14.04.2118:13

Выступление советника Делегации Российской Федерации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Ю.Д.Ждановой на чрезвычайном совместном заседании ФСОБ и Постсовета ОБСЕ в соответствии с Главой III Венского документа-2011 «Уменьшение опасности», 14 апреля 2021 года

712-14-04-2021

Уважаемый господин Председатель,

Российская Федерация считает задействование Украиной процедур, предусмотренных пунктом 16 Главы III Венского документа 2011 года (ВД-2011), безосновательным. Мы не ведём какой-либо существенной военной деятельности, о которой требуется предоставлять информацию в рамках ВД-2011. Она носит рутинный плановый характер, осуществляется в рамках завершающегося зимнего периода тренировок частей и подразделений, в том числе Южного военного округа, и не требует уведомления. Все мероприятия по перемещению российских подразделений реализуются в рамках боевой подготовки на нашей национальной территории, адекватны обстановке и не затрагивают безопасность других государств.

Цели и задачи этих учений были обнародованы. Их ход подробно освещается на официальном Интернет-портале Министерства обороны Российской Федерации. Что же касается степени детализации наших ответов на запросы Украины по Сети связи ОБСЕ, то она вполне соответствовала степени аргументированности и достоверности самих запросов.

«Необычная военная деятельность» в Европе действительно имеет место. Она осуществляется в Донбассе с 2014 г., причём с многочисленными нарушениями ВД-2011. Делает это Украина, по всем признакам находящаяся с того времени под внешним управлением.

Семь лет подряд украинская сторона ведёт на своей территории военную деятельность с участием до 70 тыс. человек и больших количеств тяжёлой техники, при этом не предоставляя требуемых ВД-2011 уведомлений и не приглашая в этот район наблюдателей. Речь идёт о несоблюдении Киевом следующих положений:

- пунктов 10.3 – 10.3.3, в соответствии с которыми должны предоставляться уведомления об увеличении численности личного состава частей и формирований или о временном развёртывании «нерегулярных» частей и формирований (а проведённые Украиной несколько этапов мобилизации должны были привести именно к этим последствиям);

- пунктов 38 – 46.2, в соответствии с которыми военная деятельность подлежит уведомлению, когда в ней участвуют по крайней мере 9 тыс. человек, 250 боевых танков, 500 боевых бронированных машин (ББМ) или 250 ед. артиллерии калибра 100 мм и выше;

- пунктов 47 – 60, согласно которым государства-участники обязаны приглашать наблюдателей на различные виды уведомляемой военной деятельности, в которой численность участвующих войск превышает 13 тыс. человек, количество боевых танков составляет или превышает 300 ед., ББМ – 500 ед., артиллерийских орудий, включая миномёты и реактивные системы залпового огня (РСЗО), – 250 ед.

Кроме того, Киев не соблюдает пункт 68, по которому он обязан в письменном виде предоставлять к 15 ноября каждого года информацию в отношении военной деятельности, в которой участвуют более 40 тыс. человек или 900 боевых танков, или 2 тыс. ББМ, или 900 артиллерийских орудий, миномётов и РСЗО (калибра 100 мм и выше). В соответствии же с пунктом 70 Украина обязалась не проводить такой военной деятельности, если она не была своевременно уведомлена.

Несмотря на многочисленные нарушения Киева, российская сторона ни разу не задействовала положения пункта 16 Главы III ВД-2011, понимая, что на прямо поставленные вопросы ответов получено не будет.

Вызывает удивление отсутствие реакции на эти нарушения стран Запада, которые, судя по их сегодняшним выступлениям, позиционируют себя в качестве поборников прозрачности в военной области. Лицемерное игнорирование действительно необычной военной деятельности – продолжающейся карательной операции Киева против мирного населения Донбасса – на фоне их гипертрофированного интереса к рутинным российским учениям низкой интенсивности с применением минимального количества вооружений и личного состава – дискредитирует Венский документ как инструмент укрепления доверия между государствами-участниками.

В этом же ряду – проведённые делегацией Украины 8-9 апреля в ОБСЕ некие «закрытые брифинги» о ситуации на российско-украинской границе и распространённый ею «среди узкого крута государств» рабочий документ (non-paper) по этой теме. Кстати, доступ к консультациям по пункту 16.2 Венского документа, созванным украинской стороной 10 апреля, был обеспечен также не всем государствам-участникам. Что это – транспарентность «за закрытыми дверьми», для узкого круга «избранных»? Напоминает заранее спланированную пиар-акцию, в рамках которой заинтересованные в эскалации напряжённости государства – участники ОБСЕ искажают ситуацию на российско-украинской границе, пытаясь возложить всю ответственность на Россию.

Рассматриваем подобную линию в качестве преднамеренных действий, призванных отвлечь внимание от военных приготовлений Киева на юго-востоке страны, его отказа от выполнения Минских договорённостей, а также от наращивания военной активности стран НАТО на Украине и вблизи российских рубежей.

От предвыборных заявлений президента Зеленского с обещаниями прекратить войну не осталось и следа. Под одобрительный хор западных «кураторов» в настоящий момент Киев обновляет мобилизационные планы призыва резервистов, концентрирует войска в Херсонской области на границе с Крымом и вблизи линии соприкосновения в Донбассе. В зоне проведения т.н. «операции объединённых сил» сосредоточена украинская группировка численностью около 60 тыс. человек. Осуществляются переброски подразделений сил специальных операций, снайперских и диверсионных групп. Подтягиваются «свежие» формирования. Укомплектованность соединений вооружениями и техникой составляет 95%.

Резкий скачок нарушений режима прекращения огня в Донбассе уже говорит о том, что Вооружённые силы Украины (ВСУ) заняли линию на эскалацию провокационных действий. Обстреляны населённые пункты. Погибли ребёнок и пенсионер. С 1 марта по 11 апреля на подконтрольных ВСУ железнодорожных станциях Донбасса наблюдатели Спецмониторинговой миссии ОБСЕ (СММ) задокументировали свыше 320 фактов выявления украинских вооружений, почти половина из которых – тяжёлая крупнокалиберная артиллерия. Всего же в объективы СММ украинские вооружения вне выделенных мест хранения попадали порядка 500 раз.

Действия и риторика внешних «кураторов» киевских властей – США и их союзников по НАТО – свидетельствуют о том, что они подталкивают своих «клиентов» к военному решению вопроса. Вопреки клятвенным заявлениям о приверженности мирному урегулированию они фактически превращают Украину в «пороховую бочку» Европы. Речь идёт об обучении и финансировании ВСУ и других вооружённых формирований, порой откровенно неонацистского толка, о предоставлении им разведданных и политического прикрытия. Кроме того, страны НАТО поставляют Украине для группировок правительственных войск противотанковые средства, бронеавтомобили, радиолокационные станции контрбатарейной борьбы, снайперские винтовки, беспилотную авиатехнику, катера, боеприпасы различной номенклатуры.

Наряду с этим происходит интенсификация разного рода активности НАТО на Украине и в непосредственной близости от линии соприкосновения в Донбассе. В этом году на территории страны запланировано проведение 7 совместных учений с государствами альянса, а манёвры «Defender Еurоре-2021» с привлечением Киева станут крупнейшими за последние четверть века.

Страны НАТО не гнушаются провокационными действиями вблизи российских рубежей, где, например, Вашингтон с начала года вдвое усилил воздушную разведку, и в полтора раза – морскую. Внимательно следим за американскими боевыми кораблями, которые в настоящий момент находятся в акватории Чёрного моря. Вопрос о том, каковы истинные намерения и цели США в тысячах километрах от своей собственной территории, остаётся открытым.

Предупреждаем: оказывая Украине всестороннюю поддержку, соответствующие страны берут на себя значительную часть ответственности за авантюристский курс киевского режима и его возможные последствия.

Уважаемый господин Председатель,

Если государства – участники ОБСЕ не только на словах, но и на деле желают предотвратить эскалацию напряжённости, им следует не призывать Россию «свернуть военное наращивание» на своей же территории, а заставить Киев отказаться от милитаристской риторики и воздержаться от кровавой и самоубийственной авантюры.

Российская Федерация выступает за мирное урегулирование внутриукраинского конфликта в прямом диалоге Киева с Донецком и Луганском на основе неукоснительного соблюдения Минских договорённостей во всей их полноте и последовательности.

Призываем к этому и других. Со своей стороны мы сделаем всё возможное для восстановления мира в Донбассе и зашиты его мирного населения.

В завершение позвольте подчеркнуть, что российская сторона выступает против принятия на данном заседании каких-либо решений или утверждения рекомендаций.

Благодарю Вас, уважаемый господин Председатель, и прошу приложить текст заявления к Журналу дня.

x
x
Дополнительные инструменты поиска