23.10.2013:53

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 22 октября 2020 года

1800-23-10-2020

Уважаемый господин Председатель,

Относительная стабилизация военной обстановки вблизи линии соприкосновения в Донбассе, по всей видимости, воспринимается руководством Украины не как повод к активизации работы над полноценной имплементацией минского «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 года, а скорее как своеобразная передышка для укрепления военного потенциала, упражнений в милитаристской риторике, тиражирования ложных нарративов об «агрессии» и «оккупации», а также поиска предлогов для переписывания Минских соглашений.

15 октября в интервью украинскому изданию «Обозреватель» заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины, первый заместитель командующего сил специальных операций вооруженных сил Украины (ВСУ) С.Кривонос отметил, что ВСУ ждут удачного международно-политического момента, чтобы перейти в наступление в Донбассе. Он добавил, в частности, что «военнослужащие ожидают, когда В.Зеленским будет отдана команда, чтобы начать наступление». Проинформировал, что наступательные действия отрабатывались в ходе недавних учений украинских военных с привлечением иностранных партнеров. Более того, в том же интервью С.Кривонос грозил возможностью похищения и даже физической ликвидации руководителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Никакой прогресс «на земле» не заставляет власти Украины отказаться от бесчеловечных методов подавления инакомыслия. Это касается и продолжающейся социально-экономической блокады Донбасса, и попыток наказать бывших граждан Украины, сделавших сознательный выбор в пользу самостоятельного определения своей судьбы после государственного переворота февраля 2014 года на Украине и принявших решение о воссоединении с Россией. Речь идет, в том числе, о подрывах линий электропередач на юге Украины (за которые так никто и не понес ответственности) и перекрытия источника водных ресурсов – канала, используемого, в том числе, для водоснабжения гражданского населения.

Все это, очевидно, призвано продемонстрировать, что и в отношении Донбасса в Киеве на самом деле настроены продолжать разговаривать с позиции силы. Вероятно, новый виток военного насилия в регионе задумывается как часть пресловутого «плана Б», на который в руководстве Украины неоднократно ссылались в качестве альтернативы Минским соглашениям.

Несмотря на существенное снижение в Донбассе количества перестрелок после 27 июля – даты вступления в силу мер по усилению режима прекращения огня – нарушения там фиксируются и сегодня. Продолжаются перемещения украинских вооружений, в том числе тяжелой техники, вблизи линии соприкосновения. ВСУ традиционно используют железнодорожные станции в логистических целях и препятствуют выявлению фактов подвоза вооружений.

Так, 16 октября близ станции Рубежное в Луганской области мини-дрон Спецмониториговой миссии ОБСЕ на Украине (СММ) подвергся сильному воздействию радиопомех, после чего контроль над ним был утрачен. Позднее аппарат был возвращен наблюдателям украинскими военными. Примечательно, что накануне там СММ с помощью беспилотника выявила ЗРК «Стрела-10». Также 16 октября на станции Покровск в Донецкой области обнаружены четыре тяжелых крупнокалиберных 152-мм гаубицы «Мста-С».

Призываем Миссию нарастить, в том числе с использованием технических средств мониторинга, наблюдение за железнодорожными узлами вблизи линии соприкосновения, которые ВСУ используют для подвоза и ротации тяжелых вооружений. Знаем, что в текущих условиях СММ сталкивается с проблемами, связанными с эпидемией коронавируса. Рассчитываем на скорое преодоление этих трудностей.

После перемен в руководстве Украины в 2019 году Президент В.Зеленский обозначил условный срок в один год для того, чтобы положить конец войне на востоке Украины и добиться утверждения мира в Донбассе на долгосрочную перспективу. Неоднократно подчеркивалось, что Минские соглашения – единственный возможный путь для политико-дипломатического урегулирования кризиса. Эту позицию Президент Украины подтвердил и в ходе «нормандского» саммита 9 декабря 2019 года в Париже.

Однако несмотря на декларируемую приверженность минскому «Комплексу мер», с начала текущего года и Президент В.Зеленский, и украинские представители в Контактной группе регулярно призывают к пересмотру предусмотренной этим документом последовательности шагов по урегулированию. Настаивают, в том числе, на необходимости установления военного контроля над территорией отдельных районов Донбасса до начала какого-либо политического урегулирования. Такой подход противоречит букве «Комплекса мер» и достигнутым на всех уровнях «нормандского» формата пониманиям о том, что решение вопросов в сфере политики и безопасности должно осуществляться в тесной взаимосвязи.

В ходе недавнего обращения к Верховной Раде 20 октября, рассуждая о ситуации в Донбассе, В.Зеленский ни разу не вспомнил о существовании Минских соглашений и Контактной группы. В то же время подчеркнул, что военный бюджет Украины в период его президентства был серьезно увеличен. По его словам, в 2020 году он стал самым большим за всю историю страны (свыше 4 млрд долл. США), и уменьшать его не планируют. Акценты весьма показательны.

Абсолютно неприемлемы попытки украинских представителей принизить значение Контактной группы для урегулирования. Из Киева постоянно раздаются утверждения, будто она – лишь вспомогательный механизм, в котором не могут вырабатываться ключевые решения. Для этого, дескать, есть «нормандский формат». К примеру, 19 октября в интервью украинскому изданию «Зеркало недели» заместитель главы украинской делегации на переговорах в Контактной группе, вице-премьер по реинтеграции А.Резников заявил, что «Минск не является площадкой, на которой может быть достигнут мир». Сама же Контактная группа – якобы всего лишь «банальная логистическая площадка для консультаций».

Вместе с тем, согласно «Комплексу мер», именно Контактная группа и четыре ее рабочие подгруппы формируют для представителей Киева, Донецка и Луганска диалоговую платформу для практической реализации Минских соглашений. Именно там должна вестись основная работа по согласованию решений в области политики и безопасности, в гуманитарной и социально- экономической сферах. Важно и то, что в Контактной группе представители Киева и Донбасса обладают, как стороны внутриукраинского конфликта, возможностью осуществлять прямой диалог по всем аспектам урегулирования.

Кстати говоря, в подаче того же А.Резникова, встречи в Минске «с первого заседания: велись без признания» Киевом представителей отдельных районов Донбасса как полноценных участников переговорного процесса. Выходит, что была лишь имитация диалога. В протоколе по итогам заседания Контактной группы 11 марта с.г. украинские переговорщики, наконец, признали представителей отдельных районов Донбасса полномочными – и обязались активизировать с ними дискуссии по политико-правовым аспектам урегулирования. Однако сегодня из Киева слышны рассуждения о том, что эти же представители Донецка и Луганска опять его не устраивают, а предметного диалога с ними не будет. Более того, А.Резников, развивая свою идею т.н. «переходного правосудия», пригрозил им уголовным преследованием как якобы «военным преступникам».

Вдобавок, упомянутый украинский вице-премьер пустился в рассуждения о целесообразности заключения вместо неработающих, по его мнению. Минских соглашений неких других – «например, Стокгольмских соглашений». Все это сопровождается его заявлениями о том, что «Комплекс мер» можно сохранить лишь при условии его т.н. «модернизации». Как это расценивать – очевидно, как отказ от следования букве этого документа, одобренного резолюцией 2202 Совета Безопасности ООН, и подготовку выхода Киева из переговорного процесса на основе Минских соглашений?

Мы многократно обращали внимание на активизацию попыток властей Украины определять судьбу отдельных районов Донбасса без учета мнения его жителей и полномочных представителей. Актуальный пример – опрос общественного мнения у избирательных участков, который проддет в день местных выборов 25 октября, о целесообразности предоставления Донбассу особых экономических условий. Показательно, что он не охватит территорию отдельных районов Донецкой и Луганской областей, а также прилегающие к ним районов по другую сторону линии соприкосновения - там, согласно решению властей Украины, избирательные участки не откроются. При этом, как анонсировано, итоги опроса будут иметь обязательную, а не рекомендательную, силу и воплотятся в конкретных решениях органов власти Украины. Самих донбассцев про будущее их региона в Киеве вновь решили вообще не спрашивать.

На этом фоне государства НАТО лишь подогревают воинственные устремления в руководстве Украины. Они продолжают обучать, тренировать и снабжать вооружениями украинскую армию, фактически подстрекая к дальнейшему насилию против жителей Донбасса. В октябре Киевом подписаны соглашения об активизации сотрудничества в военной сфере с Великобританией и Турцией. Согласно комментариям украинских Официальных лиц, достигнута, в частности, договоренность о поставках на Украину наступательных вооружений, включая современные ударные БПЛА.

Продолжаем призывать ОБСЕ и внешних кураторов Украины максимально воздействовать на ее руководство, чтобы исключить логику войны и побудить его действовать в интересах мира и гражданского согласия целях скорейшего выполнения «Комплекса мер» на основе прямого результативного диалога Киева с Донецком и Луганском.

Благодарю за внимание.

x
x
Дополнительные инструменты поиска