Федеративная Республика Бразилия
Позиция Бразилии по основным международным проблемам
(справочная информация)
16-06-2006
Внешняя политика Бразилии традиционно базируется на прагматических началах и нацелена на всемерное наращивание международного авторитета и влияния страны, приведение ее политического веса в мировых делах в соответствие с ее экономическим потенциалом, укрепление лидерства страны в региональном масштабе.
В контексте современной международной ситуации бразильцы придают приоритетное значение активному участию в формировании многополюсной системы международных отношений, демократического миропорядка, обеспечивающего принятие адекватных решений по важнейшим вопросам поддержания мира и безопасности. Многополюсное мироустройство ("мультилатерализм") становится, по их мнению, единственной законной и демократической основой для справедливого решения проблем, стоящих перед мировым сообществом.
Одним из путей к достижению этих целей бразильцы видят совершенствование деятельности многосторонних органов и, в первую очередь, ООН. Выступая за адаптацию деятельности этой организации к новым мировым реалиям, Бразилия исходит из нежелательности свертывания объема нынешней деятельности Организации, особенно на направлениях социально-экономического развития. Являясь одними из крупнейших вкладчиков в бюджет ООН, бразильцы ставят вопрос о целесообразности оптимизации ее деятельности и сокращения расходов. Бразилия отстаивает тезис о необходимости расширения числа постоянных членов Совета Безопасности, активно продвигает свою кандидатуру на пост постоянного члена СБ. В 2004-2005 гг. Бразилия – непостоянный член СБ ООН. В Бразилиа исходят из того, что при рассмотрении новых кандидатур постоянных членов необходимо использовать глобальные критерии, а не идею простого регионального представительства. В отношении права вето бразильцы полагают целесообразным приступить к изучению возможности его отмены. В совместной российско-бразильской декларации по итогам переговоров президентов двух стран в 2002 г. было отмечено, что Бразилия является одним из достойных кандидатов на место постоянного члена СБ.
Бразильская дипломатия придает важное значение операциям ООН по поддержанию мира, видя в них важный инструмент урегулирования конфликтов.
Занимая активную позицию по проблематике борьбы с новыми вызовами и угрозами, Бразилия считает наиболее серьезной и опасной из них терроризм. Бразилия выступает за повышение эффективности международных усилий в борьбе с терроризмом во всех его проявлениях при ключевой роли Контртеррористического комитета СБ ООН. Руководством МИД декларируется готовность Бразилии к работе в Группе контртеррористических действий (ГКД), учрежденной на саммите "восьмерки" в Эвиане.
Рассматривая разоружение, в первую очередь ядерное, как фундаментальное условие для установления прочного мира, Бразилия принимает участие в международных усилиях по нераспространению ОМУ, а также формированию универсальных механизмов проверки и контроля.
Бразильцы в полном объеме подключились к Договору о нераспространении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко), ратифицировали четырехстороннее соглашение о гарантиях с МАГАТЭ, провозгласили Декларацию Мендосы (отказ от производства, приобретения, использования и разработки химического и бактериологического оружия), а также объявили об исключительно мирном характере своей национальной космической программы. Бразилия входит в состав участников РКРТ, принята в Группу ядерных поставщиков, подписала документы, определяющие присоединение к Договору о нераспространении ядерного оружия и ратификацию ДВЗЯИ.
Неизменно позитивной остается позиция Бразилии в области ликвидации химического и бактериологического оружия. Бразилия одобрила Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления запасов и использования химического оружия и его уничтожении.
Бразильцы весьма осторожны в своих оценках проблем европейской безопасности, однако считают естественным, чтобы в этом вопросе учитывались интересы России. В Бразилиа разделяют точку зрения, что без России урегулирование конфликтов и кризисных ситуаций на европейском континенте, а тем более на территории стран СНГ, практически невозможно. На их взгляд, необходимо дальнейшее укрепление партнерства России и НАТО в решении этих проблем.
Развитие ситуации в Чечне видится бразильскому руководству исключительно в рамках Конституции и других законов Российской Федерации. При обсуждении антироссийского проекта резолюции о положении в Чеченской Республике на сессиях Комиссии по правам человека ООН в последние годы Бразилия стабильно голосует против него.
В Бразилиа придают большое значение формированию новой системы региональной безопасности, выступают против создания каких-либо военно-политических структур в латиноамериканском регионе. В этой связи повышенное внимание уделяется усилению роли ОАГ как механизма поддержания мира, укрепления безопасности на американском континенте.
По мнению бразильцев, ограничение и сокращение вооруженных сил и обычных вооружений не должно затрагивать право развивающихся государств приобретать тот объем вооружений, который им необходим для обеспечения интересов национальной обороны.
Бразилия последовательно выступает за урегулирование региональных конфликтов мирными политическими средствами, без вмешательства во внутренние дела государств.
Правительство Л.Лулы с самого начала выступало против военной акции в Ираке. Нынешняя ситуация там оценивается как весьма сложная. Подчеркивается необходимость срочных шагов, направленных на вывод страны из кризиса, выработку графика очередности мер, как указано в соответствующих положениях доклада Генсекретаря ООН. Бразильская сторона заявляет о намерении принять участие в экономическом восстановлении Ирака.
Бразилия активно поддерживает процесс мирного урегулирования на Ближнем Востоке, стремится проводить сбалансированную линию, как в отношении арабских стран, так и Израиля.
Занимая активную позицию по проблеме реформирования системы континентальной безопасности, которая охватывала бы "новые вызовы", экологические, экономические и другие аспекты, Бразилия приняла участие в работе межамериканской конференции по безопасности (Мехико, октябрь 2003 г).
Бразильское руководство уделяет внимание тематике Международных экономических отношений. Оно нацелено на углубление интеграционных процессов, как с латиноамериканскими странами, так и в масштабе всего Западного полушария. Последовательно осуществляет меры по консолидации Общего рынка стран Южного конуса (МЕРКОСУР), постепенного подтягивания к нему других стран региона.
По экологической тематике страна выступает за рассмотрение вопросов охраны окружающей среды в тесной увязке с проблемами экономического и социального развития, подчеркивая необходимость строгого выполнения директив и положений "Повестки дня XXI века".