О пребывании России в Совете Европы в 1996-2022 годах
Россия стала 39-м членом Совета Европы (СЕ) 28 февраля 1996 г.
Сотрудничество в рамках СЕ осуществлялось в пяти измерениях: межправительственном – Комитет министров (КМСЕ); межпарламентском – Парламентская ассамблея (ПАСЕ, последний руководитель делегации – заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации П.О.Толстой); судебном – Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ, последний судья от России – М.Б.Лобов); межрегиональном – Конгресс местных и региональных властей (КМРВСЕ, последний руководитель делегации – губернатор Ленинградской области А.Ю.Дрозденко); неправительственном – Конференция международных НПО (КМНПО).
Россия присоединилась к 68 из 223 многосторонних договоров СЕ, включая Европейскую конвенцию о защите прав человека; Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания; Конвенцию о предупреждении терроризма; Европейскую социальную хартию; Конвенцию о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения; Конвенцию о защите физических лиц при автоматизированной обработке данных. 14 конвенций и протоколов были подписаны, но не ратифицированы.
Россия участвовала в работе 10 из 15 автономных организаций системы СЕ – частичных открытых соглашениях (ЧОС) и расширенных частичных соглашениях (РЧС): Группе государств против коррупции (ГРЕКО); Группе по международному сотрудничеству по наркотикам и зависимостям («Группа Помпиду»); ЧОС по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае природных и техногенных катастроф; Европейской аудиовизуальной обсерватории; Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия); РЧС по спорту (РЧСС); РЧС о культурных маршрутах (РЧСКМ); Фонде поддержки кинопроизводства и проката кинематографических и аудиовизуальных работ («Евримаж»); Обсерватории по преподаванию истории в Европе; Европейской фармакопее (в качестве наблюдателя).
Россия являлась одним из пяти основных плательщиков в бюджет СЕ (наряду с Великобританией, Германией, Италией и Францией). Общая сумма взноса (включая ЧОСы) в 2022 г. должна была составить около 33,7 млн. евро. Этот статус давал определенные преимущества, в т.ч. максимально возможное число мандатов в ПАСЕ и КМРВСЕ (по 18), а также перевод на русский язык сайта СЕ, заседаний некоторых его органов, публикуемых материалов.
С 19 мая по 10 ноября 2006 г. Россия председательствовала в Комитете министров СЕ.
Во взаимодействии со структурами СЕ участвовали многие органы власти: обе палаты Федерального Собрания, Конституционный и Верховный суды, Генеральная прокуратура, федеральные министерства и ведомства, уполномоченный по правам человека, по правам ребенка, по правам предпринимателей, субъекты Российской Федерации, образовательные и экспертные учреждения.
Для координации их деятельности на этом направлении в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 13 апреля 1996 г. № 188-рп «О мерах по обеспечению участия Российской Федерации в Совете Европы» создана Межведомственная комиссия Российской Федерации по делам Совета Европы (МВК). Председатель МВК – Министр иностранных дел. Очередное, 24-е заседание МВК состоялось 10 октября 2022 г. В 2020-2021 гг. МВК не собиралась из-за действовавших в МИД России санитарных ограничений.
Поддерживался регулярный диалог с руководством Секретариата СЕ. 1-2 апреля 2019 г. Генсекретарь СЕ Т.Ягланд посетил Россию с визитом, состоялась его беседа с С.В.Лавровым. 16-17 мая 2019 г. С.В.Лавров принял участие в сессии КМСЕ в Хельсинки, «на полях» которой встретился с Т.Ягландом. 18-21 октября 2020 г. Россию с визитом посетила Генсекретарь СЕ М.Пейчинович-Бурич: встречи с С.В.Лавровым, Председателем Совета Федерации В.И.Матвиенко, руководством российской делегации в ПАСЕ, Министром юстиции К.А.Чуйченко, Уполномоченным по правам человека Т.Н.Москальковой, выступление в Европейском учебном институте МГИМО (У) МИД России.
Развивалось проектное сотрудничество с Секретариатом СЕ. Основные направления: повышение квалификации судей и других представителей юридических профессий, молодежная политика, права женщин, права предпринимателей и др. Рамочный документ «Приоритетные направления сотрудничества Российская Федерация – Совет Европы» разрабатывался Секретариатом СЕ, согласовывался с заинтересованными российскими ведомствами и МИД России, утверждался двусторонним Руководящим комитетом по проектам сотрудничества Россия – СЕ (Рукком) на уровне старших должностных лиц. Утвержденные в декабре 2020 г. по письменной процедуре обновленные «Приоритетные направления на 2019-2021 гг.» были продлены до конца 2022 г. решением последнего заседания (в удаленном формате) Руккома 27 апреля 2021 г.
В 2014-2019 гг. отношения России с СЕ переживали глубокий кризис, вызванный неправомерным ограничением полномочий российской делегации в ПАСЕ. Наши парламентарии были вынуждены приостановить работу в Ассамблее. В июне 2017 г. в качестве ответной легитимной меры Москва «заморозила» выплату взносов в бюджет СЕ до восстановления полномочий делегации.
Углубление кризиса привело к формированию в СЕ прагматичного большинства, осознавшего контрпродуктивность такого давления на Россию. На министерской сессии КМСЕ в Хельсинки 17 мая 2019 г. принято решение в поддержку прав всех государств-членов, в т.ч. России, участвовать на равноправной основе в уставных органах – КМСЕ и ПАСЕ. 26 июня 2019 г. на сессии ПАСЕ полномочия нашей делегации были восстановлены. Россия выплатила в полном объеме взносы в бюджеты СЕ и частичных соглашений за 2017-2019 гг.
В целом за 26 лет пребывания России в СЕ многое было сделано для совершенствования российского законодательства и правоприменительной практики. Участие в конвенциях СЕ и в их разработке позволяло нашей стране вносить свой вклад в формирование общеевропейского гуманитарно-правового пространства, давало импульсы развитию российской правовой системы, укреплению основ правового государства, повышению стандартов защиты прав человека.
Вместе с тем в последние годы СЕ окончательно отдалился от своих уставных целей и превратился в идеологический инструмент коллективного Запада. Утратил многоотраслевой характер и трансформировался в сугубо правочеловеческую структуру, насаждающую неолиберальные ценности. Механизмы СЕ использовались для политического и правового обеспечения экспансии НАТО и Евросоюза на восток, системного давления на Россию. Политизировалась деятельность Европейского Суда по правам человека. Пути Страсбурга и Москвы расходились. События вокруг Украины ускорили неизбежный разрыв.
25 февраля 2022 г. КМСЕ принял резолюцию о приостановке прав представительства России в уставных органах СЕ в связи с «агрессией против Украины». 15 марта ПАСЕ одобрила заключение с призывом к скорейшему исключению России из СЕ.
В этих условиях Россия 15 марта 2022 г. уведомила Генсекретаря СЕ о намерении выйти из СЕ на основании ст. 7 Устава СЕ (регулирует порядок добровольного выхода). Согласно этой статье, членство нашей страны в СЕ должно было прекратиться с 1 января 2023 г.
Однако КМСЕ 16 марта 2022 г. в спешном порядке принял резолюцию о немедленном прекращении членства России в СЕ с этой же даты. При этом были нарушены ст. 7 и ст. 8 Устава, по которым КМСЕ сначала обязан предложить стране самостоятельно покинуть Организацию и только в случае отказа вправе исключить ее принудительно.
23 марта 2022 г. КМСЕ принял резолюцию о правовых и финансовых последствиях прекращения членства России. С 16 марта 2022 г. прекратили действие для нашей страны Устав и 20 договоров СЕ, открытые только для государств-членов. Россия исключена из девяти частичных соглашений СЕ. «Приостановлена» ее подпись под 12 конвенциями и протоколами, которые она еще не ратифицировала. 1 июня КМСЕ исключил Россию и Белоруссию из органов, связанных с Европейской культурной конвенцией (руководящих комитетов по образованию; по культуре, наследию и ландшафту; по делам молодежи; Молодежного консультативного совета и Совместного комитета по молодежи), приостановил представительство России (как наблюдателя) в Комиссии Европейской фармакопеи. 13 июля 2022 г. КМСЕ прекратил членство России в Специальном комитете по взаимодействию со Всемирным антидопинговым агентством.
Россия пока остается стороной 44 ратифицированных договоров (30 конвенций и 14 протоколов к ним), открытых для государств-нечленов СЕ. Однако антироссийские силы ищут пути ее исключения из этих конвенций или ограничения ее прав в их руководящих органах. 30 июня 2022 г. КМСЕ рекомендовал этим органам до конца ноября 2022 г. проработать вопрос о модальностях участия в них России. При этом предложено вести дело к ограничению ее полномочий.
Российская позиция неоднократно доводилась до Страсбурга и стран СЕ. Россия готова продолжать участие в конвенциях, но исключительно на равноправной основе, исходя из своих приоритетов и интересов. На любые попытки ограничить наши права в этих договорах или использовать их в ущерб российским интересам последует надлежащая реакция – вплоть до их денонсации.
Решением КМСЕ с 16 марта 2022 г. свернуто проектное сотрудничество с нашей страной, прекращено действие рамочного документа «Приоритетные направления». Программный офис СЕ в Москве закрыт 30 июня 2022 г.
Постпредство России при СЕ закрыто 9 июля 2022 г. В Посольстве России во Франции создана Группа по делам СЕ, которая продолжает работать в Страсбурге.