Швейцарская Конфедерация
Федеральное Собрание Швейцарии
02-10-2011
Федеральное собрание (парламент) Швейцарской Конфедерации является высшим законодательным органом страны. Состоит из двух равноправных палат Национального совета и Совета кантонов.
Национальный совет состоит из 200 депутатов. Каждый из 26 кантонов и полукантонов образует один избирательный округ, в котором в зависимости от численности населения избирается соответствующее число депутатов (от 1 до 34). Выборы проводятся раз в четыре года по пропорциональной системе. В Национальный совет может быть избран любой гражданин страны, достигший 20 лет. Возрастной ценз для получения активного избирательного права - 18 лет.
Не могут быть избраны депутаты Совета кантонов, члены Федерального совета (правительства) и Федерального суда, канцлер Конфедерации, служащие федеральной администрации, представители духовенства, а также кавалеры иностранных орденов и почетных званий.
По итогам последних парламентских выборов, состоявшихся 21 октября 2007 г., голоса избирателей и места в Национальном совете распределились среди основных швейцарских партий следующим образом:
Швейцарская народная партия (ШНП) | 29% (62) |
Социал-демократическая партия Швейцарии (СДПШ) | 19,5% (43) |
Радикально-демократическая партия Швейцарии (РДПШ) | 15,6% (31) |
Христианско-демократическая партия Швейцарии (ХДПШ) | 14,6% (31) |
"Зеленые" | 9,6% (20) |
Кроме того, 13 мандатов принадлежат представителям мелких партий – либеральной, евангелической, христианско-социальной, Партии труда и др.
Совет кантонов состоит из 46 депутатов (по два от кантона). Выборы проводятся одновременно с выборами в Национальный совет. Во всех кантонах (кроме кантонов Юра и Невшатель, где действует пропорциональная система) выборы проводятся по мажоритарной системе.
Депутаты обеих палат избираются прямым и тайным голосованием.
Избирательный корпус насчитывает в настоящее время около 4 млн. чел., но в голосовании принимают участие, как правило, менее 50% имеющих право голоса.
Главы палат парламента переизбираются ежегодно. В 2011 г. Президентом Национального совета является Жан-Рене Жерманье (РДПШ, кантон Вале), Президентом Совета кантонов – Хансхайри Индеркум (ХДПШ, кантон Ури).
По швейцарской Конституции, Федеральное собрание полномочно принимать законы и постановления по вопросам, относящимся к компетенции Конфедерации, утверждать федеральный бюджет, осуществлять контроль за деятельностью федеральных органов власти, соблюдением конституций и границ кантонов, ратифицировать международные договоры и соглашения, устанавливать должностные оклады государственным служащим.
Рабочими органами Федерального собрания являются: конференция председателей парламентских фракций, бюро Национального совета, бюро Совета кантонов и координационный комитет.
Конференция председателей парламентских фракций состоит из президента и вице-президента Национального совета и председателей парламентских фракций. По согласованию с бюро Совета кантонов конференция принимает решения о сроках проведения сессий парламента и составляет, с учетом рекомендаций Федерального совета, повестку дня заседаний.
Бюро Национального совета состоит из президента и вице-президента палаты, избираемых на один год, и восьми членов счетной комиссии, избираемых на четыре года.
Бюро Совета кантонов состоит из президента, вице-президента палаты и трех членов счетной комиссии (в т. ч. один запасной), избираемых на один год.
В состав координационного комитета входят члены конференции председателей парламентских фракций и бюро Совета кантонов. На его заседаниях обсуждается план проведения парламентских сессий, согласуются программы работы обеих палат и порядок прохождения дел между ними. Комитет занимается также вопросами поддержания внешних связей парламента.
Вспомогательные парламентские службы непосредственно подчинены генеральному секретарю Федерального собрания: генеральный секретариат, секретариаты ревизионных и финансовых комиссий, вспомогательная служба комиссий (оказывает помощь секретариатам постоянных комиссий), архивная служба и служба стенографии.
Каждая парламентская фракция имеет свой секретариат, финансируемый из федерального бюджета.
Обе палаты парламента имеют по 12 постоянных комиссий. Основные из них финансовая, по регламенту, внешнеполитическая, по науке, образованию и культуре, по политике безопасности, по социальным вопросам и здравоохранению, правовая и др.
Имеются также три совместные комиссии палат: архивная комиссия контролирует работу вспомогательной парламентской службы; комиссия по помилованию рассматривает соответствующие прошения, поступающие в адрес Федерального совета; редакционная комиссия отвечает за редакцию текстов законопроектов.
Одна из особенностей швейцарского парламента состоит в том, что депутаты совмещают парламентскую деятельность с работой по основной профессии. Очередные сессии парламента проводятся четыре раза в год: весенняя - март, летняя - июнь, осенняя - сентябрь-октябрь, зимняя - ноябрь-декабрь. Их обычная продолжительность - три недели. По требованию Федерального совета или не менее одной четверти депутатов Национального совета, или пяти кантонов могут созываться внеочередные (специальные) сессии.
Совместные заседания обеих палат созываются только для избрания высших должностных лиц страны (Президент Конфедерации, члены Федерального совета, Федерального суда, канцлер Конфедерации, главнокомандующий швейцарской армией), для решения вопросов амнистии и помилования, а также объявления или прекращения состояния войны. Их ведет председатель Национального совета, который является и председателем Федерального собрания (по швейцарскому протоколу – "первый гражданин Конфедерации").
Законодательная процедура. Согласно Конституции, инициаторами принятия нового федерального закона могут быть депутаты обеих палат Федерального собрания, парламентские фракции и комиссии, а также органы исполнительной власти (как правило, Федеральный совет). В последнем случае на рассмотрение парламента выносится готовый законопроект, который подлежит рассмотрению в комиссиях и утверждению в ходе очередной сессии.
В случае, если законодательная инициатива исходит от парламента, применяется следующая процедура. Депутат, фракция или комиссия обращаются к Федеральному совету с запросом о разработке конкретного законопроекта. Запрос должен содержать основные положения предлагаемого закона, его цели, порядок применения и т. д., либо иметь форму готового законопроекта. Правительство приступает к работе над предложением, если законопроект или запрос о его подготовке были одобрены обеими палатами парламента. Если на стадии обсуждения в палатах законопроект отклоняется, обязательное в принципе к исполнению правительством поручение преобразуется в менее императивную форму парламентского запроса - т.наз. "постулат". В таком случае Федеральный совет может ограничиться направлением в парламент послания с разъяснением нецелесообразности или несвоевременности выработки законопроекта по данному вопросу.
Если запрос принимается палатами, он передается на исполнение правительству, которое обязано представить в парламент готовый законопроект.
Закон вступает в силу после его принятия обеими палатами. В случае его отклонения одной из палат законопроект направляется на доработку в соответствующую комиссию, затем в одобрившую его палату и в другую палату, и так до тех пор, пока он не будет принят Национальным советом и Советом кантонов.
Конституцией предусмотрено право граждан или кантонов (не менее восьми) принять участие в законотворчестве: в течение 90 дней после утверждения законопроекта парламентом его противники могут собрать 50 тысяч подписей под требованием о проведении референдума, и в случае их успеха судьба закона будет решаться на общенародном голосовании.
Международная деятельность Федерального собрания осуществляется преимущественно в рамках Межпарламентского Союза, ПА ОБСЕ, ПАСЕ и других многосторонних структур. Двусторонние связи на постоянной основе, в т.ч. в рамках "групп дружбы", поддерживаются только с парламентами сопредельных государств – Германии, Франции, Италии и Австрии. Контакты с парламентами других стран носят эпизодический характер. Следствием роста интереса швейцарских парламентариев к России стало создание в марте 2009 г. в парламенте Швейцарии группы по связям с российским парламентом, в которую вошли более 30 представителей обеих палат. Группу возглавили Председатель Комиссии по международным делам Национального совета Г.Мюллер и бывший глава аналогичной комиссии Совета кантонов Р.Швайгер.
В сфере внешних связей швейцарский парламент выступает как единое целое; международные контакты отдельно по линии Национального совета или Совета кантонов, как правило, не практикуются. Этот принцип выдерживается как в организационном отношении (единая для обеих палат служба внешних сношений, общее планирование и финансирование), так и при формировании совместных делегаций, будь то для поездок за рубеж или при приеме иностранных гостей в Швейцарии.
3-й Европейский департамент МИД России
сентябрь 2011 г