27.09.1916:47

Выступления представителя делегации Российской Федерации на сессии, посвященной обсуждению деятельности в области человеческого измерения с особым акцентом на проектную работу, Обзорного совещания ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств в области человеческого измерения, Варшава, 27 сентября 2019 года

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые коллеги,

Дискуссии в ходе Совещания подтвердили наличие проблем с соблюдением прав и свобод человека на пространстве ОБСЕ во всех государствах-участниках. Их решение требует вдумчивого подхода и равного внимания ко всему спектру вопросов со стороны Организации и ее институтов.

Мы неоднократно подчеркивали, что в работе исполнительных структур ОБСЕ сохраняются серьезные перекосы. Их внимание сфокусировано на странах к востоку от Вены. На эту часть региона ОБСЕ нацелена проектная деятельность Секретариата и институтов – БДИПЧ, ВКНМ и Представителя по свободе СМИ. Игнорирование Организацией проблем в других государствах-участниках - США, Канаде и странах Евросоюза - лишь усугубляет ситуацию.

Показательна в этом смысле работа БДИПЧ по наблюдению за выборами. В страны к востоку от Вены всегда направляются крупные миссии по 400-500 человек, в то время как в западные страны наблюдателей либо вообще не направляют, либо ограничиваются небольшими группами по несколько экспертов. Нет сомнений, что если бы в западных странах работали полноформатные наблюдательные миссии, они выявляли бы не меньшее число нарушений. БДИПЧ должно наблюдать за выборами везде одинаково, на основе внятных, прозрачных критериев и правил, одобренных всеми государствами-участниками. То, что методология Бюро по наблюдению за выборами нравится Вашингтону или Брюсселю, не делает ее «золотым стандартом», о котором мы устали слушать.

Ссылки на нехватку средств мы не можем принять как аргумент – на другие направления, притом приоритетные только для определенной группы стран, почему-то средств хватает ежегодно. Если же проблема действительно в финансировании – необходимо навести порядок в выстраивании приоритетов работы БДИПЧ для обеспечения полного тематического охвата. Свои предложения на этот счет мы не раз уже озвучивали. Однако ряд государств-участников упорно сопротивляются наведению порядка в деятельности такого важного для Организации института.

В работе институтов и миссий ОБСЕ сохраняются и тематические дисбалансы. Одним темам уделяется гипертрофированное внимание, в то время как невыполнение обязательств в других областях игнорируется. Настоятельно призываем исполнительные структуры более ответственно и сбалансированно подходить к тематическому наполнению проектов. Тогда не будет проблем с недостаточностью ресурсов.

Существенный дефицит внимания со стороны институтов ОБСЕ мы наблюдаем в таких областях, как борьба с агрессивным национализмом и неонацизмом, нетерпимостью и дискриминацией в отношении христиан и мусульман, решение проблемы безгражданства.

Остро стоит вопрос нарушения языковых, религиозных и образовательных прав на Украине, в Латвии, Литве и Эстонии. В этих странах идет искусственное выдавливание родного для значительной части населения русского языка из образовательной системы, происходит дискриминация русскоязычного населения. БДИПЧ, ВКНМ и Представитель по свободе СМИ не должны оставаться в стороне от этих вопиющих нарушений. Очевидно, что «тихой дипломатии» здесь недостаточно.

Нельзя признать удовлетворительной ситуацию со свободой выражения мнения и свободой информации на пространстве ОБСЕ. Политика двойных стандартов в ряде стран ОБСЕ нацелена на преследование неугодных СМИ и препятствование их законной деятельности.

Мы наблюдаем вопиющие факты давления на прессу, выдворения и аресты журналистов, формирование их «белых» и «черных» списков. В ряде стран Евросоюза под предлогом борьбы с т.н. российской пропагандой принимаются меры, ведущие к цензуре информационного контента. Призываем Представителя по свободе СМИ уделять этим вопросам самое пристальное внимание.

Приветствуем принятое в прошлом году на миланском СМИД решение по безопасности журналистов. Надеемся, оно послужит толчком к улучшению положения работников СМИ на пространстве ОБСЕ.

Россия последовательно выступает за прозрачность и подотчетность проектной деятельности ОБСЕ, в том числе внебюджетной. Проекты исполнительных структур Организации должны отвечать интересам принимающих стран и осуществляться по их запросам, а не навязываться странами-донорами, у которых есть очевидный политический интерес.

Приветствуем введенную Секретариатом ОБСЕ в 2017 г. практику представления государствам-участникам отчетов о внебюджетных проектах исполнительных структур. Организации. Рассчитываем, что она будет поставлена на постоянную основу.

Благодарю за внимание.

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

Отображение сетевого контента

x
x
Дополнительные инструменты поиска