30.10.0920:08

Выступление Постоянного представителя России А.С.Азимова на заседании Постоянного совета ОБСЕ в ответ на доклад Директора БДИПЧ ОБСЕ Я.Ленарчича, Вена, 29 октября 2009 года

1637-30-10-2009

 

Уважаемая госпожа Председатель,

Уважаемый господин Я.Ленарчич,

С интересом выслушали доклад Директора Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ) по итогам обзорного Совещания по гуманитарной тематике, а также планы руководства Бюро на будущее.

Прошедшее недавно в Варшаве мероприятие наглядно продемонстрировало, что у ОБСЕ сохраняются значительные возможности для выстраивания конструктивного диалога между государствами-участниками на правочеловеческом треке. Обнадеживает, что в целом тональность мероприятий, организуемых БДИПЧ в последнее время, становится менее конфронтационной и более деловой – подобную тенденцию, являющуюся, в том числе, следствием усилий Действующего председательства и Бюро, мы всячески приветствуем.

Для наращивания намечающейся положительной динамики необходимо, чтобы ОБСЕ, и это в первую очередь касается БДИПЧ, занималась насущными для всех без исключения государств-участников проблемами. Среди них –продвижение толерантности, противодействие нетерпимости и дискриминации, предотвращение преступлений на почве ненависти. Рассчитываем, что будущее казахское председательство во взаимодействии с Бюро должное внимание уделит вопросам обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса, обострившего и без того непростую социально-экономическую ситуацию в ряде стран ОБСЕ, важно уделять повышенное внимание таким проблемам, как защита прав нацменьшинств и лиц без гражданства, недискриминация рабочих-мигрантов в сфере занятости, обеспечение свободы передвижения.

Стоило бы Бюро уделить самое пристальное внимание и проблеме эрозии международного режима защиты прав человека под предлогом борьбы с терроризмом. Вопрос, безусловно, не из простых, поскольку порой трудно определить границу, когда под предлогом борьбы с терроризмом, в обход общепризнанных прав человека и принципа верховенства права, под предлогом обеспечения интересов национальной безопасности нарушаются права человека. Но, как известно, чем труднее задача, тем интереснее ее решать.

Обращаемся с призывом к руководству БДИПЧ закрепить в повестке дня Бюро проблематику борьбы с проявлениями неофашизма и неонацизма. Ни для кого не секрет, что на пространстве ОБСЕ наблюдается рост активности экстремистских группировок. Нежелание замечать этот факт или, еще хуже, стремление героизировать тех, кто участвовал в нацистских преступлениях 70-летней давности, уже привели к рецидивам переписывания и фальсификации истории. За примерами, как говорится, далеко ходить не надо. Это и снос памятника воину-освободителю в Таллине, и проходящие с помпой прославления фашистских пособников различных мастей в ряде стран ОБСЕ, и принятие в июле с.г. откровенно провокационной резолюции Парламентской ассамблеей ОБСЕ.

Безусловно, фокусирование на перечисленных, действительно актуальных вызовах и угрозах не означает, что мы должны ослаблять внимание к таким важным темам, как борьба с торговлей людьми, обеспечение верховенства права или соблюдение основных прав и свобод человека.

Призывая руководство Бюро активизировать усилия на конкретных направлениях, хотел бы обратить внимание на необходимость должного отношения к тем ценностям, которые традиционно скрепляли различные общества, способствуя их развитию. Поясню. Проблема в том, что зачастую мы сталкиваемся с практикой навязывания стандартов одной группы государств под предлогом их якобы универсальности и общемирового характера. Как следствие – там, где этого можно избежать, стимулируется столкновение ценностей и искусственных противоречий. Призываю вас ответить на простой вопрос. Отвечает ли это декларируемым целям нашей Организации? Ответ, как представляется, очевиден. Конечно, универсальность прав человека неделима, да никто этого, собственно, и не оспаривает. Проблема в другом – в нашей повседневной работе, в том числе и БДИПЧ, важно учитывать традиционные для различных цивилизаций и правовых систем нормы, ориентированные на утверждение достоинства и зашиты прав человека. Нам, как никому другому известно, к каким катастрофическим последствиям может привести пьянящее революционное демократизаторство, когда в одночасье разрушаются вырабатывавшиеся на протяжении веков устои.

Наблюдая за ходом дискуссии на различных мероприятиях правочеловеческого измерения, в том числе прошедшем обзорном Совещании, мы все сильнее укрепляемся во мнении, что назрел вопрос корректировки модальностей данных встреч. Проблема неоднозначна и имеет две стороны.

Во-первых, наблюдается явный перекос по части количества и протяженности мероприятий различного уровня на гуманитарном треке по сравнению с другими «корзинами» Организации. При этом нельзя не заметить явное дублирование тем, обсуждаемых, например, на «круглых столах» и дополнительных совещаниях. Парадокс еще и в том, что как раз те государства, которые столь активно радеют за то, чтобы оставить все как есть, не удосуживаются почему-то приглашать экспертов из столиц, а ограничиваются лишь участием дипломатов из венских миссий. Воспринимаем это как усталость наших партнеров перегруженностью правочеловеческого измерения ОБСЕ и, как следствие, падением интереса к нему – во всяком случае, не на словах, а на деле. Еще более актуальной задача оптимизации деятельности в рамках третьей «корзины» видится в условиях финансово-экономического кризиса, когда необходимо думать о рациональном расходовании ресурсов как Организации в целом, так и БДИПЧ, в частности. Во всяком случае, у нас вызывает сомнение оправданность роста бюджета Бюро на следующий год.

Во-вторых, на повестке дня сохраняется вопрос регламентации участия НПО в мероприятиях Организации. С одной стороны, подобно чтению священных мантр в этом зале звучат заклинания о необходимости строгого соблюдения верховенства закона, а с другой – допускаются к участию в форумах ОБСЕ НПО, деятельность которых запрещена легитимным образом, в соответствии с законными решениями национальных судов государств-участников ОБСЕ. Что это, как не классический двойной стандарт? Подобную неприемлемую практику необходимо прекращать, и мы намерены предпринять соответствующие шаги.

Благодарим Директора БДИПЧ за отчет о выполнении решения Брюссельского СМИД 19/06 в части, касающейся мониторинга выборов.

Отмечаем, что деятельность Бюро на электоральном треке развивается в направлении постепенного расширения круга государств, в которых осуществляется наблюдение за выборами. При этом более пристальное, нежели ранее, внимание БДИПЧ к региону «к западу от Вены» подтверждает тезис о том, что развитие избирательных процессов сталкивается с трудностями во всех без исключения странах ОБСЕ. Более того, количество и качество выявленных проблем делают уместной постановку в очередной раз вопроса о выравнивании мониторинговой деятельности Бюро на пространстве нашей Организации. Иными словами, при определении формата наблюдения должен применяться единый подход, основанный на суверенном равенстве государств-участников ОБСЕ. Решение о характере и численности мониторинговых миссий должно приниматься на основе объективных и четких критериев, а не определяться расплывчатыми понятиями «развитости демократии» и «более» или «менее» высокого доверия населения к избирательному процессу. В этой связи предлагаем либо организовывать в государствах «к западу от Вены» такой же полномасштабный мониторинг, как и в странах СНГ, либо направлять в последние ограниченные наблюдательные либо оценочные миссии.

Считаем необходимыми дополнительные шаги по повышению транспарентности формирования «основных команд» мониторинговых миссий: важно, чтобы она не ограничивалась объявлением об открытии вакансий, а была характерна и для других стадий подбора экспертов. Более прозрачным должен быть и сам процесс наблюдения, в том числе вынесение заключений по его результатам.

В отношении осуществления БДИПЧ «последующих шагов» по итогам мониторинга выборов в отдельных странах хотели бы подчеркнуть, что подобную деятельность необходимо осуществлять по запросу соответствующего государства-участника и в тесном сотрудничестве с ним.

Приветствуем усилия БДИПЧ, направленные на развитие методологии наблюдения за выборами. В то же время продолжаем настаивать на важности согласования четкого и понятного для всех свода правил, который бы регламентировал мониторинг избирательных процессов на всем пространстве ОБСЕ, а также оценку их итогов. Это позволило бы нам систематизировать работу Бюро, поставив ее на прочную основу, согласованную со всеми государствами-участниками Организации. Для нас такой подход – императив, и мы будем продолжать добиваться упорядочения работы БДИГТЧ в сфере мониторинга избирательных процессов на пространстве ОБСЕ. Благодарю за внимание.

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

Отображение сетевого контента

x
x
Дополнительные инструменты поиска