Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.А.Волгарёва на заседании Постоянного совета ОБСЕ, 22 мая 2025 года
О нарастающей военной вовлечённости
некоторых стран-членов НАТО и ЕС
в дальнейшее противостояние вокруг Украины
Господин Председатель,
16 мая в Стамбуле прошли инициированные Президентом России В.В.Путиным при поддержке администрации США и лично Президента Д.Трампа прямые контакты между уполномоченными представителями России и Украины в целях поиска путей устойчивого урегулирования украинского конфликта.
В состав российской делегации вошли высокопоставленные официальные лица, представлявшие нашу страну на аналогичных консультациях с переговорщиками Киева в Беларуси и Турции в 2022 году. Напомним, те консультации были прерваны украинской стороной в середине апреля 2022 года под давлением Лондона. О том, что остановка участия Киева в переговорном процессе была осуществлена по указке, в первую очередь, тогдашнего британского премьер-министра Б.Джонсона, публично свидетельствовал глава украинской делегации, руководитель фракции правящей политсилы в Верховной Раде Д.Арахамия.
Отмечаем, что на сей раз ряд натовских стран также предпринимал активные усилия по недопущению участия представителей украинской стороны в контактах с российской. Чтобы помешать прямому диалогу, выдвигались всё новые условия, ультиматумы, разного рода политические конструкции. 15 мая украинские представители уже находились в Турции, однако вплоть до середины дня 16 мая не приступали к субстантивным контактам с российской стороной. Вместо этого координировали позиции с советниками по национальной безопасности лидеров Британии (Дж.Пауэлл), США (К.Келлог), Франции (Э.Бон) и ФРГ (Г.Заутер). Сам по себе этот факт многое говорит о степени самостоятельности украинской стороны во внешнеполитических делах. О чём у России, к слову, иллюзий никогда не было и нет.
С удовлетворением отмечаем, что возобновление прямых контактов между российской и украинской делегациями в Стамбуле 16 мая всё же состоялось в том ключе, в котором это предложил организовать Президент России В.В.Путин – без предварительных условий. В очередной раз выражаем признательность усилиям руководства Турции за предоставление площадки и содействие этому диалогу.
Сейчас не станем подробно останавливаться на анализе предшествовавших всему этому наигранных, эмоциональных и рассчитанных на создание политических псевдосенсаций высказываниях В.Зеленского, чья легитимность в роли «президента Украины» обоснованно вызывает вопросы с 21 мая 2024 года, момента официального истечения его полномочий. Вопрос о том, кто конкретно может подписывать заключительные документы об урегулировании, носит принципиальный характер, однако не является первоочередным в переговорном процессе.
Акцентируем главное. В России удовлетворены прошедшими прямыми контактами и их первыми результатами. Удалось достичь важного согласия о проведении масштабного взаимного обмена пленными по формуле «1000 на 1000 человек». Это существенный политический и гуманитарный жест, который внесет вклад в формирование доверия между участниками переговорного процесса. Также условлено о том, что каждая сторона представит своё видение возможного будущего прекращения огня – соответствующие параметры будут детально прописаны на бумаге и переданы сторонами друг другу. После того, как такое видение будет представлено, целесообразно будет продолжить переговоры в целях выхода на установление долгосрочного мира и устранение первопричин конфликта.
На фоне наметившихся подвижек бросается в глаза нервозная реакция в отдельных странах ЕС и НАТО. И вновь Британия вышла на авансцену «самых недовольных» миром на нашей общей с украинцами земле. В частности, премьер-министр К.Стармер заявил о том, что позиция России, изложенная в ходе консультаций с украинской стороной, «явно неприемлема, и это не в первый раз». Из его уст, а также от ряда других европейских политиков, зазвучали тезисы о подготовке некоего «ответа» на российскую переговорную позицию. Налицо очередные, на сей раз абсолютно неприкрытые, попытки не просто вмешаться в переговорный процесс, но и вовсе сорвать его.
19 мая между президентами России В.В.Путиным и США Д.Трампом состоялся откровенный, конструктивный и содержательный телефрнный разговор, в котором была затронута проблематика украинского урегулирования. Достигнуто понимание о необходимости продолжения работы с украинской стороной над определением ряда позиций, в частности, принципов возможного прекращения огня и параметров разрешения конфликта в целом. Ведётся работа над проектом соответствующего меморандума, важно определить наиболее эффективные пути движения к миру. Россия выступала и выступает за политико-дипломатическое разрешение текущего кризиса, и сегодня в руководстве США понимают это – в противовес европейским лидерам, упорно добивающимся продолжения кровопролития.
Наблюдаем попытки условной «партии войны» из числа европейских натовцев, поставившей на украинский конфликт едва ли не весь свой политический капитал, деструктивно воздействовать на высокопоставленных представителей администрации США. Их стремятся склонить на антироссийские позиции, вывести на однозначную поддержку воинствующего киевского режима. Считаем такой подход крайне опасным – он не приближает мир, а ведёт к затягиванию вооружённого конфликта и напрасным жертвам, а также риску новой эскалации.
Многие на Западе не скрывают, что заинтересованы в продолжительном прекращении огня лишь для подготовки киевского режима к очередному витку боевых действий. Неслучайно политики натовских стран, включая, например, мининдел председательствующей в ОБСЕ Финляндии Э.Валтонен, рассуждают о своей нацеленности продолжать военную «накачку» Украины и после возможного заключения соглашения о прекращении огня.
К слову, финское Действующее председательство не нашло в себе сил приветствовать прошедшие в Стамбуле 16 мая прямые российско-украинские контакты. Как и наметившийся в ходе них прогресс и выраженную приверженность сторон продолжать консультации. Напротив, на днях в Финляндии объявили о желании освоить доходы на сумму 90 млн. евро от нелегитимно обездвиженных в есовских юрисдикциях российских финансовых активов, за счёт которых планируется предоставить киевскому режиму вооружения и боеприпасы. Особый цинизм этому придаёт и то, что распределение де-факто украденных средств на военные расходы планируется осуществлять через т.н. европейский фонд мира, который на деле является фондом финансирования вооружённого конфликта и мир не приближает.
Говорит ли всё это о стремлении председательствующей в ОБСЕ Финляндии искать дипломатические пути урегулирования украинского конфликта? Или найти для ОБСЕ какую-либо роль в содействии мирному процессу? К сожалению, нет. Подобные действия, напротив, свидетельствуют о намерении подпитывать конфликт в навязываемой нашей стране «игре с нулевой суммой».
Превратить Украину в «стального дикобраза» на привязи ЕС и НАТО публично мечтает и председатель Еврокомиссии У. фон дер Ляйен, пару лет назад уверявшая всех в том, будто российские военные «вынимают микрочипы из посудомоечных машин» и ничего не могут на поле боя.
Впрочем, ошибаться в оценке ситуации и прогнозах – вольно или невольно – еврочиновникам не впервой. Их политические сигналы, судя по всему, нацелены на одно: дезинформировать общественность в своих странах об истинном положении дел и соотношении потенциалов на поле боя, а также оправдать милитаризацию собственных экономик за счёт изъятия финансовых ресурсов из социальной сферы, их перенаправления на военные цели.
В завершение подчеркнем важный аспект. Сейчас нужен максимум стремления к миру, нахождению взаимоприемлемых компромиссов. Позиция России остаётся неизменной и последовательной: необходимо добиться устранения первопричин текущего конфликта, которые хорошо известны.
Повторим и то, что у нашей страны есть все необходимые ресурсы и возможности обеспечить свою безопасность и достичь целей специальной операции военным или невоенным путями. Разумеется, предпочтительный для нас сценарий – вовлечение заинтересованных суверенных игроков в серьёзный политико-дипломатический диалог, в рамках которого интересы России обязаны учитываться. Это позволит избежать напрасных жертв и разрушений. Никакие ультиматумы в свой адрес наша страна не приемлет.
Сегодня многим очевидно: антироссийская стратегия стран, составляющих большинство в ЕС и НАТО, оказалась провальной. Их элиты недооценили запас прочности российского государства, решимость народов нашей страны защищать единство и суверенитет своего Отечества. Санкционный «блицкриг» с попытками обрушить российскую экономику и вогнать наше общество в нищету потерпел фиаско. Как и потуги испробовать военный инструментарий НАТО против русских людей на российской земле, попытки заставить наших собратьев ненавидеть всё русское и участвовать в братоубийственной войне.
Сегодня даже наиболее ангажированные западные институты признают: дальнейшее затягивание конфликта будет означать новый, куда более масштабный виток вооружённой эскалации – с высокой долей вероятности с расширением интенсивности, географического охвата и состава участников текущего конфликта. Логика милитаризации Европы под предлогом украинских событий означает тяжёлые испытания для нынешнего и будущих поколений. Этого нельзя допустить. Настало время для трезвого осознания реальности и подлинной дипломатии в интересах достижения и упрочения мира, как бы трудно это кому ни казалось.
Благодарю за внимание.