Публикатор

19.11.1412:14

Выступление представителя Российской Федерации, директора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России А.Д.Викторова на пленарном заседании 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по пункту 63 повестки дня «Доклад Совета ООН по правам человека», Нью-Йорк, 17 ноября 2014 года

2646-19-11-2014

 

 

Г-н Председатель,

Прежде всего, поздравляем представителей 15 государств, избранных в Совет ООН по правам человека (СПЧ) на 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Российская Федерация вновь вошла в состав СПЧ в 2014 году. Тот факт, что кандидатуру России поддержали 92 процента голосовавших государств, свидетельствует о широком признании эффективности выбранной Россией линии, направленной на честный и равноправный диалог по вопросам обеспечения прав и основных свобод человека.

Отмечаем, что в последнее время в работе Совета усилился крен в сторону сведения политических счетов, менторства, шельмования государств по политическим мотивам. Видим первоочередной задачей СПЧ восстановление в нем взаимоуважительного характера межправительственного диалога. Исходим из того, что основополагающим принципом работы Совета должно быть сотрудничество – равноправное сотрудничество государств, основанное на уважении суверенитета.

Считаем, что для повышения эффективности деятельности Совета необходимо сфокусироваться на вопросах оказания технического содействия государствам, причем с их прямого согласия. Вызывают сожаление постоянные попытки навязать правительствам различные контрольные процедуры, порой дублирующие друг друга. Увеличение их количества ложится тяжким бременем на бюджет ООН, а отдача от такого подхода редко оправдывается.

Призываем все государства ответственно подходить к финансовым последствиям продвигаемых ими проектов резолюций и учитывать серьезные бюджетные проблемы, с которыми сейчас столкнулось Управление Верховного комиссара ООН по правам человека.

Г-н Председатель,

Вызывает обеспокоенность наметившаяся тенденция использовать СПЧ для включения различных политически «заряженных» вопросов в повестку дня Генеральной Ассамблеи в целях дальнейшего раскручивания этих сюжетов. Настораживают участившиеся попытки передачи правозащитных страновых досье в Совет Безопасности ООН и Международный уголовный суд.

Полагаем, что на сегодняшний день единственным объективным механизмом контроля за соблюдением прав человека является процедура Универсального периодического обзора (УПО). Об этом свидетельствует добрая воля государств как к прохождению данной процедуры, так и к принятию и реализации большинства полученных рекомендаций. Считаем, что все участники процесса обзора и осуществления его рекомендаций должны приложить максимум усилий к тому, чтобы он оставался объективным и беспристрастным.

Обращаем также внимание на то, что ряд государств пытается вбросить в работу Совета темы, которые не имеют прямого отношения к правам человека и не соответствует его мандату, установленному резолюцией Ассамблеи 60/251. Об этом свидетельствуют, например, постоянные попытки включить в повестку дня СПЧ проблематику ответственности по защите.

Считаем, что в Совете вопросы поощрения всех прав человека – гражданских, политических, экономических, социальных и культурных – должны обсуждаться на равной основе. К сожалению, проблематике экономических, социальных и культурных прав по-прежнему уделяется непропорционально мало внимания.

Г-н Председатель,

Система специальных процедур СПЧ продолжает расширяться. Помимо того, что этот процесс весьма затратный, растет и дублирование функций. Подтверждением тому явились диалоги со специальными докладчиками и независимыми экспертами Совета в Третьем комитете, добавленная стоимость которых, к сожалению, была не слишком высокой.

Считаем, что авторы проектов резолюций СПЧ должны избегать поручений специальным докладчикам представлять доклады в Генеральной Ассамблее. Как представляется, Ассамблея должна сама решать, какие специальные процедуры она должна заслушивать.

Г-н Председатель,

В заключение хотел бы отметить, что Россия поддерживает работу Совета. Важно не допустить потери Советом доверия, оказанного ему Генеральной Ассамблеей в 2006 году. Тенденции к политизации работы СПЧ, усилению в ней квазисудебной и мониторинговой составляющей, сокращение возможностей для конструктивного сотрудничества могут довести Совет до состояния Комиссии по правам человека конца 90-х – начала 2000-х годов, что вновь дискредитировало бы работу ООН в сфере поощрения и защиты прав человека.

Готовы продолжать содействовать усилиям по недопущению такого развития ситуации.

Благодарю Вас.