Азербайджанская Республика
Стенограмма интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова азербайджанским СМИ, Москва, 27 августа 2010 года
Вопрос: Какие основные вопросы будут обсуждаться в ходе предстоящего визита Президента России Д.А.Медведева в Азербайджан? Что входит в число приоритетов нынешней повестки дня двусторонних отношений, каковы перспективы всестороннего сотрудничества Азербайджана и России?
Ответ: Мы рассматриваем Азербайджан в качестве нашего важного стратегического партнера на Южном Кавказе и в регионе Каспийского моря. Наши отношения находятся на подъеме. Они многогранны, поэтому традиционно на встрече двух руководителей обсуждается весь спектр этих отношений. Уверен, что так будет и на этот раз. Очень добрые личные отношения между президентами России и Азербайджана являются важным фактором продвижения нашего партнерства.
Главной темой нынешнего визита будет подписание Договора о государственной границе и идущего в одном пакете с этим документом Соглашения о рациональном использовании водных ресурсов реки Самур. Работа над этими важнейшими документами велась в течение последних лет. Думаю, что не раскрою большого секрета, если скажу, что особый личный вклад в это дело внесли Д.А.Медведев и И.Г.Алиев. Они предметно рассмотрели принципы, которые позволили в итоге достичь соответствующей договоренности в ходе встречи в прошлом году в Баку, позволившей в результате подготовить уже юридически обязывающий документ.
Безусловно, вопросы экономического сотрудничества, как фундамента нашего партнерства, занимают очень важное место на любых саммитах, в ходе любых переговоров. Несмотря на кризис, который, конечно же, затронул наши торгово-экономические связи, сейчас ситуация выправляется. Товарооборот пошел на подъем. Есть хорошие инвестиционные проекты, которые продолжают успешно реализовываться в промышленности, транспорте и банковской сфере. Уверен, что президенты проведут принципиальный обзор состояния дел в этих областях, при необходимости придадут политический импульс тем или иным направлениям нашего взаимодействия.
О гуманитарных связях. Это – сфера, которая по-настоящему важна для простых людей – граждан России и Азербайджана. В этом году мы начали очень крупный новый проект. В Баку состоялся Форум по гуманитарным вопросам. Его решено сделать ежегодным и проводить под патронатом президентов наших стран.
С прошлого года в Баку действует филиал Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Открылся Российский центр науки и культуры, Дом русской книги. Все это, безусловно, помогает самым активным образом продвигать культурные и гуманитарные связи, так что перспективы нашего взаимодействия расцениваю очень положительно. Важным обстоятельством является также то, что в этих отношениях все больше участвуют регионы Российской Федерации, укрепляющие свои связи с партнерами из Азербайджана. Такое взаимодействие по всем тем направлениям, о которых я упомянул, безусловно, отвечает интересам наших народов и интересам укрепления стабильности на Южном Кавказе и в Каспийском регионе. Добавлю, что помимо двусторонних связей президенты, безусловно, рассмотрят и региональную, и международную проблематику, состояние наших партнерских связей, нашего сотрудничества в международных организациях как в Европе, так и на универсальном уровне, в частности в рамках ООН.
Вопрос: В ходе недавнего государственного визита Президента России Д.А.Медведева в Ереван был подписан протокол о продлении срока действия межгосударственного Договора о российской военной базе в Армении. Как заявил Президент России на пресс-конференции по итогам официальных переговоров, данный протокол «направлен на поддержание мира и безопасности на Южном Кавказе и Закавказье в целом». Как повлияет этот протокол на военный баланс сил в регионе и не произойдет ли нарушения основополагающих принципов ДОВСЕ? Кроме того, какие потенциальные угрозы Россия видит для Армении в регионе и от кого собирается ее защищать?
Ответ: Протокол, о котором Вы сказали, продлевает срок действия договоренности о пребывании российской военной базы на территории Армении на 49 лет. Больше ничего. Он не меняет ни функции российской военной базы в Армении, ни численный состав военнослужащих, проходящих здесь службу, ни количество вооружений, которые на этой базе находятся. Поэтому говорить о каких-либо изменениях, которые этот протокол может внести в баланс сил в регионе, не приходится. Не приходится говорить также о том, что продление нынешних функций и нынешних параметров российской военной базы на 49 лет нарушает какие-то договоренности. Главной целью российской военной базы является обеспечение интересов Российской Федерации. В круг этих интересов, безусловно, входит поддержание стабильности на Южном Кавказе и в Каспийском регионе. Эта изначальная цель была поставлена перед российской военной базой, когда был подписан соответствующий договор. Эта цель никак не изменилась с продлением этого договора на очередные 49 лет.
Вопрос: Российская Федерация уже много лет является сопредседателем Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта и прилагает усилия для разрешения этой проблемы, но, к сожалению, пока видимых результатов нет. Какие дальнейшие шаги может предпринять Ваша страна в этом направлении?
Ответ: Может быть, видимых результатов нет, потому что работа ведется в конфиденциальном режиме. Но, как участник этой работы, могу сказать, что, может быть, не видимые широкой публике результаты все-таки есть. За те годы, что Россия участвует в деятельности сопредседателей Минской группы ОБСЕ вместе с нашими американскими, французскими партнерами, за те годы, когда Россия самостоятельно пытается в русле позиции этой группы помогать сближать позиции всех сторон, все-таки произошло достаточно существенное сокращение спорных вопросов. Продолжающаяся сейчас работа над так называемыми базовыми принципами принесла определенные результаты в плане нахождения формулировок, которые на данном этапе могут позволить зафиксировать согласие сторон. Это отнюдь не означает, что с завершением работы над базовыми принципами все сразу будет решено. Стороны участвуют в этой работе, исходя из того, что после базовых принципов, в любом случае, предстоит готовить уже юридический документ – мирное соглашение. Безусловно, это потребует гораздо большего проникновения в детали. Тем не менее, базовые принципы как политический документ имели бы очень важное значение, поскольку показывали бы нацеленность в политическом плане на достижение договоренностей. Именно этому мы стараемся способствовать. Россия, как вы знаете, прежде всего по инициативе Президента страны Д.А.Медведева, старалась за последние пару лет дополнительно внести личный вклад нашего руководителя в поиск договоренностей. За последние два года состоялись шесть встреч президентов России, Азербайдажана и Армении. В этом году были две встречи – в январе в Сочи и в июне в Санкт-Петербурге. В итоге еще не обо всем, что касается проекта базовых принципов, удалось договориться, но по значительной части текста, однако, есть понимание, что мы практически достигли компромиссных формулировок. Нами предложена очень простая вещь. Два-три вопроса, которые еще не являются предметом согласованных формулировок, зафиксировать как требующие дальнейшего обсуждения. Далее четко записать, что без этих двух вопросов никакой окончательной договоренности не будет. На данном этапе это позволило бы зафиксировать тот прогресс, который был достигнут по подавляющей части текста, и одновременно показать, что этот вопрос сохраняется и есть две-три конкретных проблемы, по которым предстоит приложить дополнительные усилия, и в таком виде закрепить то, что было достигнуто на сегодняшний момент. Нас в этом поддержали сопредседатели. Рассчитываем, что такой реалистичный подход, опирающийся на прагматичную оценку нынешней ситуации, в конечном итоге будет поддержан. По крайней мере, мы продолжим нашу работу. Повторю, принятие сейчас базовых принципов с фиксацией пока еще двух-трех несогласованных моментов послало бы очень важный политический сигнал, которого ждут в международном сообществе, в Европе, о том, что лидеры Армении и Азербайджана, безусловно, нацелены на урегулирование конфликта, на его мирное урегулирование, о чем не раз говорили и сопредседатели, о чем говорится в так называемой Майндорфской декларации, подписанной президентами России, Армении и Азербайджана.
Отмечу еще один принципиальный вопрос. Сопредседатели на встрече 17 июля с.г. в Алма-Ате «на полях» министерской встречи ОБСЕ, выпустили совместное заявление, отметив, что пока на данном этапе усилия, предпринимаемые сторонами, не позволили достичь результата. Именно стороны конфликта должны договориться. Сопредседатели не смогут ни в одиночку, ни втроем, ни на уровне министров, ни на уровне президентов решить эту проблему за Армению и за Азербайджан. Поэтому наша позиция всегда заключалась в том, что мы готовы применять свои возможности, свои интеллектуальные способности, чтобы помогать искать договоренность. Найти ее могут только руководители Армении и Азербайджана.
Вопрос: Вопрос статуса Каспия все еще находится в подвешенном состоянии – Россия в силу уже достигнутых с Азербайджаном и Казахстаном соглашений несколько убавила свою активность. Означает ли это, что Москва ограничивается позицией активного наблюдателя?
Ответ: Нет, совсем не означает. Я думаю, что это неправильная оценка нашей позиции. Мы, действительно, достигли договоренности с Азербайджаном и Казахстаном – нашими соседями на Каспии – о том, как разделить дно. Но акватория и воздушное пространство над этой территорией пока еще не поделены. Именно это должно стать предметом Конвенции о правовом статусе Каспия, над которой мы продолжаем активно работать. Естественно, мы существуем не в правовом вакууме, потому что до тех пор пока нет конвенции, фиксирующей правовой статус Каспия, в соответствии с международным правом, продолжают действовать еще советско-иранские договоры 1921 и 1940 годов. Сейчас, безусловно, актуальность подписания Конвенции определяется, прежде всего, тем, что уже почти 20 лет на Каспии существуют три новых государства. Теперь там не два прибрежных государства, а пять. Безусловно, нужно искать договоренность, которая обеспечивала бы интересы всех прибрежных каспийских стран. Конвенция должна это сделать.
Мы исходим из того, что при всех специфических особенностях Каспия, важно как можно конкретнее договариваться по вопросам, которые затрагивают использование Каспийского моря, охрану его ресурсов, регулируют вопросы судоходства и рыболовства, освоение минеральных ресурсов, охрану окружающей среды. Делать это таким образом, чтобы не создавать проблем для этого очень хрупкого в экологическом плане водоема. Проблема упирается не в то, что кто-то менее, а кто-то более активен, а в то, что некоторые наши соседи по Каспию предлагают распространить национальную юрисдикцию на прибрежную зону такой протяженности, которая практически не оставит свободного моря на Каспии. Это, наверное, чрезмерно, потому что, даже если брать мировой океан, то Конвенция ООН по морскому праву предусматривает территориальные воды максимум двенадцатимильной протяженности. Каспий же вообще не является открытым морем. Это закрытый водоем. У него должен быть особый режим, который это учитывал бы, прежде всего, с точки зрения рационального и бережного его использования. Мы готовы к компромиссам, готовы признать необходимость наличия национального территориального пояса, но, конечно же, с учетом того, что свобода судоходства не должна подвергаться сомнению, как это, собственно, международным правом предусмотрено, и с учетом того, что рыбу на Каспии можно ловить таким образом, чтобы рыба там оставалась, а не исчезала. Это сложные вопросы. Конечно же, их урегулирование требует терпения. Что касается активности или пассивности, могу сказать, что именно по инициативе России нам удалось после немалых усилий запустить процесс, который проходит под азербайджанским председательством, по подготовке соглашений по вопросам безопасности на Каспии. Рассчитываем, что в самое ближайшее время мы сможем эту работу завершить и Соглашение может быть подписано на очередном каспийском саммите, который в порядке очередности предстоит провести в столице Азербайджана.
Вторая российская инициатива, в актуальности которой мы абсолютно убеждены, это создание Организации каспийского экономического сотрудничества. Два года назад в Астрахани прошла первая конференция по экономическому взаимодействию прикаспийских государств. Мы считаем, что есть все основания для того, чтобы объединяющие нас вопросы, касающиеся сотрудничества, торговли, транзита и многого другого, рассматривались в рамках структуры, которая будет необременительна, достаточно гибка, но которая позволит вести разговор в пятистороннем формате по тем проектам, которые требуют такого многостороннего сотрудничества. Так что рассчитываю на продвижение вперед и по вопросам Каспийского моря. Это очень важная тема, тем более, учитывая, что многие некаспийские государства не прочь воспользоваться нерешенностью целого ряда правовых вопросов, чтобы продвигать здесь свои интересы, не всегда учитывая интересы прикаспийских государств.