10:34

Статья заместителя директора Департамента внешнеполитического планирования МИД России А.В.Трофимова для научного журнала «Проблемы национальной стратегии» Российского института стратегических исследований (РИСИ), № 2, 2025 год

805-16-05-2025

Безопасность на пространстве Евразии: архитектура, которая объединяет

 

«Мир неделим. <…> Нет безопасности лишь в собственном мире и спокойствии, если не обеспечен мир соседей – ближних и дальних» (из речи Народного комиссара по иностранным делам СССР М.М.Литвинова в Совете Лиги Наций, 17 января 1935 года)

«Россия стремится к преобразованию Евразии в единое общеконтинентальное пространство мира, стабильности, взаимного доверия, развития и процветания» (Концепция внешней политики Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 года № 229)

Президент России В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 29 февраля 2024 года отметил необходимость работать над тем, чтобы уже в обозримой перспективе сформировать контур равной и неделимой безопасности в Евразии. Глава государства выразил готовность к предметному разговору по этой теме со всеми заинтересованными странами и объединениями континента.

Три с половиной месяца спустя, 14 июня, Президент России В.В.Путин, выступая в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, выдвинул инициативу создания архитектуры евразийской безопасности. Президент поручил наладить диалог с потенциальными участниками будущей системы с учётом того, что она должна быть открыта для всех государств континента.

Таким образом было объявлено о важнейшем внешнеполитическом начинании, направленном на то, чтобы совместно с партнёрами проработать варианты обеспечения безопасности на пространстве Евразии. Российская инициатива – не дань моде или ситуативный ответ на развёрнутую Западом гибридную войну против нашей страны. Это элемент долгосрочной стратегии сильной державы, которая всегда была значительной частью Евразийского континента, последовательно и системно руководствовалась курсом на продвижение прагматичного, конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества со всеми участниками международного общения. Особая роль эта идея приобретает на фоне процессов утверждения многополярного мира, поскольку по своей сути она призвана способствовать развитию данной тенденции.

 

Немного истории

Срединное географическое положение России – на континенте, где Русский мир соседствует с другими цивилизациями (китайской, арабо-мусульманской, персидской, индийской, европейской), – а также политический и экономический вес нашей страны, глубокие традиционные связи с большинством культур и народов Евразии предопределяют необходимость её активного участия в обеспечении стабильности и безопасности, как собственной, так и соседних стран и народов. Это закономерно. За нашими плечами – продолжительный опыт государственности, вовлечение в хитросплетения политических и экономических связей и в Европе, и в различных субрегионах Азии. Мы неизбежно оказывали влияние на процессы в обеих частях света. Справедливо и обратное: результатом сложного хода истории стало осознание политическим руководством России её особой ответственности за обеспечение мира на региональном и глобальном уровнях.

В разные эпохи эта ответственность имела различные проявления. Из событий XIX века можно вспомнить инициативу российского императора Александра I о создании Священного союза. Это не что иное, как идея формирования общего пространства безопасности для Российской империи и монархий Европы того времени, попытка согласовать «правила игры», обеспечить устойчивость политической власти вовлечённых в данный процесс держав. Созданный после разгрома наполеоновской Франции при ведущей роли России «европейский концерт» (Венский конгресс 1814-1815 гг.), исключавший гегемонию какой-либо одной страны, на десятилетия избавил Европу от разрушительных войн.

Во второй половине XX века уже Советский Союз неизменно стремился к сохранению баланса сил. Важными механизмами на данном пути являлись Организация Варшавского договора и предоставление Москвой гарантий безопасности своим соседям и союзникам, разделявшим с ней понимание того факта, что свою безопасность невозможно эффективно гарантировать в ущерб безопасности других.

Эта линия стала развитием выдвинутой Наркомом иностранных дел М.М.Литвиновым в 1930-е гг. концепции «неделимого мира». Международное сообщество того времени оказалось свидетелем усилий, направленных на создание архитектуры международных отношений, которая включала бы в себя СССР как полноправного участника и была нацелена на снижение рисков и обеспечение справедливого сотрудничества.

Уместно упомянуть и то, что благодаря сформированной при ключевой роли советской дипломатии Ялтинско-Потсдамской системе на долгие десятилетия был установлен мир и глобальная стабильность.

 

Крах евро-атлантической концепции

После распада СССР попытки России стать частью процесса сотрудничества в области безопасности были связаны с евро-атлантическими схемами, уходящими корнями в политику позднего этапа холодной войны. Наша страна выступала инициатором создания системы, опирающейся на ведущую роль Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и различные договорённости с НАТО и ЕС. В её основу были положены такие фундаментальные документы, как Хельсинкский Заключительный акт 1975 года, Парижская хартия для новой Европы 1990 года, Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) 1990 года, Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора 1997 года, Хартия европейской безопасности 1999 года и Астанинская декларация «Навстречу сообществу безопасности» саммита ОБСЕ 2010 года.

Как сказал Президент России В.В.Путин, «…после окончания острой военно-идеологической конфронтации у мирового сообщества был уникальный шанс построить надёжный, справедливый порядок в области безопасности. Для этого требовалось не так уж и много – простая способность слушать мнение всех заинтересованных сторон, взаимная готовность их учитывать. Наша страна была настроена именно на такую конструктивную работу»[1].

Однако у стран Запада возобладал другой подход. Выяснилось, что США и их союзники по Североатлантическому альянсу изначально не собирались учитывать интересы России. Они не планировали выполнять взятые на себя в рамках ОБСЕ политические обязательства – уважать принцип равной и неделимой безопасности в Евро-Атлантическом регионе. А он состоит в том, что каждому государству должно быть обеспечено равное право на безопасность в соответствии с его национальными интересами, поэтому ни одна страна, ни группа стран не должны получать преимущество над другими при реализации этого права. Иными словами, каждое государство вправе свободно выбирать или менять способы обеспечения собственной безопасности, в том числе придерживаться нейтралитета. При этом не допускается укреплять свою безопасность за счёт безопасности других и наделять какую-либо страну, группу стран или организацию преимущественной ответственностью за поддержание мира и стабильности. Следовательно, практическое воплощение указанного принципа возможно только на основе взаимности, как это предусмотрено Концепцией внешней политики России[2].

Именно страны НАТО и Евросоюза разрушили военно-политическое измерение ОБСЕ. Были фактически дезавуированы данные советскому руководству заверения о нерасширении альянса на восток. С 1999 по 2024 год состоялось семь волн расширений, в результате состав военного блока увеличился вдвое – с 16 до 32 государств. Члены НАТО с подачи Соединённых штатов отказались ратифицировать Соглашение об адаптации ДОВСЕ, обнулили значение Венского документа о мерах укрепления доверия и безопасности в Европе (1999 года и его обновлённой версии 2011 года). Сами американцы своими действиями «похоронили» Договор по открытому небу 1992 года, а также в одностороннем порядке вышли из договоров по противоракетной обороне 1972 года и о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1988 года.

Юридически обязывающие гарантии безопасности союзники по НАТО были готовы предоставлять только тем, кто входит в состав альянса. В целом же на Западе считали, что любая возможная архитектура безопасности в Европе должна быть натоцентричной и, соответственно, предполагать контролирующее участие Вашингтона в обеспечении военно-политической стабильности.

Российская сторона неизменно указывала на ошибочность курса, избранного элитами Запада. Уместно вспомнить слова Президента России В.В.Путина о том, что мы не просто критиковали и предупреждали, а предлагали варианты, конструктивные решения, подчёркивали важность выработки устраивавшего всех механизма европейской и мировой безопасности[3]. Нас не просто не слушали, а смахивали со стола все российские инициативы, как, в частности, проект Договора о европейской безопасности 2008 года или проекта соглашений России с США и НАТО о гарантиях безопасности 2021 года.

В результате все механизмы евро-атлантической безопасности были полностью дискредитированы из-за неготовности их участников учитывать жизненные интересы нашей страны, применять по отношению к России принцип неделимости безопасности. Сохранять действующую архитектуру, развёрнутую в Евро-Атлантическом регионе, невозможно – она потерпела крах.

 

Нарастание напряжённости в Евразии

С недавних пор Североатлантический альянс претендует на главенствующую роль не только в традиционной зоне своей ответственности, но и на всём пространстве Евразии. Как заявлено в документах НАТО, угрозы в её адрес исходят из Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), поэтому альянс и вознамерился утвердить своё военное доминирование на востоке Евразии. На саммите в Мадриде в 2022 году было объявлено о связанности безопасности в Евро-Атлантике и так называемом Индо-Тихоокеанском регионе[4], и под этим лозунгом альянс внедряется в АТР. США при прежней администрации и их сателлиты размывали инклюзивные механизмы, десятилетиями выстраиваемые вокруг Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), сколачивали межгосударственные конфигурации, разного рода «тройки» и «четвёрки», под американским началом, проводили политику «двойного сдерживания» Китая и России, оказывали давление на КНДР.

Кроме того, НАТО стремится создать точки опоры для закрепления в Закавказье. После 20-летней оккупации Афганистана, США и их союзники сегодня хотят вклиниться в хрупкий процесс стабилизации обстановки в этой стране, изобретают предлоги для возобновления своего военного присутствия в государствах Центральной Азии, совершают попытки милитаризации Арктики.

Более драматично развивается ситуация в ближневосточной части Евразии. Односторонний выход США из договорённостей по иранской ядерной программе, одобренных Советом Безопасности ООН, упорное стремление Вашингтона монополизировать процесс арабо-израильского урегулирования, совокупность деструктивных шагов на сирийском направлении обернулись катастрофическими последствиями, поставив этот стратегически важный регион на грань полной дестабилизации.

В первой половине 2025 года общее состояние международной политики отличается повышенной турбулентностью и неопределённостью сценариев дальнейшего развития. Действия новой администрации США на мировой арене существенно меняют привычную картину: наблюдаются нарастание напряжённости в западном лагере и реконфигурация сил и интересов в Евро-Атлантике. Одновременно США демонстрируют нацеленность на нормализацию российско-американских отношений. Вместе с тем противостояние по линии Россия – Запад остаётся одним из основных факторов, определяющих вектор и динамику международной ситуации. Гибридная война против нашей страны не останавливается. Нет серьёзных поводов говорить и о развороте тенденции к деградации военно-политической обстановки, вызванной курсом НАТО и ЕС на подрыв национальных интересов ведущих евразийских держав.

 

Конструктивная альтернатива

В наступившую эпоху многополярности решение вопросов безопасности на евразийском пространстве имеет решающее значение как с точки зрения купирования внешних угроз для России, так и в целях поддержания глобальной стабильности. Отечественная инициатива создания архитектуры равной и неделимой евразийской безопасности отвечает логике регионализации международных отношений, служит задачам построения мирового порядка на полицентричных началах, призвана ответить на весь массив угроз и вызовов безопасности по периметру и на территории континента.

Дело ещё и в том, что обостряются риски перерастания очагов напряжённости в масштабный конфликт, ставя под вопрос дальнейшее поступательное развитие всей Евразии. Сегодня именно здесь обеспечивается существенная доля роста мировой экономики и укрепляют свои позиции самостоятельные незападные центры многополярного мира. Евразийские государства имеют всё необходимое для того, чтобы воспользоваться преимуществами совместного проживания в интересах эффективного решения стоящих перед ними задач в различных областях и раскрытия потенциала многосторонних проектов с их участием. Опорой и гарантией такого сотрудничества призвана стать как раз устойчивая архитектура равной и неделимой безопасности, которая надёжно обеспечит защиту вовлечённых в неё стран от внешних, в том числе военных угроз.

Евразия, самый большой, развитый и богатый континент, не имеет своей общей организации. Однако на евразийской земле функционирует целый ряд субрегиональных структур. Они играют особую роль в укреплении безопасности и предоставляют необходимые возможности для налаживания работы по сопряжению интересов государств-участников. Это, в частности, Союзное государство России и Белоруссии, Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Содружество Независимых Государств (СНГ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), АСЕАН, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Все евразийские интеграционные структуры в перспективе могли бы объединить усилия и сформировать свою систему разделения труда, чтобы сэкономить ресурсы и гармонизировать экономические планы, стать частью комплексной архитектуры с развитыми горизонтальными связями. Импульс работе на данном направлении придала выдвинутая Президентом России В.В.Путиным в декабре 2015 года идея Большого евразийского партнёрства как максимально широкого контура в интересах расширения и либерализации торгово-инвестиционных контактов, реализации трансграничных инфраструктурных проектов, развития транспортно-логистической сети, гармонизации интеграционных процессов. В свою очередь, это закладывает прочный материальный фундамент для выстраивания архитектуры равной и неделимой евразийской безопасности. Так, одна из задач, поставленных главой российского государства в данном контексте, состоит в том, чтобы значительно активизировать диалоговый процесс между существующими в Евразии многосторонними организациями, что уже делается.

 

Цели и участники

Среди целей реализации инициативы ключевыми являются урегулирование региональных конфликтов и их предотвращение в будущем, развитие системы двусторонних и многосторонних гарантий безопасности, обеспечение комплексной защиты национальной и региональной безопасности от деструктивного воздействия внешних и внутренних вызовов.

Данное начинание базируется на понимании необходимости принятия государствами и многосторонними структурами Евразии на себя преимущественной ответственности за обеспечение собственной безопасности в соответствии с принципом «евразийским проблемам – евразийские решения», без вмешательства извне. Внерегиональные игроки, имеющие соответствующее стремление, могут оказывать содействие по запросу нуждающихся столиц, поддерживая подходы, которые согласовываются евразийскими странами. Именно такой линии мы придерживаемся при урегулировании спорных вопросов в Закавказье, на Ближнем Востоке, в Южной Азии, вокруг Афганистана и на Корейском полуострове.

Это, конечно, должно предполагать постепенное сворачивание военного присутствия внешних игроков на континенте. Негативный опыт вооружённого вмешательства в дела Вьетнама, Югославии, Ирака, Афганистана, Ливии, Сирии, Йемена должен быть учтён при выстраивании архитектуры безопасности в Евразии. Как отметил Президент России В.В.Путин, в нынешней ситуации этот тезис может показаться нереалистичным, но если мы создадим надёжную систему безопасности в будущем, то в присутствии внерегиональных военных контингентов просто не будет необходимости[5].

В данном контексте можно вспомнить исторический опыт созыва общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству. Эту тему затронул министр иностранных дел СССР А.А.Громыко ещё в апреле 1966 года в ходе своих встреч с итальянскими руководителями в Риме, которые поддержали предложение советского министра, но с поправкой – добавить к формулировке «совещание по безопасности в Европе» слова «и сотрудничеству». В готовом виде эта идея была озвучена в марте 1969 года на проходившей в Будапеште встрече лидеров стран Организации Варшавского договора. В апреле 1969 года инициатива Москвы обсуждалась на Совете НАТО в Вашингтоне и была в целом одобрена. Посредником между капиталистическими и социалистическими государствами стала Финляндия. В мае 1969 года президент Финляндии У.Кекконен направил ноты во все европейские столицы с призывом включиться в процесс выработки единой системы евробезопасности. Государства соцлагеря с идеей безоговорочно согласились. В качестве условия своего участия в переговорах капиталистические страны выдвинули требование привлечь к процессу США и Канаду, которое было удовлетворено[6]. Однако то, что сложилось в прежних условиях биполярного мира, на современном этапе становления многополярности выглядит как анахронизм.

Россия ведёт речь не о создании какой-либо организации или военно-политического блока. На неоднородном пространстве Евразии рассматриваемая нами архитектура может быть только составной – модульной и взаимопроникающей одновременно. Она предполагает множественность форматов, договорённостей и иных моделей сотрудничества заинтересованных сторон в сфере безопасности.

Отдельные евразийские государства будут сами определять конкретные области взаимовыгодного партнёрства и заключать между собой «перекрёстные» договорённости – двусторонние или многосторонние, создавать механизмы и институты для обеспечения совместных интересов в сфере безопасности. Иными словами, Россия предлагает перспективу формирования сетевой, а не иерархической системы, не предопределяя, какой она станет в итоге. Будет ли это предполагать, например, общеконтинентальную зонтичную структуру или периодически собирающееся совещание представителей высокого уровня или сложносоставную конструкцию с участием государств и их объединений.

Как сказал Президент России В.В.Путин, государства и региональные структуры Евразии сами должны выстроить комплекс работающих институтов, механизмов, договорённостей, которые реально служили бы достижению общих целей стабильности и развития. Это предусматривает и широкое обсуждение новой системы двусторонних и многосторонних гарантий коллективной безопасности.

Предлагаемая нашей страной архитектура евразийской безопасности может быть только инклюзивной. Мы не сводим дело к некой малой Евразии, основанной на связке России с соседями. Присоединиться к диалогу могут все государства, расположенные на континенте. Мы готовы к взаимодействию и с европейскими странами. Однако совместная работа возможна только с теми из них, которые отказались от враждебного курса по отношению к другим евразийским государствам, намерены следовать принципу неделимости безопасности, ориентироваться на прагматичное взаимоуважительное сотрудничество, предполагающее согласование баланса интересов по всем вопросам. При этом речь должна идти о безопасности всей Евразии: процессы, происходящие в разных частях континента, переплетены и увязаны, рассматривать их изолированно, разделять на безопасность в Европе и безопасность в том или ином регионе Азии уже не получится.

 

А что на практике?

Инициатива, выдвинутая Президентом России В.В.Путиным, актуальна и уже реализуется. Её воплощением являются практические действия на основе согласования общих подходов в соответствии с потребностями и имеющимися национальными потенциалами вовлечённых сторон.

В частности, по итогам состоявшегося в октябре 2024 года заседания Совета министров иностранных дел стран СНГ принято заявление о принципах сотрудничества в обеспечении безопасности в Евразии. К документу помимо России присоединились Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Ранее, в ноябре 2023 года, в формате ОДКБ главы внешнеполитических ведомств одобрили заявление об общих подходах к обеспечению безопасности евразийского пространства. В этих объединениях разворачивается обсуждение всех вопросов, связанных с выстраиванием новой архитектуры общеконтинентальной безопасности на принципах её неделимости.

В принятой в июле 2024 года Астанинской декларации Совета глав государств-членов ШОС указывается на необходимость повышения её роли в формировании условий для укрепления всеобщего мира, безопасности и стабильности, признаётся необходимость совершенствования механизмов ШОС по противодействию вызовам и угрозам безопасности и подчёркивается, что соответствующее сотрудничество «может послужить основой для формирования архитектуры равной и неделимой безопасности в Евразии».

В логике и в духе инициативы России появляются новые двусторонние соглашения в рассматриваемой сфере. В июне 2024 года подписан российско-корейский Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве, который призван сыграть важную роль в стабилизации обстановки в Северо-Восточной Азии (вступил в силу в декабре 2024 года). С Республикой Беларусь в декабре 2024 года заключён межгосударственный договор о гарантиях безопасности, вступивший в силу в марте 2025 года, и принята Концепция безопасности Союзного государства. В российско-иранском Договоре о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве, подписанном в январе 2025 года, зафиксировано стремление сторон к более тесному взаимодействию в интересах мира и безопасности.

Важнейшее значение для укрепления стабильности в Евразии имеют отношения стратегического взаимодействия и всеобъемлющего партнёрства между Россией и Китаем. В совместном заявлении лидеров двух держав по итогам их встречи в Пекине 16 мая 2024 года отмечено, что нынешние геополитические реалии «высвечивают востребованность формирования устойчивой системы безопасности на евразийском пространстве, в полной мере соответствующей принципу равной и неделимой безопасности»[7]. По этой теме ведётся насыщенный двусторонний диалог. В концептуальном плане российское предложение дополняет китайскую инициативу и согласуется с её основными принципами в сфере глобальной безопасности.

Возрастающее осознание ответственности самих региональных игроков за урегулирование споров в своих частях Евразии проявляется в деятельности таких структур, как Консультативная региональная платформа «3+3» по Закавказью, Московский формат консультаций по Афганистану, расширенная «тройка» по мирному урегулированию в Афганистане, а также механизм стран-соседей этой страны. Важную роль в выстраивании устойчивой системы мирного сосуществования и решения проблем безопасности играют механизмы, созданные в рамках АСЕАН, в работе которых участвует и Россия. Есть и другие примеры.

С 2023 года в Минске проводится Международная конференция высокого уровня по евразийской безопасности, состоялось уже два таких мероприятия. Минская конференция становится значимой площадкой для широкого диалога по вопросам формирования неделимого пространства безопасности в Евразии с участием официальных лиц и представителей экспертного сообщества. Наша страна поддерживает намерение белорусских коллег сделать этот форум ежегодным.

Что касается кризиса на западных границах России, перешедшего в горячую фазу, то с ним мы разбираемся в режиме чрезвычайного реагирования с использованием военных и военно-технических методов. Результаты специальной военной операции будут достигнуты. Чтобы гарантированно устранить угрозы нашей стране с запада, предстоит продумать вопрос о новых моделях взаимодействия в сфере безопасности на данном направлении (после стабилизации ситуации) и об их вписывании в общеевразийскую архитектуру. Поле для творческого развития идей о гарантиях безопасности может быть широким. Историческими примерами здесь могут служить различные двусторонние и многосторонние договорённости как политического, так и военного характера – от пактов о ненападении до согласованных мер доверия и гарантий безопасности.

 

О Евразийской хартии

В 2023 году на первой конференции по евразийской безопасности в Минске Белоруссия выдвинула предложение разработать Хартию многообразия и многополярности в XXI веке. В России оно получило поддержку на высшем уровне. Считаем, что подготовка подобного документа соответствовала бы нашим инициативам в сфере безопасности в Евразии. В Хартии можно изложить видение рамок межгосударственного взаимодействия на пространстве Евразии, отразить стратегическое осмысление уникальности становления новой системы международных отношений, приходящей на смену западноцентричному миру. Такой документ подходит и для закрепления принципов и норм, на которых будет строиться общеконтинентальное пространство безопасности в Евразии – от Лиссабона до Пекина, от Мурманска до Эр-Рияда, Нью-Дели и Джакарты.

Это комплексная работа, в ходе которой хотелось бы учесть самый широкий спектр подходов и позиций. Будем вести её с вовлечением максимального числа единомышленников и без установления искусственных сроков. Процесс разработки Евразийской хартии не обещает быть простым и быстрым, но в итоге она могла бы быть принята с согласия участников на уровне глав государств.

Важным шагом стало направление министрами иностранных дел России и Белоруссии генеральным секретарям ключевых евразийских объединений приглашения принять участие в работе над Хартией. 22 ноября 2024 года в Бресте российский и белорусский главы МИД приняли заявление «Совместное видение Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке». Документ представляет собой общие с белорусскими коллегами соображения в отношении возможного концептуального наполнения Евразийской хартии. Он служит отправной точкой для взаимодействия со всеми нашими партнёрами, которые проявляют интерес к работе.

*  *  *

Инициатива создания архитектуры евразийской безопасности призвана должным образом реагировать на широкий спектр вызовов – от традиционных военных угроз до таких вопросов, как энергетическая безопасность и транснациональная преступность. По своей сути она стремится содействовать стабильности, сотрудничеству и развитию на территории всей Евразии, устраняя внешние и внутренние риски, способные дестабилизировать континент и одновременно способствуя утверждению перспективного миропорядка на многополярных началах.

Президент России В.В.Путин заявил, что этот процесс должен быть мирным, бесконфликтным и в полном объёме учитывать мнение всех его участников[8]. Очевидно, что для полномасштабной реализации такого стратегического начинания должны сложиться соответствующие условия в различных регионах Евразии. Однако уже на нынешнем этапе мы считаем важным, никому ничего не навязывая, прорабатывать вместе с единомышленниками с учётом их коренных интересов видение евразийской архитектуры как объединяющего фактора в международных отношениях. Мы не пытаемся предопределить заранее какие-то элементы. Вместе с тем эта архитектура потенциально может охватить весь континент. Она должна быть открыта для всех.

 

[1] Встреча с руководством МИД России: Президент провёл встречу с руководством Министерства иностранных дел Российской Федерации // Президент России. Офиц. сайт. 2024. 14 июня. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/74285 (дата обращения: 16.02.2025).

[2] См. п. 24: Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации 31 марта 2023 года № 229) // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Офиц. сайт. URL: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/ (дата обращения: 15.02.2025).

[3] Встреча с руководством МИД России: Президент провёл встречу с руководством Министерства иностранных дел Российской Федерации.

[4] Впервые публично о концепции «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» заявил премьер-министр Японии С.Абэ в 2016 году. Белый дом анонсировал её год спустя. Суть концепции состоит в том, что политика США по отношению к региону и само его выделение выступают компонентом стратегии Вашингтона, ориентированной на «сдерживание» Пекина (Прим. редкол.).

[5] Встреча с руководством МИД России: Президент провёл встречу с руководством Министерства иностранных дел Российской Федерации.

[6] Хельсинский акт (СБСЕ) // История России. URL: https://istoriarusi.ru/cccp/xelsinskiy-akt-sbse-1975.html; Горшкова Е.А. «Итальянский прорыв» в дипломатии А.А.Громыко // Науч.-аналит. вестн. Ин-та Европы РАН. 2020. № 6. С. 103–111. URL: www.cyberleninka.ru/article/n/italyanskiy-proryv-v-diplomatii-a-a-gromyko/viewer (дата обращения: 12.03.2025).

[7] «Формирование нового контура равной и неделимой безопасности в Евразии. Роль Российской Федерации как гаранта миропорядка» // Комитет Совета Федерации по международным делам. 2024. 4 июня. URL: http://international.council.gov.ru/activity/activities/round_tables/157585/ (дата обращения: 15.03.2025).

[8] Ответы на вопросы журналистов по итогам визита в Китай // Президент России. Офиц. сайт. 2024. 17 мая. URL: www.kremlin.ru/catalog/countries/CN/ebents/740 (дата обращения: 15.02.2025).


Некорректно указаны даты
Дополнительные инструменты поиска