13:10

Интервью заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А.Ю.Руденко «Комсомольской правде», 11 октября 2023 года

2013-11-10-2023

Вопрос: На Восточноазиатском саммите (ВАС) в Индонезии глава МИД России С.В.Лавров озвучил ряд новых российских предложений странам региона. Встреча эта, однако, проходила в закрытом для СМИ режиме. Речь шла о секретных предложениях? В западных СМИ, естественно, тут же предположили, что Москва и Пекин пытаются создать азиатскую альтернативу НАТО для противостояния Западу. Так ли это на самом деле?

Ответ: Ведение переговоров в закрытом режиме – нормальная дипломатическая практика, которая совсем не подразумевает секретный или «заговорщический» характер договоренностей.

Измышления относительно построения каких-либо блоков с участием России и Китая беспочвенны и даже абсурдны. Очевидно, западники судят по себе и не допускают, что кто-либо может поступать, руководствуясь логикой инклюзивного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества, а не сдерживания и конфронтации.

Во всех основополагающих документах, включая базовый для российско-китайских отношений Договор от 16 июля 2001 г., а также Совместное заявление лидеров двух стран об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, подписанное 21 марта в ходе государственного визита в Россию Председателя КНР Си Цзиньпина, отмечается конструктивный характер нашего сотрудничества и его ненаправленность против третьих стран. 

Ключевыми на саммите ВАС были вопросы будущего мироустройства применительно к Азии. Обсуждались связанные с этим риски – как глобального, так и регионального характера.

Россия акцентировала важность сохранения той неконфликтной среды, которая десятилетиями формировалась Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) через механизмы «АСЕАН плюс»: двусторонние (среди них – диалоговое партнерство Россия-АСЕАН) и большей «геометрии» (включая Восточноазиатский саммит – «АСЕАН плюс 8»).

За укрепление асеаноцентричных площадок и самой Ассоциации также активно выступал Китай.

Большинство участников ВАС понимают значимость разговора на эту тему, особенно в условиях, когда США и их союзники, в том числе из АТР («азиатско-тихоокеанская четверка» – Япония, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия), пытаются подменить существующую архитектуру системой сетевого сдерживания. Она складывается из разномастных блоковых конструкций, которые либо включают в себя натовские элементы, либо насыщаются повесткой, ориентированной на обслуживание процессов глобализации мандата Североатлантического альянса.

Россия по-прежнему держит на асеановском столе предложения по развитию сотрудничества в сферах цифровизации, информационно-коммуникационных технологий, «умных городов», туризма, образования, волонтерства, противодействия традиционным и новым вызовам, включая терроризм, транснациональную преступность, незаконный оборот наркотиков, эпидемические угрозы.

Саммиты в Джакарте были интересны еще и тем, что впервые в асеановской среде прозвучали серьезные озабоченности в связи с новым подъемом фашизма в мире.

Вопрос: Китай, как известно, уже неоднократно предпринимал попытки вернуть стороны украинского конфликта за стол переговоров. Чем на самом деле может Пекин помочь Москве в этом вопросе?

Ответ: Китай с самого начала придерживается сбалансированной позиции в контексте украинского кризиса, хорошо понимает исторические и геополитические причины его возникновения.

Высоко ценим готовность Пекина играть позитивную роль в деле мирного разрешения конфликта. Как мы неоднократно отмечали, основные положения китайского позиционного документа по ситуации на Украине (опубликован МИД КНР 24 февраля) во многом созвучны российским подходам и вполне могут быть взяты за основу для политико-дипломатического урегулирования, когда к таковому будут готовы на Западе и в Киеве.

Россия и Китай продолжают поддерживать плотный контакт по вопросам украинского урегулирования, в доверительном ключе и своевременно обсуждая все основные события на данном направлении. Эта тематика подробно обсуждается в ходе контактов на высшем и высоком уровнях. Тем не менее, говорить о политико-дипломатическом разрешении сложно, поскольку Киев законодательно запретил себе переговоры с Москвой.

Вопрос: В последнее время заметно активизировались контакты между Россией и КНДР. Планируется ли визит С.В.Лаврова в Пхеньян? При этом на Западе считают, что Москве срочно понадобилась помощь Северной Кореи на «украинском фронте». Насколько далеки подобные умозаключения западных аналитиков от реальности?

Ответ: Ставший для многих неожиданностью визит Председателя Государственных дел КНДР Ким Чен Ына в Российскую Федерацию придал мощный импульс российско-северокорейским отношениям во всех областях, стал знаковым событием, ознаменовавшим новую веху в их истории. Результаты переговоров лидеров России и КНДР подтвердили обоюдное стремление наших стран и народов к дальнейшему расширению взаимовыгодного сотрудничества в сложной международной обстановке. Готовы к активной работе с северокорейскими партнерами в целях реализации договоренностей на высшем уровне, а также дальнейшего развития двусторонних связей с учетом тектонических изменений в мировой геополитической ситуации.

График предстоящих двусторонних контактов включает визит С.В.Лаврова в Пхеньян. О его датах будет сообщено дополнительно. Предусматривается также проведение в КНДР заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

В перспективе можно было бы подумать об участии КНДР в различных международных и региональных механизмах и объединениях с ведущей ролью России и дружественных ей стран. Полагаем, что это будет способствовать стабилизации обстановки на Корейском полуострове, которая в последнее время осложнилась на фоне военных приготовлений США и их союзников.

Что касается целей СВО на Украине, то Россия имеет все необходимое для их достижения.

Вопрос: Не мешают ли развитию сотрудничества России с КНДР введенные против Пхеньяна санкции?

Ответ: Намерены активно и всесторонне развивать отношения с КНДР как с дружественным нам соседним государством без оглядки на мнение третьих стран. Россия как ответственный член мирового сообщества намерена строго придерживаться своих международных обязательств в отношении Пхеньяна по линии СБ ООН.

Что касается собственно антисеверокорейских санкций, то они принимались в совершенно иной геополитической обстановке. В период выработки СБ ООН соответствующих решений были серьезные проблемы с началом переговорного процесса по корейскому урегулированию, что вызывало ожесточенные дебаты в Совете Безопасности. Однако с момента принятия в 2017 г. последней резолюции по Северной Корее Россия твердо решила отказаться от дополнительных антипхеньянских рестрикций.

Причиной для такого «разворота» послужила двуличная политика «коллективного Запада», который параллельно с санкционными мерами СБ ООН обещал двигаться и по политическому треку, решать острые гуманитарные вопросы на Севере, что на поверку оказалось очередной  ложью.

Вопрос: Вы недавно принимали участие в Восточном экономическом форуме (ВЭФ). Какие бы рекомендации Вы дали тем российским компаниям, которые сейчас ищут пути выхода на азиатские рынки? Иными словами, в каких странах этого бурно развивающегося региона российская продукция, на Ваш взгляд, может быть максимально востребована?

Ответ: Прежде всего, с учетом начавшегося сезона роста заболеваемости гриппом рекомендовал бы укрепить свое здоровье и привиться от этого вируса отечественной вакциной. Так, на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) Роспотребнадзор уже несколько лет организует специально оборудованный медицинский кабинет, где все желающие могут получить такую прививку. Я этой возможностью в сентябре с.г. как раз и воспользовался.

Если говорить серьезно, то азиатский рынок остается открытым для России. Вопрос о поиске путей выхода на него не стоит. В качестве примера приведу государства АСЕАН. Наш постоянный диалог с ними показывает устойчивый интерес этого объединения к привлечению российской продукции на свои рынки. Такой настрой подтверждает и статистика – товарооборот России со странами асеановской «десятки» после некоторого спада в 2022 г. (– 4% до 19,1 млрд долл. США) с лихвой «отыграл» это снижение за январь-июль с.г. (+11% до 11,6 млрд долл. США).

Задачи расширения торгово-экономических связей с Ассоциацией помимо прочего обсуждались на ВЭФ в ходе соответствующего бизнес-диалога, традиционно организуемого Деловым советом Россия – АСЕАН.

К слову, в этот раз ВЭФ собрал более 7 тыс. человек из 62 стран мира. Самые многочисленные делегации среди асеановских государств направили Лаос, Мьянма и Филиппины.

В плане перспектив развития взаимовыгодного инвестиционного сотрудничества отмечу состоявшийся в сентябре с.г. в увязке с мероприятиями по линии АСЕАН на высшем уровне в Джакарте крупный бизнес-форум, по итогам которого был сформирован перечень разработанных Ассоциацией приоритетных проектов, открытых для подключения государственного и частного секторов стран-диалоговых партнеров, включая Россию. Речь идет о таких направлениях, как создание «зеленой» инфраструктуры, повышение устойчивости производственно-сбытовых цепочек, обеспечение энергетической безопасности, внедрение инновационных технологий в финансовый сектор и развитие креативных индустриальных кластеров. Распространили этот список среди представителей отечественного бизнес-сообщества, направили его в профильные федеральные органы исполнительной власти.

Видим интерес азиатских партнеров к развитию кооперации с Россией по широкому спектру тем. Это и продовольственная и энергетическая безопасность, и морское сотрудничество, и использование биоресурсов. России всегда было и есть, что предложить региону в областях цифровизации и инноваций, экологии и туризма, биотехнологий и устойчивого развития агропромышленного комплекса.

Что касается высоких технологий, то 2022 г. был объявлен в рамках диалогового партнерства Россия-АСЕАН Годом научно-технического сотрудничества. Состоялось более 50 конференций, семинаров, «круглых» столов в таких областях, как образование, экономика, энергетика. Не был забыт и деловой сегмент – обсуждались перспективные проекты в сферах атомной энергетики, ядерной медицины, космоса и др.

Таким образом, хотя сегодня нам и пытаются осложнить взаимодействие с азиатскими партнерами, непреодолимых препятствий для его развития мы не видим.

Вопрос: Каковы реальные шансы России выйти на качественно новый уровень отношений со странами Азии, если учесть, что куда там ни глянь, почти везде сейчас «мейд ин чайна»?

Ответ: Уровень взаимоотношений с отдельной страной или регионом, на мой взгляд, не определяется ярлыками и лейблами. Перед Россией не стоит задача «догнать и перегнать». Такой подход, скорее, из нашего общего прошлого, если вспомнить историю СССР.

На качественно новый этап отношений с Азией мы вышли уже давно. Поэтому вопрос о «повороте на Восток», так часто всплывающий в общественном и медийном пространстве, для России неактуален. Те, кто глубоко интересуется этой темой, могут оценить в цифрах динамику нашей кооперации с ведущими странами и объединениями региона.

Высокими темпами развиваются наши отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия с Китаем, в том числе в экономической сфере.

Локомотивом наращивания двусторонней торговли с Индией является энергетическая отрасль: как в части экспорта углеводородов, так и мирного атома. Растут поставки российских минеральных удобрений.

Взаимодействие с АСЕАН насчитывает уже более 30 лет и, в понимании членов Ассоциации, носит характер обоюдовыгодного стратегического партнерства. Работаем над расширением ассортимента российской продукции на рынках Юго-Восточной Азии. Из перспективных сейчас – халяльные товары. В этом году запущены переговоры по заключению Соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Индонезией.

Страны Азии проявляют все больший интерес к многосторонним механизмам и расширению внешнего контура связей. Так, например, увеличивается пространство Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которое сегодня распространяется на все субрегионы Азии.


Некорректно указаны даты
Дополнительные инструменты поиска