11:00

Ответы Министерства иностранных дел Российской Федерации на вопросы СМИ, поступившие к пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2021 году

77-21-01-2022

СОДЕРЖАНИЕ

  1. О нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией

  2. О возобновлении авиасообщения между Россией и Грузией

  3. О переговорах с ЕС относительно взаимного признания сертификатов о вакцинации

  4. О совместных с КНР инициативах по Корейскому полуострову

  5. О заявлениях Генерального секретаря НАТО Й.Столтенберга по Финляндии и Швеции

  6. О содействии в вывозе граждан России из Казахстана

  7. О 190-летии со дня рождения российского дипломата Н.П.Игнатьева

  8. О процессе нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией

  9. Об урегулировании ситуации на границе между Азербайджаном и Арменией

  10. О требовании к НАТО относительно возращения к конфигурации 1997 г. применительно к Болгарии и Румынии

  11. Об укреплении отношений между Россией и Юго-Восточной Азией

  12. О перспективах подключения Вашингтона к процессу урегулирования внутриукраинского конфликта

  13. О межвенесуэльских переговорах

  14. О роли Италии в отношениях между Россией и Западом

  15. О развитии российско-иракских отношений

  16. О международном давлении на США с целью прекращения Вашингтоном блокады Кубы

  17. О проявлениях религиозной нетерпимости в мире

  18. О взаимодействии с Пакистаном по афганской проблематике

  19. О звучащих из Приштины и Тираны рассуждениях относительно создания т.н. «Великой Албании»

  20. О перспективах отношений с Западом и стратегическом партнерстве с Китаем

  21. О якобы попытках России возродить СССР и «сферах влияния»

  22. О преследовании русскоязычных журналистов в Латвии

  23. О взаимодействии МИД России с партией «Единая Россия»

  24. О безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и роли ШОС

  25. Об экономическом сотрудничестве с Японией и инициативе создания на Курильских островах льготного налогового и таможенного режима

  26. О роли России в интеграционных объединениях

  27. О сотрудничестве России с КНР по обеспечению безопасности в Евразии

  28. О взаимодействии России с Китаем

  29. О роли Франции и ЕС в конфликте на востоке Украины

  30. О российско-норвежских двусторонних отношениях

  31. О влиянии AUKUS на режим ядерного нераспространения

 

О нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией

Вопрос: Какие задачи ставит перед собой Россия в 2022 г. в вопросе урегулирования между Азербайджаном и Арменией? В этом году Россия и Азербайджан отмечают 30-летие установления дипломатических отношений. С каким «багажом» сотрудничества две страны подходят к данной дате, как оцениваете уровень стратегического партнерства, какие намечены мероприятия в связи с этой датой, возможно ли подписание каких-то новых документов о сотрудничестве, «дорожных карт»?

Ответ: Исходим из необходимости полной реализации трехсторонних договоренностей, закрепленных в Заявлениях лидеров Азербайджана, Армении и России от 9 ноября 2020 г., 11 января 2021 г. и 26 ноября 2021 г. Приоритетные задачи сегодня – запуск процесса делимитации и демаркации азербайджано-армянской границы, а также разблокирование транспортных и экономических связей в регионе. Достижение прогресса на этих направлениях позволит существенно продвинуться в деле нормализации отношений между Баку и Ереваном.

В этом году отмечается 30-летие установления дипломатических отношений между Россией и большинством государств СНГ, включая Азербайджан и Армению. С каждой из стран мы готовим серию юбилейных мероприятий. Учитывая, что ряд мероприятий будет носить культурно-просветительский характер, исходим из того, что они будут представлять интерес и для общественности.

 

Назад к оглавлению

 

О возобновлении авиасообщения между Россией и Грузией

Вопрос: С 2019 г. между Россией и Грузией прервано авиасообщение из-за известных событий в Тбилиси летом того года. Тем не менее в 2021 г. представители Москвы не раз отмечали, что запрет носит временный характер и может быть отменен. Когда это может произойти, если не брать во внимание ограничения, введенные из-за коронавируса? Не теряем ли мы связи с грузинским народом, учитывая, что в условиях запрета «народная дипломатия» практически не работает?

Ответ: Не раз затрагивали эту тему в публичных комментариях. Запрет российским авиакомпаниям осуществлять воздушные перевозки граждан из России в Грузию действительно носит временный характер. Неоднократно обозначали условия его отмены. Они хорошо известны грузинской стороне. Речь идет о стабилизации ситуации в Грузии, прекращении русофобской кампании и исчезновении угроз для безопасности наших граждан. Не можем также не учитывать санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Россия была вынуждена пойти на упомянутые ограничения, реагируя на известную провокацию грузинских радикалов. При этом мы остаемся приверженными целям нормализации российско-грузинских отношений, преодоления имеющихся разногласий, восстановления и развития двусторонних связей – все это отвечает интересам народов двух наших стран. Однако такой процесс должен быть улицей с двусторонним движением. Очень рассчитываем, что грузинские власти извлекут уроки из прошлого и будут проводить по отношению к России более взвешенную политику.

 

Назад к оглавлению

 

О переговорах с ЕС относительно взаимного признания сертификатов о вакцинации

Вопрос: Как продвигаются переговоры с ЕС о взаимном признании сертификатов о вакцинации? Что мешает прогрессу на этих переговорах?

Ответ: Контакты с Евросоюзом по вопросу о взаимном признании цифровых «ковидных» сертификатов осуществляются по линии Минздрава и Минцифры России. МИД России оказывает экспертно-консультативное сопровождение данного процесса. Исходим из того, что главным условием продвижения на этом треке является деполитизированное экспертное взаимодействие по линии профильных структур России и ЕС в интересах облегчения безопасных заграничных поездок граждан России и стран Евросоюза.

 

Назад к оглавлению

 

О совместных с КНР инициативах по Корейскому полуострову

Вопрос: В 2021 г. Россия и Китай выступили с совместной инициативой ослабить санкции, наложенные Советом Безопасности ООН на Северную Корею. Можно ли узнать о результатах этого шага? Будут ли совместные с КНР инициативы по Корейскому полуострову в этом году?

Ответ: Действительно, в конце октября 2021 г. Россия и Китай распространили в Совете Безопасности ООН проект политико-гуманитарной резолюции в отношении Северной Кореи, предполагающий внесение смягчающих корректив в международный санкционный режим в гуманитарной сфере и иных гражданских областях, не связанных с ракетно-ядерной программой. Исходим из того, что в условиях пандемии оказание помощи населению КНДР стало бы весьма своевременным ответственным шагом международного сообщества. Кроме того, принятие данной резолюции может помочь установить доверие среди вовлеченных государств, послужить весомым стимулом для реанимации политического диалога.

Разъясняем государствам-членам Совета Безопасности ООН нашу логику. К сожалению, США и их европейские союзники пока не готовы ее принять, делая заведомо проигрышную ставку на политику санкций и давления в отношении Пхеньяна и не предлагая встречных конструктивных идей. Тем не менее в наступившем году планируем продолжить продвижение как проекта политико-гуманитарной резолюции, так и российско-китайских подходов к корейскому урегулированию в целом. Последние отражены в совместной «дорожной карте» 2017 г. и разработанном в ее развитие «плане действий» 2019 г., которые сохраняют свою актуальность. Исходим из того, что единственным способом решения проблем полуострова, включая ядерную, является политический диалог, в рамках которого могут быть найдены способы удовлетворить законные озабоченности всех заинтересованных сторон, включая предоставление гарантий безопасности.

 

Назад к оглавлению

 

О заявлениях Генерального секретаря НАТО Й.Столтенберга по Финляндии и Швеции

Вопрос: Генеральный секретарь НАТО Й.Столтенберг на пресс-конференции в Брюсселе гарантировал Финляндии и Швеции быстрое вступление в альянс. Повлияют ли его заявления на повестку переговоров о гарантиях безопасности?

Ответ: Рассматриваем высказывания Генерального секретаря НАТО насчет готовности приема указанных стран в альянс как бесцеремонную попытку оказания внешнего давления на политику Финляндии и Швеции, с которыми нас связывают давние дружеские отношения, и чей действенный вклад как внеблоковых государств в формирование европейской безопасности мы высоко ценим.

Убеждены, что в нынешнее турбулентное время внеблоковый статус – наиболее эффективный способ обеспечения государствами своей безопасности.

Что касается повестки переговоров, то она сформулирована нами предельно четко и выстраивается вокруг трех ключевых элементов: отказ от расширения НАТО, от размещения ударных систем вооружения вблизи российских границ, возвращение блока к конфигурации на момент подписания Основополагающего акта Россия-НАТО 1997 г.

Ожидаем от НАТО обещанной нам предметной письменной реакции на подготовленный нами проект соглашения с альянсом.

 

Назад к оглавлению

 

О содействии в вывозе граждан России из Казахстана

Вопрос: Россия быстро приступила к эвакуации своих граждан из Казахстана, как только там начались беспорядки. Как удалось быстро сформировать работу Вашего ведомства и коллег из Минобороны, чтобы вывезти людей?

И вопрос по Вашим коллегам из Австрии и Венгрии, чьи семьи тоже экстренно вылетели в Россию: как было принято такое решение? И были ли у них другие варианты покинуть опасную на тот момент территорию?

Ответ: Как только стали поступать тревожные сообщения о событиях в Республике Казахстан, в МИД России был обеспечен круглосуточный мониторинг обстановки, возможных рисков и угроз безопасности наших граждан. Многие россияне приехали в эту страну в период новогодних отпусков и каникул на отдых или к родственникам.

По поручению Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Департаменте Ситуационно-кризисный центр МИД России была развернута круглосуточная «горячая линия» (дежурными сменами было обработано более 3 тыс. обращений, в т.ч. о помощи в скорейшем возвращении на Родину). Работа выстраивалась в условиях ограничений мобильной и стационарной телефонной связи, доступа к Интернету в Казахстане.

«Горячие линии» и кризисные штабы действовали в Посольстве России в Нур-Султане и Генконсульстве в Алма-Ате. Была сформирована оперативная группа, которая поддерживала плотные контакты с Минобороны, Погранслужбой ФСБ России, другими профильными ведомствами.

Благодаря оперативным усилиям наших военных удалось в сжатые сроки наладить «авиамост» для возвращения российских граждан самолетами Минобороны в Россию. В результате беспрецедентной по своим масштабам воздушной операции с 9 по 12 января с.г. удалось без сбоев и происшествий вывезти около 2,5 тыс. человек.

На особом контроле держали ситуацию с малолетними детьми и школьниками. Так, была оказана помощь в скорейшем возвращении домой детской спортивной команды Екатеринбурга, юношеской сборной Челябинской области по конькобежному спорту.

Обеспечили поддержку вывоза самолетами военно-транспортной авиации Минобороны граждан стран-членов ОДКБ, а также Австрии, Венгрии, Бельгии и Греции (к нам обратились дипмиссии этих государств). На аэродром «Чкаловский» направлялись дежурные группы МИД России – для содействия в решении срочных организационных, дипломатических и визовых вопросов, в т.ч. с учетом прибытия спецрейсов в вечернее и ночное время. Специалистами Роспотребнадзора и Минздрава России в «Чкаловском» был обеспечен санитарно-эпидемиологический контроль пассажиров.

Признательны коллегам из Минобороны России и всех других ведомств за эффективное взаимодействие и слаженную совместную работу в сложнейших условиях. Продолжаем получать письма от наших граждан и ноты посольств зарубежных стран с благодарностью за оказанную помощь.

 

Назад к оглавлению

 

О 190-летии со дня рождения российского дипломата Н.П.Игнатьева

Вопрос: Как МИД России планирует встретить 190-летие со дня рождения выдающегося российского дипломата Н.П.Игнатьева?

Ответ: Согласно сложившейся практике, 190-летие не является юбилейной датой, в этой связи МИД России не планирует проведение каких-либо мероприятий по случаю очередной годовщины со дня рождения российского дипломата и государственного деятеля Н.П.Игнатьева (1832-1908).

Ранее МИД России поддержал предложенный сетевым изданием «Идеологический Центр Марксизма» проект установки во Владивостоке памятника Н.П.Игнатьеву. В сентябре 2020 г. в селе Игнатьево Благовещенского района был отрыт первый в России памятник российскому дипломату графу Н.П.Игнатьеву.

 

Назад к оглавлению

 

О процессе нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией

Вопрос: Каким Вы видите будущее Южного Кавказа, где слишком активны внешние игроки? Если идем к миру, почему стоит вопрос пленных, не прекращается вражда?

Ответ: Выступаем за то, чтобы все, кто хочет подключиться к процессу нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией, обеспечению стабильности и безопасности на Южном Кавказе, действовали не по принципу игры с нулевой суммой, а исходили из интересов сторон и учитывали трехсторонние договоренности лидеров Азербайджана, Армении и России.

 

Назад к оглавлению

 

Об урегулировании ситуации на границе между Азербайджаном и Арменией

Вопрос: В связи с недавними инцидентами в Казахстане, создающими угрозу государственности этой страны, ОДКБ направила в течение нескольких часов миротворческие силы для оказания помощи в восстановлении и поддержании государственного порядка, но вот уже несколько месяцев ситуация в районах Армении, граничащих с Азербайджаном, остается крайне напряженной, часто регистрируются пострадавшие, азербайджанцы ведут строительные работы на территории Армении, открывают дороги. Наряду со всем этим в азербайджанских тюрьмах до сих пор содержатся несколько десятков армянских заключенных. Между тем Президент Азербайджана уверяет весь мир, что ситуация стабилизировалась – Азербайджан готов подписать мирное соглашение с Арменией. Скажите, пожалуйста, как долго это будет продолжаться?

Ответ: Последовательно прилагаем усилия по урегулированию ситуации на границе между Азербайджаном и Арменией, где, к сожалению, время от времени происходят инциденты с применением оружия, есть человеческие жертвы. Необходимо как можно скорее сформировать и запустить работу двусторонней Комиссии по делимитации азербайджано-армянской границы с последующей ее демаркацией. Готовы оказывать Баку и Еревану консультативное содействие в этом процессе.

Что касается проблемы пленных, то Россия активно участвует в ее решении. Напомним, со 2 декабря 2020 г. при посредничестве российских миротворцев возвращено в общей сложности 146 удерживаемых лиц: 127 армянской стороне и 19 – азербайджанской.

 

Назад к оглавлению

 

О требовании к НАТО относительно возращения к конфигурации 1997 г. применительно к Болгарии и Румынии

Вопрос: Что означает для Болгарии и Румынии требование России, что НАТО должно вернуться к конфигурации 1997 г.: выйти из НАТО, убрать американские базы или что-то другое?

Ответ: Упомянутый Вами один из опорных элементов наших инициатив сознательно сформулирован предельно четко и не допускает каких-либо двояких толкований. Речь идет о выводе иностранных сил, техники и вооружений и других шагах с целью возвращения к конфигурации по состоянию на 1997 г. на территории стран, не являвшихся членами НАТО на указанную дату. К таковым относятся и Болгария, и Румыния.

 

Назад к оглавлению

 

Об укреплении отношений между Россией и Юго-Восточной Азией

Вопрос: Не могли бы Вы рассказать о дипломатических направлениях в 2022 г. по укреплению отношений между Россией и Юго-Восточной Азией, в т.ч. Вьетнамом?

Ответ: Видим хорошие перспективы дальнейшего углубления взаимовыгодных связей со всеми странами ЮВА, объединенными во влиятельную Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии.

В этом контексте хотели бы отметить значительный потенциал кооперации в области политики и безопасности, в торгово-экономической и научно-технологической сферах. Надеемся на расширение культурной и гуманитарной составляющей двусторонних отношений, возобновление туристических обменов, которые пострадали за последние два года от пандемии новой коронавирусной инфекции. Со многими из стран ЮВА намечается проведение очередных заседаний межправительственных комиссий, консультаций по мидовской линии, других контактов высокого уровня. В июле с.г. планируем отметить 125-летие установления дипломатических отношений с Таиландом.

Настроены на эффективную кооперацию с Бангкоком, Джакартой и Пномпенем как текущими председателями АТЭС, «Группы двадцати» и АСЕАН соответственно.

Поддерживаем ведущую роль АСЕАН в поиске конструктивных форм международного содействия урегулированию ситуации в Мьянме. Готовы совместно с асеановскими партнерами оказывать гуманитарную помощь этой стране, в т.ч. вносить практический вклад в борьбу с пандемией COVID-19.

Нацелены на углубление отношений с Вьетнамом – нашим давним и надежным другом. В текущем году намерены продолжать интенсивный политический диалог и сотрудничество по ряду ключевых тем и направлений в духе Совместного заявления о видении развития всеобъемлющего стратегического партнерства на период до 2030 г., принятого по итогам визита в Россию Президента Вьетнама Нгуен Суан Фука в конце 2021 г.

Прежде всего, рассчитываем на укрепление торгово-экономических связей, в т.ч. на основе Соглашения о свободной торговле между государствами-членами ЕАЭС и Вьетнамом. Убеждены в необходимости активизации инвестиционного взаимодействия, расширения кооперации в области разведки и добычи нефти и газа на территории Вьетнама и России.

Большое внимание уделяем гуманитарным контактам. Планируем после снятия ограничений провести отложенные мероприятия в рамках программы «перекрестных» годов, включая церемонию закрытия. Готовы всемерно содействовать продвижению образовательных обменов.

Рассчитываем на тесное взаимодействие с Вьетнамом в борьбе с коронавирусной инфекцией. СРВ стала одной из первых стран, зарегистрировавших российскую вакцину «Спутник V» (март 2021 г.). С вьетнамскими компаниями заключены контракты на поставку 60 млн доз данного препарата. Рассматривается возможность передачи технологий для его полноценного производства во Вьетнаме. В конце декабря 2021 г. в Ханой в качестве гуманитарной помощи было отправлено 100 тыс. доз вакцины «Спутник Лайт», регистрация которой ожидается в ближайшем будущем.

 

Назад к оглавлению

 

О перспективах подключения Вашингтона к процессу урегулирования внутриукраинского конфликта

Вопрос: Есть ли перспектива вовлечения США в переговоры по стабилизации ситуации на Украине, в т.ч. в обновленном составе «нормандского формата»?

Ответ: Напомним, что государственный переворот в Киеве в феврале 2014 г. произошел при непосредственной поддержке Вашингтона. Последствием такого переворота стало кровопролитие в Донбассе, которое продолжается до настоящего времени.

До 2018 г. мы поддерживали достаточно конструктивные контакты с США, понимая, что они обладают существенным влиянием на Киев и могут побудить его к выполнению Минских договоренностей. Не возражаем против подключения Вашингтона к процессу мирного урегулирования и сейчас. Разумеется, при том понимании, что его участие принесет положительную «добавочную стоимость», в первую очередь в плане побуждения Киева выполнить в полном объеме свои обязательства по Минским соглашениям, включая предоставление особого статуса Донбассу.

Что касается возможного участия США в «нормандском формате», то необходимо иметь в виду, что данная площадка уже сформировалась и работает восьмой год. Насколько нам известно, наши сопосредники – Германия и Франция – предпочли бы сохранить ее в том виде, в котором она существует в настоящее время.

 

Назад к оглавлению

 

О межвенесуэльских переговорах

Вопрос: 21 ноября 2021 г. в Венесуэле состоялись региональные выборы, которые впервые за многие годы дали определенные гарантии и прошли с участием оппозиции. Однако переговоры в Мексике были остановлены после экстрадиции А.Сааба. Россия является гарантом этих переговоров. Считаете ли Вы, что сейчас их следует возобновить?

Ответ: Выборы в Венесуэле, несомненно, послужили стабилизации политического процесса. Голосование прошло в строгом соответствии с Конституцией Венесуэлы и национальным законодательством при сопровождении международных наблюдателей из 55 стран, включая Россию, а также от ООН и ЕС. Участие в электоральном процессе широкого спектра оппозиционных сил во многом стало возможным благодаря состоявшимся в Мексике переговорам между Правительством Венесуэлы и Унитарной платформой. Среди других важных результатов этого формата можно отметить признание оппозицией легитимности Правительства Н.Мадуро и консенсус венесуэльских сторон относительно пагубного влияния односторонних рестрикций США на экономику Венесуэлы и уровень жизни ее граждан.

По всей видимости, успешный ход переговоров не входил в планы Вашингтона, который путем прямого вмешательства сорвал этот процесс в октябре 2021 г. Напомним: американские власти в нарушение общепризнанных международно-правовых норм арестовали на территории третьего государства и вывезли в США венесуэльского дипломата А.Сааба, являющегося к тому же членом делегации Правительства в Мехико. Многократно публично предупреждали, что этот шаг разрушит конструктивную атмосферу переговоров. К сожалению, так и произошло.

Наша принципиальная позиция состоит в том, что решение внутривенесуэльских разногласий может быть достигнуто только путем мирного, инклюзивного диалога всех политических сил в рамках конституционного поля при соблюдении суверенитета Венесуэлы. Следуя этой логике, Россия последовательно поддерживала все попытки межвенесуэльских переговоров – и в Осло, и на Барбадосе, и в Мехико. Однако необходимо иметь в виду, что норвежские посредники и страны сопровождения, одной из которых сейчас является Россия, призваны лишь содействовать развитию диалога. При этом право на возобновление переговорного процесса принадлежит исключительно венесуэльским сторонам. В данный момент продолжаем содействовать конструктивным контактам между всеми ответственными политическими силами Венесуэлы вне зависимости от места их проведения.

 

Назад к оглавлению

 

О роли Италии в отношениях между Россией и Западом

Вопрос: Президент России В.В.Путин пригласил Премьер-министра Италии М.Драги посетить Россию в этом году. Какую роль Италия может сыграть в деле улучшения отношений между Россией и Западом?

Ответ: На фоне происходящих в Европе и мире внешнеполитических событий отношения между Россией и Италией несколько выделяются. Их отличает готовность к компромиссу, взаимное уважение, стремление учитывать интересы друг друга, заинтересованность в поддержании взаимовыгодного сотрудничества, открытого и содержательного диалога по всем проблемам, волнующим наши страны.

Налажены контакты на всех уровнях исполнительной, законодательной и судебной власти. По линии МИД России проводятся консультации, работает формат «два плюс два», по мере необходимости плотно взаимодействуют другие министерства и ведомства. В целом, граждане России и Италии выражают поддержку усилиям, предпринимаемым правительствами наших стран в соответствии с Договором о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Итальянской Республикой 1994 г.

Большое значение имеет и продолжающееся укрепление взаимовыгодных деловых связей: Италия является третьим торговым партнером России в Европе. 6 декабря 2021 г. в Риме состоялось 18-е заседание Российско-Итальянского Совета по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству, в ходе которого намечено расширить практическое взаимодействие в сферах энергетики, промышленности, транспорта, высоких технологий и инвестиций.

Президент России В.В.Путин поддерживает плотный контакт с Председателем Совета министров Итальянской Республики М.Драги. В прошлом году состоялось четыре телефонных разговора (19 августа,22 сентября, 19 октября, 22 ноября 2021 г.). Встречи на высшем уровне играют важную роль в придании динамики двусторонним отношениям, что относится и к возможному визиту Премьер-министра Италии в соответствии с имеющимся у него приглашением.

Стоит отметить, что сейчас не только Италия, но и другие европейские страны выражают желание работать с Россией на основе позитивной повестки дня. Естественно, это могло бы способствовать созданию более благоприятной атмосферы на европейском континенте и снятию той напряженности, которая искусственно нагнетается руководством НАТО и ЕС с подачи США и агрессивного русофобского меньшинства. К счастью, здравый смысл и простой инстинкт самосохранения еще не полностью «сдуло» североатлантическими ветрами из западной части нашего общего европейского дома. Уверены, что трезвомыслящие силы Западной Европы смогут заявить о себе и конструктивно и ответственно подойти к предложениям об укреплении европейской безопасности, выдвинутым Россией. Исторически Италия неоднократно прилагала усилия для нормализации отношений между Востоком и Западом как в период «холодной войны», так и в ходе последних десятилетий. Если и в нынешней ситуации Италия будет придерживаться таких подходов, будем всячески поддерживать в этом наших итальянских коллег.

 

Назад к оглавлению

 

О развитии российско-иракских отношений

Вопрос: После парламентских выборов сейчас в Ираке создается новое правительство. Как Вы видите дальнейшее развитие российско-иракских отношений и с Иракским Курдистаном в том числе?

Ответ: Приветствуем утверждение итогов (27 декабря 2021 г.) состоявшихся 10 октября 2021 г. досрочных выборов в Совет представителей (парламент) Ирака. Рассматриваем эти выборы как важный этап на пути к оздоровлению внутриполитического и социально-экономического положения в стране. Надеемся, что иракским парламентариям удастся в установленные законом сроки сформировать новое дееспособное правительство, опирающееся на поддержку всех основных политических сил и этноконфессиональных групп страны.

Ирак является одним из ключевых партнеров России в ближневосточном регионе, с которым нас традиционно связывают узы дружбы и взаимовыгодного сотрудничества. Поддерживаем регулярные контакты как с представителями федеральных властей, так и руководства курдской автономии. При этом неизменно исходим из императива уважения единства, суверенитета и территориальной целостности Ирака.

Намерены и впредь прилагать энергичные усилия с целью дальнейшего расширения многопланового российско-иракского взаимодействия на благо народов наших стран и в интересах укрепления мира и безопасности на Ближнем Востоке.

 

Назад к оглавлению

 

О международном давлении на США с целью прекращения Вашингтоном блокады Кубы

Вопрос: Россия всегда осуждала блокаду США против Кубы и выступает против санкционной политики в мире. По Вашему мнению, как могли бы Россия и международное сообщество убедить США, что надо отказаться от политики, которую последние 29 лет осуждают на Генеральной Ассамблее ООН?

Ответ: Российская делегация в ООН проводит последовательную линию на оказание международного давления на США с целью безотлагательного и безусловного прекращения экономической, торговой и финансовой блокады Кубы. Генассамблея ООН регулярно осуждает односторонние меры США против Кубы и призывает отказаться от такого рода деструктивной политики.

Одноименная резолюция принимается Генассамблеей ООН каждый год, при этом неизменно ставится делегацией США на голосование. Результаты весьма показательны: за последнюю резолюцию 75/289 (утверждалась в 2021 г.) проголосовали 184 страны, 3 воздержались (Бразилия, Колумбия, Украина), и только 2 выступили против (США, Израиль).

В соответствии с положениями указанной резолюции Генеральный секретарь ООН раз в год выпускает доклад, в котором содержится актуализированный обзор односторонних мер США в отношении Кубы и их последствий для экономики страны, а также даются рекомендации снять блокаду в кратчайшие сроки. Российская Федерация каждый раз представляет свой вклад в упомянутый доклад, а также выступает в поддержку положений резолюции в ходе общеполитической дискуссии Генеральной Ассамблеи ООН.

Тем не менее, несмотря на все усилия мирового сообщества, США продолжают игнорировать предписания резолюций Генассамблеи ООН и рекомендации ее Генерального секретаря. Линия официального Вашингтона в отношении Кубы может быть квалифицирована как классический пример применения «двойных стандартов» и пренебрежения нормами международного права. Со своей стороны продолжим указывать на ущербность этой политики США. Совместно со странами-единомышленниками будем усиливать давление на инициаторов блокады вплоть до полного и безусловного снятия незаконных ограничительных мер в отношении Кубы.

Выражаем сожаление в связи с позицией стран, которые взяли курс на безоговорочную поддержку откровенно деструктивной политики США в отношении Кубы. Такая линия противоречит обязательствам в рамках Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 г., в которой односторонним экономическим мерам дается однозначно негативная оценка.

Не сообразуются такого рода действия и с принципами гуманности и обеспечения прав человека, о приверженности которым заявляют поддерживающие США страны. Трагические последствия блокады для населения Кубы являются общепризнанным фактом, который подробно описывается в докладах Генерального секретаря ООН. Рассчитываем, что партнеры внимательно изучат эти данные накануне следующего голосования по резолюции и будут руководствоваться ими при определении своей позиции.

 

Назад к оглавлению

 

О проявлениях религиозной нетерпимости в мире

Вопрос: На своей пресс-конференции в конце декабря 2021 г. Президент России В.В.Путин осудил неуместные шутки над пророком Мухаммедом, подчеркнув, что не видит в этом свободы слова. Исламский мир воспринял его позицию с большой благодарностью. Премьер-министр Пакистана Имран-хан тоже приветствовал заявление Президента В.В.Путина и предложил ввести законодательный запрет на богохульство, чтобы закрепить уважение ко всем религиям на международном уровне. Готова ли Россия поддержать его инициативу?

Ответ: С уважением относимся к религиозным чувствам верующих, считаем необходимым прилагать усилия для обеспечения свободы вероисповедания. Нас тревожат как проявления религиозной нетерпимости, так и уничижительное отношение к исламу, христианству, другим конфессиям под прикрытием права на свободу слова и творчества. Близость позиций Москвы и Исламабада по этому вопросу создает хорошую основу для нашего плодотворного взаимодействия с Исламской Республикой Пакистан как одной из наиболее авторитетных стран исламского мира. Рассчитываем на дальнейшее активное сотрудничество на профильных форумах, включая Группу стратегического видения «Россия – Исламский мир».

Что касается законодательного запрета на богохульство, то в России не допускается оскорбление религиозных чувств верующих. В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, за подобные  действия предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы. Согласно принципу разделения властей принятие каких-либо дополнительных законов, в т.ч. в этой сфере, относится  к компетенции парламента – Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Назад к оглавлению

 

О взаимодействии с Пакистаном по афганской проблематике

Вопрос: Мир в Афганистане необходим для безопасности в регионе. Это показали события в Казахстане. Россия играет в регионе очень важную роль. Пакистан тоже. Какие возможности для сотрудничества двух стран Вы видите, и какого прогресса можно достичь вместе в 2022 году? Планирует ли Россия сделать четкое заявление о признании Движения талибов в ближайшее время?

Ответ: Россия активно взаимодействует с Пакистаном по афганской проблематике как на двустороннем уровне, так и в рамках многосторонних механизмов, в частности, расширенной «тройки» и Московского формата консультаций по Афганистану. В ближайшей перспективе – в январе-феврале с.г. планируется очередное заседание расширенной «тройки» (Россия, КНР, США и Пакистан), место встречи пока не определено.

Все эти усилия направлены, прежде всего, на успешное завершение межафганского мирного процесса и формирование в стране подлинно инклюзивного правительства, отражающего интересы всех основных этнополитических сил. Кроме того, важно, чтобы Движение талибов (ДТ) придавало первостепенное значение продолжению борьбы с теругрозой, включая наращивающее свое влияние ИГИЛ, а также c сохраняющей актуальность проблемой наркопреступности.

Рассматриваем Пакистан как одного из ключевых региональных игроков, имеющих значительное влияние на происходящие в Афганистане процессы.

Исходя из того, насколько новым афганским властям удастся успешно продвинуться по вышеперечисленным направлениям, и будет зависеть решение о международном признании ДТ.

 

Назад к оглавлению

 

О звучащих из Приштины и Тираны рассуждениях относительно создания т.н. «Великой Албании»

Вопрос: Вы уже неоднократно говорили о «двойных стандартах» коллективного Запада относительно сербов, Косово и Метохии. Руководители косовских албанцев в Приштине понимают, что без согласия России не смогут добиться признания в Совете Безопасности ООН, где Россия имеет право вето. Сейчас более открыто и все чаще стали говорить об объединении непризнанного государства Косово и Албании. Запад молчит. Прошу Вас прокомментировать данную ситуацию.

Ответ: Устойчивое решение проблемы Косово возможно лишь на основе международного права, прежде всего, резолюции Совета Безопасности ООН 1244, закрепляющей среди прочего территориальную целостность Сербии с Автономным краем Косово и Метохия в ее составе. Именно в русле этого документа могут и должны вестись переговоры Белграда и Приштины. Их итогом призвано стать долговременное решение, которое устроит сербскую сторону и получит одобрение СБ ООН.

Приштинской «верхушке» давно пора понять, что провокационные попытки убедить остальной мир в жизнеспособности пресловутой «косовской государственности» изначально обречены на провал. Нагнетание албанского национализма и шовинизма, систематическое притеснение сербского и иного неалбанского населения, преследование Сербской православной церкви свидетельствуют о несостоятельности этого проекта.

Молчание Запада, о котором Вы упомянули, давно не удивляет – это симптом слепого потакания косовоалбанским радикалам со стороны внешних покровителей. Евросоюз, наделенный Генеральной Ассамблеей ООН посредническими функциями в диалоге Белград-Приштина, со своей ролью очевидно не справляется, будучи не в состоянии – спустя без малого девять лет после достижения соответствующей договоренности – преодолеть саботаж косоварами выполнения своих обязательств по учреждению в крае Сообщества сербских муниципалитетов.

Будем и впредь добиваться того, чтобы выпады Приштины получили адекватную оценку – в т.ч. в международных структурах, включая, прежде всего, Совет Безопасности ООН – в интересах сохранения мира и безопасности на Балканах.

Наконец, полностью разделяем обеспокоенность в связи с периодически звучащими – причем не только из Приштины, но и из Тираны – рассуждениями о создании т.н. «Великой Албании» путем слияния «двух албанских государств» на Балканах. Иначе как подрывными подобные замыслы не назовешь: любой келейный пересмотр границ в регионе по определению разрушителен для и без того хрупкой стабильности в этой части Европы, где по-прежнему есть чем заняться с точки зрения преодоления последствий конфликтов и войн 1990-х гг.

 

Назад к оглавлению

 

О перспективах отношений с Западом и стратегическом партнерстве с Китаем

Вопрос: В том случае, если наш диалог с США и НАТО по гарантиям безопасности не увенчается успехом и наши отношения с Западом пойдут по негативному, конфронтационному сценарию, Россия в состоянии одна противостоять Западу?

И в этой связи насколько для Вас будет важно углубление отношений стратегического партнерства с Китаем в преодолении военных угроз и последствий «адских» санкций, которыми нам грозят США и их европейские союзники?

Ответ: Выдвинутые Россией предложения о гарантиях безопасности – это реалистичное видение того, каким образом можно на долгосрочную перспективу нормализовать ситуацию в области европейской безопасности и создать условия для мирного сосуществования между Россией и Западом. В нынешней обстановке это, возможно, единственный путь к тому, чтобы укрепить всеобщую безопасность на континенте, не нанося ущерба безопасности отдельных стран региона.

Не будем забегать вперед. Переговорный процесс еще по-хорошему даже не начался. Надеемся на то, что обещания западных коллег, сделанные на встречах в Женеве и Брюсселе 10 и 12 января соответственно, будут выполнены. Ожидаем, что США и НАТО положат «на бумагу» свой ответ на российскую инициативу. Есть основания полагать, что наши партнеры уяснили необходимость не «заматывать» этот вопрос. В любом случае отставляем за собой право выработать дальнейший алгоритм действий по обеспечению интересов безопасности России в зависимости от реакции США и НАТО на наши предложения.

Что касается российско-китайских связей, то они, как мы неоднократно подчеркивали, развиваются поступательно. Наши отношения самоценны и не зависят от мировой политической конъюнктуры. Выстраиваем их на основе уважения суверенитета, особенностей политической культуры и невмешательства во внутренние дела друг друга. Принципиально важное значение имеет то, что у Москвы и Пекина близкие или совпадающие подходы к решению ключевых международных проблем. Благодаря этому наши страны играют стабилизирующую роль в мировой политике.

Российско-китайское стратегическое партнерство развивается в контексте объективной исторической логики с учетом имеющегося у двух государств огромного совокупного потенциала. Также нельзя забывать о наличии устойчивого общественного консенсуса в России и Китае по вопросу перспектив, масштабов и глубины двустороннего сотрудничества.

Нашим американским коллегам пора понять, что принятая Вашингтоном на вооружение политика «двойного сдерживания» Москвы и Пекина абсолютно анахронична и не имеет хороших перспектив для США. Куда большую пользу и себе, и всему миру американцы принесут, если откажутся от аррогантной заявки на глобальное доминирование и приступят к равноправному честному диалогу с Россией, Китаем и другими крупнейшими игроками, нацеленному на поиск сбалансированных решений актуальных проблем международной безопасности и развития. Мы к такой работе готовы.

 

Назад к оглавлению

 

О якобы попытках России возродить СССР и «сферах влияния»

Вопрос: Хотели бы спросить о важности сферы влияния России в связи с кризисом вокруг Украины, действительно ли Россия хочет возродить СССР, бывшую «советскую империю», как полагают многие на Западе, и о том, является ли нынешний тупик в отношениях между Россией и США свидетельством того, что эти две страны никогда не смогут стать настоящими друзьями или надежными партнерами?

Ответ: Вряд ли можно серьезно говорить о возрождении или восстановлении СССР. Ход истории нельзя повернуть вспять. Об этом неоднократно заявлял Президент Российской Федерации В.В.Путин. В своей практической политике исходим из существующих реалий.

У России, как и у США и других стран, есть законные интересы, в т.ч. в сфере безопасности. Как любое государство, не можем не реагировать на появление внешних вызовов и угроз, особенно военного и военно-технического характера. Делаем это строго в рамках международного права. Оснований интерпретировать наши действия как формирование какой-то эксклюзивной сферы влияния России на самом деле нет.

При этом наши западные коллеги, заявляющие о неприемлемости «сфер влияния» в современных условиях, дают немало примеров вопиющих «двойных стандартов». Несколько лет назад тогдашняя глава дипломатии ЕС Ф.Могерини заявила, что Западные Балканы – это район, где со всеми проблемами будет разбираться ЕС, и другим туда лучше не подключаться. Она, конечно, имела в виду, прежде всего, Россию и Китай. Что это, как не попытка самовольного установления «сферы влияния»?

Напомним высказывание Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля о том, что Евросоюз «не должен позволить России и Китаю взять контроль над ситуацией в Афганистане» после ухода оттуда натовской коалиции. Его слова о том, что России лучше вообще не работать в Африке, потому что Африка – это, цитирую, «наше место». Можно вспомнить и о том, как французы на всех уровнях, словно мантру, поднимают вопрос о российском присутствии в Мали, в неоколониальной манере заявляя, что для Франции – это «красная линия».

Можно также вспомнить совсем недавний призыв Госсекретаря США Э.Блинкена к властям Казахстана объяснить, «на каком основании» законное Правительство этой страны обратилось в ОДКБ с просьбой оказать содействие в восстановлении порядка и отражении террористической угрозы. Целая истерика поднялась и в западной экспертно-политической среде после простого отказа заместителя Министра иностранных дел России С.А.Рябкова дать однозначный ответ на вопрос о возможных «военно-политических планах» нашей страны применительно к Кубе и Венесуэле. Разве это не свидетельство аррогантного мышления в духе: «нам можно все, а России – ничего».

Все это говорит о том, что именно коллективный Запад, а не Россия, делит мир на «сферы влияния» и «задние дворы». Напомним, что после ухода Советского Союза с исторической сцены американские руководители принялись строить «новый мировой порядок», что, по сути, означало распространение зоны влияния США на весь мир. Результатом такой политики стали войны и хаос, сотни тысяч погибших, разрушенные государства, миллионы беженцев, геополитическая напряженность, которая сохраняется до сих пор.

Что касается отношений России и США, по вине Вашингтона подошедших к опасной критической черте, то здесь остро необходим серьезный предметный диалог и конкретные шаги американцев и их союзников по обеспечению надежных гарантий безопасности России. Непрекращающаяся агрессивная активность НАТО на «восточном фланге», враждебные действия против нашей страны, включая внеплановые учения, опасные сближения и маневрирование боевых кораблей и самолетов, военное освоение украинской территории, абсолютно неприемлемы.

Что касается возможности стать настоящими друзьями или надежными партнерами, то это, скорее, вопрос к американской стороне. Россия в свое время предпринимала соответствующие усилия, но наши шаги навстречу были оценены как должное, а в ответ мы получили лишь надменное пренебрежение российскими приоритетами.

Теперь же важно отстроить заново атмосферу доверия, вернуться хотя бы к подобию нормальности. Это в наших общих интересах. По большому счету, между Россией и США нет непреодолимых разногласий. Просто от коллег требуется проявить политическую волю. Мы к честному разговору всегда готовы. Но втягиваться в диалог только по нужным США темам, когда наши законные озабоченности демонстративно игнорируются, не собираемся. Американцы должны провести серьезную «работу над ошибками», сделать правильные выводы из своих провальных попыток вмешиваться в наши внутренние дела, скорректировать существенным образом свое поведение. Пора отказаться от претензий на мировую гегемонию, неприемлемую в нынешних геополитических реалиях. Без этого наладить устойчивое взаимодействие не получится, хотя диалог там, где есть точки соприкосновения интересов, можно и нужно поддерживать.

Либо мы договариваемся о более-менее позитивной повестке дня, учитывающей и российские приоритеты, либо градус конфронтации, и без того избыточный, повышается еще более. Но если политика США остается без изменений, будем жестко противодействовать в рамках встречного сдерживания враждебных действий Вашингтона.

 

Назад к оглавлению

 

О преследовании русскоязычных журналистов в Латвии

Вопрос: Как Вам известно, уже более года властями Латвии преследуются журналисты «Балтньюз» и «Спутник». В настоящее время расследование дела завершено, материалы переданы в прокуратуру. Давление на журналистов усиливается не только в Латвии, но и в других странах Прибалтики и Европы. Например, в Эстонии под арестом находится автор «Балтньюз» Сергей Середенко. Как Вы считаете, почему против журналистов, сотрудничающих с российскими СМИ, развязали настоящую войну? Какие шаги мы можем предпринять, чтобы защитить журналистов и их право на профессию?

Ответ: К сожалению, из года в год ситуация со свободой СМИ скатывается к полной деградации на всем пространстве Прибалтики. Власти этих стран-членов Евросоюза, которые выдают себя за ярых защитников демократических ценностей, продолжают скоординированно атаковать российские и русскоязычные СМИ и бороться с любым инакомыслием. Неприкрыто ограничивают свободу слова, под надуманным предлогом «защиты государственной безопасности» оказывают давление на неугодных журналистов, чинят всевозможные препятствия их профессиональной деятельности с прицелом на установление тотального контроля над медиапространством.

Приведем лишь несколько примеров, которые говорят сами за себя.

14 октября 2021 г. переданы в прокуратуру Латвии материалы уголовных дел на 14 местных журналистов, сотрудничающих с «Балтньюз» и «Спутник». 21 октября 2021 г. медиарегулятор этой страны безосновательно отозвал лицензию на вещание ретранслятора российского «Первого канала» – «Первого Балтийского канала». 29 октября 2021 г. суд в Риге вынес обвинительный приговор в отношении известного в стране русскоязычного публициста и общественного деятеля Юрия Алексеева и назначил ему 14 месяцев тюрьмы.

Официальный Таллин продолжает оказывать жесткий прессинг на теперь уже местное русскоязычное СМИ «Спутник Медиа», успешно расправившись с его российским предшественником «Спутник Эстония».

В более широком контексте речь идет о беспринципном и планомерном выдавливании вообще русского языка и всего, что с ним связано, из национального информпространства, системной дискриминации русскоговорящего населения, лишении его права на получение информации на родном языке, что закреплено международно-правовыми нормами и политическими обязательствами прибалтийских стран.

Одним из недавних свидетельств этого системного подхода служит разработанный Министерством образования и науки Эстонии план действий по выведению русского языка из сферы бюджетного образования к 2035 г. Проект предполагает, что обучение на эстонском языке во всех государственных и муниципальных русских школах составит 75%. Остальная четверть предметов будет зарезервирована под иностранные языки, к которым будет отнесен и русский.

За дискриминационную политику в языковой сфере неоднократно подвергалась критике со стороны СПЧ ООН и других международных правозащитных структур и Латвия.

Министерство иностранных дел и уполномоченные представители России постоянно привлекают внимание профильных многосторонних площадок, в том числе в рамках ООН, ОБСЕ и Совета Европы, к происходящему в государствах Прибалтики. Многократно заявляли о недопустимости дискриминационной политики местных властей в ходе непосредственных контактов с ответственными представителями Евросоюза. Официальный представитель МИД России М.В.Захарова регулярно ставит неудобные для прибалтийских государств вопросы в публичной плоскости, побуждает профильные институты, включая Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, принять надлежащие шаги для выправления этой удручающей на данный момент ситуации на пространстве Организации.

Совершенно очевидно, что время «тихой дипломатии», которую исповедуют в отношении стран Прибалтики некоторые европейские чиновники, давно прошло, а сам подход, основанный на замалчивании и ретушировании грубейших нарушений прав журналистов и СМИ, себя полностью дискредитировал. Мы ожидаем решительных действий по восстановлению функционирования там основополагающих демократических принципов в сфере плюрализма мнений и защиты свободы слова.

 

Назад к оглавлению

 

О взаимодействии МИД России с партией «Единая Россия»

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о взаимодействии с партией «Единая Россия».

Ответ: Министерство иностранных дел и загранучреждения оказывают помощь российским партиям в осуществлении их международной деятельности, в том числе в организации зарубежных визитов и установлении партнерских отношений с партиями других стран. Эта работа ведется в целях обеспечения широкого общественного консенсуса вокруг реализации утвержденного Президентом Российской Федерации внешнеполитического курса, дальнейшей гармонизации усилий различных политических сил в интересах упрочения позиций нашей страны на международной арене.

Пандемия оказала определенное влияние на все стороны жизни и вместе с тем способствовала возникновению и развитию новых форматов взаимодействия, в частности, путем организации видеоконференций. Только за последний год при содействии Министерства и РЗУ «Единая Россия» провела в этом формате форумы с партиями стран-членов ШОС, БРИКС, правящими партиями Африки, АСЕАН, Латинской Америки, а также международную межпартийную конференцию «Глобальные вызовы XXI века: межпартийное измерение». Они наглядно продемонстрировали близость подходов партий-партнеров к решению актуальных проблем мирового развития, которые вместе выступают за построение справедливого многополярного миропорядка, свободного от силового диктата и любых форм дискриминации, основывающегося на уважении суверенитета и самобытности, строгом соблюдении целей и принципов Устава ООН.

Межпартийное взаимодействие является существенным ресурсом продвижения многопланового сотрудничества как в многостороннем, так и в двустороннем форматах. Отметившая недавно 20-летний юбилей «Единая Россия» с момента своего создания не только вносит весомый вклад в становление нашей страны как подлинно правового, социально ориентированного, демократического государства, но и развивает тесные связи с политическими партиями многих континентов во имя диалога и сотрудничества, укрепления дружбы и доверия между народами.

Как известно, Президент В.В.Путин поручил лидерам федерального списка партии «Единая Россия» на выборах в Государственную Думу в 2021 г. продолжить совместную с партией работу в рамках создающихся профильных комиссий. С.В.Лавров возглавил Комиссию по международному сотрудничеству и поддержке соотечественников за рубежом при Генеральном совете партии «Единая Россия», первое заседание которой прошло 28 декабря 2021 года.

В ходе заседания обсуждались перспективные направления работы Комиссии. В качестве приоритетных намечены совершенствование миграционной политики и российского законодательства в области гражданства с целью привлечения в страну носителей русского языка и близкой нам культуры, а также обеспечение защиты законных прав и интересов соотечественников за рубежом.

Была подчеркнута важная роль межпартийных и межпарламентских связей в продвижении внешнеполитических инициатив и позитивного образа России в мире, противодействии санкционному давлению, борьбе с фальсификацией истории и попытками ревизии итогов Второй мировой войны, развитии торгово-экономического, гуманитарного и культурного сотрудничества.

 

Назад к оглавлению

 

О безопасности  в Азиатско-Тихоокеанском регионе и роли ШОС

Вопрос: Какую перспективу безопасности в Тихоокеанском регионе и в мире в целом Вы видите? Какую роль может играть ШОС в сохранении стабильности и мира в этой области?

Ответ: В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) продолжают накапливаться элементы нестабильности, угрожающие сломом формировавшейся десятилетиями сбалансированной региональной архитектуры безопасности и сотрудничества.

Принципиально важно не допускать прочерчивания новых разделительных линий. Опасность именно такого развития событий возрастает в свете продвижения отдельными игроками концепций «Индо-Тихоокеанского региона» и реализации соответствующих национальных стратегий. Обеспокоены проводимым странами Запада курсом на развитие минилатерализма, подразумевающего создание закрытых структур узкого состава.

Не добавляет стабильности растущая военно-морская активность в АТР внерегиональных государств. Интенсивность совместных учений ВМС США и европейских стран с региональными партнерами беспрецедентна. Много вопросов вызывают новые замыслы НАТО: руководство Альянса после завершения военной кампании в Афганистане теперь ориентирует его на «поход» в Восточную Азию – за тысячи километров от Евро-Атлантики.

Не можем не видеть агрессивного продавливания и чисто экономических инициатив, заточенных на переписывание правил и подгонку под возможности западного бизнеса стандартов кооперации в ключевых отраслях, от которых будет зависеть будущее мировой экономики. Сопутствующий ущерб для азиатских партнеров, в том числе демонтаж уже налаженных производственно-логистических стоимостных цепочек, авторов не волнует.

Такой селективный подход прямо противоречит голословным заявлениям об «открытости и инклюзивности», идет вразрез с ключевыми принципами универсальности и многосторонности, на которых строятся современные международные отношения. Ни о какой комплементарности привносимых в регион «новаторских» схем со сформированными здесь институтами не может идти и речи. Это взаимоисключающие векторы развития. 

Не видим разумной альтернативы уже сложившейся в АТР архитектуре безопасности и сотрудничества, опирающейся на механизмы, которые способствуют расширению общерегионального диалога и повышению взаимосвязанности – вопреки различиям в подходах и моделях национального развития.

В условиях усиливающейся турбулентности возрастает созидательная роль ШОС в выстраивании гармоничных межгосударственных отношений.

Отражением востребованности накопленного опыта организации является поступательное расширение шосовской семьи, планомерное углубление интеграционных процессов и многовекторной кооперации, крепнущий интерес к кроссплатформенному взаимодействию, прежде всего в рамках концепции Большого Евразийского партнерства с участием ЕАЭС и АСЕАН.

Государства-члены ШОС последовательно выступают за формирование многополярного мироустройства, обеспечивающего равную, совместную, неделимую и комплексную безопасность, а также сотрудничество в интересах устойчивого развития для всех – на основе международного права, а не неких «правил» для избранных.

Трудно переоценить роль ШОС в противодействии новым вызовам и угрозам, включая международный терроризм и наркотрафик, в том числе в связке с ООН и ее специализированными структурами. Шосовский стиль работы продемонстрировал свою эффективность и в контексте содействия процессам, способствующим стабилизации ситуации в Афганистане.

 

Назад к оглавлению

 

Об экономическом сотрудничестве с Японией и инициативе создания на Курильских островах льготного налогового и таможенного режима

Вопрос: В каких конкретно областях Россия хотела бы развивать экономическое сотрудничество с Японией в будущем?

На ВЭФ-2021 было объявлено о создании особого экономического режима на Курильских островах. Существует ли возможность, что в этот режим будут внесены дополнения, которые учтут позицию Японии о ее суверенитете в отношении «северных территорий»?

Ответ: В ходе телефонного разговора с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным Премьер-министр Японии Ф.Кисида выразил настрой на развитие практической кооперации с нашей страной по широкому кругу областей. Полностью разделяем такой подход. Россия заинтересована во всестороннем углублении торгово-экономических связей с Японией. При этом никак не ограничиваем направления сотрудничества. Главное – наличие у партнеров заинтересованности в выстраивании кооперации в той или иной сфере и взаимная выгода от реализуемых совместных проектов. Перспективными на сегодняшний день являются энергетика, нефтехимия, здравоохранение, сельское и лесное хозяйство, городская среда. В последнее время активно обсуждаются возможности налаживания взаимодействия российских и японских компаний по «зеленой» энергетике. Потенциал для партнерских отношений, на наш взгляд, есть в таких областях, как производство различной продукции с высокой добавленной стоимостью, информационные технологии. Знаем, что среди японцев стали пользоваться популярностью товары из России, поступающие на японский рынок.

Отмечаем, что в прошлом году появились предпосылки для восстановления двусторонней торговли. Падавший на протяжении последних лет товарооборот за 11 месяцев 2021 г. увеличился на 20,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. и достиг почти 18 млрд долл. США. Считаем, что для возвращения торгово-инвестиционного сотрудничества на рельсы устойчивого развития и кардинального выправления ситуации необходимо продвижение масштабных двусторонних  проектов

Что касается второй части вопроса, то, как известно, на Восточном экономическом форуме в сентябре 2021 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин выдвинул инициативу создания на Курильских островах льготного налогового и таможенного режима. Насколько нам известно, подготовленный Правительством Российской Федерации соответствующий законопроект в настоящее время обсуждается в Государственной Думе.

Исходим из того, что данные меры должны способствовать ускоренному социально-экономическому развитию региона. Наши двери всегда открыты для друзей и партнеров. Приветствуем подключение к сотрудничеству на этих территориях иностранных инвесторов, в том числе японских, если последние проявят к этому интерес. При этом особо хотели бы подчеркнуть, что никаких эксклюзивных прав в этом регионе у Японии нет и быть не может, а любая хозяйственная деятельность на Курильских островах должна осуществляться на общих основаниях в рамках российского законодательства.

 

Назад к оглавлению

 

О роли России в интеграционных объединениях

Вопрос: В последние годы власти Казахстана во внешней политике, помимо России и ЕАЭС, ориентировались на разнонаправленные внешние центры силы – США, Евросоюз, Китай, Турция. Не считаете ли Вы, что события января 2022 года помогут подтолкнуть к пересмотру приоритетов, ведь теперь уже очевидно, что поддержка ОДКБ и России сыграла решающую роль в сохранении конституционного порядка в Казахстане?

Ответ: Нуждается ли Казахстан в корректировке внешнеполитичской линии, лучше спросить наших казахстанских друзей.

Что касается Российской Федерации, то мы, как и ранее, продолжим работу, показывающую привлекательность и сравнительные преимущества от сотрудничества с Россией. На нашей стороне – ресурс близких союзнических отношений, потенциал общих интеграционных объединений – ОДКБ, ЕАЭС, СНГ и ШОС, уходящие в историю теснейшей связи между народами.

 

Назад к оглавлению

 

О сотрудничестве России с КНР по обеспечению безопасности в Евразии

Вопрос: 10 января Вы обсуждали по телефону ситуацию в Казахстане с главой МИД КНР Ван И. По итогам беседы МИД России сообщил, что стороны выразили единство в оценке событий и поддержку усилиям руководства Казахстана по восстановлению конституционного порядка в стране. Были ли достигнуты договоренности о совместных шагах по недопущению распространения террористической угрозы из проблемных территорий Центральной Азии?

Ответ: Поддерживаем с китайскими партнерами тесные контакты и координацию по всем аспектам международной повестки дня, в том числе по ситуации в Казахстане.

В ходе телефонного разговора министров иностранных дел России и КНР 10 января было подробно обсуждено текущее положение дел в Республике Казахстан.

Наши оценки событий в этой стране полностью совпадают.  Россия и Китай обеспокоены вмешательством внешних сил, в том числе участием иностранных наемников в нападениях на мирных граждан и сотрудников правоохранительных органов, захвате госучреждений и иных объектов. Считаем, что решительные действия Президента Казахстана К.-Ж.К.Токаева были своевременными и соразмерными масштабу угрозы, с которой столкнулась Республика. С китайской стороны прозвучали позитивные оценки мер, предпринятых по линии ОДКБ в ответ на обращение руководства Казахстана.

Продолжаем плотно координировать подходы в рамках разветвленного механизма стратегического взаимодействия России и Китая. Важную роль в обеспечении безопасности в Евразии, включая Центрально-Азиатский регион, играют Шанхайская организация сотрудничества и ее Региональная антитеррористическая структура.

 

Назад к оглавлению

 

О взаимодействии России с Китаем

Вопрос: Как Вы оцениваете общее положение китайско-российских отношений, и как, по-Вашему, нам надо отвечать на попытки Запада «вбить клин» между Китаем и Россией?

Ответ: Неоднократно подчеркивали, что взаимодействие наших стран достигло беспрецедентно высокого уровня. Россия и Китай сформировали модель межгосударственных отношений нового типа, в полной мере отвечающую коренным национальным интересам двух государств, выстроена уникальная разноплановая архитектура сотрудничества.

Мы действительно наблюдаем целенаправленные попытки некоторых западных недоброжелателей разобщить Москву и Пекин, посеять недоверие и искусственным образом создать противоречия между нами. Убеждены, что такая политика обречена на провал. Отношения между Россией и Китаем самоценны, лишены политической конъюнктуры, они сформировались не вчера, мы – добрые соседи, имеющие многовековую историю отношений. Москва и Пекин выстраивают связи на принципах невмешательства во внутренние дела друг друга и взаимного уважения. Наши подходы к ключевым международным проблемам близки или совпадают, что делает возможной эффективную координацию усилий по стабилизации ситуации в мире. Полагаем, что лучшим ответом на неблаговидную тактику западных стран было бы дальнейшее расширение взаимовыгодных связей с КНР.

 

Назад к оглавлению

 

 

О роли Франции и ЕС в конфликте на востоке Украины

 

Вопрос: Какой Вы видите дипломатическую роль Франции и Европы в урегулировании украинского кризиса? Является ли «нормандский формат» по-прежнему важным?

Ответ: В самом начале конфликта в Донбассе Франция прилагала значительные усилия по содействию в его урегулировании. Именно она стала инициатором создания «нормандского формата» в июне 2014 г. и дала ему название одной из своих провинций. В Париже прошли саммиты в 2015 и 2019 гг., встречи министров, политсоветников и экспертов. В Контактной группе французские дипломаты традиционно координируют работу ее политической подгруппы, где идет прямой диалог сторон конфликта – Киева, Донецка и Луганска. Эти усилия заслуживают высокой оценки.

В последние полтора-два года наблюдается пробуксовка, если не сказать стагнация работы Контактной группы и «нормандского формата». Киев уклоняется от выполнения «Комплекса мер» и итогового документа Парижского саммита «четверки» 2019 г.

К сожалению, Франция и Германия встали на сторону Украины, несмотря на свои посреднические функции. Мы ни разу не слышали от них публичных оценок действий киевских властей, идущих вразрез с Минскими соглашениями. В их числе продолжающиеся обстрелы, стягивание сил к линии соприкосновения, экономическая, финансовая и транспортная блокада Донбасса, саботаж политических обязательств, касающихся предоставления региону особого статуса, а его жителям – амнистии.

Нет реакции и на откровенные нарушения на Украине прав человека и нацменьшинств, насильственную украинизацию, дискриминацию русскоязычного населения, рост неонацизма, внесудебное преследование СМИ и политической оппозиции.

Вместо этого Франция вместе с другими странами НАТО пытается выставить Россию стороной конфликта, активно участвует в милитаризации Украины, накачивая ее вооружениями. Свою лепту вносит и Евросоюз. Он также потворствует политике киевского режима, игнорирует нарушения прав человека, верховенство закона, к тому же готовится развернуть на Украине собственную военно-тренировочную миссию. Все это не способствует мирному урегулированию в Донбассе, а напротив, поощряет Киев на силовое решение.

Несмотря на это, мы считаем, что ситуацию можно исправить. Для этого необходимо, чтобы страны и объединения, включая Францию и ЕС, имеющие влияние на Киев, заставили его строго придерживаться Минских соглашений, а также соблюдать его международные обязательства в области прав и свобод человека. Уверены, что Франция как участник «нормандского формата» и председатель Евросоюза имеет все возможности, чтобы добиться этого. Необходима лишь политическая воля.

Со своей стороны Россия продолжит посреднические усилия в Контактной группе и «нормандском формате», направленные на мирное решение конфликта на востоке Украины.

Назад к оглавлению

О российско-норвежских двусторонних отношениях

 

Вопрос: Влияет ли конфликт на Украине на отношения между Россией и Норвегией? В частности, по вопросу о северной границе.

Ответ: Отмечаем заявления норвежского руководства о том, что всю ответственность за ситуацию на Украине, выполнение минского «Комплекса мер» несет российская сторона. Подобная риторика не способствует укреплению взаимопонимания с Норвегией. Реальное положение дел – иное. Киев саботирует выполнение договоренностей, а наши западные партнеры закрывают на это глаза. Одновременно обращает на себя внимание стремление союзников Осло по НАТО усиливать свое присутствие на норвежской территории, в том числе в непосредственной близости от границ с Россией, как путем наращивания численности военных подразделений, так и проведения масштабных учений. Например, на весну с.г. запланированы крупнейшие со времен «холодной войны» военные Маневры «Cold Response» с участием около 40 тыс. военных из стран НАТО и партнеров альянса.

Вместе с тем Россия и Норвегия – соседи. Российско-норвежская граница, установленная в 1326 г., – первая договорно закрепленная граница в Европе, старейшая из современных государственных границ России – никогда не нарушалась войнами. В 2010 г. подписан двусторонний Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, подтверждающий, что наши страны умеют договариваться и по сложным вопросам.

Несмотря на текущие внешнеполитические перипетии, считаем, что традиции добрососедства все же будут доминировать в нашем многоплановом взаимодействии с Норвегией. Разумеется, если к этому будет проявляться воля норвежских партнеров.

Назад к оглавлению

 

О влиянии AUKUS на режим ядерного нераспространения

 

Вопрос: Планы США, Австралии и Британии создать трехсторонний блок с начинкой из атомных подводных лодок. Китай это осуждает. Базам стратегических сил России в северной части Тихого океана это тоже может угрожать. Мешают ли эти планы создать AUKUS режиму нераспространения ядерного оружия?

Ответ: Планы создания в рамках AUKUS атомных подводных лодок (АПЛ) для ВМС Австралии при содействии США и Великобритании оказывают дестабилизирующее влияние на режим ядерного нераспространения. Австралия получит ядерные материалы и установки, которые в неядерных государствах-участниках Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) должны находиться под гарантиями МАГАТЭ. В то же время есть обоснованные сомнения, что страны, передающие соответствующие материалы и установки, согласятся на полный доступ к ним инспекторов Агентства. Неопределённость в этой чувствительной области создаёт риски для системы гарантий. Необходимо, чтобы при любых обстоятельствах обеспечивалось применение соглашения о гарантиях между Австралией и МАГАТЭ и Дополнительного протокола к нему.

Участники AUKUS заявляют, что в рамках партнёрства ядерное оружие передаваться не будет. Однако нарушающая ДНЯО практика т.н. «совместных ядерных миссий» НАТО вынуждает нас учитывать опасность распространения таких действий и на Австралию.

Планы по созданию военной инфраструктуры Великобритании и США на территории Австралии вызывают вопросы относительно добросовестности Канберры как участника Договора о создании зоны, свободной от ядерного оружия (ЗСЯО) в южной части Тихого океана (Договор Раротонга). Размещение военнослужащих и вооружений ядерных государств на территории Австралии поставит под сомнение оправданность предоставления этой стране гарантий безопасности как государству-участнику ЗСЯО. Действия Канберры фактически подрывают доверие к самой идее создания ЗСЯО.

В целом у нас вызывает обеспокоенность тенденция к формированию новых военных альянсов, деятельность которых может привносить негативные элементы в стратегическую стабильность и иметь далеко идущие последствия для региональной и глобальной безопасности. Не понятно, какие конкретные цели ставят перед собой участники AUKUS, предполагая размещение военной инфраструктуры ядерных государств на территории Австралии.

Назад к оглавлению

  • Общие сведения

    Загранучреждения МИД РФ

    Албания

    Посольство России в Албании (Тирана)

    Адрес :

    Dervish Shaba Str., Mjull-Bathore, Tirana, Albania

    Посол - ЗАЙЦЕВ Алексей Анатольевич

    Советник-посланник - ЛЫСИКОВ Сергей Владимирович

    Телефон :

    +355 4 225-60-40

    Горячая линия :

    +355 69 60 600 52

    Телекс:

    (604) 2121 AMBRUS AB

    Факс

    +355 4 225-60-46

    E-mail

    embrusalbania@mid.ru

    Web

    https://albania.mid.ru/

    Twitter 

    Facebook 

    Instagram 

    Telegram 

    Вконтакте 

    Албания

    Консульский отдел Посольства России

    Адрес :

    Dervish Shaba Str., Mjull-Bathore, Tirana, Albania

    Заведующий консульским отделом - АЛЕКСЕЕВ Александр Вячеславович

    Телефон :

    +355 4 225-60-38

    +355 4 225-60-40

    Горячая линия :

    +355 69 60 600 52

    Телекс:

    (604) 2121 AMBRUS AB

    Факс

    +355 4 225-60-46

    E-mail

    tirana@dks.ru

    Горячая линия

    phone
    • +355 4 225-60-40
    Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

    Представительства в РФ

    Албания

    Посольство Албании в России (Москва)

    Адрес:

    119049, г. Москва, Мытная ул., 3, офис 8

    Телефон:

    +7 495 982-38-52

    Факс

    +7 495 982-38-54

    E-mail

    embassy.moscow@mfa.gov.al

    Web

    https://ambasadat.gov.al/russia/

    Фоторепортаж

    • Албания
    • Албания
    • Албания
    • Албания
    • Албания
    • Албания