17:33

Выступление руководителя Делегации Российской Федерации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Ю.Д.Ждановой на 1107-м пленарном заседании Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, 28 мая 2025 года

910-29-05-2025

Пункт повестки дня: «Диалог в области безопасности»

Тема: «Кодекс поведения ОБСЕ, касающийся военно-политических аспектов безопасности»

 

При принятии повестки дня

Уважаемая госпожа Председатель,

Делегация Российской Федерации неоднократно обращала внимание сменяющихся Председательств на ненормальность ситуации с происходящей из года в год отменой одного из основных мероприятий годового цикла в рамках военно-политического измерения ОБСЕ – Ежегодного обсуждения выполнения Кодекса поведения, касающегося военно-политических аспектов безопасности (КП). На прошлом пленарном заседании мы должным образом отфиксировали Ваше заявление об «отсутствии консенсуса» по данному вопросу в 2025 году и обратились к Вам с призывом подкрепить это утверждение обращениями государств-участников, которые выступают против проведения указанного мероприятия. К сожалению, просьба делегаций Российской Федерации и Республики Беларусь осталась без ответа.

Хотела бы подчеркнуть, что согласно п. II(А)2 Правил процедуры ОБСЕ «консенсус определяется как отсутствие какого бы то ни было возражения со стороны того или иного государства-участника против принятия решения по рассматриваемому вопросу». Информацией о таких возражениях наша Делегация не располагает, поэтому на сегодня говорить об «отсутствии консенсуса», по крайней мере, преждевременно.

Очередная отмена Ежегодного обсуждения КП является нарушением решения Форума № 12/11, фиксирующего согласие всех государств-участников ОБСЕ «придать регулярный характер целенаправленному обсуждению КП путём ежегодного проведения специального однодневного совещания…» (FSC.DEC/12/11 от 19 октября 2011 года). На это нарушение Вас толкают государства-участники, пожелавшие остаться анонимными. Это неприемлемая ситуация, которая противоречит базовым принципам работы ФСОБ как автономного директивного органа ОБСЕ, в том числе принципу транспарентности.

Вынуждены также отметить, что проводимые сменяющимися Председательствами «Диалоги в области безопасности», посвящённые выполнению КП, не могут подменять собой Ежегодные обзоры. Как показывает практика, зачастую эти мероприятия становятся трибуной для политизации, антагонизации, разжигания дополнительной конфронтации на ФСОБ, что в конце концов приводит к искажению сути, целей и задач этого документа. Рассчитываем, что Председательство Эстонии сделало выводы из плачевного опыта своих предшественников и приложит усилия для сбалансированного обсуждения, учитывающего весь спектр мнений государств-участников от Ванкувера до Владивостока.

Благодарю Вас, госпожа Председатель.

 

При обсуждении пункта повестки дня

Госпожа Председатель,

Признательны за организацию «Диалога в области безопасности» по проблематике Кодекса поведения. Отмечаем выступления основных докладчиков и состоявшуюся по их итогам небезынтересную дискуссию. В русле сегодняшнего обсуждения гуманитарных аспектов КП подчёркиваем чрезвычайную важность контактов по линии Уполномоченных по правам человека в России и на Украине.

Российская Федерация придаёт большое значение Кодексу поведения ОБСЕ, который на протяжении трёх десятилетий остаётся уникальным универсальным сводом правил, регулирующих деятельность государств в военно-политической сфере. Поскольку сегодня Председательство Эстонии предложило делегациям сосредоточиться на его внутригосударственных элементах – Главах VII и VIII, посвящённых обеспечению демократического контроля над вооружёнными силами, – мы хотели бы поделиться передовой национальной практикой в этой области.

Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность органов государственной власти и Вооружённых Сил Российской Федерации, военизированных сил и сил внутренней безопасности по обеспечению стабильности и безопасности нашей страны, основывается на положениях Конституции и предусматривает, что непосредственный контроль за деятельностью ВС в пределах своих полномочий осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, Счётная палата и органы прокуратуры.

Центральное звено в гарантировании обороны закреплено за Вооружёнными Силами, которые предназначены для отстаивания суверенитета, территориальной неприкосновенности и защиты российских граждан от вооружённого нападения. В мирное время обеспечивается постоянная готовность ВС и других войск к сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, равно как и защите Российской Федерации и её союзников в соответствии с нормами международного права и международными договорами. Основными задачами наших войск в военное время являются отражение агрессии против России и её союзников, нанесение поражения войскам (силам) агрессора, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам нашей страны и её союзников.

Важно подчеркнуть, что в соответствии с Конституцией общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. В рамках военно-политической подготовки наши офицеры досконально изучают Устав внутренней службы ВС России, Наставление по международному гуманитарному праву (МГП) для ВС России, а также ряд иных документов, регламентирующих подготовку и ведение боевых действий. Как неоднократно заявляло высшее военно-политическое руководство нашей страны, в рамках специальной военной операции поражаются исключительно военные цели, объекты военно-промышленного комплекса и связанная с ними инфраструктура. Все цели СВО будут достигнуты.

Госпожа Председатель,

На этом российская Делегация могла бы завершить своё выступление, однако мы вынуждены отреагировать на озвученные сегодня рядом государств-участников ОБСЕ инсинуации, направленные против Российской Федерации. Представители этих государств в принципе любят порассуждать о «военных преступлениях», проводят специальные международные конференции, грозят трибуналами, сыплют фальшивками «о тысячах преступлений русских». Но давайте посмотрим, что они пытаются скрыть посредством нагнетания этого «информационного шума».

В частности, сегодня и докладчики, и государства-участники говорили о важности соблюдения МГП. Мы также исходим из этих пониманий. В то же время мы видим, что без реакции западных стран ОБСЕ остаётся статистика преступлений вооружённых формирований Украины против гражданского населения за период с 2014 года. По данным Следственного комитета Российской Федерации, в результате агрессии Киева установлена гибель порядка 5,5 тыс. мирных жителей Донбасса. Установлено, что ВСУ применяют по гражданским объектам системы залпового огня, тяжёлое наступательное вооружение неизбирательного действия производства стран-членов НАТО, включая РСЗО М142 HIMARS, управляемые крылатые ракеты Storm Shadow и ракеты AGM HARM. В рамках расследования этих преступлений были предъявлены обвинения 71 лицу из числа высшего военного и политического руководства Украины, которые принимали преступное решение о проведении так называемой антитеррористической операции на юго-востоке этой страны.

После начала СВО украинские вооружённые формирования продолжили массированные обстрелы территорий Донбасса с целью уничтожения гражданской инфраструктуры и объектов жизнеобеспечения. Киевский режим постоянно атакует территории российских регионов. Для этого применяются натовские ракеты. Эти действия приводят к гибели мирных жителей. Наибольшее количество атак отмечено в Белгородской, Брянской, Курской и Ростовской областях, Краснодарском крае, Республике Крым и Севастополе. Хотелось бы поинтересоваться: как всё упомянутое стыкуется с заложенными в Кодекс поведения целями «демократического контроля над вооружёнными силами как незаменимого элемента стабильности и безопасности» (п. 20 Кодекса), а также «обеспечением и поддержанием эффективного руководства и контроля над своими военными силами…» (п. 21)?

Не менее ужасающей страницей, свидетельствующей о жестокости украинских вооружённых формирований и иностранных наёмников, стала провалившаяся попытка вторжения в Курскую область Российской Федерации, по итогам которой вскрываются многочисленные факты пыток, насилия, мародёрства и издевательств над мирным населением. Так, 18 января в подвалах жилых домов н.п. Русское Поречное были обнаружены тела замученных и убитых местных жителей. В ходе предварительного следствия установлена причастность к данному преступлению ряда украинских военнослужащих из 92-й отдельной штурмовой бригады. Среди них – военнослужащий Е.Фабрисенко, который дал признательные показания и подозревается в убийстве 22 мирных жителей и в физическом насилии над восьмью женщинами. Может быть, мы услышим сегодня: преступления в Русском Поречном являются следствием приказов руководства Украины или же в Курской области действовали неподконтрольные Киеву формирования головорезов?

Одна из наиболее острых проблем, с которой сталкивается население нашей страны в последние недели на фоне возобновления переговоров по урегулированию, – это массированные атаки с применением роев БПЛА различных видов, которые приводят к гражданским жертвам. Следственным комитетом Российской Федерации установлено, что в данном случае организаторами атак с применением ударных БПЛА самолётного типа являются представители руководства Украины. Возникает очередной вопрос: всё это – демократический контроль над вооружёнными силами со стороны украинского руководства или речь всё же идёт об осуществлении террористической деятельности?

Весьма показательно и то, что государства «коллективного Запада», покрывающие и поощряющие киевский режим, цинично отводят глаза от этих преступных деяний и, несмотря ни на что, продолжают санкционировать поставки вооружений киевскому режиму. Они дружно и дисциплинировано делают вид, что ничего страшного не происходит, хотя это является нарушением МГП и Женевских конвенций.

Госпожа Председатель,

В завершение несколько слов о принципах КП, относящихся к выстраиванию межгосударственных отношений в регионе ОБСЕ. Эта часть Кодекса в последние годы попросту вымарывается из программы работы ФСОБ, а ведь именно нарушение входящих в неё основополагающих принципов привело к глубокому кризису безопасности в регионе ОБСЕ.

К сожалению, некоторые западные государства вспоминают о положениях Кодекса поведения лишь тогда, когда это им выгодно. Они часто высказываются по вопросам урегулирования конфликтов в различных точках мира, однако эти громкие заявления не мешают им самим нарушать МГП, пренебрегать элементарными принципами морали. Так было в Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии... Я уже предвосхищаю голоса некоторых коллег: какое отношение эти страны имеют к Кодексу? Ведь это не Европа… Отвечу им вопросом на вопрос: а что, у вас два набора стандартов – один для «цветущего сада», а другой – для «всех остальных»? С вашей точки зрения, можно, к примеру, развязать войну во Вьетнаме или Ираке, совершать пытки и массовые расстрелы безоружных в Афганистане, можно признать независимость Косово, а затем утверждать, что всё вышеупомянутое не является прецедентом. Вам не напоминает это известную антиутопию «1984» Дж.Оруэлла?

Кстати, сегодня впору поставить вопрос не только о демократическом контроле над вооружёнными силами, но также и о контроле над использованием поставляемого Западом киевскому режиму оружия. Объёмы осуществляемых западными странами дестабилизирующих поставок вооружений и военной техники беспрецедентны, равно как и их масштаб использования против невоенных целей на территории Российской Федерации. Выступающим здесь западным коллегам следовало бы в порядке транспарентности поделиться с нами информацией о том, какую баснословную прибыль получили их ВПК за почти три года военной поддержки Украины, как обогатились на крови и трагедии украинцев и русских ваши оружейные компании, а ваши оборонные ведомства благополучно избавились от старой военной техники, которую все равно необходимо было бы утилизировать. А уж о том, как «демократично» всё это «железо» используют украинские вооружённые формирования против гражданских, мы сегодня уже говорили. Всё это никак не коррелирует с положениями Кодекса.

Подчеркнём и следующее. Выбор Североатлантического альянса в пользу географического расширения за счёт включения в него государств Центральной и Восточной Европы, а затем «ползучего» освоения постсоветского пространства нанёс ущерб развитию и укреплению общеевропейских институтов, прежде всего, ОБСЕ. Сегодня страны НАТО беспрерывно наращивают своё военное присутствие вблизи российских границ, работают над повышением оперативности переброски сил на «восточный фланг», а их курс на евро-атлантическое поглощение Украины продолжает подогревать конфликт.

Исходим из того, что восстановление уважения западными участниками принципов неделимости безопасности и необеспечения безопасности за счёт других государств (пункт 3) способно оздоровить военно-политическую обстановку на континенте. Мы в принципиальном плане готовы к сотрудничеству на основе взаимного уважения интересов друг друга, но без конструктивного подхода «западного лагеря» к выстраиванию межгосударственных отношений в духе Кодекса поведения подвижек достичь не удастся.

Благодарю за внимание.

 


Некорректно указаны даты
Дополнительные инструменты поиска