28.09.1902:47

Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Вершинина на встрече высокого уровня по ЦАР, Нью-Йорк, 26 сентября 2019 года

1986-27-09-2019

Уважаемый господин Президент Центральноафриканской Республики,

Уважаемый господин Председатель Комиссии Африканского союза,

Уважаемые коллеги,

Считаем важным и своевременным проведение сегодняшней встречи по проблематике мирного урегулирования в Центральноафриканской Республике. Скорейшая нормализация обстановки в этой стране и ее возвращение на путь поступательного социально-экономического развития отвечает интересам не только Африканского континента, но и всего мирового сообщества.

Важным шагом на этом направлении стало подписание в Банги 6 февраля с.г. Политического соглашения о мире и примирении. Достижение этих договоренностей является результатом сложения всех мирных инициатив, в том числе посреднических усилий России и Судана.

Несмотря на определенные успехи, прежде всего, заметное снижение уровня вооруженного насилия в стране, выполнение политсоглашения сталкивается с серьезными трудностями. Далеко не все незаконные вооруженные формирования (НВФ) готовы выполнять взятые на себя обязательства. Продолжаются столкновения на этно-конфессиональной почве, нападения на гражданское население, грабежи гуманитарных конвоев. Обеспокоенность вызывает недавняя эскалация на северо-востоке ЦАР, где противостояние местных группировок усугубляется проникновением наемников и боевиков из соседних государств. Все это серьезно осложняет процесс национального примирения и приводит к ухудшению и без того плачевной ситуации на гуманитарном треке.

Рассчитываем, что инклюзивное правительство, созданное благодаря компромиссу между Президентом Ф.А.Туадерой и представителями вооруженных формирований, сможет преодолеть разногласия и сосредоточить усилия на полной реализации достигнутых договоренностей. Одной из важных задач на данном этапе считаем создание смешанных подразделений с участием экс-комбатантов. Понимаем, что соответствующие усилия сталкиваются с рядом проблем, связанных в том числе с правовым статусом боевиков, дефицитом финансирования отрядов и пробуксовкой в реализации программы по разоружению, демобилизации, реинтеграции и репатриации.

Еще один осложняющий фактор - отставки представителей вооруженных группировок с постов военных советников Президента. Рассчитываем, что несмотря на это лидеры НВФ сохранят приверженность мирному соглашению в соответствии с данными заверениями. Со своей стороны, используя имеющееся у России влияние, продолжим побуждать всех подписантов документа воздерживаться от любых форм насилия в интересах скорейшего восстановления мира и безопасности в ЦАР.

Главную задачу международного сообщества видим во всесторонней поддержке властей в Банги и реализуемых ими совместно с НВФ договоренностей. Считаем, что чрезмерное давление на подписантов политсоглашения, в том числе по вопросам борьбы с безнаказанностью, контрпродуктивно и может нарушить сложившийся хрупкий баланс.

Высоко оцениваем деятельность Миссии ООН по стабилизации в ЦАР, остающейся ключевым инструментом обеспечения безопасности на территории страны. В состав миссии уже направлено несколько российских военных наблюдателей. Продолжаем работу с Секретариатом ООН по определению возможностей для наращивания нашего вклада в миротворческие усилия ООН в ЦАР.

В ходе приближающегося рассмотрения центральноафриканского досье в Совете Безопасности ООН готовы изучить предложения по адаптации мандата операции под задачи выполнения Хартумского соглашения и проведение намеченных на 2020-2021 гг. президентских и парламентских выборов. Вместе с тем считаем необходимым исключить нецелевое расходование средств миссии, обеспечить дисциплину и подотчетность ее военных контингентов.

Власти ЦАР обоснованно настаивают на серьёзной модификации параметров оружейного эмбарго СБ ООН. Россия давно призывала прислушаться к такой позиции Банги. Удовлетворены, что недавно эмбарго было смягчено резолюцией Совета, однако в Банги считают этот шаг недостаточным. Строгий санкционный режим не позволяет центральноафриканцам повышать потенциал своих силовых структур, эффективно бороться с разгулом преступности и поднимающим голову терроризмом. К точке зрения Банги нужно отнестись внимательно, тем более что все заинтересованы в повышении уровня безопасности в ЦАР и всем субрегионе. Совет Безопасности ООН должен следить за тем, чтобы санкции соответствовали политическому контексту и не мешали урегулированию конфликта. Полагаем, что дальнейшее ослабление оружейного эмбарго способствовало бы успешной реализации Политического соглашения.

Россия по просьбе правительства ЦАР оказывает ему безвозмездную помощь в повышении боеспособности и профессиональной подготовки вооружённых сил и правоохранительных органов, делая это в строгом соответствии с требованиями резолюций СБ ООН. На нужды армии ЦАР уже направлены две партии стрелкового оружия и боеприпасов, последняя - в этом месяце. Высокую оценку властей Банги получила работа российских инструкторов, подготовивших уже свыше трех тысяч сотрудников центральноафриканских силовых структур.

Убеждены, что разрешение стоящих перед страной проблем требует консолидации усилий всех «игроков» на центральноафриканском «поле» на принципах транспарентности и взаимного уважения при равном учете интересов всех сторон. Российская Федерация намерена продолжить плотное сопровождение урегулирования в ЦАР, действуя в координации с руководством страны, Африканским союзом и международными партнерами ЦАР, а также на «площадке» ООН и ее Совета Безопасности.

Общие сведения

  • Флаг
  • Герб
  • Гимн
  • Двусторонние
    отношения
  • О стране

Горячая линия

+236 21-61-03-11
+236 70-15-21-73
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж