6.10.1103:20

Кипрское урегулирование (справочная информация)

КИПРСКОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ

(Справка)

05-10-2011

Кипрский вопрос на протяжении почти четырех десятков лет остается одним из источников нестабильности в регионе Восточного Средиземноморья.

Образованная в 1960 г. в результате антиколониальной борьбы киприотов, Республика Кипр уже в первые годы существования столкнулась с серьезными проблемами в своем государственном строительстве. Положенные в основу кипрской конституции т.н. цюрихско-лондонские соглашения 1959 г., содержали семена будущих раздоров между двумя основными этно-религиозными группами Кипра – греками-киприотами и турками-киприотами, а также создавали возможности для вмешательства во внутренние дела независимой республики. Возникший в 1963 г. конституционный кризис в стране привел к выходу турок-киприотов из всех властных структур Республики Кипр и в итоге вылился в кровопролитные столкновения между греческой и турецкой общинами острова. В марте 1964 г. СБ ООН принял решение о размещении на Кипре контингента миротворческих сил, мандат которых с тех пор регулярно продлевается.

Детонатором для копившегося на острове конфликтного потенциала явилась инициированная афинским военным режимом в июле 1974 г. попытка государственного переворота с целью свержения законной власти и присоединения («эносиса») Кипра к Греции. В ответ Турция, сославшись на цюрихско-лондонские соглашения, воспользовалась статусом государства-гаранта безопасности Кипра и под предлогом защиты конституционных прав турок-киприотов ввела на остров свои войска, заняв около 37 процентов территории Республики Кипр. Более 160 тыс. греков-киприотов были вынуждены покинуть места своего проживания в северной части Кипра, куда в свою очередь перебрались проживавшие на юге турки-киприоты. Практически все связи между двумя общинами были прерваны, а территория страны расколота на греческую (где продолжают действовать законные органы международно признанной Республики Кипр) и турецкую части. Вопреки многочисленным решениям ООН по Кипру Анкара сохраняет свое военное присутствие на севере острова (около 40 тыс. военнослужащих). В ноябре 1983 г. на контролируемой турецкими войсками территории острова была провозглашена т.н. «Турецкая республика северного Кипра», до сих пор не признанная никем, кроме Турции. Совет Безопасности ООН в резолюции 541 (1983) осудил данный шаг и призвал все страны-члены ООН «уважать суверенитет, независимость, территориальную целостность Республики Кипр», «не признавать никакое кипрское государство, кроме Республики Кипр». Эта позиция была подтверждена в резолюции СБ ООН 550 (1984), содержавшей призыв «не содействовать и не оказывать каким-либо образом помощи сепаратистскому образованию» на севере острова Кипр.

С 1975 г. Генеральный секретарь ООН осуществляет возложенную на него Советом Безопасности миссию «добрых услуг» по Кипру, имеющую целью оказание содействия греческой и турецкой общинам острова в интересах мирного урегулирования кипрской проблемы.

Принципы урегулирования были зафиксированы во внутрикипрских соглашениях высокого уровня 1977 и 1979 гг., предусматривавших, в частности, создание на Кипре двухобщинной федерации. В многочисленных резолюциях Совета Безопасности ООН по Кипру в качестве цели урегулирования кипрской проблемы подтверждается создание на острове двухзонального двухобщинного федеративного государства с единым суверенитетом, единой международной правосубъектностью и единым гражданством при политическом равенстве обеих общин.

Несмотря на это, внутренние и международные усилия, предпринятые со времени соглашений 1977 и 1979 гг., (межобщинные переговоры, которые шли под эгидой Генсекретаря ООН на данном направлении, проводились в 1980–1983 гг., 1984–1986 гг., 1988–1990 гг., 1990–1993 гг., 1997 г., 1999–2000 гг.) в результате взаимно исключающих позиций сторон потерпели целый ряд неудач.

Заметной вехой в усилиях по урегулированию на Кипре явился «план Аннана» (по имени бывшего тогда Генсекретарем ООН К.Аннана), разработка и увязка позиций сторон по которому проходили в 2002–2004 гг. Этот объемный документ, созданный с учетом предыдущих предложений ООН, представлял собой наиболее детально разработанный план урегулирования за всю предшествующую историю кипрского вопроса. 24 апреля 2004 г. в обеих частях Кипра прошли референдумы по вопросу принятия «плана Аннана», в ходе которого 65% турок-киприотов проголосовали в его поддержку, а 76% греков-киприотов – против, тем самым, отвергнув его.

После провала «плана Аннана» новый период активности в кипрском урегулировании наметился лишь после избрания на пост президента Республики Кипр Д.Христофиаса (февраль 2008 г.) Д.Христофиас и тогдашний лидер турко-кипрской общины М.А.Талат подтвердили формулу урегулирования, зафиксированную в резолюциях СБ ООН по Кипру, и приняли ее в качестве основы межобщинных переговоров, которые были запущены в формате прямых встреч лидеров двух общин в сентябре 2008 г. Условлено, что переговорный процесс «принадлежит» киприотам, т.е. решения по всем обсуждаемым вопросам должны приниматься только ими самими без какого-либо арбитража и, тем более, давления извне и попыток навязать «готовые рецепты» урегулирования, не отвечающие интересам самих киприотов.

Несмотря на прогресс в решении ряда вопросов (государственное устройство будущей кипрской федерации, членство объединенного Кипра в ЕС, экономика), по наиболее сложным аспектам (собственность, территориальное размежевание) между сторонами на переговорах сохраняются существенные разногласия.

Российская Федерация в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН выступает за достижение всеобъемлющего, справедливого и жизнеспособного решения кипрской проблемы на основе соответствующих резолюций СБ ООН по Кипру в интересах всех киприотов – как греков, так и турок.

Общие сведения

  • Флаг
  • Герб
  • Гимн
  • Двусторонние
    отношения
  • О стране

Горячая линия

+357 22 77-46-22
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж