26.06.2018:26

Выступление и.о. руководителя Делегации Российской Федерации А.И.Воробьева на Ежегодной конференции ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности (ЕКОБ), 25 июня 2020 года

989-26-06-2020

  • en-GB1 ru-RU1

Господин Модератор,

В выступлениях коллег говорилось о снижении взаимного доверия, о важности контроля над вооружениями, звучали призывы к большей транспарентности и модернизации Венского документа-2011 (ВД). Давайте посмотрим, на каком военно-политическом фоне делаются эти заявления.

В отношении России Североатлантический альянс официально объявил, что будет придерживаться политики «сдерживания», которая получила отражение в его официальных документах. Возникает вопрос: как эта парадигма сочетается с основополагающим принципом ОБСЕ о безопасности, основанной на сотрудничестве?

Страны альянса продолжают увеличивать военное присутствие вблизи российских границ, повышают оперативность переброски сил на «восточный фланг». Резко возросла активность военно-воздушных и военно-морских сил США и их союзников в непосредственной близости от нашей территории. Повысилась интенсивность ведения воздушной разведки в акваториях Балтийского, Чёрного и в восточной части Средиземного морей. Продолжается работа по наращиванию инфраструктуры ПРО в Польше в дополнение к развёрнутому объекту США в Румынии. Сохраняются озабоченности, связанные с возможным размещением на этих базах крылатых ракет «Томахок».

Несмотря на пандемию COVID-19 в Европе отмечается значительное увеличение учений альянса, имеющих явную антироссийскую направленность. Наиболее крупное из них – «Защитник Европы-2020». В ходе данных учений десантные операции в Прибалтике и на Кавказе планировалось провести накануне 9 мая, когда отмечалась 75-я годовщина Великой Победы. Этого не произошло только из-за карантинных мер.

Видим попытки стран НАТО добиться военного превосходства, при этом ни о какой сдержанности в военных расходах речи уже не идёт, поскольку совокупный военный бюджет альянса в 20 раз превысил российские оборонные расходы.

Происходит наращивание вооружений и техники. Так, количество боевой авиации альянса в 7 раз превышает аналогичные российские показатели, численность кораблей – в 4 раза, танков и артиллерии – в 3 раза. На этом фоне в западных странах продолжается циничная пропагандистская кампания о «российской агрессии».

В результате интенсификации военной активности НАТО складывается непредсказуемая военно-политическая ситуация. Мы не раз предлагали альянсу пойти на взаимные шаги по снижению военной напряжённости. Начать можно с малого – например, определиться, где проводить учения, как избегать опасных инцидентов. Однако до сих пор никакой внятной реакции не последовало.

Глубокие стрессы испытывает архитектура контроля над вооружениями и мер укрепления доверия в Европе. Если говорить о несущих опорах европейской безопасности, то сначала США вышли из важнейшего для стратегической стабильности Договора об ограничении систем ПРО, затем сорвали ратификацию Соглашения об адаптации ДОВСЕ, прекратили участие в ДРСМД. Вызывает обеспокоенность дальнейшая судьба ДСНВ.

Значительный удар по системе укрепления доверия в военной области представляет отказ США от участия в Договоре по открытому небу (ДОН). Дело в том, что Венский документ-2011 (ВД), также позволяющий государствам осуществлять обоюдный контроль за военной деятельностью, действует только в Европе, и его верификационные положения не распространяются на Североамериканский континент. При оценке общей ситуации в сфере безопасности нельзя не учитывать данный аспект.

Сожалеем, что американская сторона продолжает воспроизводить «шаблонные» обвинения России в якобы нарушении ДОН. Стоит подчеркнуть, что у нас также есть серьёзные претензии к США о соблюдении Договора, которые мы неоднократно озвучивали как в Консультативной комиссии по открытому небу (ККОН), так и в двустороннем порядке. Но Россия никогда в ультимативном духе не заявляла о необходимости решения этих проблем, угрожая выходом из ДОН. Мы и сегодня готовы обсуждать взаимные претензии в соответствии с механизмами Договора и при том понимании, что диалог будет носить равноправный и взаимоуважительный характер. Предлагаем дождаться итогов конференции участников ДОН, на которой у нас ещё будет возможность рассмотреть практические вопросы его выполнения.

В отношении инициативы 34-х государств о модернизации Венского документа хотели бы напомнить, что в настоящее время отсутствуют предпосылки для этого процесса.

Для начала разговора по мерам доверия США и их союзники должны прекратить военную деятельность, развёртывание сил и инфраструктуры у границ России и вернуться на рубежи, которые силы стран НАТО занимали, как минимум, к началу 2014 г. Нашим партнёрам пришло время сделать выбор – либо они будут укреплять свою безопасность посредством наращивания военного потенциала и создавать угрозы России, либо собираются продвигаться к большей безопасности путём развития инструментов контроля над вооружениями. Эти два процесса несовместимы.

Примечательно, что некоторые государства-соавторы упомянутого «пакета» сами не особо заботятся о полном выполнении положений ВД. В частности, касающихся предоставления уведомлений об увеличении численности личного состава, частей и формирований, в т.ч. «нерегулярных», и др. Сомневаемся, что курс на девальвацию инструментария МДБ состыкуется с призывом «группы 34-х» к его модернизации.

В настоящее время возникает и другой вопрос: как в НАТО могут говорить о модернизации Венского документа, смысл которого – обеспечивать прозрачность военной деятельности, когда США – главный держатель «контрольного пакета акций» в альянсе – выходит из Договора по открытому небу, предназначение которого как раз заключается в обеспечении этой прозрачности.

Россия привержена добросовестному выполнению своих обязательств в области укрепления доверия и безопасности. Готовы на обоюдной основе продолжать практику добровольных дополнительных мероприятий, направленных на информирование партнёров о повседневной деятельности вооружённых сил. Минобороны России по различным каналам уведомляет государств-участников ОБСЕ о внезапных проверках и манёврах, проводит брифинги с участием военных атташе и публикует соответствующую информацию на официальном сайте.

Убеждены, что в условиях COVID-19 необходимо снижать уровень конфронтации и проявлять военную сдержанность. В ходе двусторонних контактов высокого уровня с руководством альянса мы неоднократно обсуждали вопросы предотвращения военных инцидентов и снижения интенсивности боевой подготовки войск, проводимых у наших границ. Со своей стороны, продолжаем курс на деэскалацию ситуации в Европе.

Так, в текущем году российскими Вооружёнными Силами не планируется проведение крупных мероприятий военной деятельности вблизи границ государств НАТО. Вглубь страны перенесены масштабные мероприятия в рамках стратегического командно-штабного учения «Кавказ-2020».

В дальнейшем готовы к корректировке районов учений на паритетной с альянсом основе. Готовы также зафиксировать совместные правила, определяющие минимальные расстояния сближения самолётов и кораблей. Подчёркиваем важность реализации инициативы об обоюдном использовании транспондеров при полётах боевой авиации на Балтике. Реализация этих мер способствовала бы большей предсказуемости ситуации в Европе.

Призываем партнёров к формированию благоприятной атмосферы для совместной работы, свободной от политизации и взаимных обвинений. По мере снижения напряжённости и восстановления доверия станет возможным переход к практическим шагам по обновлению архитектуры контроля над вооружениями и мер доверия в Европе.

Благодарю Вас, господин Председатель.

x
x
Дополнительные инструменты поиска