26.02.1911:35

Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Вершинина в ходе сегмента высокого уровня 40-й сессии Совета ООН по правам человека, Женева, 25 февраля 2019 года

399-26-02-2019

Уважаемый господин Председатель,

Современный мир в своем движении к многополярному устройству переживает непростой турбулентный период. К застарелым конфликтам добавляются новые опасные очаги напряженности в регионах, которые еще несколько лет назад казались спокойными. Стремительно меняется структура вызовов и угроз, с которыми сталкивается международное сообщество.

Эти негативные тенденции требуют от нас решительных коллективных действий, в том числе на правозащитном направлении. Сегодня как никогда важно объединить усилия в построении справедливого и демократичного международного порядка, основанного на верховенстве права. Совет ООН по правам человека (СПЧ) может и должен внести в эту деятельность свой конструктивный вклад.

Для этого необходимо, прежде всего, отрешиться от политизации прав человека и совместно заняться восстановлением авторитета Совета, существенно пошатнувшегося в последние годы. Причины такого положения хорошо известны и лежат на поверхности. За примерами далеко ходить не надо.

Коалиция, которая продолжает варварские бомбардировки и ракетные удары по сирийской территории, которая попирает односторонними санкциями права человека в САР, простых сирийцев, на каждой сессии СПЧ проталкивает насквозь фальшивую резолюцию по правам человека в Сирии. Украина, где введены драконовские ограничения свободы слова и СМИ, продолжаются гонения на несогласных, журналистов и правозащитников, широко практикуются внесудебные казни и политические убийства, где грубейшим образом попрана свобода религии и убеждений, вносит хвалебную резолюцию о техническом содействии самой себе. Мы регулярно наблюдаем попытки заявить в Совете о принадлежности определенных территорий, оказать политическое давление, вмешаться во внутригосударственные процессы в отдельных государствах. После всего этого стоит ли удивляться, что доверие к Совету подорвано?

Мы считаем, что СПЧ должен объективно реагировать на положение в области прав человека в любой стране. Необходимо, наконец, осознать пагубность использования политики «двойных стандартов» в правозащитной сфере и попыток вброса в его повестку вопросов, которые находятся вне рамок компетенции Совета.

Господин Председатель,

Высоко оцениваем работу СПЧ в области противодействия дискриминации по различным основаниям – по признаку пола, возраста, происхождения, этнической и религиозной принадлежности, убеждений. На эту тему специальными процедурами проведено множество исследований, организовано внушительное количество тематических дискуссий, приняты десятки резолюций. Вместе с тем один важный аспект этой многоплановой проблемы по-прежнему остается незаслуженно обойденным вниманием. Речь идет о языке.

Язык является неотъемлемой частью культурной и социальной самоидентификации каждого человека. Дискриминационные ограничения на пользование родным языком недопустимы. Мы отмечаем работу по сохранению языкового разнообразия, проделанную различными органами и специальными учреждениями ООН, прежде всего ЮНЕСКО. Настало время и Совету ООН по правам человека сказать решительное «нет» дискриминации по языковому признаку, запрещенной Международными пактами о правах человека.

На этой сессии российская делегация предложит совместное заявление о недопустимости дискриминации по языковому признаку. Рассчитываем, что члены и наблюдатели Совета присоединятся к нему и тем самым внесут свой вклад в противодействие дискриминации, обеспечение равного пользования всеми правами человека для всех и поощрение языкового и культурного разнообразия.

Господин Председатель,

К сожалению, вопросы технического содействия и наращивания правозащитного потенциала государств также не получают должного внимания. Это один из ключевых недостатков в работе СПЧ. Хотим напомнить, что создание устойчивой демократической внутригосударственной системы обеспечения прав человека, учитывающей национальные и цивилизационные особенности и базирующейся на универсальных международных нормах и принципах, является наиболее действенным инструментом предотвращения и профилактики нарушений прав человека. В этой связи призываем Совет больше внимания уделять вопросам оказания помощи государствам в работе на данном направлении.

Господин Председатель,

Сейчас много говорится про реформу СПЧ, которая якобы должна быть проведена в 2021 году. Хотелось бы напомнить, что Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции 65/281 высказалась на эту тему однозначно: в период с 2021 по 2026 год она может вернуться к рассмотрению вопроса только о статусе Совета. В этой связи ни о какой полномасштабной реформе не может быть и речи. Исходим из того, что кардинальное переформатирование СПЧ, равно как и пересмотр его статуса, не только нецелесообразны, но и контрпродуктивны. Вместе с тем считаем, что определенные процедурные шаги, направленные на улучшение повседневной работы Совета, могут быть предприняты, если, конечно, все государства их поддержат.

В настоящее время полным ходом идет третий цикл Универсального периодического обзора (УПО) выполнения государствами своих международных обязательств в правозащитной сфере. Россия прошла его в прошлом году. Считаем, что за время своего существования этот механизм по праву занял важнейшее место в архитектуре международного контроля в области прав человека. Убеждены, что неконфронтационный и добровольный характер обзора должен быть сохранен. Условием для этого является межправительственный формат обсуждения без вмешательства каких-либо внешних игроков. При этом исходим из того, что наличие такого механизма, когда каждое государство проходит своего рода экзамен по выполнению своих международных обязательств в сфере прав человека и получает от других стран рекомендации по устранению имеющихся проблем, делает избыточным принятие в правозащитных органах ООН страновых резолюций.

Специальные процедуры СПЧ изначально задумывались как механизм содействия государствам в выполнении их правозащитных обязательств, как институт квалифицированных и профессиональных помощников. К сожалению, сегодня мы наблюдаем весьма тревожную картину. Вместо конструктивного взаимодействия с государствами ряд специальных процедур предпочитает использовать политизированную и некорректную обвинительную риторику, оперирует непроверенными источниками информации, действует далеко за рамками установленных для них Советом мандатов.

Во многом это связано с тем, что в СПЧ не существует реального механизма ответственности соответствующих экспертов за их действия и высказывания. Убеждены, что учреждение такого механизма в рамках Совета позволило бы укрепить репутацию института специальных процедур и повысить их ответственность, объективность и эффективность.

Россия выступала и продолжает выступать за широкое участие гражданского общества в работе Совета и правозащитного измерения ООН в целом. Голос неправительственных организаций и национальных правозащитных учреждений важен, поскольку позволяет «из первых рук» получать информацию о ситуации в области прав человека на местах. Вместе с тем это участие должно осуществляться в строгом соответствии с правилами процедуры СПЧ. Не следует забывать, что Совет – это, прежде всего, межправительственный орган, состоящий из 47 государств. Именно государства принимают решения и несут ответственность за их выполнение.

Господин Председатель,

В заключение хотел бы напомнить, что Российская Федерация выдвинула свою кандидатуру на выборах в СПЧ на 2021-2023 годы. В случае избрания в Совет мы будем прилагать все усилия к тому, чтобы этот орган работал на беспристрастной, объективной и неполитизированной основе, стал площадкой для реального конструктивного сотрудничества всех заинтересованных сторон, действовал непредвзято на основе максимально широкого консенсуса.

Благодарю Вас.

x
x
Дополнительные инструменты поиска

Гуманитарное сотрудничество