ОБ ОТНОШЕНИЯХ РОССИЯ-НАТО
(Справка)
С момента подписания Североатлантического договора 4 апреля 1949 г. и до конца 80-х гг. отношения с НАТО развивались в контексте межблокового противостояния «Восток-Запад». С окончанием «холодной войны» начинается процесс перехода от конфронтации к постепенному налаживанию сотрудничества c альянсом.
20 декабря 1991 г. Россия стала одним из основателей Совета североатлантического сотрудничества (с 30 мая 1997 г. – Совета евроатлантического партнерства - СЕАП). Данный механизм политдиалога был создан для сотрудничества НАТО со странами бывшей Организации Варшавского Договора и новыми государствами, появившимися в результате распада СССР (страны Прибалтики и СНГ). 22 июня 1994 г. Россия присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира».
27 мая 1997 г. в Париже был подписан «Основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности»[1], заложивший базу отношений между Россией и НАТО. В документе зафиксированы политические гарантии военной сдержанности (в частности, обязательства альянса «осуществлять свою коллективную оборону и другие задачи через обеспечение необходимых совместимости, интеграции и потенциала усиления, а не путем дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил», а также подтверждение того, что «государства - члены НАТО не имеют намерений, планов или причин для развертывания ядерного оружия на территории новых членов и не имеют необходимости изменять любой из аспектов построения ядерных сил НАТО или ядерную политику НАТО»), стремление развивать долговременное партнерство и добиваться укрепления стабильности и безопасности в евроатлантическом регионе на основе общих интересов, взаимности и транспарентности. В соответствии с Основополагающим Актом был создан Совместный постоянный Совет Россия-НАТО (СПС) – первый механизм взаимодействия с альянсом в формате «19+1», а в 1998 г. в Брюсселе открыто Постоянное представительство России при НАТО, в составе которого учреждена должность Главного военного представителя России при НАТО для координации взаимодействия с военными структурами альянса. В Москве открыты Информационное бюро НАТО (февраль 2001 г.) и Военная миссия связи НАТО (май 2002 г.).
Новый этап в развитии взаимоотношений с Североатлантическим альянсом открыла встреча на высшем уровне России и государств-членов НАТО в Риме 28 мая 2002 г. На этом саммите была подписана декларация «Отношения Россия-НАТО: Новое качество»[2], в соответствии с которой создан заменивший СПС Совет Россия-НАТО (СРН) - механизм для постоянных политических консультаций, выработки и принятия совместных решений, а также осуществления действий России и стран-членов альянса как равных партнеров в представляющих общий интерес областях.
В Римской декларации определены основные принципы взаимодействия России и стран-членов НАТО в СРН - равноправие, принятие решений на основе консенсуса, безусловное соблюдение членами СРН своих обязательств по международному праву, включая Устав ООН, положения и принципы Хельсинкского Заключительного акта 1975 г. и Хартии европейской безопасности ОБСЕ 1999 г. Предусмотрено проведение дважды в год заседаний СРН на уровне министров иностранных дел и на уровне министров обороны. Заседания СРН на уровне глав государств и правительств решено проводить по мере необходимости.
В СРН были сформированы 14 рабочих органов по отдельным направлениям: 5 комитетов (Подготовительный комитет, Военный подготовительный комитет, Комитет «Наука ради мира и безопасности», Исполнительный руководящий комитет Инициативы по сотрудничеству в воздушном пространстве (ИСВП), Исполнительный руководящий комитет проекта по подготовке сотрудников антинаркотических структур Афганистана, Пакистана и транзитных стран Центральной Азии); 6 рабочих групп (по вопросам оборонной реформы, стратегии и транспарентности; по вопросам контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения; по чрезвычайному гражданскому планированию и защите; по вопросам ПРО; по обеспечению совместимости систем контроля за воздушным движением – ИСВП); 2 специальные рабочие группы (по тыловому обеспечению, по борьбе с террористической угрозой в евроатлантическом регионе), подгруппа по Афганистану. С мая 2007 г. функционировал совместный сайт СРН[3].
В рамках СРН удалось продвинуться в налаживании реального политического диалога по военно-политическим вопросам, а также практического сотрудничества в реагировании на общие вызовы безопасности России и стран альянса. Рассматривались актуальные вопросы трансформации НАТО, оборонной политики России и государств-членов альянса, обстановка в Афганистане, Ираке, на Балканах, в Закавказье, на Ближнем Востоке и др.
Развивалась правовая база отношений Россия-НАТО. Российская Федерация в 2007 г. присоединилась к Соглашению между государствами-участниками программы «Партнерство ради мира» о статусе сил (регулирует вопросы правового статуса вооруженных сил на территории друг друга, существенно упрощает организацию и проведение совместных миротворческих и контртеррористических операций и учений).
20 ноября 2010 г. в Лиссабоне состоялось последнее на данный момент заседание СРН на высшем уровне с участием Президента Российской Федерации Д.А.Медведева. На саммите была принята Совместное заявление Совета Россия-НАТО[4], в котором заявлено о начале нового этапа сотрудничества, ведущего к подлинному стратегическому партнерству, основанному на принципах неделимости безопасности, взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости. Определено, что мы не представляем угрозы друг для друга и готовы совместно работать с целью создания единого пространства мира, безопасности и стабильности в Евро-Атлантике. Подтверждено обязательство работать в СРН в качестве 29 равных партнеров, закреплен «всепогодный» характер политдиалога на площадке Совета. Согласован Совместный обзор общих вызовов безопасности (Афганистан, терроризм, включая уязвимость критической инфраструктуры, распространение ОМУ и средств его доставки, пиратство, природные и техногенные катастрофы).
4 декабря 2013 г. в Брюсселе прошло последнее на данный момент заседание мининдел СРН, по итогам которого согласована Программа работы Совета на 2014 г., принято Заявление в поддержку миссии ОЗХО-ООН по ликвидации химоружия в Сирии, подтвердившее главенствующую роль СБ ООН в вопросах кризисного реагирования, утверждена Концепция Трастового фонда СРН по утилизации устаревших боеприпасов в Калининградской области.
1 апреля 2014 г. Совет НАТО на уровне мининдел в связи с событиями на Украине принял заявление о приостановке «практического сотрудничества между НАТО и Россией по гражданской и военной линиям». При этом признано целесообразным продолжить политический диалог в СРН «на уровне постоянных представителей и выше» – «в случае необходимости и, прежде всего, для обмена мнениями по нынешнему кризису».
2 июня 2014 г. состоялось заседание СРН на уровне постоянных представителей, посвященное ситуации в области безопасности на Украине. Российская сторона призвала членов Совета потребовать от киевских властей незамедлительно прекратить карательную операцию на юго-востоке страны, перевести ситуацию в мирное, переговорное русло. Было констатировано, что единственный выход из кризиса – политико-дипломатическое урегулирование.
Отношения альянса с Россией были в фокусе саммитов НАТО в Уэльсе (Великобритания, 4-5 сентября 2014 г.) и Варшаве (Польша, 8-9 июля 2016 г.). Их итоговые декларации содержат антироссийские выпады - «незаконная и нелегитимная аннексия Крыма», «намеренная дестабилизация Восточной Украины», «провокационная военная деятельность вблизи границ НАТО» т.д. «Агрессивные действия России» называются источником региональной нестабильности и «фундаментальным вызовом» альянсу, наносящим урон евроатлантической безопасности. Характер российско-натовских отношений поставлен в зависимость от «конструктивных изменений» в нашей позиции в увязке с «соблюдением международного права».
В настоящий момент отношения между Россией и НАТО переживают самый серьезный кризис со времен окончания «холодной войны». Взятый в Уэльсе и Варшаве курс был вновь подтвержден в ходе саммита альянса в Брюсселе (Бельгия, 25 мая 2017 г.). Продолжается последовательное наращивание военного присутствия и форсированное развитие военной инфраструктуры блока в государствах Восточной и Юго-Восточной Европы и Прибалтики. Значительно возросли количество и интенсивность учений альянса и его стран-членов, для проведения которых в приграничные с Россией регионы перебрасываются дополнительные контингенты военнослужащих и тяжелая военная техника стран-членов НАТО. Созданы передовые командно-штабные подразделения. Реализуются программы Пентагона по передовому складированию военной техники в странах ЦВЕ и Прибалтики. Усилены группировки кораблей, патрулирующих акватории Балтийского и Средиземного морей (с заходами в Черное море). Натовские ВВС продолжают патрулирование воздушного пространства Прибалтики и Причерноморья. Развернут комплекс противоракетной обороны в Румынии, аналогичный объект планируется ввести в строй в 2018 г. в Польше.
В апреле 2016 г., после почти двухлетнего перерыва, была возобновлена практика проведения заседаний СРН на уровне постоянных представителей. С того момента состоялось шесть таких встреч - 20 апреля, 13 июля, 19 декабря 2016 г., а также 30 марта, 13 июля и 26 октября 2017 г., повестка дня которых включала в том числе риски, связанные с наращиванием военной деятельности НАТО вдоль западных рубежей России, вопросы безопасности в Афганистане в свете региональных террористических угроз, а также кризис на Украине в контексте выполнения Минских договоренностей.
Имели место также первые после долгого перерыва контакты по военной линии. Начальник ГШ ВС России В.В.Герасимов 7 сентября с.г. встретился с Председателем Военного комитета НАТО П.Павелом, а 14 сентября с.г. провел телефонный разговор с Верховным главнокомандующим ОВС НАТО в Европе К.Скапаротти.
[1] Основополагающий Акт Россия-НАТО - www.mid.ru/obsie-voprosy-mezdunarodnoj-bezopasnosti-i-kontrola-nad-vooruzeniami/-/asset_publisher/6sN03cZTYZOC/content/id/608584
[2] Декларация «Отношения Россия-НАТО: Новое качество»: www.mid.ru/foreign_policy/rso/nato/-/asset_publisher/ObVB8wSP5tE2/content/id/555830
[3] Совместный сайт Совета Россия-НАТО: www.nato‑russia-council.info
[4] Совместное заявление Совета Россия-НАТО: www.kremlin.ru/supplement/789