21:02

Выступление Управляющего от Российской Федерации, Постоянного представителя Российской Федерации при международных организациях в Вене М.И.Ульянова по пункту 8 повестки дня сессии Совета управляющих МАГАТЭ, Вена, 13 сентября 2023 года

1772-14-09-2023

Ядерная безопасность, ФЯБ и гарантии на Украине

 

Уважаемый господин Председатель,

Мы внимательно изучили доклад Гендиректора МАГАТЭ по данному пункту повестки дня. Это уже шестой отчет Совету управляющих по данному сюжету, начиная с весны прошлого года. Удовлетворены тем, что Секретариат старается избегать политизации и фокусируется преимущественно на фактологическом изложении технической информации и произошедших за отчетный период событий.

Вместе с тем по-прежнему не обходится без существенных недочетов и замалчивания ряда фактов, имеющих большое значение с точки зрения обеспечения безопасности. В докладе не нашло отражения то обстоятельство, что украинская сторона совершала и продолжает совершать преступные действия в отношении российских атомных станций, в частности, Запорожской АЭС. В отчете ничего не говорится о том, что в период с 18 по 29 августа произошли две атаки боевых беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и четыре эпизода огневого воздействия со стороны вооруженных сил Украины (ВСУ) на г. Энергодар. 11 сентября произошли еще 4 атаки с применением беспилотников против жилых зданий в г. Энергодар. Это не говоря о том, что российскими военными практически на ежедневной основе обнаруживаются и нейтрализуются многочисленные летательные аппараты, запущенные украинскими боевиками с целью атак и провокаций в отношении ЗАЭС. Об этих случаях Постпредство неоднократно информировало Секретариат и государства-члены в своих еженедельных циркулярных нотах. Все эти события попадают в описываемый в докладе период времени. Но почему-то об этом нет ни слова в этом документе.

Авантюрные и крайне опасные действия киевского режима уже давно не ограничиваются ЗАЭС. 1 сентября, а также 3 сентября ВСУ атаковали с помощью БПЛА российский г. Курчатов в Курской области. Этот город расположен на берегу пруда-охладителя Курской АЭС. В нём проживает персонал станции и их семьи. Курчатов такой же город-спутник АЭС, как г. Энергодар для Запорожской АЭС.

Напомним, это не первый раз, когда такие провокации и атаки происходят около Курской АЭС. Украинскими диверсионными группами 4, 9 и 12 августа 2022 года были совершены подрывы шести опор высоковольтных линий электропередач (110, 330 и 750 кВ), через которые с Курской АЭС осуществляется электроснабжение объектов промышленности, транспорта, социальной инфраструктуры и населения. Действия украинских диверсантов привели к нарушению технологического процесса функционирования Курской АЭС.

Подобного рода атаки киевского режима противоречат семи фундаментальным принципам Гендиректора МАГАТЭ по обеспечению ядерной и физической ядерной безопасности во время вооруженного конфликта. В частности, это касается принципа № 3, в соответствии с которым эксплуатационный персонал должен быть в состоянии выполнять свои обязанности по обеспечению безопасности и защиты, а также иметь возможность принимать решения без давления.

Эти атаки ВСУ являются явной попыткой давления на персонал Курской и Запорожской АЭС. Развязанная украинской стороной кампания психологического террора против сотрудников российских станций только набирает обороты. Работники АЭС регулярно получают телефонные звонки и SMS с угрозами физической расправы. Более того, многочисленные запугивающие материалы украинская сторона размещает в соцсетях. Секретариату Агентства это хорошо известно. Мы передавали ему электронные адреса соответствующих сайтов.

Поскольку речь идет о подрыве одной из «опор», сформулированных Гендиректором, мы твердо убеждены, что чрезвычайно важно в интересах обеспечения ядерной и физической ядерной безопасности осудить эти неправомерные акты со стороны киевского режима. Все эти атаки направлены на подрыв безопасности мирных ядерных установок и чреваты непоправимыми последствиями для населения и окружающей среды.

Господин Председатель,

В создавшихся условиях Россия продолжает предпринимать все возможные меры для усиления ядерной и физической безопасности ЗАЭС в соответствии с национальным законодательством и взятыми на себя обязательствами, вытекающими из профильных международно-правовых инструментов, участником которых является наша страна. Обеспечение ядерной и физической безопасности ядерных объектов всегда было и остается для нас безусловным приоритетом.

Надо сказать, что доклад Гендиректора в целом дает представление об огромном объеме работы, осуществляемой российской стороной для обеспечения безопасной эксплуатации Запорожской АЭС. В документе вся эта деятельность подается со ссылкой на руководство или персонал станции без видимой увязки с нашей страной. Но любой объективный наблюдатель наверняка отдает себе в отчет в том, что за этой работой стоят исключительно профессиональные и героические усилия не только персонала станции, но и российской эксплуатирующей организации и национального органа регулирования, которые сообща делают все возможное, чтобы обезопасить станцию от украинских провокаций.

Есть, правда, в докладе и ряд очевидных неточностей и противоречий. В частности, это касается описания ситуации с эксплуатирующим персоналом станции. В документе говорится, что «кадровая ситуация на ЗАЭС остается сложной», при том что численность персонала станции «относительно стабильна». Мы неоднократно информировали, что набор персонала продолжается. Сотрудников на ЗАЭС сейчас достаточно для осуществления безопасной эксплуатации станции в режиме холодного и горячего останова, а также осуществления плановых ремонтных работ. В этом могут воочию убедиться находящиеся на станции эксперты МАГАТЭ.

В отчете говорится, что «официальная связь между ЗАЭС и украинским органом регулирования не восстановлена». Ожидать этого не следует. ЗАЭС – российская станция, а, соответственно, федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии осуществляется на площадке этого объекта в режиме постоянного надзора национальным регулирующим органом – Ростехнадзором. Представители этого ведомства открыты для сотрудничества как с представителями Секретариата МАГАТЭ в штаб-квартире в Вене, так и с экспертами Агентства на самой площадке ЗАЭС.

Авторы доклада и некоторые присутствующие в этом зале делегации делают акцент на том, что, в соответствии с отчетом, эксперты МАГАТЭ на ЗАЭС не всегда имели беспрепятственный и своевременный доступ на ряд объектов станции. В частности, речь идет о посещении открытого распределительного устройства Запорожской ТЭС (ОРУ ЗаТЭС), а также допуска на крыши энергоблоков №1, 2, 5, и 6. Здесь необходимо четко понимать, что безопасность экспертов Агентства – для нас приоритет и мы не готовы подвергать их жизни необоснованному риску. Весь требуемый доступ предоставляется по мере объективной возможности и в рамках профессиональной компетенции МАГАТЭ.

В рамках своего последнего визита на ЗАЭС в июне Гендиректор МАГАТЭ имел возможность воочию наблюдать последствия повреждений, полученных в результате атак украинскими дронами по ОРУ ЗаТЭС. Может быть, в этом зале есть делегация, которая сможет гарантировать, что подобные атаки не случатся повторно в рамках еще одного посещения ЗаТЭС экспертами Агентства? Сомневаемся. Поэтому мы рассматриваем возможность организации посещений тех или иных объектов ЗАЭС экспертами МАГАТЭ, опираясь исключительно на реальную обстановку на месте и руководствуясь здравым смыслом. Так, в частности, произошло с посещением сотрудниками Агентства в августе крыш энергоблоков №3 и №4. На них по итогам визита не было обнаружено ни мин, ни каких-либо взрывчатых веществ, относительно которых было так много спекуляций.

Для тех, кто не услышал или не хотел услышать нас в предыдущие разы, мы еще раз повторим. С территории ЗАЭС никакие атаки никогда не велись. На станции никогда не размещались тяжелые вооружения и боеприпасы к ним. Нет на ЗАЭС и военного персонала, который мог бы использоваться для нападений с территории станции. Нами осуществлены конкретные шаги, не представляющие угрозы ни для самой ЗАЭС, ни для её персонала, по защите наиболее чувствительных структур, систем и компонентов станции от нападений или диверсий. Это фактически подтверждается Секретариатом МАГАТЭ в своем отчете.

Весьма неоднозначно подана в докладе информация о возникших задержках в ротации находящихся на ЗАЭС экспертов МАГАТЭ. Случившиеся сбои Секретариат объясняет «плохими погодными условиями и необходимостью разминирования маршрутов подъезда». Видимо, таким образом Агентство старается обойти стороной тот факт, что большинство задержек с ротацией в 2023 году произошло по вине украинской стороны, которая чинила препятствия и устраивала провокации, в том числе в ходе последней ротации, состоявшейся 31 августа. Со своей стороны максимально ответственно подходим к проведению данной сложной логистической операции. Никаких нареканий в наш адрес быть не может.

Господин Председатель,

В завершение хотели бы затронуть еще один важный вопрос. Некоторые страны прорабатывают возможность внесения на предстоящей 67-й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ проекта антироссийской резолюции по данной проблематике. Считаем это контрпродуктивным, и вот, почему.

Под благим предлогом заботы о ядерной безопасности они предлагают абсолютно односторонний и далекий от реальности подход. Они, как всегда, всячески замалчивают, а, по сути, скрывают преступные действия киевского режима и армии, которые в 2022 году на протяжении многих месяцев обстреливали ЗАЭС, продолжают терроризировать её город-спутник Энергодар, а также подрывают линии электропередач, снабжающие эти объекты энергией. Авторы даже не пытаются создать хотя бы видимость беспристрастности. Напротив, они стремятся создать впечатление, что все проблемы вызваны действиями российской стороны. Это ложь. В результате де-факто соавторы дают карт-бланш правительству Зеленского для продолжения обстрелов ядерных объектов, грозящих радиологической катастрофой.

Для нас также совершенно неприемлемо то, что соавторы пытаются втянуть Генеральную конференцию и Совет управляющих в обсуждение аспектов, которые не относятся к мандату этих директивных органов и МАГАТЭ в целом. Вывод военного персонала или вопросы государственной принадлежности ядерных установок и территорий не относятся к компетенции Агентства.

Добавим к этому, что проект резолюции составлен очень неряшливо и содержит грубые искажения реального положения дел на ЗАЭС. Например, призыв к выводу со станции российского военного персонала представляет собой откровенный нонсенс. Армейских подразделений на станции нет. Есть лишь небольшая группа военнослужащих войск радиологической, химической и биологической защиты. Охрану станции осуществляет Росгвардия – точно так же, как на подконтрольных Киеву АЭС этим занимается национальная гвардия Украины.

Вызывает серьезные вопросы и странное положение со ссылкой на резолюции Совета управляющих с призывом к России прекратить «все действия против и на ядерных объектах». Хочу напомнить, что никаких атак против украинских АЭС российская сторона никогда не предпринимала.

Таким образом, проект резолюции носит ярко выраженный непрофессиональный характер и направлен на дальнейшую политизацию работы Агентства. В этой связи мы призываем остальные страны, в случае внесения этого документа на рассмотрение Генеральной конференции, отказать ему в поддержке.

Своим правом на ответ воспользуемся чуть позже.

Благодарю Вас, господин Председатель.


Некорректно указаны даты
Дополнительные инструменты поиска