Слайдер Главная

Новостная лента

9.11.1912:00 Новости / Армения / Сирийская Арабская Республика / Турция

Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова армянскому информагентству «Медиамакс», Армения, 9 ноября 2019 года

2301-09-11-2019

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Вопрос: Уважаемый Сергей Викторович, несмотря на публичные заявления, в российских средствах массовой информации и экспертных кругах нередко можно встретить суждения о том, что российское руководство с некоторым «недоверием» относится к новым властям Армении. В отношениях наших стран есть вопросы или темы, которые действительно беспокоят руководство Российской Федерации?

С.В.Лавров: Действительно, в 2018 г. российско-армянские связи развивались на фоне серьезных внутриполитических перемен в Армении.

Надо отметить, что новые армянские власти во главе с Премьер-министром Н.В.Пашиняном продемонстрировали серьезный настрой на укрепление союзнических отношений, расширение всестороннего взаимодействия – как на двусторонней основе, так и в рамках интеграционных форматов. Высокая динамика политического диалога на высшем и высоком уровне, интенсивность межведомственных и межпарламентских контактов – тому свидетельство. В нынешнем году состоялись 4 встречи Н.В.Пашиняна с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. Столько же – с Председателем Правительства России Д.А.Медведевым. Российско-армянский диалог в верхах, носящий конструктивный, доверительный характер, способствует эффективному решению ключевых вопросов двусторонней повестки дня, позволяет сформировать заделы на будущее.

Россия остается ведущим экономическим партнером Армении – ее доля во внешней торговле Еревана составляет более 26%. Около 45% всех иностранных инвестиций приходится на нашу страну. Реализуется ряд масштабных совместных проектов. В Республике работает свыше 2 тыс. предприятий с российским капиталом. Продвигается межрегиональное сотрудничество. Углубляются обмены в сферах культуры, образования, науки, контакты между людьми.

Разумеется, при таком объеме и многогранности связей объективно могут возникать отдельные вопросы, по которым выявляются расхождения. Главное, что мы с армянскими друзьями едины в необходимости решать их в конструктивном ключе, выходить на взаимоприемлемые развязки. Для урегулирования возникающих проблем у нас налажены эффективные механизмы. В будущее российско-армянских отношений смотрим с оптимизмом.

Вопрос: Армянские руководители заявляют, что пытаются не «играть» на противоречиях великих держав в нашем регионе, а наоборот, создавать условия для их сглаживания. Насколько успешными Вы считаете эти попытки?

С.В.Лавров: На наш взгляд, проводимая Ереваном внешняя политика носит сбалансированный, ответственный характер. Отмечаем приверженность армянских друзей сохранению и укреплению стратегического партнерства и союзничества с Россией, энергичному участию в различных многосторонних объединениях на постсоветском пространстве.

Текущее весьма заинтересованное и результативное председательство Армении в ЕАЭС – наглядное тому подтверждение. В рамках ОДКБ Москва и Ереван совместно работают над последовательным наращиванием потенциала сил и средств коллективной безопасности. Мы с армянскими коллегами также стремимся по максимуму задействовать значительные возможности СНГ, объединяющего большинство республик бывшего СССР.

Вопрос: Как бы Вы оценили ход политического процесса сирийского урегулирования?

С.В.Лавров: На этом направлении в последнее время удалось достичь весьма существенного прогресса. Лидирующая роль здесь, безусловно, принадлежит астанинскому формату (Россия, Турция, Иран). Так, 30 октября в Женеве открылось первое заседание сирийского Конституционного комитета, в котором принимают участие представители правительства, оппозиции и гражданского общества. Напомню, что решение о его создании было принято по итогам Конгресса сирийского национального диалога в январе 2018 года в Сочи. Впервые удалось запустить прямой межсирийский диалог по вопросам, связанным с Основным законом САР. Теперь самим сирийцам предстоит самостоятельно, без вмешательства, давления извне или навязывания искусственных временных сроков договориться по всему спектру соответствующих вопросов.

С точки зрения ситуации «на земле», отмечу договоренности по итогам переговоров В.В.Путина и Р.Т.Эрдогана в Сочи 22 октября о мерах, призванных способствовать деэскалации ситуации на северо-востоке САР. Российско-турецкий Меморандум стал важным шагом на пути восстановления территориальной целостности Сирии.

Безусловно, неотъемлемой частью окончательного урегулирования сирийского кризиса призвано стать возвращение Сирии в «арабскую семью». Речь идет о восстановлении членства Сирии в Лиге арабских государств. Вопрос этот, на наш взгляд, уже давно назрел.

На фоне прогресса на политической «дорожке» растет потребность в активизации усилий международного сообщества по оказанию всем сирийцам комплексного гуманитарного содействия без каких-либо предварительных условий. Ценим вклад армянской стороны, которая доставляет в Сирию гуманитарную помощь, работает над разминированием и ликвидацией взрывоопасных веществ, а также оказывает медицинское содействие. У нас с нашими армянскими друзьями есть опыт совместных гуманитарных операций. Убежден, что эту практику нам необходимо продолжать.

В свою очередь Россия также активно способствует решению гуманитарных проблем в Сирии. Центр по примирению враждующих сторон на авиабазе Хмеймим на ежедневной основе осуществляет доставку продовольствия и предметов первой необходимости в различные районы страны. Российскими саперами были разминированы многочисленные населенные пункты и важные объекты инфраструктуры.

Вопрос: Определенное снижение напряженности на линии соприкосновения и на межгосударственной границе, фиксируемое в течение последних 1.5 лет, не способствовало равнозначному прогрессу на переговорах по нагорно-карабахскому урегулированию. Если смотреть на вопрос шире, считаете ли Вы возможным урегулирование конфликта в условиях, когда за все время переговоров Азербайджан ни разу не делал публичных заявлений о готовности принять итоги референдума, который, согласно предложениям посредников, планируется провести в Нагорном Карабахе для определения политического статуса?

С.В.Лавров: Приветствуем сохранение относительной стабильности на границе и линии соприкосновения. Полагаем, что дальнейшее снижение напряженности могло бы способствовать созданию атмосферы, благоприятствующей переговорному процессу.

Что касается вопроса об окончательном правовом статусе Нагорного Карабаха, то он относится к числу наиболее сложных. Руководители стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ неоднократно заявляли, что статус должен быть определен в ходе переговоров политическим путем, на основе юридически обязывающего волеизъявления. Параметры этой работы, включая организационные аспекты, сторонам еще предстоит согласовать.

Вопрос: Недавно исполнилось 10 лет подписанию армяно-турецких протоколов в Швейцарии, на котором Вы присутствовали вместе с руководителями европейской и американской дипломатий. Считаете ли Вы возможным реанимацию процесса нормализации отношений Армении и Турции без его увязки с карабахским урегулированием и готова ли Россия сыграть в этом роль?

С.В.Лавров: Россия играла важную роль в размораживании отношений между Арменией и Турцией в активной фазе этого процесса – в 2007-2009 гг.

Результатом стало подписание 10 октября 2009 г. в Цюрихе – в присутствии министров иностранных дел России, США, Франции, Словении и Верховного представителя ЕС по общей внешней политике и политике безопасности –  протоколов «Об установлении дипломатических отношений» и «О развитии отношений» между двумя странами.

Документы включили в себя чувствительные для обеих сторон вопросы – положение об «отсутствии каких-либо предварительных условий» выполнения протоколов и пункт о необходимости реализовывать протоколы в контексте общих усилий по нормализации обстановки в регионе в целом.

Комментируя результаты подписания протоколов, я – от имени нашей страны – заявил, что Россия готова поддерживать этот процесс через дальнейшее осуществление проектов сотрудничества с Арменией и Турцией, в первую очередь в энергетической и транспортно-коммуникационной сферах.

Нормализация армяно-турецких связей – вопрос, прежде всего, двусторонней повестки дня Еревана и Анкары. К сожалению, на данном этапе нашим партнерам пока не удается выйти на восстановление дипотношений. Рассчитываем, что Армения и Турция продолжат работать в этом направлении. Полагаем, что такие возможности сохраняются. Со своей стороны готовы оказывать сторонам необходимое содействие. Тем более, что скорейшее урегулирование имеющихся армяно-турецких разногласий послужило бы оздоровлению общей политической атмосферы в Закавказье, укреплению там безопасности и стабильности.

Встречи Министра

Телефонные разговоры Министра

Мероприятия в российских загранучреждениях

Карты

Россия в системе международных отношений