аспектам общеевропейской и глобальной безопасности.
Поэтому вопрос о возможности диалога уместнее адресовать самим французам. Готовы ли они к честному и непредвзятому обсуждению причин происходящих в Европе и мире процессов, искать выходы из сложившейся ситуации на основе взаимного уважения и учета интересов всех стран? По первым заявлениям нового министра Европы и иностранных дел Пятой Республики С.Сежурне о ведении Францией и Европой на Украине «экзистенциальной битвы» такой готовности не наблюдаем. Как и не питаем иллюзий в отношении способности или желания нового министра, по крайней мере на данном этапе, «перевернуть игру» и пойти наперекор есовским и натовским, а, по сути – вашингтонским установкам.
В любом случае мы готовы откликнуться на любые жизнеспособные и конструктивные инициативы как в том, что касается урегулирования конфликта на Украине, разумеется, с учётом новых политико-правовых реалий, так и при обсуждении мировых и региональных проблем. Россия никогда не отказывалась от честного диалога с любыми государствами. Главным критерием для нас был и остаётся учёт насущных интересов России, наличие гарантий их исполнения и соблюдение принципов взаимного уважения сторон.
О вероятности вооружённого конфликта между США и КНР
Вопрос: По недавним сообщениям, США вышли из ДРСМД, в том числе и потому, что ракеты средней и меньшей дальности нужны Вашингтону в противостоянии с Китаем. Означает ли это, что мы увидим вооружённый конфликт между США и КНР в обозримом будущем? Обсуждалось ли с китайскими партнёрами такое развитие ситуации?
Ответ: Намерение США развернуть в различных регионах мира наземные ракеты средней и меньшей дальности (РСМД), как и многие другие боевые средства, объясняется стремлением нарастить свой потенциал проецирования силы и оказания военно-политического давления на тех, кто отказывается потакать гегемонистским амбициям Вашингтона и подчиняться его беспардонному диктату. Конкретные классы вооружений в арсенале США – лишь инструмент, с помощью которого Вашингтон надеется удержать свои стремительно слабеющие позиции в меняющемся мировом раскладе.
На фоне подобной деструктивной политики США другие страны всё решительнее отстаивают принципы равноправия, полицентричности и неделимости безопасности. Сталкиваясь с отпором, Вашингтон действует ещё враждебнее, что ведёт к дальнейшему обострению фундаментальных межгосударственных противоречий и порождает серьёзнейшие стратегические риски, включая угрозу прямых вооружённых конфликтов ядерных держав.
Это в полной мере относится и к региону АТР, где дестабилизирующие и провокационные действия США направлены, прежде всего, против интересов Китая, а также России и ряда других стран. Очевидно, что в своих попытках «играть мускулами» Вашингтон может заиграться и довести ситуацию в регионе до по-настоящему серьёзного кризиса, чреватого катастрофическими последствиями, в т.ч. на глобальном уровне.
Со своей стороны, продолжаем опираться на нашу принципиальную позицию о необходимости заниматься устранением не столько симптомов, сколько первопричин деградации в отношениях между крупнейшими мировыми игроками. В этом мы весьма близки с нашими китайскими стратегическими партнёрами, с которыми на системной основе осуществляем тесную координацию подходов по вопросам международной безопасности и стратегической стабильности. При этом, безусловно, уделяем существенное внимание тем негативным факторам, которые проявляются в результате агрессивного курса США на т.н. двойное сдерживание России и КНР. Это включает и проблематику наземных РСМД.
Об активизации сотрудничества России со странами Африки
Вопрос: На волне активизации сотрудничества России с африканскими странами в течение всего 2023 года мы стали свидетелями ощутимого уменьшения традиционного влияния Франции в этом регионе и подъёма антифранцузских настроений в ряде стран. Что лежит в основе этих двух процессов? Каковы перспективы развития отношений России со странами региона?
Ответ: Что касается проблем Парижа в Африке, совершенно очевидно, что причины ослабления влияния и роста антифранцузских настроений на континенте Франции следует искать в самой себе, в своём колониальном прошлом и нынешних постколониальных практиках.
Как видится, в некоторых африканских странах, в прошлом –французских владениях, накопилась критическая масса усталости и раздражения, переходящего в негодование, в связи с продолжающимся десятилетиями неоколониальным доминированием Парижа, затрагивающим все сферы их жизни. Пресловутая политика «Франсафрик», о конце которой говорили уже несколько французских президентов, включая Э.Макрона, по-прежнему жива и проводится там, где это только возможно.
Однако сегодня все больше государств континента, некогда бывших частями французской колониальной империи, недвусмысленно дают понять, что далее не готовы терпеть и сохранять удобный для Парижа «статус-кво», стремятся вырваться из-под его назойливой опеки и высокомерного диктата. За красивыми словами, исходящими из Елисейского дворца и министерских кабинетов, они угадывают истинные намерения французских элит: продолжать манипулировать африканцами, вовлекать их в свои геополитические игры, выкачивать из стран, как они считают, «исторической сферы влияния» природные ресурсы.
Пожелавшие выйти из «клуба друзей Франции» немедленно попадают в опалу Парижа и под огонь его критики по стандартным поводам: нарушение демократических канонов, несоблюдение прав человека, а самое страшное – сотрудничество с Россией, особенно если оно касается вопросов безопасности. Не понаслышке об этом знают в ЦАР, Мали, Буркина-Фасо и Нигере.
Однако стремление африканцев к обретению истинного суверенитета, права самим определять свою судьбу, пути развития и круг партнёров уже не остановить. Искать же в происходящем пресловутую «руку Москвы», как это нередко делают во Франции, да и на Западе в целом, смехотворно и бессмысленно – в том же Уагудугу у России даже не было посольства во время известных событий, а в Ниамее нет и до сих пор.
Что Россия действительно делает, не скрывая и даже с гордостью – откликается на просьбы руководства уже упомянутых и ряда других государств континента об оказании поддержки и помощи, в т.ч. в противостоянии терроризму и экстремизму, о поставках зерна, удобрений и нефтепродуктов, обучении специалистов. Судя по благодарной реакции, содействие такого рода оценивается в этих странах весьма высоко, а сотрудничество с Россией – как эффективное и перспективное.
Всё это органично вписывается в общий позитивный контекст российско-африканского партнерства, развивающегося в последнее время по восходящей. Его стратегические направления намечены решениями успешно проведенного в июле прошлого года в Санкт-Петербурге второго Саммита Россия – Африка, и охватывает оно все государства и многосторонние объединения континента без исключения, распространяясь на политическую, социально-экономическую и широко понимаемую гуманитарную сферы взаимодействия. Поэтому результатов можно ожидать на самых разных страновых и тематических направлениях: как традиционных ещё с советских времен, так и сравнительно для нас новых.
Об отношениях между Россией и Германией
Вопрос: Ведутся разговоры, что новым канцлером ФРГ может стать министр обороны Б.Писториус, который намного радикальнее действующего главы правительства в своем отношении к России. Могут ли к власти в Германии прийти куда более русофобские политики?
Ответ: Гадать на кофейной гуще – не наша профессия. И не в российских традициях «совать нос» во внутренние дела других стран, диктовать их народам свои политические предпочтения и тем более организовывать «цветные революции». Всегда были и будем готовы к честному и открытому диалогу с любым иностранным правительством, пришедшем к власти законным путем и признаваемым таковым собственными гражданами. Ценим в партнерах способность соблюдать прагматичный баланс между национальными интересами и интересами других международных игроков, включая Россию. Это базовое условие для конструктивного взаимодействия.
В равной степени это относится и к ФРГ. Другое дело, что политические элиты сегодняшней Германии довели дело до полной ликвидации остатков нормальных отношений с Российской Федерацией.
О давлении Запада на Республику Сербскую
Вопрос: Сегодня Запад оказывает постоянное давление на Республику Сербскую. Идут ли западники тем же путём, что и в случае с Косово и Метохией? Не создается ли впечатление, что Запад хочет успеть решить все свои проблемы на Балканах как можно скорее?
Ответ: Линия западников в отношении Балкан очевидна, никаких сомнений и иллюзий у России не вызывает. В её основе – стремление всеми доступными средствами сформировать условия для включения этого важнейшего с геополитической точки зрения региона в сферу эксклюзивного влияния евроатлантических структур, окончательно превратить его в свою колонию. Основной удар направлен на подрыв ключевых для поддержания мира и стабильности на Балканах международно-правовых инструментов. Речь идёт, в частности, о Дейтонском мирном соглашении по Боснии и Герцеговине 1995 г. и резолюции Совета Безопасности ООН 1244 (1999), касающейся косовского вопроса. Именно эти документы гарантируют учёт интересов сербов и поэтому серьезно мешают западным столицам. В нарушение всех норм Западом взят курс на упразднение принципа равноправия трех народов в Боснии и Герцеговине и централизацию власти в Сараево, поощряется милитаризация Косово, саботируются решения о создании Сообщества сербских муниципалитетов. Тем самым умышленно провоцируется межэтническая напряженность, на фоне чего внедряется нарратив о том, что все проблемы может якобы решить только скорейшее сближение с НАТО и Евросоюзом. Более безрассудной и опасной политики придумать сложно.
Однако не всё идёт так, как хотелось бы Вашингтону, Брюсселю и Лондону. Несмотря на беспрецедентное внешнее давление, сербы действуют ответственно и самостоятельно, демонстрируют выдающуюся способность к сопротивлению и отстаиванию подлинных национальных интересов вопреки навязываемым чужеродным ценностям. В регионе отлично помнят о военных преступлениях НАТО против мирного населения в Республике Сербской и Югославии во второй половине 1990-х гг., последствия бомбардировок с использованием обедненного урана ощущаются до сих пор. Цинизм и двуличие Запада по внутриполитической повестке Сербии и Республики Сербской тоже всем очевидны.
Россия в такой непростой ситуации продолжает доказавшую свою состоятельность принципиальную линию на отстаивание норм международного права, поощрение укрепления мира, стабильности и безопасности на основе универсальных принципов, расширение комплексных взаимовыгодных связей с партнерами на Балканах. Опираемся в этом на исторически тесные узы дружбы, совпадение подходов к ключевым региональным и глобальным вопросам, обоюдное стремление к дальнейшему совершенствованию взаимодействия.
О деятельности Союзного государства России и Беларуси
Вопрос: Каковы итоги деятельности Союзного государства России и Беларуси во внешнеполитическом пространстве в 2023 году?
Ответ: В истекшем году продолжилось укрепление стратегического союзничества с братской Беларусью. Значительно вырос авторитет Союзного государства, которое продемонстрировало зрелость и самодостаточность в условиях беспрецедентного давления со стороны «коллективного Запада».
Удалось сделать значительные шаги в развитии нашего интеграционного объединения, которое остается фокусным направлением двустороннего взаимодействия. За счёт выполнения утвержденных в 2021 г. 28 союзных программ достигнут значительный прогресс в формировании единого экономического пространства. Согласован новый пакет интеграционных решений на очередной трехлетний период – «Основные направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024-2026 гг.».
Совместными усилиями правительств купированы негативные последствия нелегитимных санкций Запада. Обеспечен дополнительный рост взаимного товарооборота, приближающегося к рекордным показателям – 50 млрд долл. Обеспечен бесперебойный транзит белорусского экспорта в направлении дружественных государств с использованием российской транспортной инфраструктуры. Запущены новые кооперационные импортозамещающие проекты в промышленности – в сельскохозяйственном и тяжелом машиностроении, станкостроении, авиастроении, микроэлектронике, производстве вооружений и другой продукции. 1 ноября 2023 г. завершен самый масштабный из них – строительство Белорусской АЭС, второй блок которой принят в эксплуатацию.
Согласованы планы активизации строительства единого культурно-гуманитарного, научно-образовательного и миграционного пространства России и Беларуси. Особое внимание уделялось патриотическому воспитанию молодежи и совместному сбережению исторической памяти.
С учётом провокационной линии Запада в отношении наших стран приняты дополнительные меры по укреплению общего пространства обороны и безопасности Союзного государства. Интенсифицировано двустороннее военное и военно-техническое сотрудничество. В Беларуси размещено российское тактическое ядерное оружие, а также запущена разработка проектов двустороннего межгосударственного договора о гарантиях безопасности и концепции безопасности Союзного государства.
Сохраняем высочайший уровень координации с Беларусью во внешней политике. Тесное взаимодействие и взаимная поддержка способствовали эффективному отстаиванию общих интересов на мировой арене, а также во многом стали залогом результативного председательства России в ЕАЭС и Белоруссии в ОДКБ. Успешно выполнена «Программа согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства на 2022-2023 гг.» и – по итогам очередного совместного заседания коллегий МИД двух стран 15 декабря 2023 г. в Москве – подписана новая аналогичная Программа на 2024-2026 гг., а также План межмидовских консультаций на 2024 год. Продолжим сообща вести дело к укреплению СНГ, углублению партнерских связей с государствами Глобального Юга и Востока, а также конструктивными региональными и межрегиональными объединениями, прежде всего, ШОС и БРИКС.
2024 год должен стать не менее насыщенным и результативным для российско-белорусских отношений. Естественно, ключевыми ориентирами для нас остаются всемерное укрепление Союзного государства, обеспечение его надежной обороны, экономического и технологического суверенитета.
Этот год – особый для России и Беларуси. Наши страны вступают в избирательный цикл: на 17 марта назначены выборы Президента Российской Федерации; в Беларуси 25 февраля пройдут парламентские и местные выборы, а в марте планируется созыв первого (по новым правилам) Всебелорусского народного собрания. Будем сообща принимать все необходимые меры, чтобы исключить внешнее вмешательство в наши внутриполитические процессы.
Нам предстоит отметить две важнейшие памятные даты совместной истории: 80-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 25-летие подписания Договора о создании Союзного государства. Приуроченные к этим годовщинам мероприятия будут проведены на достойном уровне и подчеркнут значимость единения народов наших стран.
О взаимодействии с соотечественниками за рубежом
Вопрос: Как продвигается взаимодействие с соотечественниками за рубежом, в том числе с учётом новых геополитических реалий?
Ответ: Гибридная война против России, развязанная «коллективным Западом» в попытке удержать свое доминирование, осложнила положение российской зарубежной общины. Наши соотечественники в недружественных государствах продолжали сталкиваться с проявлениями русофобии и этнической дискриминации, являющимися, по сути, новыми формами расизма и неонацизма, практикой вытеснения русского языка, отрицанием достижений российской культуры и основ духовного развития русского народа.
В этих условиях российская дипломатия была нацелена на всестороннюю поддержку и консолидацию представителей диаспоры на патриотической основе, защиту их законных прав и интересов, сохранение культурной идентичности, противодействие попыткам разобщить и дискредитировать Русский мир. Эти вопросы были центральными в ходе реализации по линии МИД России государственной политики в отношении соотечественников.
Несмотря на продолжающееся информационно-психологическое давление, а в ряде стран и прямые угрозы благополучию и безопасности, российские соотечественники в подавляющем большинстве демонстрировали единство и активную гражданскую позицию, продвигали культурно-гуманитарную повестку, не бросали усилий по противодействию ксенофобским настроениям.
В целом за прошедший год совместными усилиями нам удалось сделать многое. Подтверждением устойчивого функционирования движения соотечественников стало успешное проведение при поддержке Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, МИД России и российских заграничных учреждений международных и местных мероприятий, в том числе пяти региональных и многочисленных страновых конференций соотечественников, четырех заседаний Всемирного координационного совета российских соотечественников.
Главным событием года стала состоявшаяся в ноябре 2023 г. в Москве Всемирная тематическая конференция «Укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей – залог единства российских соотечественников», в ходе которой свыше 180 представителей диаспоры из 82 стран твердо высказались за сохранение и защиту традиционных нравственных ориентиров, поддержание образа современной России как одного из главных защитников исконных духовно-нравственных ценностей и традиционной семьи, пример взаимодействия народов, культур и религий на основе взаимного уважения и согласия.
При содействии российских заграничных учреждений организациями соотечественников в более чем 120 странах проведены мероприятия, посвященные 78-й годовщине Победы: церемонии возложения венков и «субботники» у мемориалов и мест захоронений советских воинов, протокольные мероприятия, концерты, фотовыставки, кинопоказы, спортивные соревнования. Особое внимание уделялось акции «Бессмертный полк», которая состоялась очно в 93 государствах. Все это – яркие примеры вклада российской зарубежной общины в борьбу с фальсификацией истории и сохранение правды о Великой Отечественной войне.
Продолжается плотная работа с молодежным крылом диаспоры. Молодые соотечественники активно привлекаются к мероприятиям на страновом, региональном и международном уровнях, которых в 2023 году было проведено порядка 20. Укреплялось женское направление соотечественного движения: в мае прошлого года в Душанбе состоялась II Евразийская встреча российских соотечественниц, а в ноябре в Москве – Ассамблея Всемирной федерации русскоговорящих женщин.
На фоне многочисленных случаев уголовного и административного преследования соотечественников возрастает актуальность правозащитной проблематики. Россия содействует подключению к этой работе профильных российских НКО, прежде всего, Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.
В постоянном фокусе нашего внимания находится тематика переселения соотечественников. МИД России активно участвует в информационном сопровождении Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и таким образом содействует МВД России в ее реализации. В числе законодательных новшеств, которые вступили в силу с 1 января – введение института «репатриации» (Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 г. № 872) и документального подтверждения владения русским языком (Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2023 г. № 219). Кроме того, c момента вступления в силу (26 октября 2023 г.) нового Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (от 28 апреля 2023 г. № 138-ФЗ) участники Госпрограммы вправе приобретать гражданство, минуя стадию оформления разрешения на временное проживание и вида на жительство.
Особая благодарность – активистам соотечественного движения, руками которых в весьма непростых сегодняшних условиях удается решать масштабные задачи по консолидации Русского мира – десятков миллионов людей во всех уголках планеты с общей историей, культурой и духовными традициями. Поддержка соотечественников за рубежом относится к приоритетам государственной политики Российской Федерации, что закреплено в Конституции страны. Россия продолжит идти по пути расширения партнёрского взаимодействия с российской диаспорой.
Вопрос: Как развиваются отношения России со странами Латинской Америки и латиноамериканскими интеграционными объединениями? Какова позиция России в отношении ситуации вокруг района Эссекибо?
Ответ: Регион Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) обладает масштабным потенциалом, постепенно утверждается в качестве одного из опорных центров многополярной архитектуры. Россия рассматривает Латинскую Америку и Карибский бассейн как отдельный цивилизационный пласт.
С государствами ЛАКБ отношения развиваются на прагматичной, деидеологизированной, взаимовыгодной основе. Нас объединяет приверженность принципам международного права и уважение культурно-цивилизационного многообразия мира и права народов самим определять модели политического и социально-экономического устройства.
Латиноамериканцы ценят такой подход. Тем более что США продолжают воспринимать Латинскую Америку в качестве своего «заднего двора», рассчитывая на его вовлечение в глобальное противостояние с Россией и Китаем. Отсюда и беспрецедентное давление «коллективного Запада» на государства региона, настроенные на следование национальным интересам, диверсификацию внешних контактов, наращивание торгово-экономических связей. В том числе за счет их расширения с Россией, интересам которой отвечает экономическая стабильность латиноамериканского региона, его стремление следовать принципу «единство в многообразии», продвижение на пространстве ЛАКБ интеграционных процессов. Такое российское видение основ для сотрудничества не может не импонировать партнерам. А потому ни одно из латиноамериканских государств, несмотря на всё давление, не присоединилось к западным антироссийским санкциям. Россия готова к такому уровню и объему взаимоотношений, к какому готовы сами эти страны.
В фокусе нашего внимания – укрепление связей по всем направлениям как с государствами региона, так и их объединениями, в том числе по линии Евразийского экономического союза, а также межпарламентские контакты. В начале октября 2023 г. в Москве под эгидой Госдумы успешно прошла первая Международная парламентская конференция «Россия – Латинская Америка», в которой приняли участие более 300 делегатов из большинства стран региона, в том числе руководители законодательных органов.
Важная составляющая комплекса российских связей с государствами ЛАКБ – сотрудничество в образовательной, научной, гуманитарной, культурной и спортивной сферах. Отдельное его направление развивается по линии СМИ, где для России принципиальное значение имеет распространение объективной и всесторонней информации о нашей стране, ее внутренней и внешней политике.
Наблюдается стабильный рост числа латиноамериканских студентов, обучающихся в нашей стране за счет российских государственных стипендий.
Кроме того, Латинская Америка и Карибский бассейн пользуются популярностью у российских туристов. Тем более что для посещения 27 из 33 стран региона им не нужны визы.
Позиция России в отношении ситуации вокруг района Эссекибо известна и уже не раз нами излагалась. Россия руководствуется принципами незыблемости международного права, Устава ООН, включая принцип невмешательства во внутренние дела.
Данный вопрос лежит в плоскости венесуэльско-гайанских отношений и должен быть урегулирован в добрососедском ключе, посредством нахождения мирных взаимоприемлемых решений в соответствии с международно-правовыми нормами и подписанными между сторонами соглашениями, а также действующим национальным законодательством.
Россия приветствует тот факт, что между Венесуэлой и Гайаной установился прямой диалог. Состоявшиеся 6 декабря 2023 г. телефонный разговор министров иностранных дел Венесуэлы И.Хиля и Гайаны Х.Тодда и встреча президентов Венесуэлы Н.Мадуро и Гайаны М.И.Али 14 декабря 2023 г. способствовали снижению напряженности и укреплению доверия в отношениях между Венесуэлой и Гайаной.
Продолжим выступать за сохранение Латинской Америки в качестве зоны мира, как это было провозглашено на саммите Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна в Гаване в 2014 году.
О развитии российско-кубинских отношений
Вопрос: На каком уровне сейчас находятся российско-кубинские связи? Каковы перспективы их развития? Намечается ли наращивание партнерских отношений между Россией и Кубой?
Ответ: Куба – один из ключевых союзников России в латиноамериканском регионе. Наши отношения, базирующиеся на прочном фундаменте исторической дружбы и солидарности, носят неконъюнктурный характер и развиваются по восходящей. Россия привержена незыблемой линии на всестороннее укрепление российско-кубинского стратегического партнерства. Безусловно, нынешняя международная обстановка внесла определенные коррективы в формат нашего взаимодействия, однако мы адаптировались к новым реалиям.
Москва отмечает превосходный уровень политического диалога, который неизменно подтверждает готовность чутко реагировать на запросы партнеров, искать компромиссные решения.
Придаем большое значение развитию торгово-экономического и финансово-инвестиционного взаимодействия с Гаваной. Активная работа на этом направлении ведется по линии Межправительственной Российско-Кубинской Комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Совместными усилиями успешно осуществляем приоритетные проекты в таких сферах, как металлургия, энергетика, транспорт, фармацевтика и биотехнологии. В этом году готовимся к 21-му заседанию Межправкомиссии в Москве.
По нарастающей развиваются культурно-гуманитарные обмены. Реализуется востребованная партнерами программа «100 стипендий». Рассчитываем на то, что они продолжат вносить свой существенный вклад в решение стоящих перед Гаваной задач.
Россия высоко оценивает поистине товарищеское сотрудничество наших стран на международной арене. Выступает с солидарных позиций по ключевым вопросам глобальной повестки дня, в основе которых практически полная синхронизация подходов, включая формирование справедливого и полицентричного миропорядка. Оба государства активно участвуют в деятельности Группы друзей в защиту Устава ООН.
Российская сторона ценит, что Гавана открыто и последовательно высказывается о причинах эскалации кризиса на Украине, отмечая ответственность США и НАТО, проводивших политику по приближению военной инфраструктуры Альянса к российским границам.
Москва неизменно выражает поддержку кубинским партнерам в вопросах безотлагательной отмены нелегитимной торгово-экономической и финансовой блокады острова, а также изъятия Республики Кубы из произвольно составленного администрацией США списка государств-спонсоров терроризма, вновь выраженную в ходе голосования 2 ноября прошлого года по кубинскому проекту резолюции ГА ООН «Необходимость прекращения экономической, торговой и финансовой блокады, введенной Соединенными Штатами Америки против Кубы». Кубинский народ стойко отстаивает право на выбор собственного пути развития, несмотря на беспрецедентный нажим со стороны США.
Россия продолжит всесторонне поддерживать Кубу в защите независимости и суверенитета.
О возможности формирования т.н. азиатского НАТО
Вопрос: США оказывают давление на Индию в связи с закупками российской нефти, пытаются вмешиваться в выборы в Бангладеш, Непале, Пакистане и других странах. Можно ли ожидать, что Южная Азия станет новым «плацдармом», где США будут пытаться сформировать своеобразное «азиатское НАТО» для противодействия Китаю?
Ответ: Россия на протяжении многих лет продолжает вносить вклад в дело обеспечения энергетической безопасности Индии. Поставки энергоносителей, наряду с реализацией проекта возведения АЭС «Куданкулам», – важная составляющая такой работы. За счёт переработки чёрного золота, закупаемого у нас по выгодной цене, индийские компании стабильно повышают собственную конкурентоспособность на мировом рынке. Вашингтон же и его сателлиты нацелены на то, чтобы лишить наших партнёров этого преимущества.
Попытки США повлиять на ход предвыборной кампании в Бангладеш не раз комментировались официальным представителем МИД России М.В.Захаровой. В частности, в октябре прошлого года Посол США П.Хаас, грубо злоупотребляя своим дипломатическим статусом, позволил себе на встрече с представителем руководства местной оппозиции обсуждать организацию антиправительственных выступлений. Для давления на неугодный американцам кабинет Премьер-министра Шейх Хасины Госдепартамент использовал и такой инструмент, как запрет на въезд в США отдельных должностных лиц. Но, как и ожидалось, решающее слово в этой истории осталось за бангладешскими избирателями, большинство из которых проголосовало за правящую Народную лигу.
Данными о прямом вмешательстве Вашингтона в электоральные процессы в Непале и Пакистане не располагаем. Рассчитываем, что Правительство Пакистана обеспечит условия, необходимые для свободного, лишенного влияния извне волеизъявления населения на предстоящих 8 февраля всеобщих выборах.
Стремление Запада навязать отдельным странам Южной Азии свою доктринальную, выстроенную по натовским схемам версию «индо-тихоокеанства», безусловно, присутствует. И Россия это видит. Вместе с тем очевидно, что у данного субрегиона в целом нет потребности в каком-либо внешнем менторстве, тем более силовом. К тому же Индия и Пакистан, являющиеся важными участниками процессов построения неблокового пространства трансграничной взаимосвязанности, работают в иных форматах с позитивной, созидательной повесткой, таких как ШОС. На аналогичные задачи ориентированы и другие субрегиональные игроки, которые заинтересованы в решении жизненно важных вопросов устойчивого развития и процветания.
Если смотреть на ситуацию шире, то об активных попытках США и их союзников развалить региональную архитектуру безопасности и завести НАТО на новые географические контуры уже можно говорить, скорее, в контексте зоны Восточной Азии. В этом локальном поле сформирован «пул особых партнеров» Североатлантического альянса – Япония, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия, которые не только готовы предоставить себя под реализацию натовских задач, но и хотят сбить с «пути истинного» страны Юго-Восточной Азии.
О мерах по защите прав русскоязычного населения стран Прибалтики
Вопрос: Какие меры планируется предпринять для защиты прав русскоязычного населения в странах Прибалтики?
Ответ: Руководство прибалтийских стран в последние годы проводит политику тотальной дерусификации своего культурного и медийного пространства, находящую отражение в значительном сокращении объемов преподавания русского языка в учреждениях школьного и дошкольного образования, закрытии русскоязычных школ, меняет собственное миграционное законодательство ради оказания давления на русскоязычное население.
Все решения властей недружественных государств по сужению русскоязычного образования и лишению национальных меньшинств возможности сохранять свой родной язык и культуру российская сторона не может трактовать иначе как дискриминацию наших соотечественников по языковому и этническому признакам, грубейшим образом попирающую основополагающие международно-правовые нормы, включая Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и др.
В рамках своих полномочий российские дипмиссии оказывают согражданам необходимую консульскую и юридическую поддержку. Все случаи дискриминации российских граждан и представителей нашей диаспоры фиксируются, по ним ведется работа с местными властями, привлекается внимание СМИ и правозащитных организаций, а также профильных международных структур. Также проводится активная работа по реализации Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Благодаря данной Госпрограмме переселенцы имеют доступ к широкому спектру мер поддержки, включая возможность получения единовременных пособий, помощь с трудоустройством и предоставлением временного жилья, право на беспошлинный ввоз транспортных средств и многое другое.
Кроме того, Россия предпринимает активные усилия по привлечению внимания международной общественности к антигуманным миграционным требованиям, предъявляемым латвийскими властями к нашим согражданам. Комиссией по международному сотрудничеству Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека направлены обращения в адрес ООН, ОБСЕ и СЕ с призывом защитить русскоязычное население Латвии от принудительного выселения.
Вопрос: Взаимодействие в рамках СНГ. Приоритеты российского председательства в 2024 году.
Ответ: В 2023 г. продолжалась планомерная работа по развитию сотрудничества в формате Содружества Независимых Государств по всем основным направлениям. Принято более 60 документов в политической, экономической, культурно-гуманитарной сферах и в области безопасности, включая шесть совместных политических заявлений по актуальным международным темам.
8 июня 2023 г. в Сочи на заседании СГП СНГ Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном подписано Соглашение о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций. Данный документ нацелен на обеспечение благоприятного инвестиционного климата и защиту прав инвесторов, распространяя на сферу услуг режим свободной торговли товарами, действующий в рамках СНГ на базе Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г.
Немало интересного осуществлено в 2023 г. на культурно-гуманитарном треке Содружества. Проведен Год русского языка как языка межнационального общения. Его кульминацией стало подписание на заседании Совета глав государств СНГ 13 октября 2023 г. в Бишкеке Договора об учреждении Международной организации по русскому языку. Также лидеры стран Содружества приняли Заявление о поддержке и продвижении русского языка как языка межнационального общения.
Безусловно, практика проведения тематических годов будет продолжена. Приветствуем состоявшийся в декабре 2023 г. в Москве в рамках Международного форума гражданского участия «#МЫВМЕСТЕ» старт Года волонтерского движения в СНГ в 2024 г.
Санкт-Петербург с честью пронес звание Культурной столицы Содружества, в наступившем году эстафету принял древний узбекский город Самарканд. Безусловно, поистине знаковым стал прошедший в ноябре 2023 г. IX Санкт-Петербургский международный культурный форум – Форум объединенных культур.
Продолжалось тесное и плодотворное взаимодействие людей культуры, науки, образования стран СНГ. Опорной точкой здесь стал XVI Форум творческой и научной интеллигенции «Через взаимодействие культур к содружеству и миру» (Бишкек, сентябрь 2023 г.). В текущем году наша страна примет у себя XVII Форум.
В числе новых начинаний – решение о претворении в жизнь Международного проекта «Молодежная столица СНГ»: в 2024 г. ею станет Ташкент. Стартовал проект «Спортивные столицы Содружества».
В центре внимания была и правочеловеческая проблематика.
Приступили к практической работе Комиссия по правам человека и Комиссия уполномоченных по правам ребенка (омбудсменов).
С 1 января функции председателя в Содружестве перешли к России. В утвержденной Президентом Российской Федерации Концепции председательства системно отражены наши приоритеты дальнейшего развития сотрудничества в рамках СНГ.
Особое внимание планируется уделить углублению экономической интеграции, наращиванию внешнеполитической координации, укреплению механизмов совместного противодействия традиционным и новым вызовам и угрозам, расширению культурно-гуманитарных связей и повышению профиля СНГ на международной арене.
План мероприятий по реализации Концепции носит масштабный характер, включает около 150 пунктов и охватывает все основные направления деятельности Содружества.
В качестве председателя настроены на активную работу с партнерами по СНГ в духе равноправия и взаимного уважения.
О перспективах возобновления российско-американского диалога по стратегической стабильности
Вопрос: Каковы перспективы возобновления российско-американского диалога по стратегической стабильности и существуют ли они хотя бы теоретически?
Ответ: Перспективы возобновления стратдиалога с США невозможно рассматривать в отрыве от общего состояния дел в области международной безопасности и стратегической стабильности. На сегодня в данной сфере сохраняется остро негативная динамика, связанная, прежде всего, с обострением борьбы вокруг исторических процессов, которые сопровождают сдвиг миропорядка от однополярной гегемонии к полицентричному устройству. Страны Запада во главе с США ожесточённо сопротивляются переходу к многополярности, пытаясь удержать ускользающее глобальное доминирование. Они не ограничивают себя в выборе средств давления на тех, кто не приемлет гегемонистские замашки Вашингтона и отстаивает принцип равноправия.
Пытаясь сохранить безраздельное мировое господство, Вашингтон натолкнулся на непреодолимое препятствие в лице России, проявившей решимость не допустить ущемления своих интересов как великой державы и одного из мировых цивилизационных центров. Пропорционально твёрдости нашей позиции возрастала и степень враждебности США. Курс Вашингтона на безудержную экспансию антироссийски заряженного блока НАТО на постсоветское пространство спровоцировал конфликт вокруг Украины. Россия не стала мириться с использованием киевского режима в качестве инструмента для создания прямых угроз безопасности непосредственно на наших границах. В ответ на предпринятые нами меры по защите своего внешнего контура США и их союзники развязали тотальную гибридную войну в целях политико-экономического удушения России и нанесения нам «стратегического поражения» на поле боя. Это – публично заявленная Западом стратегия.
США и НАТО не проявляют ни малейшей заинтересованности в справедливом урегулировании нынешнего конфликта. Там явно не готовы к учёту российских озабоченностей и серьёзной работе над устранением фундаментальных противоречий. Наоборот: Запад нацелен на эскалацию украинского кризиса, что и создаёт сейчас основные стратегические риски, так как подобный курс чреват скатыванием к прямому военному столкновению ядерных держав с катастрофическими последствиями.
Деструктивная политика США привела к глубокой деградации российско-американских отношений и коренному изменению обстоятельств в области безопасности. Вашингтон нагло попрал и отбросил в сторону все те понимания, на которых наши страны в своё время согласились налаживать взаимодействие, в т.ч. по контролю над вооружениями. Ведь в преамбуле ДСНВ стороны договорились о приверженности принципу неделимости безопасности и выстраиванию отношений на основе доверия и сотрудничества. Однако в реальности США уже давно сделали ставку на достижение решающего военного превосходства. Стремясь обеспечить себе свободу рук, они шаг за шагом демонтировали систему соглашений по контролю над вооружениями. Это происходило либо через выход США из соответствующих договоров (ДПРО, ДРСМД, ДОН), либо в результате создания Вашингтоном неприемлемых условий для выполнения таких соглашений, как это произошло в случае ДОВСЕ и ДСНВ.
Именно американская сторона «заморозила» двусторонний стратдиалог под предлогом «неблагоприятного военно-политического фона». Однако не так давно американцы внезапно вспомнили о важности контроля над ядерными вооружениями. Начали направлять нам, в т.ч. на бумаге, сигналы о якобы имеющейся у них готовности возобновить диалог по этим вопросам. Причём предложили «обособить» переговоры от откровенно враждебного военного-политического контекста, в который США погрузили наши отношения.
Цель американцев понятна: под лозунгом о взаимности постараться обеспечить контроль за ядерным арсеналом России, а также минимизировать для себя ядерные риски, которые возникают в результате силового давления на нашу страну на грани прямого вооружённого вмешательства. При этом не скрывается задача «вывести за скобки» неядерный компонент военного противоборства и закрепить имеющееся в данной сфере у «коллективного Запада» совокупное преимущество.
На фоне всего происходящего считаем американские идеи абсурдными и в корне неприемлемыми. В условиях ведомой Вашингтоном гибридной агрессии против России нет каких-либо оснований не только для дополнительных совместных мер в области контроля над вооружениями и снижения стратрисков, но и в целом для разговора с США по стратстабильности.
На перспективу Россия, разумеется, не отвергает саму идею контроля над вооружениями и возможность политико-дипломатического урегулирования имеющихся расхождений. Однако твёрдо обуславливает это предварительным отказом Запада от злонамеренного курса на всесторонний подрыв безопасности России и от демонстративного неуважения к нашим коренным интересам. Кроме того, любое гипотетическое взаимодействие в будущем по стратегической тематике потребовало бы от США готовности к её комплексному рассмотрению – с учётом взаимосвязи всех значимых факторов, а не только тех, которые интересуют Вашингтон. Понадобится, в частности, устранить критически значимые противоречия в области безопасности, которые несёт экспансия НАТО на восток, представляющая для нас непосредственную серьёзную угрозу.
Российские принципиальные подходы были в декабре 2023 г. доведены по дипломатическим каналам до сведения американцев в качестве реакции на ранее полученные от них письменные предложения. Изложенные оценки для нас безальтернативны. Россия исходит из того, что в этом вопросе не осталось какой-либо недосказанности.
О перспективах нормализации отношений между Россией и западными странами
Вопрос: Есть ли перспективы нормализации отношений с Западом в условиях нынешней эскалации?
Ответ: Отношения России с «коллективным Западом» пребывают в состоянии глубочайшего упадка. Нормального диалога между нашими странами нет. Конфронтация пронизывает все сферы межгосударственного взаимодействия.
Главный вдохновитель, организатор и исполнитель агрессивной антироссийской политики «коллективного Запада», источник основных рисков для безопасности Российской Федерации, а также международного мира – это США. А европейцы послушно «взяли под козырёк».
Против России ведется тотальная гибридная война с целью нанести нам «стратегическое поражение». Преступному киевскому режиму предоставляется всесторонняя военная поддержка, на нашу страну оказывается беспрецедентное санкционное давление, вынашиваются планы раскачать общественно-политическую обстановку.
В таких условиях нельзя исключать ничего, в том числе возможность развития дальнейших событий по самым негативным сценариям. Со своей стороны Россия готова к любым вариантам.
Если говорить о нормализации отношений, то основным критерием для этого является отказ от агрессивной политики в отношении России, направленной на создание угроз нашей безопасности, территориальной целостности и суверенитету, подрыв внутриполитической стабильности, размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также препятствование нашему сотрудничеству с союзниками и партнерами.
Мы реалисты. Рассчитывать на смену господствующей сейчас в Вашингтоне и Брюсселе парадигмы мышления не приходится. Не видим объективных предпосылок, которые могли бы к этому подвести.
При этом важно понимать, что нормализация отношений с Западом для России не самоцель. Мы однозначно отдаем приоритет укреплению взаимодействия с Мировым большинством, а не с теми странами, которые публично объявили нас противником. У наших партнеров из числа ведущих игроков в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке, в Африке, Латинской Америке мы видим искренний настрой выстраивать отношения на основе принципов взаимного уважения и выгоды. Вместе с ними работаем над становлением альтернативной, независимой от Запада инфраструктуры взаиморасчетов, межбанковских связей, торговых путей и логистических коридоров.
Об отношениях России и Финляндии
Вопрос: Недавно Финляндия объявила о продлении закрытия всех КПП на границе с Россией до 11 февраля. Рассматривает ли Российская Федерация возможность зеркального ответа, то есть, по сути, бессрочно закрыть КПП на границе с Финляндией? Какие ещё возможны ответные меры? Как в целом оцениваются будущие отношения с Финляндией?
Ответ: На протяжении многих десятилетий российско-финляндские отношения строились на принципах конструктивного взаимовыгодного сотрудничества с неизменным учетом интересов сторон. Их характеризовали регулярный политический диалог на всех уровнях, высокие показатели взаимного товарооборота, интенсивные культурные и гуманитарные обмены. Всё это создавало, по крайней мере, в России восприятие Финляндии как страны, в отношениях с которой у нас нет проблемных вопросов. Чувствовалась обоюдная нацеленность на добрососедское и созидательное взаимодействие.
В 2012 г. Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова даже пригласили выступить в Хельсинки на регулярном совещании финских послов и постпредов. Тезисы того выступления актуальны до сих пор. Двенадцать лет назад в Хельсинки говорилось о необходимости верховенства международного права в мировых делах, о бесперспективности попыток обеспечить безопасность одних стран за счет безопасности других. О том, что так называемому «коллективному Западу» необходимо отказаться от политики экспансии в отношении России и перейти к стратегии совместного с Россией противодействия международным кризисам.
Примечательно, что в личных беседах и в публичном пространстве официальные представители Финляндии неизменно заверяли в приоритетности поддержания хороших отношений с нашей страной.
В настоящее время весь комплекс двусторонних российско-финляндских связей полностью разрушен. Вина за это лежит на финской стороне.
После начала Россией специальной военной операции Финляндия проводит агрессивную и конфронтационную антироссийскую политику, включая оказание активной поддержки киевскому режиму, в том числе путем поставок вооружений и военной техники, последовательно выступает за усиление санкционного давления на нашу страну. В апреле 2023 г. Финляндия официально вступила в откровенно враждебный в отношении России военный блок НАТО, отказавшись от многолетней политики военного неприсоединения, являвшейся действенной основой обеспечения национальной безопасности. Оставаясь вне блоковых рамок, Финляндия повышала свой авторитет в международных делах, выполняя, в том числе роль важной переговорной площадки, на которой обсуждались ключевые вопросы современности. Сейчас с фактической утратой натовской Финляндией значительной части своего национального суверенитета о былом авторитете финнов на международной арене говорить уже не приходится.
Сегодня, читая заявления финских руководителей о том, что «они всегда с недоверием относились к России», поражаешься степени их лицемерия. И неважно, врали ли они раньше, когда разыгрывали добрососедство и заверяли нас в нацеленности на выстраивание взаимовыгодного сотрудничества, или лгут сейчас, делая вид, что десятилетий конструктивных партнерских отношений попросту не было.
Что же касается подписанного в конце прошлого года соглашения об оборонном сотрудничестве между Финляндией и США, то наши соответствующие оценки уже доводились и до финской стороны, и до общественности. Россия не оставит без ответа наращивание военного потенциала НАТО вблизи своих границ и предпримет необходимые меры для противодействия агрессивным шагам Финляндии и ее натовских союзников. Ответственность за превращение зоны стабильности и безопасности в североевропейском регионе в зону возможной конфронтации полностью лежит на нынешних финских властях.
Вопрос: Каковы перспективы российско-корейских отношений в 2024 году? Помогли ли дружеские действия России и Северной Кореи снизить напряженность на Корейском полуострове в прошлом году?
Ответ: Не будет преувеличением сказать, что 2023 год стал историческим для отношений между Россией и Корейской Народно-Демократической Республикой. Результаты переговоров Президента В.В.Путина и Председателя Государственных дел Ким Чен Ына на космодроме «Восточный» 13 сентября 2023 г. стали свидетельством наличия у Москвы и Пхеньяна настроя вывести двустороннее сотрудничество на качественно новый уровень.
Заметно активизировался делегационный обмен. В октябре 2023 г. Министр иностранных дел России С.В.Лавров посетил Пхеньян с официальным визитом, где он был принят руководителем КНДР Ким Чен Ыном, а также провел переговоры со своей коллегой Цой Сон Хи. В ноябре 2023 г. того же года состоялось 10-е заседание двусторонней Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, а в декабре 2023 г. КНДР посетила делегация Приморского края во главе с губернатором О.Н.Кожемяко. В свою очередь, в России в октябре 2023 г. побывали Министр физической культуры и спорта Ким Иль Гук, который посетил форум «Россия – спортивная держава» в Перми, в ноябре – Министр культуры Сын Чжон Гю для участия в 9-м «Форуме объединенных культур» в Санкт-Петербурге.
Наметились подвижки и в области практического сотрудничества. В частности, за первые десять месяцев прошлого года взаимный товарооборот вырос до 29,4 млн долл. (против 3,78 млн долл. в 2022 г.), при том, что потенциал развития взаимодействия в данной сфере пока далеко не исчерпан.
В 2023 году некогда дружественные отношения между Россией и Республикой Корея проходили испытание на прочность. Сеул, солидаризировавшись с «коллективным Западом» на фоне украинского конфликта, ввел антироссийские финансово-экономические санкции, фактически заморозил делегационные обмены, приостановил реализацию большинства совместных инвестиционных проектов. В последнее время южнокорейцы усилили градус антироссийской риторики, предъявляя нам бездоказательные претензии по поводу «военно-технического сотрудничества» с Пхеньяном.
Однако многие в Республике Корея понимают важность вывода взаимодействия с нашей страной на траекторию здорового развития. Это относится, в том числе к южнокорейскому бизнесу, который официально не объявлял об уходе с российского рынка, стремясь зарезервировать за собой возможность восстановить утраченное сотрудничество в практических областях. Показательным примером в связи с этим стало возобновление на днях работы автозавода «Хёндэ мотор» под Санкт-Петербургом после двухлетнего перерыва.
Со своей стороны, Москва настроена на совместную работу с Сеулом по сохранению потенциала двустороннего сотрудничества и созданию условий для его дальнейшего развития в более благоприятных международных условиях в той мере, в какой к этому будут готовы южнокорейские партнеры.
В 2023 году обстановка на Корейском полуострове заметно осложнилась. Главная причина эскалации напряженности – военная активность Соединенных Штатов, Республики Корея и Японии. Масштабы совместных военных манёвров побили все рекорды за последние годы. В субрегионе практически постоянную «прописку» получили компоненты американского стратегического потенциала, что расценивается КНДР не иначе как подготовка к агрессии. В этих условиях Пхеньян вынужден принимать меры по обеспечению безопасности и защите суверенитета страны. В результате раскручивается опасная спираль конфронтации. В наступившем году новый виток противостояния продолжает набирать обороты, атмосфера враждебности накаляется. Отчетливо это видно по риторике сторон, обменивающихся угрозами взаимного уничтожения.
В складывающихся обстоятельствах перспективы возобновления переговорного процесса не просматриваются. При этом санкционно-силовые методы не могут быть предпосылкой для политико-дипломатического урегулирования ядерной и других проблем Корейского полуострова. Россия и Китай последовательно призывали США и их союзников отказаться от блокового мышления и встать на путь взаимоуважительного диалога с КНДР. Если американцы действительно стремились бы к установлению долгосрочного мира и стабильности на полуострове, то они бы не отвергли соответствующие российско-китайские инициативы. Имею в виду дорожную карту и План действий, а также проект политико-гуманитарной резолюции Совета Безопасности ООН. Эти документы содержат конкретные поэтапные шаги, нацеленные на разблокирование переговоров и движение в сторону формирования комплексной архитектуры неделимой безопасности в Северо-Восточной Азии.
Вопрос: Ситуация в Сирии и вокруг нее. Какие усилия предпринимает Россия по ее урегулированию?
Ответ: Прилагаем последовательные усилия в интересах комплексного урегулирования в Сирии на основе строгой приверженности принципам уважения суверенитета, единства и территориальной целостности этой страны.
Важным позитивным результатом в 2023 г. стало возвращение САР в «арабскую семью» после возобновления ее полноформатного участия в деятельности Лиги арабских государств (ЛАГ). Надеемся, что восстановление традиционных взаимовыгодных отношений Дамаска с другими арабскими столицами будет содействовать достижению устойчивой стабилизации в Сирии.
На нормализацию связей САР с региональным окружением нацелены и наши усилия в интересах восстановления сирийско-турецких межгосударственных отношений. В Москве была организована серия встреч в формате Россия-Иран-Сирия-Турция, в том числе на уровне министров иностранных дел и глав оборонных ведомств. Намерены и далее способствовать сирийско-турецкому сближению как важной составляющей формирования благоприятных условий для комплексного урегулирования ситуации вокруг САР.
Совместно с иранскими и турецкими партнерами Россия продолжает работу в рамках «Астанинского формата», зарекомендовавшего себя в качестве единственного эффективного многостороннего механизма сопровождения межсирийского урегулирования. Благодаря договоренностям, которые достигаются на Астанинской площадке, уже несколько лет удается поддерживать в Сирии режим прекращения боевых действий между правительственными силами и вооруженными отрядами оппозиционеров.
В сентябре 2023 г. «на полях» недели высокого уровня 78-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке прошли консультации министров иностранных дел «тройки» стран-гарантов, к которым подключился спецпосланник Генсекретаря ООН по Сирии Г.Педерсен. 24-25 января в Астане прошла очередная международная встреча по Сирии.
Основным дестабилизирующим фактором для Сирии является незаконное военное присутствие США. Американцы долгое время препятствуют восстановлению контроля центральных властей в Заевфратье и подпитывают там сепаратистские настроения. Политика Вашингтона уже спровоцировала обострение противоречий между курдами и местными арабскими племенами, которое вылилось в ожесточенные боестолкновения с множеством погибших.
Ухудшение гуманитарного и социально-экономического положения сегодня является основным вызовом для сирийцев. Фактически западники не отказались от планов смены неугодного им «режима» в Сирии. Потерпев неудачу в попытках свергнуть Б.Асада силовым путем, они перешли к тактике экономического удушения. Такая линия США и их сателлитов не позволяет сирийцам начать быстро и эффективно восстанавливать свою страну после многолетнего вооруженного конфликта, препятствует возвращению на родину миллионов сирийских беженцев.
В этих условиях Россия использует все возможности для оказания содействия Сирии как на двусторонней основе, так и в многостороннем формате. Успешно функционирует Постоянная Российско-Сирийская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
27 октября 2023 г. в Москве подписано межправительственное Соглашение о расширении торгово-экономического сотрудничества.
О сотрудничестве России и Казахстана
Вопрос: 3 января Президент Казахстана К.-Ж.Токаев в интервью ведущим казахстанским изданиям особое внимание уделил взаимоотношениям Казахстана и России. «Россия – важнейший партнёр и союзник Казахстана. Как вы оцениваете такой посыл?
Ответ: Россия и Казахстан объединены не только самой длинной сухопутной границей в мире (7,5 тыс. км), но и общей историей, культурным наследием, тесными многоплановыми связями, близостью позиций и интересов на международной арене.
Между странами выстроены отношения поистине стратегического партнерства и союзничества. Их привилегированный характер подтверждается интенсивными политическими контактами, в том числе на высшем уровне.
Главное политическое событие прошлого года – официальный визит Президента Российской Федерации В.В.Путина в Республику Казахстан 9 ноября. Главы государств подписали развернутое Заявление, приуроченное к 10-летию Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке, утвердили План совместных действий на 2024-2026 гг. с постановкой стратегических задач. Достигнутые в Астане договоренности исключительно важны для продвижения наших общих внешнеполитических и торгово-экономических интересов.
Интенсивный российско-казахстанский диалог на всех уровнях поддерживаем в рамках ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, ШОС. Без «раскачки» планируем начать и этот год: России как стране-председателю в СНГ есть, что предложить партнерам.
Еще одно событие – Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана (очередное заседание прошло 9 ноября 2023 г. под председательством президентов двух стран). И это неудивительно – на приграничную торговлю приходится около 70% двустороннего товарооборота.
В России уделяют приоритетное внимание развитию торгово-экономических отношений с Казахстаном – нашим важнейшим торговым партнером. Объем товарооборота демонстрирует устойчивый рост. Несмотря ни на какие сложности, мы близки к планке – ни много ни мало – в 3 триллиона рублей. Активно развивается инвестиционное взаимодействие (на территории Казахстана реализуется 69 инвестпроектов на общую сумму порядка 2,44 трлн рублей).
Наблюдаем повышенный интерес российского бизнеса к реализации проектов в Казахстане, как и казахстанского у нас. Предприниматели обеих стран взаимодействуют буквально во всех секторах экономик.
Углубляется промкооперация: заключен целый ряд значимых хозяйственных соглашений (строительство ПАО «Татнефть» заводов по изготовлению шин, каучуков и дорожного битума; организация совместного выпуска легкого многоцелевого самолета «Байкал»; наладка сборочного производства российских вертолетов, грузовых и легковых автомобилей, а также сельскохозяйственной техники). В среднесрочной перспективе в наши совместные планы входит реализация в Казахстане 23 масштабных проектов в автомобильной, авиационной, легкой, химической, нефтехимической и металлургической промышленности.
Таким образом, кооперация между нашими странами отличается качеством и активным вовлечением во взаимовыгодные совместные производственные и транспортно-логистические проекты. Совершенствуются связи в транспортной сфере. Ведется работа по развитию международного транспортного коридора «Север-Юг». В перспективе он способен обеспечить транзит до 30 млн тонн грузов ежегодно.
Удовлетворены положением российских соотечественников, проживающих в Республике Казахстан. Ценим усилия казахстанской стороны по поддержанию межэтнической гармонии и обеспечению равенства прав и свобод всех граждан этой многонациональной страны, неотъемлемой частью которой является русскоязычная община. Совместная для нас память и героическая история – фундаментальные основы стратегического партнерства и союзничества двух государств.
Убеждены, что стратегическое партнерство и углубление интеграционных связей Москвы и Астаны в полной мере отвечают интересам народов двух стран, служат залогом процветания и стабильности. Хотелось бы выразить уверенность в том, что согласованная экономическая политика и скоординированная линия на международной арене делают нас сильнее перед лицом любых испытаний.
О российско-китайском сотрудничестве
Вопрос: Китай и Россия достигли цели по наращиванию объёма товарооборота до 200 млрд долл. ещё за первые 11 месяцев 2023 года. Таков, пожалуй, главный экономический итог года для двух стран. Насколько сильно при этом углубились взаимное доверие и стратегическое сотрудничество между Россией и КНР? Какие дипломатические итоги можно выделить?
Ответ: Для российско-китайских отношений 2023 год оказался чрезвычайно плодотворным. Продолжало углубляться всеобъемлющее стратегическое партнерство между нашими странами, Москва и Пекин оказывали решительную взаимную поддержку по важнейшим вопросам, затрагивающим национальные интересы, активно укрепляли практическое взаимодействие и гуманитарные связи, восстанавливали очные контакты после объективной пандемийной паузы.
Ключевую направляющую роль играла дипломатия лидеров. В марте 2023 г. с первым зарубежным визитом после переизбрания на пост Председателя Китайской Народной Республики нашу страну посетил Си Цзиньпин. В октябре 2023 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин в качестве главного гостя принял участие в третьем Международном форуме «Один пояс, один путь», «на полях» которого лидеры провели отдельные полноформатные переговоры. По итогам саммитов достигнуты важные, рассчитанные на годы вперед договоренности об укреплении наших многоплановых связей, что отвечает долгосрочным интересам двух стран и народов, развернута масштабная практическая работа по их реализации, в том числе в рамках эффективно функционирующего механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая. В 2023 г. премьеры двух стран провели три очные встречи. В непростых внешних условиях сотрудничество между нашими странами успешно прошло проверку на прочность, демонстрируя высокую степень устойчивости и адаптивности. Большинство совместных программ и проектов реализуется по плану и где-то даже с опережением графика.
Двусторонний товарооборот за год вырос более чем на 25% и уверенно преодолел планку, эквивалентную 200 млрд долл., которая изначально была намечена лидерами на 2024 год. Свыше 90% расчетов переведено в национальные валюты, по сути, произошла полная «дедолларизация» двусторонних экономических связей. В страновом измерении (если не учитывать надгосударственные образования – ЕС и АСЕАН, а также регионы – Гонконг и Тайвань), Россия уже на 4-м месте в списке основных торговых партнеров КНР, уступая лишь США, Японии и Республике Корея. В 2023 г. мы совершили существенный рывок, поднявшись сразу на четыре позиции и обогнав Австралию, Германию, Малайзию и Вьетнам. Это наглядно подтверждает возрастающую значимость России и Китая друг для друга.
Углубляется партнерство в промышленности, в финансовом и инвестиционном секторах, транспорте и логистике. Поступательно развивается взаимодействие в энергетике, хорошая динамика наблюдается в поставках на рынок КНР российской сельхозпродукции. В 2023 г. в нашу страну пришло немало китайских компаний, мы приветствуем и поддерживаем их.
Активно и последовательно занимаемся профилактикой рисков недружественного воздействия на многоплановое двустороннее партнерство на фоне вводимых против России и Китая незаконных ограничительных мер. В этом контексте важнейшую роль играет все более укрепляющееся эффективное и весьма профессиональное взаимодействие по парламентской линии, скрупулезная работа наших законодателей по нейтрализации экстерриториального влияния западных санкций на российско-китайское практическое сотрудничество. Высоко оцениваем итоги визитов в Китай в 2023 г. председателей обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко и В.В.Володина, совместную работу профильных комитетов и комиссий парламентов двух стран.
Активно развиваются контакты по партийной и общественной линиям. Придаём большое значение мероприятиям, приуроченным к 75-летию установления дипломатических отношений между нашими странами (2 октября 1949 г.), достойно отметим это важную веху в текущем году.
Высокая активность отмечается в гуманитарных и межрегиональных контактах. Заметно оживились после пандемии образовательные и туристические обмены, гастрольно-концертная и выставочная деятельность. Успешно завершились Годы российско-китайского спортивного сотрудничества, в рамках которых состоялось более 400 совместных мероприятий. По решению лидеров 2024-2025 гг. объявлены «перекрестными» Годами культуры. Убежден, воплощение в жизнь программы мероприятий культурного обмена будет иметь широкий общественный резонанс в наших странах, еще больше укрепит социальную базу двусторонних отношений и поспособствует расширению дружественных контактов между народами России и Китая.
Важной составляющей российско-китайского стратегического сотрудничества является взаимная поддержка в вопросах, затрагивающих коренные интересы, особенно в части защиты суверенитета, независимости, территориальной целостности, обеспечения безопасности государства.
Российская стороны последовательно и неизменно поддерживает Пекин в тайваньском вопросе, являющемся сугубо внутренним делом Китая, который вправе предпринимать меры, необходимые для защиты своего суверенитета и территориальной целостности.
Внешнеполитический тандем Москвы и Пекина играет стабилизирующую роль на мировой арене, внося существенный вклад в демократизацию всей системы международных отношений. Поддерживаем эффективный диалог по региональной и глобальной безопасности, по проблематике стратегической стабильности. Развиваем сотрудничество в военной и военно-технической областях. При этом Россия и Китай не строят военный союз по примеру времён «холодной войны», наше взаимодействие лишено конфронтационных и блоковых начал. Дружба двух стран, об этом, в частности, говорил и Президент России В.В.Путин, не нацелена против кого бы то ни было. Она опирается на наши национальные интересы и несет исключительно благо для народов наших стран, а также мира в целом. Такая модель взаимоотношений становится привлекательной альтернативой для наших многочисленных единомышленников.
Вместе с Пекином противостоим попыткам западников продвигать подрывающие ооноцентричное мироустройство установки о «порядке, основанном на правилах». Боремся с современными формами колониализма, нацеленными на подчинение своим интересам всех самостоятельных центров развития во имя сохранения единоличной гегемонии. Намерены и дальше работать в тесном взаимодействии с нашими китайскими друзьями, в том числе в ООН, ШОС, БРИКС, Группе двадцати, других многосторонних форматах. Широкие перспективы открываются в контексте состоявшегося расширения БРИКС и перехода к Российской Федерации функций председателя в этом объединении.
Высоко ценим сбалансированную позицию китайской стороны по украинскому вопросу, готовность вносить вклад в поиск политико-дипломатического пути разрешения кризиса. В условиях проведения спецоперации китайские партнеры сохраняют объективные подходы к событиям, происходящим в зоне боевых действий, исходят из беспристрастного анализа истории и принципиальных оценок текущего этапа конфликта, роли западных держав и, прежде всего, США в обострении обстановки в регионе.
О реакции России на поставки Нидерландами на Украину истребителей F-16
Вопрос: Какова реакция России на поставки Нидерландами на Украину истребителей F-16?
Ответ: Слышали заявления нидерландских официальных лиц о готовности передать Украине истребители F-16. Есть утечки и относительно количества планируемых к поставке машин, и возможных сроков. Но в любом случае для России очевидно, что никакого влияния на ход СВО эти очередные поставки не окажут. Помним, какие надежды украинские власти и их заокеанские покровители связывали с хваленой западной бронетехникой, большая часть которой благополучно сгорела в ходе провального т.н. «контрнаступа».
Для нас принципиальное значение имеет другое. В своем безудержном стремлении демонстрировать непоколебимую поддержку Украины и продолжать накачивать ее все более смертоносным вооружением и техникой нидерландские власти и их партнеры по «коалиции истребителей» все глубже увязают в украинском конфликте, по сути, становясь соучастниками военных преступлений киевского режима. В Гааге и других европейских столицах не могут не понимать, что столь безответственные шаги провоцируют затягивание и эскалацию боевых действий, жертвами которых становятся мирные жители, и собственноручно способствуют многократному увеличению рисков прямой военной конфронтации между Россией и НАТО, что со всей очевидностью не отвечает интересам безопасности Европы.
Особый цинизм ситуации состоит в том, что Киеву будут поставляться отработавшие свой ресурс машины, а на вооружение нидерландских ВВС закупаются в США новые F-35. Налицо – беспринципный прагматизм западных кураторов преступного киевского режима. И чем дальше, тем более очевидно, что замешан он на деньгах и на крови.
Своими безрассудными, выходящими за правовые и моральные рамки действиями, идущими к тому же вразрез с коренными интересами жителей Нидерландов, официальная Гаага в очередной раз дискредитирует себя и демонстрирует неспособность выступать на международной арене в качестве самостоятельного и ответственного игрока. В этом смысле Нидерланды наказывают сами себя.
О сотрудничестве России и Саудовской Аравии в рамках соглашения ОПЕК+
Вопрос: Как можно оценить сотрудничество между Москвой и Эр-Риядом в контексте координации между ними по вопросу снижения добычи нефти в рамках соглашения «ОПЕК+»? И как оно будет отражаться на мировом рынке?
Ответ: Формат «ОПЕК+» вносит решающий вклад в обеспечение стабильности и предсказуемости глобального нефтяного рынка. Благодаря такому взаимодействию поддерживается довольно устойчивый баланс между спросом и предложением, что находит свое отражение в цене, благоприятной как для производителей, так и для покупателей. В то же время западные страны, привыкшие манипулировать ценами на нефть в угоду собственной политической конъюнктуре, теперь вынуждены считаться с договоренностями в рамках «ОПЕК+» – формата, подтвердившего за последние годы свою эффективность. Принимаемые в его рамках решения диктуются исключительно соображениями экономического характера и не направлены против кого-либо. Сотрудничество же между Российской Федерации и Саудовской Аравией на данном направлении носит взаимовыгодный и доверительный характер.
Об ответных мерах со стороны России на действия Чехии по блокировке российской недвижимости в стране
Вопрос: Предпримет ли России ответные меры на действия Чехии, направленные на блокировку российской недвижимости в стране? Коснутся ли эти ответные действия «Чешского дома» в Москве?
Ответ: В ответ на принятые в ноябре 2023 г. решения чешских властей о запрете на управление и использование целого ряда объектов российского недвижимого имущества на территории Чехии, включая дипломатические, по линии МИД России чешской стороне было жестко указано на недопустимость подобного произвола.
Естественно, что в целях защиты своих законных интересов российская сторона задействует все способы. Сейчас акцент делаем на правовых механизмах. Это, естественно, не исключает возможных ответных шагов в отношении чешских имущественных активов в России.
Призываем чешских коллег отказаться от рейдерских методов ведения дел.