26.11.1916:51

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Исландии Г.Т.Тордарсоном, Москва, 26 ноября 2019 года

2448-26-11-2019

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Уважаемые дамы и господа,

Мы провели полезные и содержательные переговоры. Связи между Россией и Исландией имеют давнюю историю. В октябре прошлого года мы отметили 75-летие установления дипломатических отношений. Но, конечно, неформальные связи между нашими странами уходят гораздо глубже в историю.

В этом году мы с Г.Т.Тордарсоном встречались в мае – в ходе министерской сессии Арктического совета в финском Рованиеми. Тогда особое внимание уделили арктической проблематике. Сегодня наряду с этой темой подробно рассмотрели целый ряд других насущных вопросов, прежде всего в том, что касается нашего двустороннего сотрудничества.

Выразили общую заинтересованность в его поступательном развитии в интересах наших граждан, во имя стабильности в нашем общем Евроарктическом регионе. Приветствовали восстановление политического диалога, в том числе на высшем уровне. Как вы знаете, «на полях» состоявшегося в апреле с.г. в Санкт-Петербурге форума «Арктика – территория диалога» прошла встреча Президента России В.В.Путина и Президента Исландии Г.Т.Йоханнессона.

Возобновляются связи по линии парламентов. В октябре, в рамках встречи руководителей парламентов европейских стран, состоялась беседа Председателя Государственной Думы Российской Федерации В.В.Володина и спикера Альтинга С.Сигфуссона, который был приглашен посетить Россию в 2020 году. Надеемся, что это приглашение реализуется.

По итогам прошлого года, несмотря на сохраняющиеся «санкционные» ограничения, мы смогли переломить негативную тенденцию в торговле. Товарооборот вырос более чем на двадцать процентов. Хотя абсолютные цифры пока еще скромные – порядка 50 млн долл. – тем не менее тенденция налицо, и мы договорились постараться ее укрепить и сделать устойчивой. В этой связи отводим особую роль механизму регулярных российско-исландских торгово-экономических консультаций, очередной раунд которых запланирован на второй квартал 2020 года.

Мы отметили растущий интерес исландского бизнеса к присутствию на российском рынке, что проявилось в создании в прошлом месяце Исландско-Российской торговой палаты, в которой участвуют более 30 компаний из Исландии.

С удовлетворением отмечали расширение географии межрегиональных связей. Готовность к взаимодействию с исландскими партерами проявляют Ямало-Ненецкий автономный округ, Камчатский край, Чукотка, Мурманская область. Это не просто проявление интереса. В целом ряде регионов России уже реализуются важные проекты в сфере инновационных технологий, телекоммуникационной и геотермальной энергетики. Геотермальная энергетика в конкретном плане используется как генерирующая мощность для реализуемого на Камчатке проекта энергомоста, соединяющего Камчатку и Курильские острова, а в перспективе – с Японией. В его реализации активно участвуют исландские компании.

Отмечу также вовлеченность исландских компаний в реализацию программы модернизации российского рыболовного флота. Они участвуют в проектировании современных судов и поставках оборудования.

Также выделю события прошлого месяца. Фонд «Сколково» подписал соглашение о взаимодействии с Исландским инновационным центром. В прошлом году наша авиационная компания «S7 Airlines» в летний сезон осуществляла регулярные полеты в Исландию. Учитывая позитивный опыт, она начала продажу билетов на сезон следующего года. Во многом благодаря этому поток туристов из России в Исландию в прошлом году увеличился почти на двадцать процентов, и наши исландские коллеги заинтересованы в укреплении этой тенденции.

Говорили о том, что нужно сделать для укрепления нашей договорно-правовой базы. Целый ряд документов находится в работе. Условились подтолкнуть завершение необходимых для их вступления в силу процедур и ускорить подписание тех, которые пока еще не согласованы.

Наши страны объединяет общая память о совместной борьбе с фашизмом. В России с благодарностью помнят о вкладе Исландии в формирование и поддержку полярных конвоев. Сегодня говорили о том, что Президент В.В.Путин пригласил своего исландского коллегу Президента Г.Т.Йоханнессона посетить Москву 9 мая 2020 г. для участия в торжествах по случаю 75-летия Победы.

Отметили регулярное неплохое взаимодействие по линии министерств иностранных дел. Исландия председательствует в Арктическом совете (АС) с 2019 по 2021 гг., а вслед за ней на очередную вахту заступает Россия. Сегодня мы подробно обменялись мнениями о том, как выстраивать деятельность этого ключевого арктического форума. Наши оценки по большинству вопросов полностью совпадают. Только что мы подписали Совместное заявление, которое подчеркивает и символизирует преемственность председательств Исландии и России в АС.

Обсудили ряд международных проблем, ситуацию в Сирии, на Украине, вопросы, связанные с положением дел вокруг Ирана, взаимодействие в Совете по правам человека ООН и другие вопросы, касающиеся деятельности ООН.

Договорились поддерживать контакты. Господин Министр пригласил меня посетить Исландию. Я хотел бы это сделать. Мы согласуем конкретные шаги, которые позволили бы такому визиту состояться.

Вопрос: Количество неарктических стран, стремящихся участвовать в освоении Арктики, постоянно растет. Как Вы относитесь к перспективе расширения Арктического совета?

С.В.Лавров: Действительно, много стран проявляют интерес к этому региону. У членов Арктического совета нет аллергии на то, чтобы неарктические государства сотрудничали в реализации целого ряда проектов на Севере, в высоких широтах. Увеличивать количество членов Арктического совета не планируется. Никто таких идей не выдвигал.

Все желающие могут получить статус наблюдателя. Он уже предоставлен 13 странам. Мы не видим каких-либо противопоказаний для получения этого статуса странами, действительно готовыми неполитизированно, прагматично участвовать в работе Совета при полном уважении базовых решений, принимаемых «арктической восьмеркой».

Вопрос: Сирийские демократические силы вновь обвиняют Турцию в нарушении взятых на себя обязательств, касающихся зоны безопасности, и трактуют военную операцию, проводимую в районе Айн-Исса, как стремление Анкары взять под контроль международную трассу M4. Как Москва рассматривает развитие ситуации там?

С.В.Лавров: Насчет выполнения российско-турецкого меморандума от 22 октября с.г. у нас нет информации, которая бы свидетельствовала о том, что Турция собирается его нарушать. Я бы посоветовал Сирийским демократическим силам и в целом политическому руководству курдов следовать своему собственному слову, потому что сразу после заключения этого меморандума 22 октября с.г. мы заручились согласием на его выполнение, прежде всего, Президента САР Б.Асада и руководства курдов, которые энергично заверили в том, что будут полностью сотрудничать. Через несколько дней, когда США изменили свою позицию, сказали, что они ушли из Сирии, но забыли, что нужно охранять нефтяные месторождения, чтобы их не захватило правительство САР, руководство тех же самых курдов тут же утратило энтузиазм по поводу взаимодействия в выполнении сочинских договоренностей и опять стало полагаться на покровительство США. Если они будут занимать такую позицию, то до добра это не доведет. Они должны твердо понимать одну непреложную истину: обеспечить права сирийских курдов можно исключительно в пределах и в рамках территориальной целостности и суверенитета САР. Для этого им нужно вступить в реальный, полноценный диалог с сирийским правительством. Когда американцы заявили о своем уходе из Сирии, они тут же выразили готовность к такому диалогу, а потом опять переметнулись на достаточно неконструктивные позиции. Я бы здесь посоветовал нашим курдским коллегам быть последовательными и не пытаться конъюнктурно заниматься достаточно сомнительной деятельностью.

Вопрос: Есть опасения, что «Хейат Тахрир аш-Шам» вновь готовит провокации с использованием химоружия в Идлибе. Как Вы можете прокомментировать последний доклад Генерального директора ОЗХО, касающийся Думы?

С.В.Лавров: Мы регулярно получаем сообщения о готовящихся провокациях в Идлибе. В большинстве случаев эта информация подтверждается. Именно то, что мы вместе с сирийским правительством предаем ее гласности, наверное, является причиной, по которой эти провокации пока еще не реализовались. Но мы знаем о том, что их готовят и то, что в их подготовке непосредственно участвуют провокаторы из т.н. «Белых касок», которые были созданы и руководимы британскими спецслужбами при поддержке ряда западных стран, включая США. Ситуация, которая складывалась вокруг участия «Белых касок» во множестве постановочных сцен, включая апрель 2018 г. в Восточной Гуте, всем уже, по-моему, предельна ясна. Факты, которые были предъявлены для разоблачения этих провокаторов, более чем убедительны. Мы обсуждаем это в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Сейчас как раз проходит конференция государств-участников Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО). Никуда не деться от фактов, которые показывают нечистоплотность целого ряда экспертов этой Организации, которые готовили доклад и по сирийской Думе, и доклад по ряду других сомнительных историй. Мы очень рассчитываем, что и Генеральный директор этой Организации, и все остальные сотрудники будут свято руководствоваться принципом непредвзятости и неполучения от кого бы то ни было, от какого-либо государства конкретных инструкций. Пока мы сомневаемся, что эти принципы соблюдаются руководством ОЗХО.

Вопрос: Комитет по соответствию антидопинговому кодексу WADA рекомендует отстранить Россию на четыре года от участия в международных соревнованиях. Как это может сказаться на имидже страны? По Вашему мнению, это справедливо?

С.В.Лавров: Во-первых, это пока только рекомендация Комитета. Она должна быть рассмотрена Учредительным Советом. Я бы не стал сейчас делать поспешных выводов.

Есть желающие поставить Россию в положение обороняющейся, обвиняемой во всем и повсюду, в любой области международной жизни: конфликты, экономика, энергетика, газопроводы, торговля продукцией военного назначения – везде Россия что-то нарушает или делает нечто, невыгодное одной или нескольким западным странам. С их точки зрения, чем больше выносится решений подобного рода, тем лучше для их антироссийской аргументации. Нам хорошо известно, что именно эти страны непосредственно и затевают подобного рода ситуации.

Мы будем отстаивать необходимость честного разговора по любому вопросу, в т.ч. с точки зрения обеспечения равноправного рассмотрения поведения каждой страны на международной арене. Не бывает так, что один или двое (например, Россия и Китай) во всем виноваты, все нарушают,
а остальные живут по правилам, которые они сами написали, больше никого не спросив, и заставляют других уважать эти правила.

Мы уважаем международное право. Оно предполагает, прежде всего, справедливость и равноправие. Каждый должен объяснять свои действия. Но мы далеко не всегда получаем вразумительные и соответствующие международному праву объяснения со стороны наших западных партнеров.

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска