Публикатор

7.10.1113:17

Выступление директора Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД России М.И.Ульянова в Первом комитете 66-й сессии ГА ООН, Нью-Йорк, 4 октября 2011 года

07-10-2011

 

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые дамы и господа,

Дорогие коллеги,

От имени российской делегации позвольте поздравить Вас, господин Председатель, с избранием на этот ответственный пост и пожелать успеха в предстоящей работе.

Преодоление состояния стагнации и активизация основных многосторонних институтов разоружения сегодня является одной из наиболее актуальных задач. Отрадно, что устремления присутствующих здесь государств в этом вопросе совпадают - об этом свидетельствуют состоявшиеся в самых разных форматах дискуссии, направленные на поиск путей повышения эффективности многосторонней разоруженческой системы и, в частности, разблокирования деятельности Конференции по разоружению (КР).

Конечно, несмотря на общность задач, мы порой по-разному видим пути их реализации. Но в таком деле, как многостороннее разоружение, важны детали и учет специфики подхода каждого государства. Именно этим нам в течение четырех недель и предстоит заниматься.

Г-н Председатель,

Одним из наиболее важных консолидирующих и далеко идущих событий завершающегося года стало вступление в силу российско-американского Договора о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений (ДСНВ). Стороны уже приступили к всесторонней имплементации своих обязательств. Мы намерены позднее здесь, в ходе сессии Первого комитета провести вместе с нашими американскими коллегами брифинг на этот счет. Крайне важно, что в основе российско-американского Договора -принципы равноправия, паритетности, равной и неделимой безопасности сторон. Уверены, что предусмотренные Договором сокращения ядерных вооружений позволят укрепить международную безопасность и стабильность, будут способствовать упрочению режима нераспространения ядерного оружия и расширению процесса ядерного разоружения.

Россия неизменно привержена благородной цели избавления человечества от ядерной угрозы и открыта к диалогу о дальнейших шагах в области ядерного разоружения. Вместе с тем, к этом вопросу нужно подходить взвешенно. Необходимо учитывать весь комплекс политических, экономических и военных факторов, влияющих на международную безопасность и стратегическую стабильность. К таким факторам мы, в частности, относим:

- односторонние планы по созданию глобальной системы ПРО,

- нерешенность проблемы предотвращения размещения оружия в космосе,

- отсутствие прогресса в вопросе вступления в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ),

- все возрастающий дисбаланс в обычных вооружениях в Европе,

- проекты создания и использования СИВ в неядерном оснащении в рамках концепции «глобального молниеносного удара»,

-наличие ядерного оружия на территориях стран, им не обладающих.

Дальнейшие шаги по пути ядерного разоружения могли бы рассматриваться и осуществляться только при неукоснительном соблюдении принципа равной и неделимой безопасности для всех. Кроме того, к этому процессу должны плавно подключиться все без исключения государства, обладающие военно-ядерными потенциалами.

Комплексный характер проблем современной безопасности и взаимосвязь различных факторов, влияющих на стратегическую стабильность, как в зеркале отражается в дискуссии по противоракетной тематике. Убеждены, что эта проблематика нуждается в самом серьезном осмыслении всем международным сообществом, поскольку она так или иначе может затронуть интересы всех стран и регионов. Логика российских озабоченностей проста и понятна: ускоренное и ничем не ограниченное наращивание одной стороной или тем более военным блоком возможностей систем ПРО неизбежно требует от другой стороны наращивания в порядке компенсации своих наступательных вооружений или принятия каких-либо других асимметричных действий. Таким образом, форсирование проектов ПРО без учета интересов других государств существенно подрывало бы стратегическую стабильность и международную безопасность и, конечно же, было бы абсолютно не совместимо с формированием благоприятных международных условий для дальнейшего продвижения по пути всеобщего и полного разоружения. Отмечу, что сейчас ведется интенсивный диалог по этой проблематике между Россией и США, а также в рамках СРН. Надеемся, что он окажется продуктивным.

Еще одним безусловным приоритетом внешнеполитической деятельности России остается предотвращение размещения оружия в космосе. Намерены и дальше последовательно двигаться к достижению этой цели. Рассчитываем на дальнейшее наращивание коллективной работы на КР над российско-китайским проектом Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве (ДПРОК). Призываем все заинтересованные государства активнее подключаться к нашим усилиям.

Важная составляющая часть этой проблемы - разработка мер транспарентности и укрепления доверия в космической деятельности (МТДК). В связи с прошлогодним решением ГА ООН о создании Группы правительственных экспертов (ГПЭ) для анализа, обобщения и развития МТДК особое значение приобретает обеспечение активной, целенаправленной и плодотворной работы на этом направлении. Необходимо создать благоприятные условия для деятельности ГПЭ и нацелить ее работу на подготовку практических рекомендаций по МТДК.

С учетом предстоящего запуска работы ГПЭ в 2012 году Россия и КНР в рамках текущей сессии Первого комитета вносят проект процедурного решения по МТДК, предусматривающий включение данного вопроса в повестку дня следующей сессии ГА ООН. Просим всех его поддержать.

Особую актуальность на современном этапе приобретает проблема обеспечения международной информационной безопасности (МИБ). О готовности мирового сообщества к сотрудничеству на данном направлении свидетельствует консенсусное принятие 65-й сессией ГА ООН соответствующей резолюции, в которой отмечается результативная работа Группы правительственных экспертов ООН по МИБ и подготовленный ею доклад. В 2012 году такая Группа будет воссоздана. На текущей сессии ГА ООН рассчитываем на поддержку и соавторство обновленного проекта российской резолюции, в котором предлагаем уточнить мандат Группы.

В данном контексте хотели бы привлечь внимание к инициативе России, Китая, Узбекистана и Таджикистана относительно выработки документа о «Правилах поведения в сфере обеспечения международной информационной безопасности». Соответствующий проект был распространен в ООН 12 сентября с.г. Рассчитываем на его заинтересованное и конструктивное обсуждение.

Россия последовательно выступает за то, чтобы современные глобальные и региональные вызовы режиму нераспространения ядерного оружия устранялись исключительно на основе ДНЯО. Выверенным: ориентиром для наших дальнейших усилий на этом направлении являются решения ОКДНЯО-2010, предусматривающие набор практических и сбалансированных мер, направленных, в частности, на универсализацию и укрепление Договора, внедрение высоких международных стандартов обеспечения сохранности и предотвращения утечек ядерных материалов, оборудования и соответствующих технологий, а также их непереключение на военные цели.

Мы продолжим содействовать развитию системы гарантий МАГАТЭ. Призываем всех участников ДНЯО, которые еще не сделали этого, заключить с МАГАТЭ Соглашения о всеобъемлющих гарантиях, а также заключить и ввести в действие Дополнительный протокол.

Особо хотелось бы заострить внимание на важности реализации решений ОК ДНЯО-2010, касающихся формирования на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения и средств его доставки (ЗСОМУ). Рассматриваем проведение в 2012 году Конференции по этой проблематике в качестве одной из приоритетных задач. Убеждены, что успех данного мероприятия будет во многом зависеть от настроя государств Ближнего Востока на конструктивный диалог. Россия как соавтор резолюции по Ближнему Востоку 1995 года и один из депозитариев Договора оказывает этому процессу всестороннее содействие в рамках своих обязательств и в соответствии с решениями ОК ДНЯО 2010. Рассчитываем, что в самое ближайшее время будет решен вопрос о месте проведения Конференции и назначении координатора. Призываем все страны региона принять участие в этом мероприятии.

Отстаиваем необходимость ускорения процесса ратификации ДВЗЯИ с тем, чтобы как можно быстрее обеспечить его введение в действие. Настойчиво призываем все государства и в первую очередь те, от которых зависит вступление Договора в силу, подписать и ратифицировать его в самое ближайшее время.

Убеждены, что запуск переговоров о запрещении производства оружейного расщепляющегося материала (ЗГТРМ) на КР в рамках ее сбалансированной программы работы отвечал бы интересам всех без исключения государств. Инициативы о начале переговоров по договору о ЗПРМ вне КР считаем контрпродуктивными. Со своей стороны, активно участвуем в поиске устраивающих всех развязок. Рассчитываем, что соответствующие идеи будут вскоре официализированы и станут основой для консенсусных решений.

Надеемся, что в текущем году нам также предстоит стать свидетелями успеха дела разоружения и нераспространения на седьмой Конференции по рассмотрению действия Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО). Предстоят серьезные усилия по нахождению компромиссов. Не секрет, что по целому ряду вопросов у государств-участников КБТО подходы различаются. Однако убеждены - вместе мы сможем обеспечить успешное и результативное проведение обзорной Конференции. Россия настроена на продуктивную работу и сотрудничество со всеми государствами-участниками.

Россия выступает за дальнейшее укрепление Конвенции о «негуманном» оружии (КНО). Предстоящая в ноябре четвертая обзорная Конференция по КНО -важный этан функционирования Конвенции. Настроены на активное участие в ее работе и принятие важных субстантивных решений, направленных на дальнейшее укрепление КНО.

Рассматриваем Конвенцию о запрещении химического оружия (КЗХО) как один из наиболее успешных многосторонних механизмов разоружения и нераспространения. Подтверждаем нашу приверженность полному уничтожению под международным контролем всех имеющихся в России запасов химоружия и предпринимаем максимум усилий по его завершению в возможно короткие сроки.

В контексте глобальных нераспространенческих усилий отмечаем важность резолюции СБ ООН 1540. Выступаем за выполнение резолюции всеми странами и в полном объеме, учитывая при этом комплексный и долгосрочный характер поставленных задач.

Отводим ООН центральную роль в решении проблем ракетного распространения. Удовлетворены итогами работы третьего состава ГПЭ ООН и достигнутым результатом. Выступаем за продолжение рассмотрения данной тематики в рамках ООН на основе подготовленного ГПЭ доклада.

Рассматриваем Гаагский кодекс поведения (ГКП) по предотвращению распространения баллистических ракет как первый шаг на пути к юридически обязывающей многосторонней договоренности о глобальном режиме ракетного нераспространения. Россия, несмотря на все сложности функционирования Кодекса, сохраняет приверженность его целям и задачам, ведет линию на конструктивное взаимодействие с партнерами для повышения эффективности ГКП и достижения его подлинной универсальности, прежде всего за счет подключения к Кодексу всех ракетно-значимых стран.

Заинтересованы в том, чтобы итогом процесса по международному договору о торговле оружием в ООН стал действительно сильный и эффективный документ, принятый на основе консенсуса и осуществимый на практике. Его основной целью мы считаем перекрытие каналов, по которым оружие попадает в незаконный оборот.

В качестве важнейшей задачи для предотвращения незаконной торговли легким и стрелковым оружием (ЛСО) рассматриваем усиление практической отдачи от соответствующей Программы действий ООН. Готовы совместно со всеми государствами работать над тем, чтобы дополнить Программу конкретными мерами, которые реально помогли бы перекрыть каналы утечки ЛСО в руки тех, кто использует его в преступных целях и в нарушение эмбарго СБ ООН. Основой для таких мер могла бы служить «лучшая практика» государств, в том числе России.

Позвольте заверить Вас, уважаемый господин Председатель, в нашей поддержке Ваших усилий по эффективной организации предстоящей работы и нашей готовности к конструктивному взаимодействию со всеми делегациями но вышеизложенным вопросам.