31.10.2015:23

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ В.Ю.Жеглова на онлайн-заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 29 октября 2020 года

1871-31-10-2020

Уважаемый господин Председатель,

25 октября на Украине прошли выборы в местные органы власти. В нарушение своих обязательств в рамках ОБСЕ (пункт 8 Копенгагенского документа СБСЕ 1990 года) украинские власти не допустили россиян принять участие в электоральном мониторинге. На это обратило внимание и Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) в своем заявлении о предварительных результатах и выводах по завершении голосования. Подчеркну – исключение россиян из процесса наблюдения за выборами было сделано под надуманными предлогами и на дискриминационной основе.

Как бы то ни было, выборы не способствовали стабилизации внутриполитической жизни страны. Не оправдали они и расчеты на консолидацию общества вокруг текущего политического курса руководства Украины. Впрочем, неудивительно – учитывая, к примеру, результаты проведенных незадолго до выборов социологических опросов. Так, по данным Киевского международного института социологии, в октябре порядка 70% жителей Украины оставались убеждены, что события в стране развиваются в неправильном направлении. В числе приоритетных тем, волнующих украинцев, – неурегулированный конфликт на востоке страны, который Президент В.Зеленский и его политическая команда более года назад пообещали решить в течение 2020 года.

Состоявшиеся 27-28 октября встречи минской Контактной группы и ее рабочих подгрупп, к сожалению, вновь не принесли существенных подвижек в урегулировании. Несмотря на относительно стабильную в течение трех месяцев обстановку вдоль линии соприкосновения, в Киеве продолжают саботировать инструкции «нормандского» формата о необходимости синхронного продвижения в решении вопросов политики и безопасности.

Политический процесс заблокирован вследствие нежелания украинских властей видеть его участниками представителей отдельных районов Донбасса, что идет вразрез с предписаниями Минских соглашений и поручениями «нормандского» саммита 9 декабря 2019 года в Париже. Такая линия, судя по всему, вписывается в более широкий контекст стремления вообще отстранить от влияния на происходящие в стране процессы не только донбассцев из отдельных районов, но и сотен тысяч других жителей региона. К примеру, по оценке БДИПЧ, около полумиллиона граждан Украины – жителей 18 прилегающих к линии соприкосновения районов – в результате решений украинских властей оказались «за бортом» состоявшегося 25 октября волеизъявления. Хотя в 2019 году, когда СММ фиксировала гораздо больше перестрелок в Донбассе, они имели возможность проголосовать как на президентских, так и на парламентских выборах. Без участия донбассцев проходил и президентский опрос о возможности предоставления региону условий свободной экономической зоны. К слову, летом глава украинской делегации на переговорах в Контактной группе Л.Кравчук пытался закрепить мысль о том, что особый статус Донбасса должен быть сведен исключительно к экономическим аспектам – и вновь вразрез с предписаниями «Комплекса мер» и без какого-либо учета мнения самих представителей Донбасса.

Как известно, дискуссии в политической подгруппе Контактной группы застопорились после принятия Верховной Радой постановления от 15 июля 2020 года №795-IX «О назначении очередных местных выборов в 2020 году». Кстати, как отметил в ходе своего брифинга 23 октября координатор другой подгруппы Контактной группы – по безопасности – Я.Х.Чевик, упомянутое постановление стало причиной ступора и по другим аспектам. Например, по согласованию решений об определении новых участков разведения сил и средств, районов разминирования, а также завершению работы над обновленным планом разминирования.

Неоднократно приходилось слышать, что постановление Верховной Рады о местных выборах носит «технический характер», а после самих выборов 25 октября, дескать, и вовсе утрачивает свою актуальность. Но это не так. Как следует из высказываний украинских официальных лиц, положения этого акта, входящие в противоречие с «Комплексом мер» в части последовательности шагов по политическому урегулированию, отражают актуальные переговорные установки Киева. 

Так, в руководстве Украины всё более открыто заявляют, что ищут новых контактов в «нормандском» формате с целью пересмотра Минских соглашений. 26 октября заместитель главы украинской делегации на переговорах в Контактной группе, вице-премьер по реинтеграции А.Резников в интервью на одном из украинских телеканалов заявил следующее: «Нет никакой проблемы сесть на уровне лидеров «нормандского» формата и пересмотреть «Минск». И честно сказать: здесь он работает, здесь он может сработать, а здесь он никогда не сработает. Давайте в спокойном режиме сделаем такую ревизию и перепишем». Он вновь призвал к т.н. «модернизации» главного документа по урегулированию, добавив, что «выполнить Минские соглашения на сто процентов невозможно, хотя бы потому, что сначала должна быть взята под контроль граница, а затем проведены местные выборы, а в «Минске» написано наоборот». Как видим, налицо очередное подтверждение отказа представителей Киева следовать букве и духу минского «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 года, одобренного резолюцией 2202 Совета Безопасности ООН.

Каждый день отсутствия в Киеве политической воли к тому, чтобы взяться за ответственное и полноценное выполнение «Комплекса мер», продолжает приносить страдания жителям востока Украины, включая наиболее уязвимые категории населения. К примеру, по подсчетам Спецмониторинговой миссии ОБСЕ на Украине (СММ), только в текущем году в Донбассе от обстрелов и минно-взрывных травм пострадали уже 12 детей, еще один ребенок погиб. Знаем, что в Миссии продолжается работа над систематизацией данных по жертвам конфликта среди гражданского населения. Рассчитываем ознакомиться с обобщенным докладом в ближайшее время.

Обеспокоены активизацией перестрелок вблизи Донецкой фильтровальной станции. По данным СММ, за прошедшую неделю по сравнению с предыдущей там наблюдался почти двукратный рост нарушений «режима тишины». Открытие огня вблизи объектов инфраструктуры жизнеобеспечения недопустимо.

Тяжелой остается ситуация на пунктах пропуска через линию соприкосновения. Продолжение Киевом социально-экономической блокады Донбасса вкупе с закрытием пунктов пропуска создают жителям дополнительные трудности. Так, единственный пункт пропуска в Луганском регионе на мосту в Станице Луганской не работает. Как сообщает СММ, гуманитарные основания и критерии, исходя из которых через него должен осуществляться пропуск граждан в исключительных случаях, непонятны даже сотрудникам Госпогранслужбы Украины, осуществляющим такой пропуск (отчет за 24 октября). В этой связи особое значение приобретает не только своевременная реализация договоренности по открытию в Луганском регионе в ноябре в полном объеме двух новых пунктов пропуска «Золотое» и «Счастье», но и согласование Киевом, Донецком и Луганском в рамках Контактной группы особенностей их функционирования в период пандемии коронавируса.

И ещё. На Украине сохраняется устойчиво высокий уровень ненавистнических настроений, сопровождаемых проявлениями насилия по отношению к представителям национальных меньшинств, гражданским и политическим активистам, журналистам и общественным деятелям. Стоящие за многими из этих выходок участники националистических движений и сторонники радикальных идей зачастую не скрывают своей причастности к подобным акциям устрашения.

В недельном отчете за 27 октября СММ привлекла внимание к очередному проявлению агрессивного национализма и антисемитизма на Украине. 18 октября в г.Умань Черкасской области вблизи паломнической святыни совершено нападение на двух юношей-хасидов. Несколькими днями ранее, 14 октября, сторонники ультраправых идей маршировали по Киеву с националистическими лозунгами по случаю годовщины создания «украинской повстанческой армии». Их акция антисемитской направленности под прикрытием якобы патриотических лозунгов под стенами Офиса Президента Украины также нашла отражение в отчете СММ за 15 октября.

Еще ранее Миссия сообщала о других случаях нетерпимости, сопровождавшихся насилием, – обстреле автобуса и избиении оппозиционных активистов в Люботине Харьковской области (отчет за 28 августа); нападении на синагогу в Мариуполе (отчет за 1 сентября); стычках с цыганами в поселке Андреевка Харьковской области (отчет за 8 сентября). Напоминаем в этой связи о давно назревшей необходимости не только усилить мониторинг СММ подобных проявлений, но и систематизировать данные о проявлениях агрессивного национализма, неонацизма и ксенофобии в отдельном тематическом докладе Миссии.

Попустительство властей и правоохранительных органов Украины агрессивному национализму позволяет большинству организаторов и исполнителей подобных акций избегать ответственности за разжигание ненависти. Это неудивительно в условиях, когда логика многих действий властей Украины продолжает быть продиктована не только подыгрыванием националистам, но и элементарной русофобией, которую невозможно объяснить. К примеру, в соответствии с решением Совета национальной безопасности и обороны Украины с 2017 года в стране аннулированы свыше 12 тысяч разрешений на ввоз русскоязычной издательской продукции, еще более 8 тысяч заявок отклонены. В целом, запрет коснулся свыше 29,3 млн экземпляров изданий. Верх абсурда – под запрет попали даже книги из серии «Развиваем малыша» – «Транспорт», «Почему небо голубое» и другие, в которых украинские цензоры умудрились найти «пропаганду тоталитарной идеологии».

Все это не способствует общенациональному диалогу для достижения жизнеспособного урегулирования кризиса. Призываем ОБСЕ и внешних кураторов Украины максимально влиять на ее руководство, чтобы побудить действовать в интересах мира и гражданского согласия. В целях завершения конфликта на востоке Украины следует добиваться от украинских властей приверженности подлинному выполнению «Комплекса мер» на основе прямого и результативного диалога Киева с Донецком и Луганском.

Благодарю за внимание.

x
x
Дополнительные инструменты поиска