• Современные российско-китайские отношения официально определяются сторонами как отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающие в новую эпоху. Их основные принципы и направления развития отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 г. Всего заключено более 300 межправительственных договоров и соглашений, которые охватывают практически все области сотрудничества.

    Углубление отношений с Китаем – приоритет российской внешней политики. Этот курс носит устойчивый, долгосрочный характер, отвечает задачам укрепления добрососедства и обеспечения развития обеих стран.

    26-27 апреля 2019 г. Президент Российской Федерации принял участие во Втором форуме высокого уровня по международному сотрудничеству «Один пояс, один путь» в Пекине. Проведены двусторонние переговоры лидеров России и КНР, церемония присвоения В.В.Путину звания почетного доктора университета Цинхуа.

    5-7 июня 2019 г. состоялся государственный визит Председателя КНР Си Цзиньпина в Россию. Проведены переговоры глав государств, а также встреча китайского лидера с Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым. Подписаны совместные заявления о развитии российско-китайских отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, и об укреплении глобальной стратегической стабильности в современную эпоху, а также 25 межправительственных, межведомственных и корпоративных соглашений. Председатель КНР принял участие в Петербургском международном экономическом форуме. Состоялась церемония присвоения Си Цзиньпину звания почетного доктора Санкт-Петербургского государственного университета.

    13 ноября 2019 г. проведена встреча глав государств России и Китая «на полях» саммита БРИКС в Бразилиа. 2 декабря 2019 г. состоялась церемония запуска российско-китайского газопровода, в которой в формате телемоста приняли участие лидеры двух стран. 19 марта, 16 апреля, 8 мая и 8 июля 2020 г. проведены телефонные разговоры глав России и Китая по вопросам двусторонних отношений, борьбы с новой коронавирусной инфекцией и празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

    15 февраля 2020 г. проведена беседа министров иностранных дел России и КНР «на полях» Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. С начала пандемии коронавируса между главами внешнеполитических ведомств поддерживаются регулярные контакты в телефонном формате.

    24 июня 2020 г. член Госсовета, министр обороны КНР Вэй Фэнхэ посетил Москву во главе китайской делегации, принявшей участие в параде по случаю празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

    Россия и Китай тесно взаимодействуют в борьбе со вспышкой коронавируса. 5 февраля 2020 г. самолетами Минобороны России осуществлена эвакуация 144 граждан Российской Федерации и ряда стран СНГ из г.Ухань и провинции Хубэй на территорию России. 9 февраля 2020 г. в г.Ухань доставлена российская гуманитарная помощь общим весом более 23 тонн, в которую по просьбе китайской стороны вошли различные медицинские средства индивидуальной защиты. 4-7 февраля 2020 г. в Пекин была направлена делегация специалистов Минздрава России и Роспотребнадзора для обмена опытом в вопросах борьбы с вирусом. Российские специалисты из НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера и Минздрава России вошли в миссию ВОЗ, которая проводила оценку ситуации с распространением вируса в Китае.

    С первых чисел апреля 2020 г. самолеты ВКС России начали партиями доставлять из Шанхая значительные объемы закупленных в Китае средств индивидуальной защиты, в том числе около 80 млн медицинских масок и 700 тыс. медицинских защитных костюмов. 2 апреля 2020 г. прибыла первая партия гуманитарных грузов из КНР весом 25 тонн, 17 и 22 мая 2020 г. – вторая партия общим весом 103 тонны. В Россию также поступали значительные объемы закупленных в КНР средств индивидуальной защиты и медицинских изделий. 11 апреля 2020 г. в Москву по приглашению столичного правительства прибыла группа китайских медиков для оказания консультативной помощи по вопросам борьбы с распространением коронавирусной инфекции.

    По данным российской статистики, в 2019 г. двусторонний товарооборот достиг 110,9 млрд долл. США (+2,5%), в том числе экспорт России в КНР – 56,8 млрд долл. (+1,4%), импорт из Китая – 54,1 млрд долл. (+3,6%). В первом полугодии 2020 г. данные показатели составили соответственно 49,15 долл. (-5,6%), 28,22 млрд долл. (-5,3%) и 20,93 млрд долл. (-6%).

    2020-2021 гг. объявлены Годами российско-китайского научно-технического и инновационного сотрудничества. В рамках этого масштабного межгосударственного проекта планируется организовать более тысячи мероприятий – конференций, выставок, форумов, конкурсов совместных научно-исследовательских проектов и образовательных семинаров. Церемония открытия Годов состоялась 28 августа 2020 г. в формате телемоста.

    КНР – ключевой партнер России на мировой арене. Подходы обеих стран к принципиальным вопросам современного миропорядка и ключевым международным проблемам совпадают или близки. На этой основе поддерживается тесное взаимодействие в международных делах. Помимо регулярных встреч глав внешнеполитических ведомств в ходе взаимных визитов и «на полях» международных форумов, между МИДами России и Китая действует система плановых консультаций на уровне заместителей министров и директоров департаментов. Российско-китайская связка уверенно утвердилась в числе ключевых факторов поддержания международной безопасности и стабильности, становления многополярного мироустройства, демократизации механизмов глобального управления, обеспечения верховенства международного права.

     

    ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПО ТЕМЕ  

     

     

    Дмитрий Биричевский: Идея формирования БЕП – объединить ЕАЭС, ШОС и АСЕАН

    Дмитрий Биричевский, директор Департамента экономического сотрудничества Министерства иностранных дел России, рассказал в студии специальной программы TV BRICS и CGTN BizTalk, приуроченной к третьему форуму международного сотрудничества «Один пояс – один путь», о потенциале одноименной китайской инициативы и концепции Большого Евразийского партнерства.

    Вопрос: Как вы оцениваете мировые тенденции в мировой экономике? Какова роль Большого Евразийского партнерства в этом процессе?

    Ответ: Нынешнее положение в мировой экономике довольно удручающее. В принципе, и инициатива «Один пояс – один путь», и российская инициатива Большого Евразийского партнерства – это, по сути, ответ на те тревожные тенденции, которые наблюдаются в мировой экономике и являются следствием так называемой неолиберальной или глобализационной модели. Она начинает себя изживать. И в этом смысле инициативы «Пояса и пути» и Большого Евразийского партнерства позволяют связывать различные центры на большом континенте Евразии и не только благодаря инфраструктурным проектам, наращиванию торговых связей. Важно наращивать прагматичное, взаимовыгодное экономическое сотрудничество на равноправной основе. Флагманская инициатива Большого Евразийского партнерства, предложенная президентом РФ Владимиром Путиным в 2015 году, как раз нацелена на это. И уже в части, касающейся Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и развития его связей с заинтересованными партнерами, положено начало реализации этого большого пути.

    Вопрос: Пять членов ЕАЭС также являются партнерами инициативы «Один пояс – один путь». Какие новые возможности откроются для сопряжения с российской инициативой БЕП?

    Ответ: Идея формирования БЕП изначально была нацелена на то, чтобы соединить различные региональные площадки, в том числе региональные международные организации – это ЕАЭС как центр притяжения, это Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), АСЕАН. БЕП открыт не только для стран континента, это в целом открытая структура, даже не столько структура, сколько некая философия. И если наши партнеры в Латинской Америке, в Африке разделяют принципы равноправия, взаимной выгоды, добровольности, принцип консенсуса, то они могут спокойно присоединиться к этой инициативе.

    И Евразийский экономический союз имеет соответствующие инструменты, возможности и работает с теми, кто в этом заинтересован. Есть такие формы, как диалоговое партнерство, есть преференциальные и непреференциальные соглашения. Есть даже статус наблюдателя. И вот кому как удобно, тот так и может работать с Евразийским союзом, чтобы это было выгодно и тем, и другим. Как и инициатива «Пояса и пути» БЕП не ограничивается только экономикой, она – культурно-нравственная, цивилизационная. Она не призывает действовать против кого-то, она не нацелена на сдерживание других, и в этом ее коренное отличие и огромный потенциал. За таким подходом наше общее будущее.

    Вопрос: В последнее время остро встает вопрос выстраивания по-настоящему открытых и всеохватывающих систем платежей. В этом контексте становятся востребованными расчеты в национальных валютах. Какой дополнительный импульс мог бы придать этому процессу БЕП?

    Ответ: Ключевой вопрос – на какой основе выстраивать взаимные расчеты, потому что национальная система передачи финансовых сообщений – это, по сути, серьезная часть национального суверенитета. И каждая страна стремится, чтобы к ней присоединялись, поэтому здесь нужно искать компромисс. БРИКС, как мы знаем, довольно детально и подробно обсуждал эту тему и на саммите, и на министерских встречах. Есть понимание, что к этому нужно стремиться, выстраивать такую систему платежей, которая была бы независима от соответствующих систем, сформированных на Западе.

    Да, путь непростой. Путь довольно долгий, но сам факт уже начала работы и реальных расчетов в национальных валютах говорит о том, что нет ничего невозможного. Пока не идет речь о единой валюте. Но говорят серьезно уже о какой-то расчетной единице, чтобы мы не привязывались к доллару, не привязывались к евро. И уже есть задумки, которые позволили бы это реализовать на практике.

    Юань является для нашего делового сообщества, для компаний важной валютой, позволяющей закупать товары и услуги в третьих странах, потому что эта валюта достаточно хорошо конвертируемая и используется в разных регионах мира. Но мы говорим о том, что Большое Евразийское партнерство – про равноправие и многополярность, поэтому привязываться к юаню, так же, как мы привязывались в свое время к доллару или евро, – это не тот путь, которым надо идти в долгосрочной перспективе. Действительно, юань нам позволит выкручиваться из сложных ситуаций, но лидеры говорили именно о формировании независимых нейтральных платежных систем, которые бы могли нам позволить инкорпорировать и наших бразильских, и южноафриканских коллег, и других новых членов БРИКС, которые появятся со следующего года.

    Вопрос: Насколько сейчас актуальны вопросы зеленой повестки?

    Ответ: Зеленая повестка, климатическая повестка – это такая константа, которая идет красной нитью через все вопросы устойчивого, социально-экономического развития, деловых контактов. Многие наши компании привержены так называемой ESG-повестке дня. Если мы не будем сокращать выбросы парниковых газов, то на каком-то этапе температура повысится настолько, что наша планета может оказаться непригодной для жилья.

    Надо продвигать элементы зеленого финансирования, нужно смотреть углеродный след при производстве той или иной продукции. И самое важное – нужны сопоставимые системы учета, регулирования, взаимного признания. И эта работа у нас уже ведется с Китайской Народной Республикой. Эту работу мы бы хотели вести с другими партнерами, такими как Индия, страны Ближнего Востока.

    Вопрос: Как Россия и Китай могут совместить планы развития Евразийского экономического союза с китайской инициативой «Один пояс – один путь» для дальнейшего развития двусторонних отношений?

    Ответ: Мы видим, как прогрессируют китайская инициатива «Пояса и пути», но и Евразийский союз тоже развивается, облегчаются условия торговли, вводятся послабления, которые позволяют более активно перемещать товары, услуги, рабочую силу. То есть создаются те свободы, которые необходимы для полноценного развития бизнеса и снятия барьеров.

    Наша российская инициатива Большого Евразийского Партнерства предполагает создание такого общеконтинентального интеграционного контура. Мы с китайскими друзьями находимся в постоянном контакте и думаем над тем, как это дело аккумулировать так, чтобы мы друг другу не мешали, не конкурировали друг с другом.

    Вопрос: Прошлый и этот год во многом стали переломным для мира и международной дипломатии, что показали, в частности, итоги саммита G20, который прошел в Нью-Дели в сентябре. В следующем году председателем «двадцатки» становится Бразилия, которая затем передаст это место Южно-Африканской Республике. Таким образом, управляющей тройкой в группе G20 станут страны БРИКС. Какое значение на этом фоне приобретают отношения между партнерами по БРИКС?

    Ответ: Страны БРИКС показали, что они могут действовать в координации друг с другом. «Двадцатка» показала, что она способна преодолевать противоречия. В вопросе передачи эстафеты от одной страны БРИКС другой – Бразилии – уверен, что будет преемственность. У нас прекрасный контакт с бразильскими коллегами, и это задает тон вообще всей международной повестке.

    Международная сеть TV BRICS и CGTN презентовали совместный медиапроект, приуроченный к третьему форуму международного сотрудничества «Один пояс – один путь». Эксперты из Китая, России и других стран поделились мнением о развитии сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс – один путь», которой в этом году исполняется 10 лет.

    В программе также приняли участие Виталий Манкевич, президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей, Фабио Боржес, координатор наблюдательского проекта БРИКС в Федеральном университете Латиноамериканской интеграции (Бразилия), Ван Хуэйяо, глава китайского независимого аналитического агентства «Центр изучения Китая и глобализации», бывший советник Госсовета КНР; Гао Чжикай, заместитель директора «Центра изучения Китая и глобализации», профессор университета Сучжоу, и Крис Девоншир-Эллис, владелец издания Silk Road Briefing.

    Интервью на TV BRICS