6.11.1712:00

Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с предстоящими мероприятиями АТЭС в Дананге

2117-06-11-2017

  • en-GB1 ru-RU1

10-11 ноября в Дананге (Вьетнам) состоится 25-й саммит форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). Во встрече примут участие главы государств и правительств России, Австралии, Брунея, Вьетнама, Индонезии, Канады, Китая, Республики Корея, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Папуа – Новой Гвинеи, Перу, Сингапура, США, Таиланда, Филиппин, Чили и Японии, а также глава исполнительной власти Специального административного района Гонконг КНР и представитель руководителя Китайского Тайбэя (Тайваня).

По итогам саммита планируется принятие совместной Декларации лидеров, в которой будет дана оценка текущей региональной и мировой экономической ситуации, отражены согласованные подходы экономик АТЭС к решению актуальных задач современного этапа развития и намечены шаги на будущее.

Завершающим этапом подготовки к саммиту станет запланированное в Дананге на 8 ноября совещание министров иностранных дел и министров торговли АТЭС. На встрече будет принято совместное министерское Заявление и согласован проект итоговой Декларации лидеров.

Учрежденный в ноябре 1989 г. форум  АТЭС – межправительственный диалоговый формат, не имеющий статуса международной организации. Вследствие присутствия в АТЭС Гонконга и Китайского Тайбэя, не являющихся субъектами международного права, на этой площадке нельзя использовать государственную символику, а членов форума принято называть экономиками.

Программные – т.н. Богорские – цели АТЭС (провозглашены в 1994 г. на саммите в Богоре, Индонезия) предусматривают выстраивание в Азиатско-Тихоокеанском регионе (ATP) к 2020 г. «свободной и открытой торгово-инвестиционной деятельности». Продвигаться в этом направлении предлагается за счет осуществления экономиками-участницами добровольных шагов в русле принимаемых ими на основе консенсуса решений рекомендательного характера по либерализации и гармонизации национальных регулятивных систем. Такой механизм работы форума позволяет учитывать интересы и специфику каждой экономики, способствует утверждению принципа равноправного многостороннего взаимодействия в международных делах.

На протяжении уже почти трех десятилетий АТЭС неизменно подтверждает свою востребованность в качестве инструмента согласования подходов к насущным региональным и глобальным вызовам. В последние годы на первый план повестки дня форума поступательно выходит разработка мер комплексного содействия всеобъемлющему развитию как оптимального ответа на основные современные угрозы экономическому благополучию АТР – усиление протекционизма, стагнацию международной торговли, увеличение неравенства между различными экономиками и социальными группами, ухудшение демографической ситуации.

В этой связи первоочередное внимание уделяется проблематике дальнейшей либерализации торговли и инвестирования, прежде всего применительно к сфере услуг, и экономической интеграции в АТР с упором на согласование концепции общерегиональной Азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ), идея продвижения к которой призвана заменить после 2020 г. не имеющие четких критериев Богорские цели форума. Отдельный акцент делается на вопросы усиления всесторонней региональной взаимосвязанности, наращивания человеческого потенциала, поддержки микро-, малого и среднего предпринимательства (ММСП) и реструктуризации экономики, ориентированной на повышение производительности в контексте старения населения.

В данном ключе выдержаны и предложенные вьетнамским председательством приоритеты АТЭС-2017 – обеспечение устойчивого, инновационного и всеобъемлющего роста, углубление региональной экономической интеграции, повышение конкурентоспособности и инновационного потенциала ММСП в цифровую эпоху, укрепление продовольственной безопасности и устойчивости сельского хозяйства в условиях изменения климата, объединенные девизом «С новой динамикой – к общему будущему».

Россия является членом форума АТЭС с 1998 г. В ежегодных саммитах АТЭС регулярно участвует Президент Российской Федерации (в 2015 году участвовал Д.А.Медведев).

Наша страна принимала саммит АТЭС в 2012 году во Владивостоке (на острове Русский).

Участие Российской Федерации в деятельности АТЭС – один из весомых инструментов работы федеральных органов исполнительной власти по реализации курса России на встраивание национальных экономоператоров в систему хозяйственных связей в АТР в интересах содействия социально-экономическому развитию нашей страны, прежде всего ускоренному подъему Сибири и российского Дальнего Востока.

Решению этой стратегической задачи способствует востребованность вклада России в обеспечение всеобъемлющего, устойчивого, качественного и безопасного роста в АТР.

В контексте шагов по углублению региональной экономической интеграции учитывается принципиальная российская позиция о необходимости продвижения на этом треке на основе опыта всех региональных объединений, включая Евразийский экономический союз, что подтверждает перспективность нашей идеи «стыковки» интеграционных процессов в АТР и Евразии.

Партнерами признаются лидирующие позиции России в вопросах оперативного реагирования на природные и техногенные катаклизмы, пандемии и – что особенно актуально в современных условиях – угрозу международного терроризма.

Неизменно высокую оценку получает вклад нашей страны в укрепление всесторонней региональной взаимосвязанности с упором на системное совершенствование своей транспортно-логистической, энергетической и информационно-коммуникационной инфраструктуры, оптимизацию таможенных процедур, наращивание образовательного сотрудничества.

В текущем году принята к реализации комплексная российская инициатива по преодолению разрыва в развитии и интегрированию удаленных территорий экономик АТЭС, призванная способствовать приданию взаимосвязанности в АТР инклюзивного характера. Особо отмечен весомый вклад России в подготовку проектов рамочного документа АТЭС по электронной торговле и Дорожной карты АТЭС по цифровой и Интернет-экономике.

Повестка дня предстоящего саммита АТЭС в Дананге, во главу угла которой поставлен поиск оптимальных схем региональной экономической интеграции и мер по преодолению вызовов современного этапа развития, предоставляет хорошие возможности для продвижения российских подходов к региональному сотрудничеству в интересах совместного гармоничного роста.

 

x
x
Дополнительные инструменты поиска

Гуманитарное сотрудничество