3.11.2019:29

Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе видеоконференции Совета Безопасности ООН на тему: «Миростроительство и сохранение мира: современные факторы конфликтов и нестабильности», озвученное заместителем Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Вершининым, 3 ноября 2020 года

1886-03-11-2020

  • en-GB1 ru-RU1

Уважаемый г-н Председатель,

Уважаемые коллеги,

Прежде всего, хотел бы поздравить г-на Ральфа Гонсалвеса с председательством Сент-Винсента и Гренадин в Совете Безопасности ООН. Это событие является знаковым не только для вашей страны, но и для всех малых островных государств, независимые голоса которых должны звучать в Совете Безопасности.

Предложенная вами тема дебатов отражает озабоченности многих стран, оказавшихся в нынешней непростой ситуации перед лицом нарастающих комплексных угроз в сфере безопасности. Такой смысловой акцент особенно актуален сейчас, когда мы все столкнулись с принципиально новым, беспощадным ко всем без исключения вызовом – пандемией COVID-19. Коронавирус вновь продемонстрировал то, чему нас учит история – солидарному сотрудничеству, ответственному поведению и взаимовыручке нет альтернативы.

К сожалению, не все государства разделяют такой подход, продолжая ставить во главу угла эгоистичные, узкокорыстные интересы. Ширится практика применения односторонних санкций, которые препятствуют усилиям государств по борьбе с пандемией и преодолению ее социально-экономических последствий.

В этих условиях вновь выражаем солидарность с призывом Генерального секретаря ООН А.Гутерреша к глобальному перемирию, который также включает отмену или приостановку незаконных рестриктивных мер. Особую актуальность в сложившихся обстоятельствах приобретает инициатива Президента России В.В.Путина о создании так называемых «зеленых коридоров», свободных от санкций и торговых войн. Это позволило бы обеспечить уязвимые слои населения товарами первой необходимости и медикаментами.

Уважаемые коллеги,

Особо остро в помощи со стороны международного сообщества нуждаются страны, которые проходят сложный путь от конфликта к устойчивому миру. При оказании такого содействия необходимо руководствоваться принципом основной ответственности самих государств за выработку и реализацию стратегий и приоритетов в области миростроительства при учете нужд и потребностей общества. Для каждой ситуации необходим свой, уникальный подход, без автоматизма и навязывания готовых рецептов.

Это же касается и усилий по предотвращению кризисов. Настораживают, кстати, участившиеся попытки установить некие универсальные «индикаторы» конфликтов, которые открывают возможности для злоупотреблений и вмешательства во внутренние дела с целью оказания давления на «неугодные» правительства.

Речь, в частности, идет о стремлении представить нарушения прав человека едва ли не главной предпосылкой для кризисных ситуаций. Исходим из того, что именно успешное урегулирование вооруженных конфликтов и примирение противоборствующих сторон закладывают основу для выправления правозащитной ситуации, а также для устойчивого социально-экономического развития и решения экологических и других проблем.

Мы не отрицаем взаимосвязь этих вопросов в контексте поддержания международного мира и безопасности. Однако исходим из того, что, например, экономические неурядицы автоматически не влекут дефицит безопасности и наоборот. Кроме того, считаем принципиально важным «разделение труда» между основными органами системы всемирной Организации, каждый из которых должен действовать строго в рамках своего мандата.

Речь, в частности, идет об обсуждении климатической повестки в СБ. Полагаем, что изменение климата не является универсальным фактором конфликтов и глобальной нестабильности. В этой связи его влияние на социально-экономическую и политическую ситуацию в ряде стран и регионов должно рассматриваться применительно к каждой конкретной ситуации.

Ведущая роль на данном направлении принадлежит профильным площадкам ООН, которые обладают соответствующей экспертизой и инструментарием для выработки долгосрочных решений, способствующих эффективной борьбе с изменением климата. Мы полностью разделяем озабоченности наших друзей из малых островных государств и намерены активно помогать им в адаптации к климатическим изменениям по линии как национальных институтов содействия развитию, так и общепризнанных международных структур, в т.ч. в рамках системы ООН.

Вместе с тем поддерживаем взаимодействие и сопряжение усилий различных ооновских структур там, где это уместно и согласовано всеми государствами-членами. Отмечаем в этой связи роль Комиссии ООН по миростроительству, которая служит консультативной платформой для выработки стратегий постконфликтного восстановления принимающих стран на основе их приоритетов. Выступаем за развитие и укрепление ее диалога с Советом Безопасности и ЭКОСОС.

Уважаемые коллеги,

Еще раз благодарю винсентское председательство за привлечение внимания к современным вызовам и угрозам безопасности. Уверен, что честный и открытый обмен мнениями будет способствовать эффективному поиску ответов на эти острейшие проблемы.

x
x
Дополнительные инструменты поиска