15.02.1910:00

Выступление Постоянного представителя России при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 14 февраля 2019 года

296-15-02-2019

Уважаемый господин Председатель,

12 февраля исполнилось четыре года со дня подписания «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений», подписанного в белорусской столице представителями ОБСЕ, Украины, России, главами отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины. Этот документ, ставший «дорожной картой» внутриукраинского урегулирования, был 17 февраля 2015 г. одобрен резолюцией СБ ООН 2202. Поддержка ему подтверждена в заявлении Председателя СБ от 6 июня 2018 г. Так что это, как бы тому ни противились в Киеве - элемент международного права.

В связи с годовщиной Россия инициировала брифинг в Совете Безопасности ООН в Нью-Йорке 13 февраля 2019 г., который оказался весьма полезным с точки зрения понимания того, что происходит на Украине. Показательны и ремарки главы СММ Э.Апакана, который не подтвердил украинские измышления о «российских войсках» на Украине. Полагаем, что и Постсовету ОБСЕ важно освежить в памяти положения минского «Комплекса мер» (копии находятся у вас на столах).

Вынуждены констатировать, что по прошествии четырех лет ситуация на юго-востоке Украины далека от стабильности. Ни один пункт минского «Комплекса мер», начиная с первого (а в нем речь о незамедлительном и всеобъемлющем прекращении огня), на сегодняшний день полноценно не выполнен. Неудивительно поэтому, что в урегулировании внутриукраинского кризиса до сих пор нет серьезных подвижек.

Украина длительное время пребывает в состоянии внутриполитической турбулентности. Ее первопричиной стало грубое вмешательство ряда западных стран в 2013-2014 гг. во внутренние дела этой страны – были срежиссированы и поддержаны действия радикалов по захвату власти ценой любых (в т.ч. кровавых) провокаций. Ставшее результатом сложного компромисса Соглашение от 21 февраля 2014 г. между тогдашними руководством Украины и лидерами протестующих было уже на следующий день растоптано национал-радикалами. Европейские «псевдогаранты» его исполнения (а речь о высоких представителях внешнеполитических ведомств Германии, Франции и Польши) тут же «умыли руки» и с легкостью признали антиконституционную смену власти. А о соглашении предпочли просто забыть, будто его и не было. Но далеко не все граждане Украины смирились с госпереворотом. На юго-востоке страны поднялась волна протестов. Усмирять недовольных «майданные» власти решили с помощью силовых структур и вооруженных отрядов национал-радикалов. Вот где находится отправная точка начала вооруженного противостояния в Донбассе.

В этой ситуации подписание минского «Комплекса мер» стало важной сдерживающей мерой, не позволившей Киеву утопить в крови отдельные районы Донецкой и Луганской областей.

Но на деле руководство Украины лишь имитирует выполнение взятых на себя обязательств. А некоторые из них (при попустительстве своих зарубежных спонсоров) откровенно саботирует. Это касается не только самого «Комплекса мер», но и решений минской Контактной группы, принятых в его развитие – об отводе вооружений, разведении сил и средств, запрете учений с боевой стрельбой, разминировании. Все это подтверждается наблюдениями СММ ОБСЕ. ВСУ постоянно провоцируют обстрелы, в ответ укрепляют свои позиции, осуществляют «накачку» районов вблизи линии соприкосновения военной техникой. Продвигаются вглубь «серых зон», что уже привело к опасному сближению позиций сторон. Вновь применяется тяжелая артиллерия. Для корректировки огня в нарушение Минских соглашений ВСУ используют беспилотники. Четырнадцать перемирий, согласованных сторонами в Контактной группе, так и не привели к устойчивому «режиму тишины». За последние две недели СММ зафиксировала порядка 10 тыс. нарушений режима прекращения огня. 14 февраля утром ВСУ подвергли весьма интенсивному минометному обстрелу территорию Донбасса (только за один час по окрестностям Донецка выпущено свыше 100 мин).

Ничего не сделано по вине Киева в сфере политического урегулирования. Не проведена конституционная реформа с новыми элементами по децентрализации (п.11 минского «Комплекса мер»). Не принято постоянное законодательство об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей (в соответствии с правом на языковое самоопределение). Утвержденный Верховной Радой т.н. закон по статусу Донбасса носит временный характер и никоим образом не покрывает выполнение упомянутого п.11 минского «Комплекса мер». Не вступил в силу закон об амнистии участников событий в Донбассе (п.5 минского «Комплекса мер»). Киев демонстративно уклоняется от письменной фиксации предложенного Германией компромиссного варианта введения в действие особого статуса Донбасса – «формулы Ф.-В.Штайнмайера». Она была дважды согласована лидерами «нормандской четверки» на саммитах в Париже (2015 г.) и Берлине (2016 г.). В феврале прошлого года вступил в силу обесценивающий Минские соглашения закон Украины о т.н. «реинтеграции Донбасса». Нет подвижек и по вопросу обмена удерживаемыми лицами между Киевом, Донецком и Луганском (п.6 минского «Комплекса мер»). Сохраняется бесчеловечная торгово-экономическая, транспортная и социальная блокада Донбасса (что грубо нарушает п.8 минского «Комплекса мер»). Именно она во многом обуславливает страдания людей, часами стоящих на морозе в очередях на линии соприкосновения. Но никто из выступивших сегодня не нашел мужества об этом сказать.

Господин Председатель,

Вчерашнее заседание Контактной группы вновь продемонстрировало нежелание украинских переговорщиков находить взаимоприемлемые решения. Ситуация в Донбассе, а вместе с ней и все население этого региона, по сути, стали заложниками предвыборной политической борьбы в Киеве. Это ни много ни мало 4 млн. граждан Украины. Украинское руководство развивает агрессивную риторику в отношении этого региона, усматривая в реализации Минских соглашений риски для собственного политического будущего. Те же, кто публично выступают за скорейшую реализацию «Комплекса мер», оказываются под уголовным преследованием за «измену» и «сепаратизм».

В свое оправдание украинские власти упорно навязывают как гражданам своей страны, так и международному сообществу лживую парадигму о некоей «российской агрессии» и «оккупации». Прикрывая собственные провалы, стараются выставить нашу страну участницей событий в Донбассе. К сожалению, представители ряда западных стран активно включились в эту кампанию по дезинформации. То и дело в адрес России раздаются призывы выполнить некие «обязательства по Минским соглашениям». В этом контексте упоминаются и сюжеты по Крыму и Азовскому морю, которые в принципе не являются предметом Минских соглашений.

В очередной раз призываем к внимательному изучению минского «Комплекса мер». Он предусматривает обязательства сторон – Киева, Донецка и Луганска – по осуществлению взаимных шагов в области политики и безопасности, гуманитарной и социально-экономической сферах. В Минских соглашениях нет ни слова о каких бы то ни было обязательствах России. Попытки подтасовать факты, переложить на нашу страну ответственность за «пробуксовку» Минских соглашений лишь подталкивают украинское руководство к новым авантюрам, отдаляют реальную перспективу урегулирования, обрекают жителей Донбасса на новые страдания.

Уважаемый господин Председатель,

Угрожающий размах обрели разгул на Украине радикального национализма и осуществляемое Киевом наступление на основополагающие права и свободы человека. Это фиксируют как международные, так и неправительственные организации. В недавнем 24-м докладе Наблюдательной миссии ООН по правам человека (НМПЧУ) на Украине отмечен рост радикальных и экстремистских настроений в украинском обществе, случаев преследований и нападений на журналистов, гражданских активистов и представителей оппозиции при попустительстве официальных властей и сотрудников правоохранительных органов. Позавчера был вновь продлен срок содержания под стражей арестованному по надуманным обвинениям руководителю портала «РИА Новости – Украина» Кириллу Вышинскому. Отмечаем в этой связи оперативную реакцию Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ А.Дезира, призвавшего Киев освободить российского журналиста.

На прошлой неделе свой доклад с оценками ситуации на Украине за 2018 г. выпустила и международная правозащитная организация «Amnesty International». В нем также отмечается рост экстремистских проявлений на фоне неспособности властей предотвратить или расследовать многочисленные нарушения прав человека. Отмечен всплеск нападений на представителей национальных меньшинств, правозащитников и сотрудников СМИ. Указывается, что в ряде случаев преступления совершались на глазах у правоохранителей.

Неудивительно, что 9 февраля в Киеве группа национал-радикалов с ножами и газовыми баллончиками штурмовала уже здание Подольского райотдела полиции. Их оттеснили, однако за действия правоохранителей, защищавших свой режимный объект от незаконного проникновения посторонних и оттеснивших радикалов на улицу, пришлось почему-то извиняться главе Киевской полиции. А задержанные нападавшие на следующий день были отпущены. Более того, после этих событий некоторые сотрудники полиции – кто вынужденно, а кто по убеждению – включились во флэшмоб «Я – Бандера». Такой вот плотный контроль над деятельностью правоохранительных органов со стороны националистов.

Киев продолжает пренебрегать основополагающими электоральными обязательствами ОБСЕ. Напомним, что украинские власти вначале приняли дискриминационное решение заблокировать допуск россиян к мониторингу президентских выборов 31 марта, а 7 февраля оформили этот запрет в виде соответствующего закона. Несмотря на настойчивые призывы Действующего председателя ОБСЕ М.Лайчака, Директора БДИПЧ И.Гисладоттир и даже некоторых западных покровителей Киева, такие нарушения продолжаются, что ставит под вопрос легитимность будущих выборов. Вместе с тем Россия по-прежнему готова направить на Украину краткосрочных наблюдателей в составе миссии БДИПЧ и ПА ОБСЕ.

Об истинном уровне «демократичности» Украины говорит и продолжающееся наступление на свободу вероисповедания. В Киеве, очевидно, не знают, что в современных демократических странах государству не принято вмешиваться в дела церкви, переименовывать церковные структуры помимо их воли. Способствовать насильственному отъему храмов от одних религиозных организаций в пользу других. А вот на Украине глав сельских территориальных общин инструктируют (вплоть до раздачи готовых образцов заявлений) о том, как организовать «правильную» процедуру перехода в новую, созданную самими же властями, церковную структуру. Организуются подставные «собрания местных общин» о смене юрисдикции приходов. Такие случаи имели недавно место в с. Золочевка Ровенской области, с. Задубровка Черниговской области, с. Устивица Полтавской области. И это лишь немногие примеры.

Безусловно, на фоне неспособности или нежелания украинских властей совладать с внутренними проблемами воинственная риторика Киева в отношении Донбасса не способствует достижению общенационального согласия. Однако напомним, что путь к миру на Украине есть. Он заключается в прямом диалоге Киева с Донецком и Луганском, неукоснительном выполнении положений минского «Комплекса мер», являющегося единственной международно-признанной основой для мирного, политико-дипломатического урегулирования кризиса на Украине. Попытки искажения сути этого документа недопустимы.

Призываем наших западных партнеров употребить все имеющееся влияние на Киев, чтобы побудить его отказаться от неконструктивной пропагандистской риторики и начать реальные шаги по деэскалации и разрешению внутриукраинского кризиса.

Благодарю за внимание.

x
x
Дополнительные инструменты поиска