28.04.0819:55

Интервью Посла России в Республике Кипр А.А.Нестеренко агентству РИА "Новости", опубликованное 25 апреля 2008 года

 

 

28-04-2008

Вопрос: Андрей Алексеевич, в последние месяцы представители греко-кипрской и турко-кипрской общин заявляют о новых перспективах решения кипрской проблемы. Каково Ваше мнение относительно подобных перспектив?

А.А.Нестеренко: Действительно, в последнее время звучит достаточно много обнадеживающих заявлений относительно открывающейся возможности найти решение ставшей хронической проблемы Кипра. Позитивные сигналы поступают не только от самих кипрских общин, но и из столиц государств, прямо либо косвенно вовлеченных в поиски урегулирования на острове. Что отрадно, дело при этом не ограничивается вербальными констатациями - после избрания на пост Президента Республики Кипр Димитриса Христофиаса, пользующегося значительным доверием не только греческой, но и турецкой общины Кипра и зарекомендовавшего себя в качестве активного сторонника взаимоприемлемого урегулирования, наблюдаются реальные подвижки на этом пути.

Так, обсуждавшийся длительное время вопрос об открытии пункта пересечения «зеленой линии» на улице Лидра в самом сердце кипрской столицы в начале апреля сего года был решен. 18 апреля был дан старт деятельности межобщинных технических комитетов и рабочих групп экспертов, которые должны подготовить почву для прямых субстантивных переговоров лидеров двух общин. А ведь речь о созыве таких комитетов и групп ведется с 8 июля 2006 года, когда было заключено соответствующее соглашение.

Все эти события выстраиваются в русле реализации договоренностей, достигнутых 21 марта сего года на встрече Димитриса Христофиаса с лидером турко-кипрской общины Мехметом Али Талатом. Символика очевидна: мы воспринимаем их как признак возрастающего уровня доверия и взаимопонимания между общинами и расцениваем как обнадеживающее свидетельство способности обеих общин преодолевать старые страхи и предубеждения. Будем надеяться, что столь позитивная динамика будет нарастать и в конечном итоге позволит непосредственно заинтересованным сторонам выработать под эгидой ООН обоюдоприемлемую формулу всеобъемлющего, прочного и жизнеспособного урегулирования на острове.

Вопрос: Считаете ли Вы, что данные меры дают повод для оптимизма, или последующие переговоры должны оказаться значительно сложнее этих первых шагов?

А.А.Нестеренко: Естественно, все шаги, предпринятые в последнее время кипрскими сторонами, создают повод для оптимизма, хотя и сдержанного. Ведь дипломаты должны быть прежде всего реалистами. Учитывая накопленный опыт переговоров по урегулированию на Кипре, длившихся в течение десятилетий, нельзя исключать, что на этапе субстантивного диалога вскроются существенные разногласия в позициях двух сторон по ряду ключевых аспектов урегулирования. Впрочем, представители сторон их не скрывают и на нынешнем, подготовительном этапе. Рабочие группы экспертов как раз и созданы для того, чтобы максимально сблизить эти позиции, найти компромиссные развязки и тем самым создать весомые предпосылки для успеха прямых переговоров на уровне лидеров общин. Демонстрируемые нынешними кипрскими лидерами политическая воля и конструктивный настрой в сочетании с благоприятными внешними факторами, которые могли бы послужить катализаторами переговорного процесса, способны вывести на долгожданное решение.

Вопрос: Какую помощь и поддержку может предложить Россия кипрским общинам с тем, чтобы они смогли найти справедливое решение проблемы?

А.А.Нестеренко: Наша помощь проявляется в доверительном общении с обеими кипрскими сторонами, а также в рамках двусторонних контактов с другими заинтересованными странами, с которыми у нас сложились дружественные отношения. Апробированным форматом поддержки шагов, инициируемых кипрскими общинами, является формат «пятерки» постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Россия намерена и далее принимать самое активное участие в международных усилиях, направленных на содействие достижению всеобъемлющего урегулирования кипрской проблемы. Убеждены, что оптимальное решение может быть выработано лишь самими кипрскими сторонами, поскольку именно им предстоит жить в соответствии с условиями будущего соглашения. Мы всегда исходили и продолжаем исходить из контрпродуктивности навязывания извне каких-либо моделей, ибо, по нашему мнению, прочным может стать только урегулирование, достигнутое на основе добровольного согласия обеих кипрских общин.

Способствовать достижению такого согласия призвана миссия «добрых услуг» Генерального секретаря ООН. В целом же поиск урегулирования ведется под эгидой ООН на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности по Кипру. В выработке таких резолюций наша страна принимает самое непосредственное участие, стремясь демонстрировать при этом объективный, сбалансированный подход.

Вопрос: Как складываются отношения России и Кипра в последние годы? Как развивается экономическое сотрудничество, взаимные инвестиции, российское деловое присутствие на Кипре?

А.А.Нестеренко: Состояние межгосударственных отношений между Российской Федерацией и Республикой Кипр можно охарактеризовать как превосходное - на протяжении всей их истории между Москвой и Никосией не возникало ни малейших разногласий. Эти отношения зиждутся на полном взаимопонимании и искреннем взаимоуважении между нашими народами.

В том, что касается экономического взаимодействия, то следует констатировать, что товарооборот между нашими странами не столь уж значителен, хотя к наращиванию взаимных торговых обменов существуют объективные предпосылки. Новое правительство Республики Кипр разделяет наше намерение активизировать деятельность Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству в целях всемерного развития и диверсификации двустороннего взаимодействия в данной сфере.

Специфика экономического сотрудничества с Кипром заключается в масштабности его инвестиционной составляющей. Объем накопленных инвестиций, поступивших в Россию с Кипра и ещё в большей части через Кипр, вылился уже в достаточно солидную цифру - более 40 миллиардов долларов (из общего объема примерно в 200 миллиардов), что ставит эту страну в число наших приоритетных партнеров - инвесторов. Статистика свидетельствует о том, что Кипр устойчиво находится в тройке лидеров по уровню капиталовложений в российскую экономику. Естественно, иллюзий здесь быть не должно - большей частью это капиталы российского происхождения, которые возвращаются в нашу страну, используя весьма льготные юридические условия, включая действующее межправительственное Соглашение об избежании двойного налогообложения, а также благоприятные возможности Кипра в качестве регионального и мирового центра делового сотрудничества.

Несколько затруднило контакты между гражданами наших стран введение визового режима, что, как известно, не было выбором российской стороны - переход к нему стал одним из следствий вступления Республики Кипр в Европейский союз. Однако нам удалось смягчить негативные последствия такого шага, подписать ряд соглашений на этот счет, и в последний период мы наблюдаем значительное увеличение турпотока из России на Кипр - по итогам прошлого года рост составил более 27%. При этом проявляется обоюдное стремление изыскивать дополнительные возможности по дальнейшему упрощению визовых формальностей.

В целом, пришедшее к власти в результате президентских выборов в феврале этого года новое политическое руководство Республики Кипр намерено вывести двусторонние отношения с нашей страной на качественно иной, соответствующий реалиям нынешней эпохи уровень. Со своей стороны, мы делаем все от нас зависящее для достижения этой цели.

Общие сведения

  • Флаг
  • Герб
  • Гимн
  • Двусторонние
    отношения
  • О стране

Горячая линия

+357 22 77-46-22
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж