О развитии сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств
Содружество Независимых Государств (СНГ, Содружество) – региональная международная организация. 8 декабря 1991 г. Белоруссия, Россия и Украина подписали Соглашение о его создании.
21 декабря 1991 г. в Алма-Ате главы одиннадцати государств подписали Протокол к данному Соглашению. В нем зафиксировано, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Грузия стала членом СНГ в 1993 г. и вышла из его состава 18 августа 2009 г. Украина с 2014 г. и Молдавия с 2022 г. фактически не участвуют в деятельности Содружества, однако официальных уведомлений о выходе из организации не направляли.
22 января 1993 г. был принят Устав Содружества. Его не подписали Туркменистан и Украина, которые по этой причине де-юре не являются государствами-членами, а считаются государствами – участниками СНГ.
Рабочий язык Организации – русский.
Совместная работа в рамках СНГ осуществляется через уставные органы: Совет глав государств (СГГ), Совет глав правительств (СГП), Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны (СМО), Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ), Экономический суд, Комиссию по правам человека (КПЧ), Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ (МПА), а также через систему органов отраслевого сотрудничества. Создана сеть из 108 базовых организаций, занимающихся главным образом подготовкой и повышением квалификации кадров в различных отраслях.
Решения в СНГ принимаются на основe консенсуса, при этом каждое государство самостоятельно определяет степень своей вовлеченности в конкретные области сотрудничества и может заявить о незаинтересованности в том или ином вопросе, что не препятствует принятию решения по нему остальными странами.
10 октября 2008 г. принято Положение о национальных координаторах государств – участников СНГ. Распоряжением Президента Российской Федерации от 30 марта 2020 г. национальным координатором России по делам СНГ назначен Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Л.Оверчук.
10 октября 2008 г. утверждено Положение о председательстве в СНГ, в котором зафиксирован принцип «сквозного» председательства в течение года в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете, Комиссии по экономическим вопросам и Совете постоянных полномочных представителей при уставных и других органах СНГ на основе ротации в порядке русского алфавита названий стран.
С 1 января 2025 г. председателем в Содружестве является Таджикистан, сопредседателями – Россия и Туркменистан. Среди основных приоритетов Душанбе – углубление экономической интеграции, расширение культурно-гуманитарных связей, сотрудничества в области миграции, безопасности и охраны правопорядка, а также в сфере экологии и климата, совершенствование механизмов функционирования Содружества.
Единым постоянно действующим исполнительным и координирующим органом СНГ является Исполнительный комитет со штаб-квартирой в Минске и Отделением в Москве. Его возглавляет Генеральный секретарь Содружества, который утверждается Советом глав государств на трехлетний срок. С 1 января 2008 г. эту должность занимает представитель Российской Федерации С.Н.Лебедев. Решением СГГ от 14 октября 2022 г. его полномочия продлены до 31 декабря 2025 г.
Продолжается реализация Концепции дальнейшего развития СНГ, утвержденной главами государств 18 декабря 2020 г. В документе охвачены ключевые задачи, стоящие перед организацией в среднесрочной перспективе: цифровизация экономик, здравоохранения, транспортной сферы; продвижение совместных инвестиционных проектов в различных областях; противодействие новым вызовам и угрозам. Особую актуальность имеет зафиксированная в Концепции договоренность координировать позиции в случае применения третьими странами экономических ограничений в отношении любого из государств СНГ.
Большое значение придается выработке единых позиций стран Содружества по актуальным мировым проблемам. Эффективным инструментом в этой области является принятие и распространение в ООН и других международных организациях совместных заявлений глав государств и правительств, а также министров иностранных дел. В 2024 г. на уровне глав государств были приняты Обращение к народам Содружества и мировой общественности в связи с 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и Заявление о развитии сотрудничества в области искусственного интеллекта гражданского назначения, на уровне мининдел – заявления об обеспечении безопасных условий профессиональной деятельности журналистов и недопущении ущемления их прав; в связи с 30-летием предоставления СНГ статуса наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН; о принципах сотрудничества в обеспечении безопасности в Евразии; о недопустимости использования в международных отношениях односторонних ограничительных мер; о сотрудничестве в области физической культуры и спорта. Все они распространены Российской Федерацией в ООН и других международных организациях.
Успешно реализуется Программа действий по активизации партнерства между внешнеполитическими ведомствами государств – участников СНГ, утвержденная на СМИД в Ашхабаде 10 октября 2019 г. Документ был разработан в целях совершенствования механизмов взаимодействия внешнеполитических ведомств посредством укрепления координации, сотрудничества по ключевым глобальным и региональным проблемам в международных организациях и в контактах с региональными интеграционными объединениями, а также в договорно-правовой области.
На торгово-экономическом направлении в рамках Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. продолжается работа по открытию рынков и созданию равных условий для осуществления хозяйственной деятельности экономических субъектов, предпринимаются шаги по стимулированию взаимной торговли, гармонизации норм и стандартов СНГ и Евразийского экономического союза, устранению барьеров на пути движения товаров и услуг.
На заседаниях СГП в 2020-2021 гг. были приняты Стратегия экономического развития СНГ на период до 2030 г. и План мероприятий по реализации ее первого этапа 2021-2025 гг. (экспертное согласование проекта плана на 2026-2030 гг. планируется завершить к июню 2025 г.), Комплексный план мероприятий на 2021-2025 гг. по реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества, Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества, а также Приоритетные направления сотрудничества в транспортной сфере и Концепция стратегического развития железнодорожного транспорта на «пространстве 1520».
На заседании СГП в Сочи 8 июня 2023 г. подписано Соглашение о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций, которое распространяет режим свободной торговли в рамках Содружества на сферу услуг (вступило в силу для Белоруссии, Киргизии и Таджикистана 5 июня 2024 г., для России – 24 июля 2024 г., для Армении – 13 ноября 2024 г.). Реализация Соглашения будет способствовать устойчивому росту экономик стран СНГ, наращиванию торгово-экономического взаимодействия, укреплению региональной интеграции в целом. Утверждена также Концепция развития промышленной кооперации с соответствующим Комплексом мер на период до 2030 г., которая позволит создать совместные кластеры в области машиностроения, сформировать новые высокотехнологичные отрасли, увеличить объемы производства и экспорта конкурентоспособной, инновационной и наукоемкой продукции.
24 мая 2024 г. в Ашхабаде главы правительств стран Содружества утвердили Концепцию сотрудничества в сфере энергетики на период до 2035 г., План действий по оптимизации инфраструктуры и развитию международных транспортных коридоров, проходящих по территориям государств – участников СНГ, на период до 2030 г., Концепцию дальнейшего развития сотрудничества в области химической промышленности и ряд других документов; 12 декабря 2024 г. в Москве подписали Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в развитии гражданского судостроения и производства судового комплектующего оборудования, Меморандум о сотрудничестве государств – участников СНГ в области цифровой трансформации транспортного комплекса, а также утвердили Программу развития сотрудничества государств – участников СНГ в области изучения, использования, охраны и мониторинга подземных вод на период до 2030 г. и План мероприятий по ее реализации.
Несмотря на сложную геополитическую обстановку, товарооборот между государствами Содружества продолжает расти. За первые три квартала 2024 г. объем торговли России со странами СНГ увеличился на 11,2% и составил 83,5 млрд долл. США. На долю СНГ во внешнеторговом обороте России в 2024 г. пришлось 16% (в 2023 г. – 14,6%).
Активно развиваются в формате Содружества контакты в культурно-гуманитарной области на основе Соглашения о гуманитарном сотрудничестве государств – участников СНГ от 26 августа 2005 г., которое охватывает вопросы науки, культуры, образования, информации, туризма, спорта.
Деятельность СНГ в гуманитарной сфере координирует Совет по гуманитарному сотрудничеству государств – участников СНГ (СГС), соглашение о создании которого было подписано на СГГ в Минске 28 ноября 2006 г.
На заседании СГП в Душанбе 25 мая 2006 г. подписан Договор о создании Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС). Его участниками являются Азербайджан (с июня 2008 г.), Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия (с июля 2014 г.), Россия, Таджикистан и Узбекистан.
При поддержке СГС и МФГС проводятся крупные культурные и общественные мероприятия, реализуются совместные издательские, молодежные и образовательные проекты. С 2006 г. Фондом реализовано более 1100 проектов в гуманитарной сфере.
Положительно зарекомендовала себя практика объявления в Содружестве тематических годов в гуманитарной сфере. 2025 г. объявлен Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне – Годом Мира и Единства в борьбе с нацизмом, 2026 г. – Годом охраны здоровья, 2027 г. – Годом правового просвещения.
17-19 сентября 2024 г. в Уфе прошел XVII Форум творческой и научной интеллигенции «Содружество Независимых Государств: общие ценности и многообразие культур», в котором приняли участие порядка 200 представителей стран СНГ. Основными темами мероприятия были волонтерство и 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. XVIII Форум запланирован на май 2025 г. в Таджикистане.
В сфере культуры между государствами СНГ действуют соглашения: о сотрудничестве в области культуры (от 15 мая 1992 г.); о сотрудничестве в области кинематографии (от 10 февраля 1995 г.); о сотрудничестве в области книгоиздания, книгораспространения и полиграфии (от 16 апреля 2004 г.), в области музейного дела (от 31 мая 2019 г.). 26 мая 1995 г. было подписано Соглашение о создании Совета по культурному сотрудничеству государств – участников СНГ (его очередное XXXIX заседание состоялось 14 сентября 2024 г. «на полях» X Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур).
Продолжается работа в рамках Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества». В 2025 г. ею был объявлен азербайджанский Лачин, в 2026 и 2027 гг. – Мегри (Армения) и Молодечно (Белоруссия) соответственно.
Развивается взаимодействие в области спорта. По российской инициативе в 2019 г. был учрежден крупный проект – Игры стран СНГ. Первые Игры прошли в Казани в сентябре 2021 г., вторые – в августе 2023 г. в Минске, третьи запланированы на октябрь 2025 г. в Гяндже (Азербайджан). В соревнованиях участвуют сборные команды государств СНГ по олимпийским, неолимпийским и национальным видам спорта. В 2023 г. запущена Межгосударственная программа «Спортивные столицы Содружества» (в 2025 г. – азербайджанский Гянджа, в 2026 г. – Алма‑Ата). На заседании СГП 26 октября 2023 г. в Бишкеке принято Решение «О Чемпионате (Первенстве, Кубке) СНГ», утверждено соответствующее Положение. Выполнен Календарный план проведения чемпионатов (первенств, кубков) в рамках СНГ на 2024 г. (10 соревнований). На СГП 24 мая 2024 г. Ашхабад объявлен Городом новых спортивных возможностей Содружества.
В научно-техническом взаимодействии особая роль отводится области инноваций. Координацию этого направления осуществляет Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах. В 2011 г. учрежден Совет по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств – участников СНГ. Реализуется Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 г. Раз в два года, начиная с 2016 г., проводятся форумы ученых государств СНГ.
Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. определило вектор развития многостороннего взаимодействия в этой сфере, акцентировав стремление государств-участников к осуществлению согласованной образовательной политики. В 1997 г. был учрежден отраслевой Совет в области образования.
Соглашение о формировании единого (общего) образовательного пространства Содружества подписано в Москве 17 января 1997 г. Оно предусматривает координацию деятельности в области образования, подготовки и аттестации научных и педагогических кадров; разработку правовой базы по вопросам взаимодействия в области образования, установления требований к документам об образовании и механизма взаимного признания эквивалентности дипломов, ученых степеней и званий.
Перспективным проектом на образовательном треке стало инициированное Российским университетом дружбы народов в 2008 г. создание Сетевого университета (СУ) СНГ в форме консорциума ведущих вузов стран Содружества (входят 49 вузов). 29 мая 2020 г. подписано Соглашение об учреждении и функционировании СУ (вступило в силу 11 апреля 2021 г.).
Значительную в процессе формирования единого информационного пространства СНГ играют Совет руководителей информационных агентств (Информсовет, с 2023 г. его председателем является гендиректор ТАСС А.О.Кондрашов), Совет руководителей государственных и общественных телерадиоорганизаций государств – участников СНГ, Межгосударственный совет по сотрудничеству в области периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии, Межгосударственный совет по научно-технической информации, а также Межгосударственная телерадиокомпания «Мир» (ее Концепция была утверждена СГГ в 2012 г. в Ялте).
На заседании СГП в Москве 25 ноября 2005 г. подписано Соглашение государств – участников СНГ о сотрудничестве в сфере работы с молодежью. Функционирует Совет по делам молодежи государств – участников СНГ. Реализуется Международный проект «100 идей для СНГ», нацеленный на расширение участия молодых граждан стран Содружества в интеграционных процессах. Выполняется Концепция развития сотрудничества государств – участников СНГ в поддержке молодежного добровольческого (волонтерского) движения. Успешно реализуется проект «Молодежная столица СНГ». В 2025 г. ею является Габала (Азербайджан), в 2026 г. этот статус перейдет к Капану (Армения).
Набирает обороты сотрудничество в правочеловеческой сфере в рамках Комиссии по правам человека СНГ (КПЧ) и Комиссии уполномоченных по правам ребенка (омбудсменов) государств – участников СНГ. В 2024 г. состоялось по два заседания этих органов. Обобщены результаты анализа национальных нормативных актов в области обеспечения прав мигрантов в государствах СНГ. Повышенное внимание уделялось тематике молодежи и защиты детей от деструктивного контента в Интернете. На СГГ в Москве 8 октября 2024 г. представлен первый ежегодный доклад о деятельности КПЧ, подготовленный Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Т.Н.Москальковой (председатель Комиссии в 2024-2025 гг.).
В сфере здравоохранения действуют отраслевой Совет по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ и его рабочий орган – Координационный совет по проблемам санитарной охраны территорий государств – участников СНГ от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней. На заседании СГП 28 мая 2021 г. в Минске подписано Соглашение о сотрудничестве в области санитарной охраны территорий государств – участников СНГ и утвержден Среднесрочный план совместных действий государств – участников СНГ по противодействию распространению инфекционных болезней на их территории. 28 октября 2022 г. в Астане подписано Соглашение о сотрудничестве по предупреждению и реагированию на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера.
Большое практическое значение имеет правоохранительное взаимодействие в рамках СНГ. Государства Содружества рассматривают борьбу с терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, коррупцией, киберугрозами, отмыванием финансовых средств, полученных преступным путем, как один из важнейших факторов поддержания стабильного развития всего региона. Серьезное внимание уделяется совместному обеспечению безопасности внешних границ СНГ.
Активно задействуется в этих целях потенциал Совета командующих Пограничными войсками и соответствующих органов отраслевого сотрудничества: Совета руководителей органов безопасности и специальных служб, под общим руководством которого действуют Антитеррористический центр государств – участников СНГ и его отделение по Центральноазиатскому региону в Бишкеке; Совета министров внутренних дел и руководимого им Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ; Координационного совета генеральных прокуроров, Межгосударственного совета по противодействию коррупции, Совета руководителей подразделений финансовой разведки, Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований, а также Совета руководителей пенитенциарных служб.
Важное место во взаимодействии России с другими странами Содружества отводится ежегодно проводимым с 2013 года встречам секретарей советов безопасности государств – участников СНГ для обмена мнениями и выработки совместных действий по острым проблемам обеспечения безопасности на пространстве СНГ (последняя такая встреча прошла в Москве 7 ноября 2024 г.).
На заседании СГГ 18 декабря 2020 г. принято Совместное заявление глав государств – участников СНГ о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, которое положило начало новому этапу сотрудничества на этом направлении.
Системность и согласованность деятельности компетентных органов стран Содружества обеспечивается в том числе благодаря ряду целевых программ: по борьбе с преступностью (на 2024-2028 гг.); с терроризмом и экстремизмом (на 2023-2025 гг.); по укреплению пограничной безопасности на внешних границах (на 2021-2025 гг.); в области дерадикализации (на 2025-2027 гг.). Ведется работа над проектом программы укрепления пограничной безопасности на внешних границах на 2026-2030 гг. Развивается и совершенствуется договорно-правовая база в правоохранительной сфере. На СГП 12 декабря 2024 г. подписано Соглашение о подготовке кадров для пенитенциарных служб государств – участников СНГ.
Сотрудничество в военной сфере обеспечивают Совет министров обороны государств – участников СНГ и его рабочие органы. На заседании СМО в Минске 3 июля 2024 г. председателем Совета избран Министр обороны Российской Федерации А.Р.Белоусов. Последнее заседание прошло 12 ноября 2024 г. в Москве. Основные усилия сконцентрированы на выполнении Концепции военного сотрудничества государств – участников СНГ до 2025 г. от 18 декабря 2020 г. (проект концепции до 2030 г. одобрен СМО 12 ноября 2024 г. и будет вынесен на СГГ в Душанбе 10 октября 2025 г.) и других основополагающих документов в этой области. Углублению кооперации на военном направлении способствуют подписанные в 2020 г. Соглашение о Совместной (объединенной) системе связи вооруженных сил государств – участников СНГ и Соглашение о Совместном инженерном подразделении гуманитарного разминирования вооруженных сил государств – участников СНГ. Задачам обеспечения коллективной безопасности отвечают совместные системы военного назначения стран СНГ (противовоздушной обороны, контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки, совместная система связи и автоматизации и др.).
Большое внимание уделяется взаимодействию парламентариев стран Содружества. Межпарламентская Ассамблея государств – участников СНГ (МПА) функционирует на основе Устава СНГ, Соглашения о Межпарламентской Ассамблее государств – участников СНГ от 27 марта 1992 г. (далее – Соглашение) и Конвенции о Межпарламентской Ассамблее государств – участников СНГ от 26 мая 1995 г. (далее – Конвенция). Участниками МПА являются Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. С 2014 г. Украина фактически приостановила свое участие в МПА, а в мае 2023 г. уведомила Исполком СНГ о выходе из Соглашения (прекратило действие для Киева 18 ноября 2023 г.). Конвенцию Украина не подписывала. В августе 2023 г. Молдавия уведомила Исполком СНГ о выходе из Конвенции (прекратила действие для Кишинева 8 февраля 2024 г.), уведомления о выходе из Соглашения от Молдавии не поступало. Туркменистан не подписывал упомянутые Соглашение и Конвенцию, однако регулярно присутствует на мероприятиях Ассамблеи в качестве приглашенной стороны. Статус наблюдателя при МПА СНГ 16 ноября 2006 г. предоставлен Волеси Джирге (нижней палате парламента) Афганистана, 21 ноября 2024 г. – Азиатской парламентской ассамблее, Центральноамериканскому парламенту и Международному Комитету Красного Креста.
МПА поддерживает контакты со многими международными организациями и органами, включая ООН, МПС, ВОИС, ЮНЕСКО, ЮНИДО, ПАРЛАТИНО, Панафриканским парламентом и другими.
Ассамблея формируется из парламентских делегаций стран СНГ. Организацию ее деятельности осуществляет Совет МПА, состоящий из руководителей парламентских делегаций. Председателем Совета с 2011 г. является Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко. Постоянно действующим рабочим органом Совета Ассамблеи является Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем (c 18 апреля 2019 г. – представитель России Д.А.Кобицкий). Работа МПА включает пленарные заседания, а также заседания органов Ассамблеи. Последнее 57-е пленарное заседание Ассамблеи состоялось в Бишкеке 22 ноября 2024 г.
Принимаемые МПА модельные законодательные акты составляют основу законотворческой деятельности Ассамблеи, которая нацелена на создание единого правового пространства путем сближения и гармонизации национального законодательства. Модельные акты носят рекомендательный характер и после их одобрения МПА направляются для использования в национальные парламенты. Всего МПА СНГ принято более 700 документов, из них свыше 400 модельных законов и 100 рекомендаций, направленных на гармонизацию национальных правовых систем.
МПА также осуществляет мониторинг выборов и референдумов в государствах Содружества и (реже) за его пределами. Его правовой основой являются Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ от 7 октября 2002 г. и Положение о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках СНГ (утверждено СМИД 26 марта 2004 г.). 10 февраля 2006 г. решением Совета МПА создан Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан, который оказывает содействие МПА в процессе наблюдения за выборами в государствах Содружества, проводит обучение международных наблюдателей из стран СНГ.
На СГГ в Астане 14 октября 2022 г. было подписано Соглашение о создании Консультативного совета руководителей избирательных органов государств – участников СНГ в целях укрепления сотрудничества и обмена опытом в электоральной области, а также содействия совершенствованию избирательных процессов в странах Содружества. Последнее заседание Совета прошло в Минске 24 января 2025 г.
По приглашению государства, проводящего выборы, Исполком СНГ формирует мониторинговые миссии, в состав которых входят представители МПА, национальных избирательных комиссий и органов государственной власти, парламентарии стран Содружества. Всего с 1994 г. организовано более 150 миссий наблюдателей. За это время сложилась собственная методика наблюдений, не уступающая методикам других международных организаций. В 2024 г. наблюдатели от СНГ вели мониторинг на внеочередных выборах Президента Азербайджанской Республики (7 февраля), парламентских выборах в Белоруссии (25 февраля), выборах Президента Российской Федерации (15-17 марта), парламентских выборах в Азербайджане (1 сентября), референдуме в Казахстане по вопросу строительства атомной электростанции (6 октября), парламентских выборах в Узбекистане (27 октября), в 2025 г. – на выборах Президента Белоруссии (26 января) и парламентских выборах в Таджикистане (2 марта).
24 мая 1996 г. Устав СНГ был зарегистрирован в Секретариате ООН. Каждые два года Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию о сотрудничестве между ООН и СНГ (последняя – от 21 ноября 2022 г.). С марта 1994 г. СНГ имеет статус наблюдателя в ГА ООН. Аналогичный статус предоставлен Содружеству в ЮНКТАД (19 апреля 1994 г.).
Исполком СНГ поддерживает отношения с исполнительными структурами более 20 международных организаций, с 15 из которых заключены соглашения о сотрудничестве (Управление ООН по наркотикам и преступности, Отделение ООН в Женеве, секретариаты ЮНКТАД, ЕЭК ООН, ЮНЭЙДС, ОДКБ, ШОС, Генсекретариат Латиноамериканской ассоциации интеграции, Администрация МОМ и др.).
13 октября 2023 г. по инициативе Президента Республики Казахстан К.-Ж.К.Токаева главами государств было принято решение об учреждении в СНГ статусов наблюдателя и партнера, что позволит Содружеству наладить сотрудничество с другими государствами и международными организациями в сферах, представляющих взаимный интерес.