16:47

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Султаната Оман Б.Аль-Бусаиди по итогам переговоров, Москва, 11 июля 2023 года

1375-11-07-2023

Уважаемые дамы и господа,

Мы с моим коллегой и добрым другом – Министром иностранных дел Омана Б.Аль-Бусаиди – провели обстоятельные переговоры, в том числе в развитие вчерашнего министерского заседания стратегического диалога между Россией и Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Подтвердили нашу приверженность тем решениям, которые были приняты в виде совместного заявления министров России и шести стран Залива, а также в виде совместного плана действий на ближайшие пять лет. Отметили особую роль, которую Султанат Оман в качестве текущего председателя Совета сотрудничества сыграл в достижении этих результатов, в организации переговоров и в содействии выходу на консенсусные, общеприемлемые формулировки по всем аспектам взаимоотношений между Россией и ССАГПЗ, а также по всем направлениям координации наших действий по региональным и международным проблемам.

Существует целый ряд проблем, которые требуют объединения усилий, в том числе между Россией и арабскими друзьями. Имею в виду и обеспечение безопасности в районе Залива (теперь, когда Саудовская Аравия нормализовала свои отношения с Ираном, а другие арабские страны также движутся в этом направлении); и работу по йеменскому урегулированию – по тем вопросам, которые имеют особое значение для создания условий в решении гуманитарных, экономических проблем, а также проблем по возвращению беженцев Сирийской Арабской республики и продвижению по пути политического урегулирования. Здесь тоже есть прогресс, прежде всего выразившийся в возвращении Сирийской Арабской республики в Лигу арабских государств (ЛАГ), что было закреплено на майском саммите Лиги в Джидде. И целый ряд других направлений, которые в регионе вызывают повышенный интерес.

Однако особое внимание вчера, как Вы знаете, уделили проблеме палестино-израильского урегулирования, которое зашло в глубокий тупик и которое требует особого внимания, особых усилий по преодолению нынешнего застоя. Есть соответствующие идеи у наших арабских друзей, Россия тоже выступала с некоторыми инициативами. Ряд других стран также заинтересован в том, чтобы найти способ возобновить прямые переговоры между Палестиной и Израилем и начать двигаться в направлении выполнения в полном объеме имеющихся решений ООН, выполнении арабской мирной инициативы о создании независимого палестинского государства, которое будет соседствовать в мире и безопасности с Израилем, а также со всеми другими странами региона. Пока такого движения не наблюдаем. Наоборот, есть попытки все эти резолюции ООН предать забвению и пустить дело, по большому счету, на самотек. Это неприемлемо, и здесь у нас полная солидарность, как и по большинству других вопросов, с нашими оманскими и другими арабскими друзьями.

Хотел бы выделить особую роль Омана, который предоставляет добрые посреднические услуги во многих случаях, когда требуется доверительный, неафишируемый, нацеленный на создание атмосферы доверия диалог. Эту роль Омана высоко ценим, как и все остальные страны, которые сталкиваются с соответствующей необходимостью.

Сегодня основное внимание уделили двусторонним вопросам, рассмотрели все аспекты нашего взаимодействия, отметили традиционно доверительный политический диалог на высшем и высоком уровне, договорились о его продолжении. Есть планы дополнить политический диалог еще и диалогом между нашими парламентариями. Такие конкретные идеи прорабатываются, и они в ближайшее время будут реализованы. Отрадно, что после незначительного периода, когда в ходе коронавирусной инфекции наш товарооборот упал, в прошлом году возобладала тенденция к росту – он увеличился более чем на 45 процентов. В первые четыре месяца нынешнего года вырос ещё более чем на 50 процентов. Наше общее мнение, что эту тенденцию нужно поддержать. Цифры растут, они значительны, но, конечно же, потенциал нашего экономического взаимодействия гораздо больше.

Сегодня мы обсуждали возможность ускорить рассмотрение вопроса о создании межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Особое внимание наши оманские друзья уделяют взаимодействию в сфере продовольственной и энергетической безопасности. У них есть соответствующие планы. Будем рады содействовать их реализации.

Подтвердили нашу нацеленность на продолжение взаимодействия в рамках «ОПЕК плюс», включая выполнение всех достигаемых в этом формате договоренностей. Обсуждаем культурно-гуманитарные, образовательные обмены, которые тоже имеют хорошую перспективу. В частности, есть интерес к организации гастролей российских коллективов и, возможно, организации масштабных «Русских сезонов» в Омане. Есть интерес и к направлению в Оман выставок из наших ведущих музеев.

Считаю, отношения между нашими странами находятся на подъёме. Рассчитываю, что в ближайшее время примем дополнительные решения по облегчению визового режимы, что будет способствовать и туристическим связям, и деловым кругам в налаживании более глубокого, более предметного взаимодействия.

Еще раз хотел бы поблагодарить г-на Министра за встречу, за переговоры и передать ему слово.

Вопрос: Оман в последние 15 лет активно создаёт современную надёжную базу для инвестиций, особенно в промышленной зоне Аль-Дукм, но уровень российских инвестиций не соответствует уровню двусторонних дружеских отношений. Что, по Вашему, мешает этому развитию?

С.В.Лавров: Согласен, что потенциал нашего экономического сотрудничества гораздо выше, чем нынешние абсолютные цифры. Однако и нынешние достаточно солидно выглядят. На данный момент уже более полумиллиарда долларов, но это далеко не предел: возможности гораздо шире. Всячески поощряем наши компании, которые проявляют интерес к региону. Побуждаем их к работе в Омане, чтобы они использовали возможности промышленной зоны Аль-Дукм, свободной зоны порта Салала.

Буквально перед завершением наших переговоров, упоминали об интересе нескольких российских инвесторов в том, чтобы на территории Омана развивать производство удобрений, участвовать в реализации проектов, связанных с водопользованием. Наши компании заинтересованы в налаживании производства химикатов и удобрений с прицелом не только на полное удовлетворение рынка Султаната Оман, но на экспорт в страны Южной, Юго-Восточной Азии и Африки. Данный план находится на рассмотрении оманских друзей. Сегодня российская сторона подтвердила готовность к его реализации. Выражаем надежду на то, что последует реакция.

Есть и другие предложения, которые обсуждаются нашими бизнесменами. В частности, в Петербурге в июне с.г. присутствовала делегация оманских предпринимателей на Международном экономическом форуме. Недавно в Казани в рамках Форума «Россия — исламский мир» также принимала участие делегация из Омана, которая состояла из бизнесменов и представителей правительства.

Уверен, что все возможности, которые представляют экономики наших стран друг другу, должны использоваться по максимуму. Мы реалисты и знаем, что этому всячески пытаются помешать те, кто возомнил себя вершителем судеб всего мира. Имеем представление о том, к каким нечистоплотным методам прибегают ведомые американцами страны «коллективного Запада»: просто требуют от государств «глобального Юга» и Востока прекращать любые контакты с Российской Федерацией. Это поведение, показывающее невоспитанность и неумение вести себя в обществе, в данном случае в международном сообществе, убеждённость в том, что и сегодня можно действовать колониальными методами – диктовать всем, как себя вести и по-прежнему стараться жить за счёт других. Вчера во время встречи с министрами Арабских государств Персидского залива, а также сегодня в ходе нашего двустороннего контакта, я убедился в том, что у Арабских государств есть своё видение происходящего в мире: они не стремятся в каких-либо ситуациях однозначно занимать ту или иную сторону, всегда выступают за поиск компромиссов, за обеспечение баланса интересов и против давления на суверенные государства. Невмешательство во внутренние дела – это один из первых принципов Устава ООН, как и каждый другой принцип без исключения, должен уважаться. Не забудем о таком принципе, как суверенное равенство государств, который не уважается ни одним союзником США. Разумеется, и самими США в том числе. Какое бы действие, предпринимаемое ими на международной арене ни взять – это полное неуважение равенства других государств по отношению к Западу. Такого рода давление не имеет никаких перспектив, оно лишь разоблачает организаторов подобных кампаний в их замыслах не допустить формирования равноправного многополярного мироустройства, сохранить свою гегемонию, что означает идти против объективного хода истории. Однако это осуществить не получится, и многополярный мир будет сформирован. Одним из очевидных центров этого мира станут Арабские страны: Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.

Вопрос: После примирения и восстановления дипломатических отношений между Эр-Риядом и Тегераном, каковы, по вашему мнению, видения и приоритеты безопасности в регионе Персидского залива?

С.В.Лавров: Россия заинтересована в нормализации обстановки в зоне Залива. Долгие годы продвигаем свои инициативы, предлагаем их на обсуждение нашим коллегам, друзьям. Учитываем комментарии. За последние пару лет собирали экспертов, политологов из арабских стран и из Ирана, которые позитивно оценивают наши усилия. Они сделали немало полезных замечаний. Наша активность может способствовать созданию условий для окончательного практического решения вопросов безопасности в зоне Персидского залива, потому что договоренности должны достигаться самими прибрежными странами.

Возобновление дипломатических отношений Саудовской Аравии и Ирана, оформленное в Китайской Народной Республике, чему способствовали и наши оманские друзья, – важный шаг к созданию необходимых условий. Впереди еще немало задач, включая полную безоговорочную нормализацию отношений между всеми арабскими странами и Исламской Республикой Иран. После этого необходимо будет принимать дополнительные меры по выстраиванию взаимного доверия, обеспечению транспарентности в том, что касается вопросов безопасности, а в идеале сотрудничества в этих вопросах. Пока еще много вещей, требующих внимания и самих прибрежных стран, и тех, кто искренне заинтересован помогать им искать такие решения. Россия одна их таких стран. Будем делать все для того, чтобы помочь нашим друзьям.

Вопрос: Какие шаги предпринимает Россия в свете возможности вступления в НАТО новых стран, таких как Украина и Швеция?

С.В.Лавров: Предпринимаем адекватные и заблаговременные шаги. Нас поразила скорость, с которой и Финляндия, уже вступившая в НАТО, и Швеция, активно насильно вовлекаемая в процесс, который позволит снять известные препоны на этом пути, отказались от своего нейтрального статуса, тех преимуществ, который он долгие десятилетия предоставлял, обеспечивал их относительно самостоятельную роль, репутацию и авторитет в Европе и на международной арене. Эти страны отказались от особых торгово-экономических и инвестиционных преимуществ в отношениях с Российской Федерацией. Скорость, с которой это произошло, заставляет искать причину в полном подчиненном положении, в которое США и весь остальной «коллективный Запад» поставили эти страны.

Все национальные интересы и финляндского и шведского государств были принесены в жертву необходимости сплотить весь Запад в борьбе в данном случае против России путём превращения Украины в очередной неонацистский инструмент, направленный на нашу страну с единственной целью не допустить хоть какого-либо вызова задаче, поставленной Соединенными Штатами – обеспечить гегемонию Запада на веки вечные, продолжать обеспечивать ему жизнь колониальными методами за чужой счёт.

Повторю, что и у Финляндии, и у Швеции была совсем другая репутация, но, видимо, инстинкты времён появления нацизма в Европе и времён Холодной войны оказались упрятанными совсем неглубоко. Сразу же после того, как прозвучала команда всем «выстроиться» против России, они покорно с этим согласились. Печально, но это выбор правительств, получивших голоса своих избирателей. Поэтому судить о том, насколько это отвечает интересам этих двух государств должен народ соответствующей страны. Безусловно, будем делать выводы в зависимости от того, как быстро и глубоко НАТО будет осваивать их территорию. В том, что они собираются это делать, уже нет сомнений. Уже и Хельсинки, и Стокгольм обсуждают с Соединенными Штатами многие вопросы, связанные с развёртыванием инфраструктуры альянса на границах с Российской Федерацией (в случае с Финляндией) и совсем близко от наших границ (в случае со Швецией). Заверю, что все законные интересы в области безопасности Российской Федерации будут обеспечены. Знаем, какие это будут меры и как их реализовать на практике.

 


Дополнительные материалы

  • Видео

  • Фото

Фотоальбом

1 из 1 фотографий в альбоме

Некорректно указаны даты
Дополнительные инструменты поиска