21.05.1919:31

Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с рассмотрением в Совете Безопасности ООН вопроса о принятии на Украине закона о государственном языке

1048-21-05-2019

Российская Федерация предложила провести 20 мая заседание Совета Безопасности ООН в связи с подписанным П.Порошенко законом «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного».

Цель инициативы - привлечь внимание международного сообщества к тому, что этот документ носит дискриминационный характер в отношении русскоязычного населения и национальных меньшинств Украины, грубо нарушает одобренный резолюцией СБ 2202 (2014) «Комплекс мер по выполнению Минских договоренностей», идет вразрез с правозащитными обязательствами Киева и попирает ряд международно-правовых и конституционных норм. Вступление закона в силу отдалит перспективы мирного урегулирования в Донбассе и чревато дальнейшим осложнением ситуации на Востоке Украины.

Обратили внимание, что закон был подписан П.Порошенко на фоне заявлений избранного президента Украины В.Зеленского о необходимости тщательно проанализировать документ на предмет его соответствия нормам Конституции и интересам всех граждан страны.

Вызывает сожаление, что западные члены Совета Безопасности по политическим соображениям заблокировали проведение заседания, отказавшись дать должную оценку действиям властей в Киеве и в очередной раз проявив двойные стандарты при рассмотрении положения дел в этой стране. Продолжаем внимательно следить за развитием ситуации вокруг закона. Документ принимался в ходе жесткого внутриполитического противостояния на Украине: в авральном режиме, с многочисленными процедурными нарушениями, с рассмотрением более 2 тыс. поправок к законопроекту, с попытками аннулировать решение Верховной Рады о его принятии. Языковой вопрос явно был использован как инструмент в борьбе за власть беспринципными политическими деятелями. Хотя разработчики вынуждены были отреагировать на неприятие и недовольство в обществе, которое вызвал законопроект еще на стадии обсуждения, и скорректировали самые одиозные пассажи, его дискриминационная сущность изменений не претерпела.

В соответствии с новым законодательством украинский язык должен стать обязательным во всех без исключения областях повседневной деятельности государства: в системе органов власти (от центральных до местных), здравоохранении, культуре, образовании, СМИ, ЖКХ, сфере бытовых услуг и т.п. Использование языков меньшинств ограничивается бытовым общением и отправлением религиозных обрядов.

Налицо насильственная украинизация страны в нарушение Конституции Украины и международных обязательств в сфере прав человека и защиты национальных меньшинств в многонациональном украинском обществе. За соблюдением закона будет следить уполномоченный по защите государственного языка, который наделяется широким спектром контролирующих функций. Допускается его вмешательство в деятельность общественных организаций и политических партий путем истребования внутренних актов на предмет их соответствия установленным правилам. Вводится система драконовских мер ответственности в виде крупных административных штрафов за нарушение закона. Ряд преференций предусмотрен только для языков Евросоюза и крымско-татарского языка. Это свидетельствует о двойной дискриминации русского языка и лишь обостряет противоречия и усиливает конфликтный потенциал внутри страны. Киев побоялся направить украинский закон о государственном языке на экспертизу в Венецианскую комиссию Совета Европы, которая ранее высказала критические замечания в отношении закона «Об образовании» и рекомендовала внести в него соответствующие правки. Однако Украина их проигнорировала.

Рассчитываем на то, что западные партнеры и международные правозащитные структуры дадут внятную и принципиальную оценку действиям Киева и используют свое влияние для защиты прав национальных меньшинств на Украине.

x
x
Дополнительные инструменты поиска

Гуманитарное сотрудничество