19.09.1618:54

Выступление главы делегации Российской Федерации, директора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России А.Д.Викторова на открытии Совещания ОБСЕ по обзору выполнения обязательств в области человеческого измерения, Варшава, 19 сентября 2016 года

1643-19-09-2016

  • en-GB1 ru-RU1

Уважаемый господин Директор,

Уважаемые коллеги,

В нынешнем году международное сообщество отмечает 50-летие принятия и 40-летие вступления в силу Международных пактов о правах человека. Их значение трудно переоценить – они стали первыми юридически обязывающими универсальными международными правозащитными инструментами. Мы приветствуем обсуждение их важности и значения для ОБСЕ, которое состоится завтра, и рассчитываем на конструктивную и полезную дискуссию.

О состоянии дел в области защиты прав человека на пространстве ОБСЕ красноречиво говорит выбранная Организацией модель поведения по отношению к событиям на Украине. ОБСЕ фактически самоустранилась от беспристрастного анализа ситуации в стране, в которой уже третий год продолжается внутренний вооруженный конфликт, причиной которого стал проспонсированный странами Запада государственный переворот с применением силы. Факты массовых нарушений Киевом прав человека, включая право на жизнь, практически не получают должной оценки со стороны Организации и ее профильных структур. Вместо этого ОБСЕ превращена Вашингтоном и Брюсселем в площадку для пропагандистских упражнений. Говорить об объективности в таких условиях не приходится.

Хотели бы вновь указать на пагубность избранного западными странами курса на отказ от конструктивного и равноправного сотрудничества. Настойчиво призываем отказаться от попыток давления и шельмования суверенных государств, наладить взаимоуважительный диалог при неизменном соблюдении принципа консенсуса, являющегося основополагающим в работе нашей Организации.

Для нас очевидно, что подходы ряда государств-участников ОБСЕ к работе на гуманитарном направлении нуждаются в кардинальном пересмотре. Применение двойных стандартов, менторство и продавливание сомнительных установок не имеют перспектив. Некоторые наши коллеги, увлекшись нагнетанием антироссийских настроений, не заметили, как своими руками дискредитировали саму идею защиты прав и свобод человека, за которые они так ратуют.

Господин Председатель,

Необходимо признать, что в деятельности ОБСЕ по-прежнему сохраняется явный, ничем неоправданный дисбаланс между тремя «корзинами», вызванный ангажированностью западных государств. На фоне гипертрофированного внимания к человеческому измерению в жертву принесено конструктивное сотрудничество на других направлениях – военно-политическом и экономическом – и это негативным образом сказывается на авторитете Организации в целом.

Не могу не сказать несколько слов относительно организационных модальностей проведения нашего совещания. Мы исходим из четкого понимания, что всем членам официальных делегаций государств-участников и представителям НПО должны быть обеспечены беспрепятственный доступ и возможности полноформатного участия в работе совещания. Применение любых национальных норм, и тем более правил ЕС, ограничивающее такое участие, является прямым и грубым нарушением обязательств ОБСЕ, в том числе в области свободы передвижения.

Господин Председатель,

Вопиющим примером дискриминации по политическим мотивам и по национальному признаку стала нынешняя скандальная ситуация в спортивном мире. Многих российских спортсменов без серьезной доказательной базы лишили возможности участвовать в Олимпиаде и Паралимпийских играх в Рио-де-Жанейро, которые являются для них делом всей жизни. Это – прямое нарушение соответствующих положений, в частности, хельсинкского Заключительного акта. Особенно цинично такие запреты выглядят в отношении инвалидов. Это не только противоречит Конвенции ООН о правах инвалидов, но и просто аморально. Считаем, что ОБСЕ обязана осудить дискриминацию в спорте. Предлагаем разработать и принять соответствующее решение на СМИД в Гамбурге.

Между тем в странах к «западу от Вены» накопилась критическая масса проблем, отвлекать внимание от которой с помощью антироссийской риторики уже не получается.

Достаточно вспомнить о беспомощности руководства Евросоюза перед лицом миграционной проблемы, ставшей следствием пагубного курса ряда западных стран на принудительное переустройство мира, в первую очередь Ближнего Востока и Севера Африки. Ситуация усугубляется отсутствием внятной, единой позиции у Евросоюза, одни члены которого, игнорируя мнение собственного населения, бравируют либеральной политикой в отношении беженцев и создают у них ложные иллюзии. Другие же пытаются отгородиться от мигрантов с помощью заборов и стен, а также путем ужесточения миграционного законодательства. В результате отчаявшиеся люди, среди которых дети, женщины, старики, спасающиеся от войн и конфликтов, вместо обещанной комфортной и безопасной жизни сталкиваются с новыми бедствиями, подвергаются негуманному обращению, а порой и насилию.

Уже всем стало ясно, что положиться в решении миграционной проблемы на Евросоюз не приходится, тем более что потоки мигрантов затрагивают и страны, которые в ЕС не входят, но испытывают на себе негативные последствия действий или бездействия Брюсселя. Создавшейся ситуацией умело пользуются террористы, нередко проникающие в Европу под видом беженцев. Все это создает реальную угрозу безопасности для европейского континента.

США и Евросоюзу необходимо, наконец, осознать, что доведение до абсурда внешних атрибутов демократии при игнорировании традиционных ценностей оборачивается гуманитарной катастрофой для людей, лишая миллионы из них права на жилище, воду, питание, на доступ к образованию и медицинским услугам, а многих и самого главного – права на жизнь. ОБСЕ должна недвусмысленно подтвердить неразрывность и равноценность всех прав человека, закрепленных в том числе в двух Международных пактах, Венской декларации и Программе действий 1993 года.

Несмотря на позиционирование себя в качестве «образца для подражания», США предстоит еще проделать немалый путь до того, как они смогут соответствовать этой данной себе же характеристике. У Вашингтона накопился богатейший опыт вмешательства во внутренние дела через военную интервенцию или осуществление «цветных революций», борьбы с разного рода инакомыслием, тотальной слежки и вмешательства в частную жизнь, практики произвольных задержаний и пыток заключенных, ведения агрессивной пропагандистской войны, не говоря уже о масштабных нарушениях своих международных обязательств в сфере прав человека. Видимо, активные наставления со стороны американских коллег в адрес других, которые мы в том числе уже успели услышать и сегодня, следует объяснить заботой о том, чтобы другие избегали совершенных Вашингтоном ошибок.

Господин Председатель,

Сохраняется несбалансированный подход к выполнению задач по защите прав и свобод человека институтами, созданными в рамках ОБСЕ. В первую очередь речь идет о Верховном комиссаре по делам нацменьшинств и БДИПЧ. Соответствующих примеров хватает. Чего стоит многолетнее игнорирование ВКНМ положения русскоговорящего меньшинства в Латвии и Эстонии, а также унизительного статуса «неграждан», не имеющего аналога в международном праве. В серьезной корректировке нуждается и деятельность БДИПЧ, которое избегает комплексных оценок ситуации на всем пространстве ОБСЕ, фокусируясь лишь на отдельных государствах «восточнее Вены».

Неотложного внимания со стороны ОБСЕ требует рост проявлений неонацизма, агрессивного национализма, нетерпимости на национальной, религиозной и этнической почве. Нельзя игнорировать неонацистские манифестации и шествия, прославление ветеранов «Ваффен-СС» и их приспешников. Нам непонятна позиция Украины, Канады, США и Евросоюза, которые пытаются уклониться от осуждения подобных вопиющих фактов. Недопустимо забывать, что современная правозащитная система стала результатом Победы над нацизмом во Второй мировой войне. Ее ключевые опоры заложены, в том числе, решениями Нюрнбергского трибунала, 70-летие приговора которого мы отмечаем в нынешнем году. Постыдно прикрываться заботой о свободе слова и собраний, попустительствуя ультрарадикальным движениям, которые превозносят нацистов и их пособников, практикуют расовую дискриминацию и ксенофобию. Осознание опасности подобных взглядов укрепляется - об этом, в частности, свидетельствует увеличение числа соавторов ежегодной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о борьбе с героизацией нацизма.

Господин Председатель,

Необходимо выполнить прямое поручение СМИД ОБСЕ в Базеле 2014 г. о принятии двух отдельных деклараций по борьбе с нетерпимостью в отношении христиан и мусульман. Христиане сталкиваются сегодня с колоссальными вызовами. Они становятся жертвами дискриминационных законодательных инициатив. Верующие и священнослужители подвергаются насилию, преследованию, их избивают и даже убивают. Нередки случаи безнаказанного осквернения и разрушения христианских святынь. Обеспокоенность вызывает рост на евроатлантическом пространстве нетерпимости в отношении мусульман. Речь идет об антимусульманских настроениях и выступлениях, в том числе со стороны официальных лиц, насилии, осквернении мечетей и религиозных символов, призывах к ненависти в социальных сетях. Вызывает недоумение позиция стран, заблокировавших принятие на СМИД ОБСЕ в Белграде деклараций по столь актуальным темам.

Профессия журналиста остается сегодня одной из самых опасных, особенно в ситуациях вооруженного конфликта. В угоду политическим амбициям некоторые государства ОБСЕ поощряют, либо закрывают глаза на недопустимые факты высылки, похищения, пыток и даже убийств представителей СМИ за правдивое освещение событий и оценки, не совпадающие с официальной позицией властей. Помимо этого, на неугодных журналистов наклеивают ярлыки пропагандистов, а средства массовой информации сталкиваются с растущим давлением властей, им создают препятствия в работе или просто закрывают. ОБСЕ должна этому противодействовать.

Считаем в связи с этим, что на СМИД в Гамбурге необходимо принять решение о свободе выражения мнений и свободных и плюралистских СМИ в регионе ОБСЕ.

Неоправданно мало внимания в нашей Организации уделяется правам детей. Надеемся, что обсуждение этой темы 29 сентября поможет несколько исправить такой дисбаланс. Призываем коллег подумать о расширении набора обязательств в этой сфере.

Что касается гендерного равенства, то исходим из того, что План действий ОБСЕ 2004 г. покрывает широкий спектр обязательств в этой сфере, и острой необходимости в его расширении нет. Имеющийся проект дополнения к Плану нуждается в доработке, в частности, через уточнение понятия «гендерного равенства» как «равенства между мужчинами и женщинами», а также большего внимания к экономическим, социальным и культурным правам. Уверены, что важно следовать принципу равного отношения ко всем категориям прав.

В заключение позвольте мне еще раз подчеркнуть, что для достижения положительных результатов в третьей «корзине» в целом и на СМИД ОБСЕ в Гамбурге в частности необходимо отказаться от двойных стандартов и конъюнктурных подходов и вернуться к конструктивному и равноправному диалогу и сотрудничеству.

Благодарю за внимание.

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

Отображение сетевого контента

x
x
Дополнительные инструменты поиска