20.03.2017:58

Интервью Посла России в Бразилии С.П.Акопова международному информационному агентству «ТАСС», 20 марта 2020 года

— Накануне росзагранучреждения (РЗУ) в Бразилии опубликовали в соцсетях призывы к соотечественникам, находящимся в стране и испытывающим трудности с возвращением в Россию, выйти на связь и сообщить об этом. Сколько человек откликнулись на призыв? Кто они? Есть ли те, кто не может вернуться домой?

— С расположенными в Бразилии российскими загранучреждениями в последние дни связались около 200 граждан России, пребывающих сейчас на территории Бразилии. Большинство из них — туристы, однако есть и люди, находящиеся здесь по делам, а также соотечественники, проживающие в Бразилии постоянно. У некоторых из них возникли сложности с возвращением в Россию из-за введенных рядом стран ограничений в связи с распространением коронавируса. Значительная часть граждан старается решать эти проблемы самостоятельно, взаимодействуя с авиакомпаниями. Посольство и Генеральные консульства России в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу оказывают им всяческое содействие. Многим уже удалось улететь, обменяв свои авиабилеты или купив новые. Точное количество наших граждан, которые в настоящее время не могут по каким-либо причинам вернуться в Россию, пока назвать невозможно, поскольку эти цифры меняются каждый час. Мы находимся в контакте со всеми, кому требуется наша поддержка, и оказываем им всевозможное содействие.

— Какие действия предпринимают дипломаты, чтобы помочь соотечественникам преодолеть возможные трудности с незапланированным увеличением срока их пребывания здесь и вернуться домой?

— Посольство ведет круглосуточный мониторинг ситуации с распространением коронавируса в Бразилии, а также с вводимыми в этой связи ограничениями. Постоянно обновляется информация о принятых в Бразилии мерах на сайте и в соцсетях посольства, там же можно найти исчерпывающие рекомендации для пребывающих в Бразилии российских граждан, контактные телефоны российских загранучреждений и действующих в Москве центров поддержки граждан, находящихся за рубежом. Призываю всех россиян, которым требуется помощь в возвращении домой, а также любая другая поддержка, связанная с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, пользоваться этими каналами связи.

Консульский отдел посольства, а также наши Генконсульства в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу находятся в прямом контакте со всеми гражданами, которым требуется помощь в сложившейся ситуации. Россиянам, которые из-за отмены рейсов или других непредвиденных обстоятельств испытывают сложности с возвращением домой, оказывается оперативная поддержка в обмене или приобретении авиабилетов в местных представительствах авиакомпаний.

Это не в традициях российской дипломатии. Как выразилась недавно официальный представитель МИД России Мария Захарова, "дипломаты не волшебники, но помочь обязаны". Мы бросаем на это все силы.

— Идет ли речь о подготовке к эвакуации? Как она может быть осуществлена?

— Речи об эвакуации пока не идет. Обстановка в стране в целом стабильная, местные власти принимают надлежащие меры для борьбы с распространением коронавируса, поэтому угрозы жизни и здоровью граждан нет. Посольство очень внимательно следит за развитием событий, в случае возникновения необходимости будем рассматривать и такую возможность.

— Как развивается ситуация с коронавирусом в Бразилии?

— По состоянию на 19 марта 2020 года количество подтвержденных случаев заболевания, согласно данным Министерства здравоохранения Бразилии, выросло до 428 (на момент публикации интервью Минздрав признал 621 случай, семь из них с летальным исходом — прим. ТАСС). Под наблюдением с подозрением на коронавирус находятся свыше 11 тыс. человек (в четверг вечером Минздрав прекратил публиковать данные о количестве неподтвержденных диагнозов). Наибольшее число заболевших — в штатах Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и столичном федеральном округе.

Бразильские власти на фоне ухудшения ситуации активизировали меры по борьбе с распространением коронавируса, большая часть которых принимается на уровне отдельных штатов в зависимости от сложившейся в них обстановки. В штатах Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро введены ограничения на проведение массовых мероприятий, сокращается междугороднее транспортное сообщение, отменяются занятия в школах и вузах, переходят на режим удаленной работы или закрываются многие учреждения и организации. На базе федерального Минздрава создан ситуационный центр по мониторингу заболевания; президентским указом от 13 марта 2020 года из бюджета выделено дополнительно около 1 млрд долларов США на борьбу с коронавирусом.

— Есть ли конкретные примеры случаев, когда дипломатам пришлось вместе с бразильскими властями выручать россиян, непредвиденно застрявших в Бразилии из-за коронавируса?

— В частности, в контексте ситуации с британским круизным лайнером в штате Пернамбуку (12 марта помещен на карантин в порту бразильского города Ресифи после того, как у одного из пассажиров заподозрили коронавирус — прим. ТАСС), два члена экипажа которого являются российскими гражданами, мы взаимодействуем с местными властями очень эффективно. Должен отметить: правительство штата Пернамбуку оперативно создало кризисный штаб, с которым посольство поддерживает контакт, и обеспечило нас всей необходимой информацией в момент, когда об этой ситуации еще было известно немногое.

 Рассчитываем на скорое разрешение ситуации.

— Как ситуация с COVID-19 отразилась на двусторонних связях?

— Не буду скрывать, всеобщая занятость вопросами противодействия распространению вируса — как с бразильской стороны, так и с нашей, — заставила несколько пересмотреть графики встреч и визитов. Наш главный приоритет сейчас — здоровье и благополучие наших граждан, находящихся как в России, так и за рубежом. Думаю, из таких же соображений исходят и бразильские коллеги, занимающиеся поддержкой собственных соотечественников, оказавшихся в сложной ситуации. Уверен, что, когда угроза эпидемии будет ликвидирована, мы с легкостью наверстаем упущенное.

— Как изменилась работа посольства в Бразилиа и Генконсульств в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро в свете распространения коронавируса?

— К сожалению, из-за ухудшения ситуации с распространением COVID-19 консульские учреждения России в Бразилии вынуждены были приостановить личный прием посетителей по несрочным консульским вопросам (гражданство, ЗАГС, нотариат, истребование документов, а также оформление и обмен паспортов, если это не связано с необходимостью поездок по неотложным обстоятельствам). Продолжается прием посетителей по записи в случае экстренной необходимости, а также консультирование граждан по телефонам горячей линии и по электронной почте. Все контакты консульского отдела посольства и Генеральных консульств в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу доступны на сайтах наших учреждений.

Мы призываем всех граждан максимально использовать дистанционные способы коммуникации: социальные сети, телефон, электронную почту, чтобы избежать посещения общественных мест и свести к минимуму риски для собственного здоровья. Принятые меры обусловлены чрезвычайными обстоятельствами и будут отменены, как только угроза жизни и здоровью граждан будет ликвидирована.

По нашим наблюдениям, в бразильских ведомствах и учреждениях, а также в представительствах других стран вводятся аналогичные меры. Деловые совещания переносятся в онлайн, музеи предлагают посетителям довольствоваться виртуальными турами, в качестве альтернативы личным встречам все чаще используют телефонные звонки и видеоконференции.

— Как происходит взаимодействие с Москвой? Координируете ли вы работу с другими росзагранучреждениями в регионе?

— В Москве пристально следят за развитием обстановки в регионе. Мы, в свою очередь, оперативно сообщаем в центр все имеющиеся у нас сведения о распространении коронавируса в Бразилии, вводимых местной администрацией ограничениях и передаем наши рекомендации относительно возможных дальнейших действий.

Все российские загранучреждения в регионе вовлечены в эту работу, мы регулярно обмениваемся с коллегами из соседних стран информацией и используем их опыт в своей деятельности. Благодаря развитию социальных сетей нам удается в кратчайшие сроки доносить до заинтересованных граждан ключевую информацию об изменяющейся ситуации — во многом с помощью информационной поддержки коллег из других "точек".

Для наиболее эффективного взаимодействия с гражданами за рубежом на базе Ситуационно-кризисного центра (ДСКЦ) МИД России запущен единый портал для экстренной связи с росзагранучреждениями, продолжает работу мобильное приложение "Зарубежный помощник". Крайне важную работу делают другие российские ведомства: Роспотребнадзор, Ростуризм, Ассоциация туристической помощи.

— Что бы вы порекомендовали тем, кто сейчас находится в Бразилии или собирается сюда?

— Бразильские власти пока не вводили каких-либо ограничений на выезд граждан в страны Европы и Азии. Крупнейшие международные аэропорты страны — в городах Бразилиа, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Форталеза — работают в штатном режиме, львиная доля международных рейсов вылетает согласно расписанию. Однако сложности начинаются в транзитных пунктах, многие из которых оказались недоступны из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки.

Наша главная рекомендация — не затягивать с покупкой билетов, выбирать ближайшие доступные рейсы и вылетать домой в кратчайшие сроки, не дожидаясь изменения ситуации. Для консультаций о наличии билетов, возможностях перебронирования рекомендуем обращаться напрямую в региональные офисы международных авиакомпаний, а в случае возникновения проблем — в наши консульские учреждения в зависимости от консульского округа.

Настоятельно просим всех российских граждан на регулярной основе просматривать публикации на сайтах и в социальных сетях посольства и Генконсульств в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу: в них содержится актуальная информация о санитарно-эпидемиологической обстановке, возможных ограничениях и другие сведения, которые могут помочь избежать сложностей во время пребывания в Бразилии и при возвращении домой.

Разумеется, всем находящимся в Бразилии гражданам советуем беречь здоровье, следовать рекомендациям ВОЗ и местных санитарных властей по профилактике коронавируса. В случае возникновения каких-либо проблем и чрезвычайных ситуаций призываем незамедлительно обращаться в ближайшие российские консульские учреждения.

Дополнительные материалы

Фотографии

Общие сведения

  • Флаг
  • Герб
  • Гимн
  • Двусторонние
    отношения
  • О стране

Горячая линия

+55 61 32-23-30-94
+55 61 32-23-40-94
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж