10:00

О дискриминационном характере действующей глобальной валютно-финансовой системы

На сегодняшний день в мировой экономике накопился значительный «багаж» нерешенных проблем. Наблюдающиеся негативные тенденции в мировой экономике – волатильность рынков, рост инфляции, высокая закредитованность частного и государственного секторов – существенно ограничивают возможное поле для дальнейших маневров, стимулирующих экономическое развитие. В подобных условиях, когда по цепной реакции могут быть спровоцированы новый масштабный долговой и финансовый кризисы, странам следовало бы принимать выверенные решения и действовать максимально скоординированно. Наблюдаются, однако, возросшие протекционистские настроения со стороны ряда национальных правительств, санкционный волюнтаризм и попытки небольшой группы участников мирового рынка навязать остальным переход от инклюзивного к эксклюзивному принципу глобального развития.

В эту ситуацию мировую экономику во многом загнала многолетняя безответственная макроэкономическая и финансовая политика развитых стран, в первую очередь «Группы семи», основанная на бесконтрольной денежной эмиссии и накапливании необеспеченных долгов. Начиная с мирового финансового кризиса 2008 г. и особенно интенсивно в период пандемии коронавируса в ведущих экономиках мира проявилась тенденция «запуска печатного станка» для покрытия стремительно растущих бюджетных дефицитов и искусственной поддержки уровня благосостояния своего населения. Только за последние два года денежная масса в США выросла почти на 40%, в Евросоюзе - примерно на 20%.

Очевидно, что подобные решения принимались монетарными властями США и еврозоны без особой оглядки на последствия для остального мира, хранившего значительную долю своих сбережений и привлекавшего финансирование в долларах и евро. Закономерно, что существенные объемы «вброшенных» в экономику средств были незамедлительно инвестированы за пределы рынков эмитентов. Массовая скупка западными компаниями товаров, услуг и активов по всему миру подстегнула глобальные инфляционные процессы, которые усугубили положение беднейших стран и существенно осложнили достижение целей устойчивого развития. Наблюдаемый повсеместный рост цен, продовольственный и энергетический кризисы являются результатом непродуманных решений и откровенных просчетов стран «коллективного Запада» в денежно-кредитной и экономической политике и дальнейшим воплощением неоколониального подхода поддержания уровня жизни т.н. «золотого миллиарда».

В изменившихся условиях очевидной стала необходимость кардинальной трансформации международной валютно-финансовой системы. Существующая западноцентричная модель оказалась малопригодна к условиям многополярного мироустройства и превратилась в инструмент для достижения политических целей, конкурентных торговых и финансовых преимуществ. Вашингтон систематически демонстрирует неспособность быть беспристрастным гарантом мировой финансовой системы и все активнее злоупотребляет своим положением. Стоит вспомнить, как после утверждения в 1944 г. «золотодолларового стандарта» США нарастили свой дефицит платежного и торгового балансов до таких показателей, что к 1971 г. случился «Никсоновский шок», приведший к краху всей Бреттон-Вудской валютной системы. Сменившая ее Ямайская валютная система, основанная на свободной конвертируемости валют без привязки к золоту, как впоследствии выяснилось, лишь расширила круг государств, которые могут себе позволить жить в долг. Только страны - эмитенты ключевых резервных валют имеют привилегию наращивать заимствования и затем обесценивать их, тогда как остальной мир вынужден жить по средствам. В этом – современное воплощение имперского принципа процветания «центра» за счет «периферии».

Эта же группа западных стран регулярно демонстрирует стремление использовать свое доминирующее положение в акционерном капитале Бреттон-Вудских институтов и других специализированных международных финансовых организаций и банков развития. Изначально нейтральные площадки, получившие при своем создании сугубо финансово-экономический мандат, с подачи Вашингтона втянуты в политические дискуссии в ущерб задачам равномерного и справедливого развития. Запад включил их в свой «санкционный арсенал» и использует в обход ООН для реализации односторонних нелегитимных рестрикций и экономического шантажа неугодных стран, а также продвижения собственной экономической экспансии.

Финансовые учреждения глобального значения, созданные совместными усилиями мирового сообщества с целью сокращения разрыва между бедными и богатыми странами, стали заложниками «избранных» акционеров, решивших, что они имеют полное моральное право выделять финпомощь по принципу «свой чужой». Регулярно фиксируются недопустимые решения руководства и менеджмента Международного валютного фонд (МВФ) и организаций Группы Всемирного банка (ВБ) по блокировке выделения средств по «техническим» причинам (непогашенная задолженность, минимальная просрочка платежа), либо вовсе под надуманными политическими предлогами (нестабильная политическая ситуация, отсутствие легитимной власти, нахождение страны в национальных санкционных списках и т.п.).

К примеру, с 1 ноября 2020 г. МВФ и ВБ «приостановили учет позиции» Венесуэлы в своих управляющих органах и исключили ее из мультистрановых дирекций. Это означает, что Каракас полностью отстранен от принятия решений, несмотря на сохраняющееся участие в общем капитале и гарантированные права в качестве акционера. Показательно, что при принятии соответствующего решения учитывал ось не число высказавшихся государств, а объем голосующей доли, т.е., по сути, в менеджменте ориентировались только на позицию «семерки». Не был проведен и официальный опрос стран-членов. Несмотря на попытки преподнести ситуацию как «процедурный компромисс», налицо прецедент выхода менеджмента за рамки полномочий ради оказания давления на неугодный Западу режим в лице легитимного венесуэльского лидера Н.Мадуро.

Еще один яркий пример демонстрирует ситуация вокруг Сирии. Под давлением ведущих акционеров во главе с США после начала гражданской войны в 2011 г. ВБ приостановил в этой стране свою операционную деятельность и оказание техсодействия. С тех пор «поддержка» Группы сводится к помощи беженцам через предоставление средств сопредельным государствам. Даже при том, что в бюджете Международной ассоциации развития (МАР) на 2020-2022 гг. для Сирии предусмотрена сумма в размере 1 млрд долл. США, на практике менеджмент оттягивает выделение соответствующих средств непосредственно Дамаску, ссылаясь на якобы невозможность административного сопровождения операций и необходимость сперва погасить задолженность Сирии перед ВБ в размере 13 млн долл. Показательны действия МВФ во время пандемии коронавируса COVID-19, когда его менеджмент крайне избирательно подошел к рассмотрению заявок на экстренное финансирование отдельных (читай – не «прозападных») нуждающихся стран, включая Белоруссию, Иран, Сирию и Венесуэлу. Политические соображения взяли верх над социальными и гуманитарными, хотя запросы соответствовали установленным требованиям и, несомненно, были связаны с чрезвычайной эпидемиологической и экономической ситуацией.

Нельзя не упомянуть вопиющие случаи присоединения международных финансовых организаций к односторонним нелегитимным санкциям США и ЕС. С июля 2014 г. из-за позиции акционеров из «семерки» ВБ приостановил новые операции в России. Из-за этого решения российская экономика недополучила как минимум 1,7 млрд долл., выделение которых предусматривалось в рамках 10 ранее утвержденных проектов. Российский частный сектор также был лишен доступа к инструментам Международной финансовой корпорации (МФК) и Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ). В 2022 г. организации Группы ВБ полностью отказались от сотрудничества с Россией, в том числе в рамках оказания технической помощи и на нефинансовых направлениях, а также без официального уведомления фактически «свернули» деятельность своих представительств в Москве.

Аналогичная ситуация и с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), который с 2014 г. подключился к санкционному давлению на Россию и в нарушение ее прав акционера (причем, седьмого по величине), в рамках т.н. «политического руководства» было принято решение о блокировании любых российских операций на уровне Совета директоров. Таким образом, Банк задолго до появления легитимного решения Совета управляющих (резолюция    № 245 о лишении России доступа к ресурсам ЕБРР принята лишь 1 апреля 2022 г.) распространил ограничения на взаимодействие со всеми российскими контрагентами. Подобным образом сотрудничество между ЕБРР и Белоруссией «приостанавливалось» с 2010 по 2016 гг. и после 2020 г. В результате дискриминации доля российских проектов в портфеле ЕБРР сократилась с 30% в 2013 г. до менее 2% в 2021 г.

О нежелании Вашингтона и его партнеров менять статус-кво в международных финансовых организациях свидетельствуют давние «пробуксовки» с реформой МВФ. До сих пор не в полной мере имплементированы достигнутые еще в 2010 г на Сеульском саммите «Группы двадцати» договоренности относительно системы управления Фондом. За прошедшие 12 лет нет подвижек по наиболее важному для развивающихся стран вопросу расчета акционерных квот на основе более справедливых критериев. При этом все более очевидна недопредставленность в Фонде отдельных стран, прежде всего БРИКС, с точки зрения их реального экономического влияния. Наперекор уставным документам МВФ предпринимаются попытки запретить предоставление России (а также Белоруссии) долларов США в обмен на специальные права заимствований (СДР), подрывая доверие уже не только к американской валюте, но и к фундаменту нынешней системы международных расчетов.

Международные платежно-расчетные системы, задумывавшиеся своими создателями как работающие по рыночным принципам нейтральные инструменты, под солидарным нажимом стран своих юрисдикций и стран гражданства высшего менеджмента не смогли отказать в выполнении политических заказов. Так, весной 2022 г. из-за действий глобальных платежных систем «VISA» и «MasterCard» находящиеся за границей российские граждане и компании были безосновательно лишены доступа к своим российским сбережениям. В отдельных случаях это привело к сложным гуманитарным ситуациям, решившимся только после экстренной помощи со стороны российских властей. Еще одним примером работы евроатлантических финансистов по монополизации транс граничных денежных потоков является система передачи финансовых сообщений «SWIFT». За полвека своего существования данный канал связи стал настолько глубоко интегрирован в мировую расчетную инфраструктуру, что привлек внимание западных политиков как потенциальный рестрикционный инструмент и был, в частности, использован в отношении Ирана и России.

Вместе с тем, независимо от использования того или иного канала передачи финансовых сообщений, платежи в долларах США между контрагентами могут быть заблокированы американскими банками- корреспондентами (клиринговыми центрами) по политическим мотивам. Аналогичные механизмы созданы в отношении евро, фунта стерлингов и др. Подобный «скрытый функционал» дискредитирует способность данных валют играть роль средств расчетов и накоплений. С такими издержками, как известно, Россия столкнулась в 2022 г., когда около 300 млрд долл. российских золотовалютных резервов были неправомерно «заморожены» в нарушение их суверенного статуса. По различным оценкам, «заблокированные» в западных банках активы Ирана составляют более 100 млрд долл., Ливии – более 60, Венесуэлы – 30, Афганистана – 7. Список «зависших» на неопределенный срок ресурсов может быть продолжен. В итоге национальные сбережения становятся источником бесплатного фондирования крупнейших банков Запада, а у их властей остается все меньше поводов для пересмотра решений о блокировке тех или иных средств.

Приведенные факты демонстрируют попытки США и их партнеров получить конкурентные преимущества с помощью нелегитимных односторонних ограничений. Противоречащие международному праву и принципам свободной конкуренции меры вводятся не только против геополитических конкурентов, к которым отнесена и Россия, но и всех несогласных с американским военно-идеологическим доминированием. В новых геополитических реалиях обезопасить торгово-экономические и инвестиционные связи России и других суверенных стран можно только отказавшись от использования инструментов международных расчетов, «завязанных» на Запад. Убеждены, что на нынешнем этапе все суверенные государства заинтересованы в формировании устойчивой к внешнему давлению международной финансово-расчетной инфраструктуры, отвечающей повышенным критериям безопасности, конфиденциальности и надежности. Совместные усилия по созданию альтернативных моделей ускоряют переход к более справедливому, многополярному устройству глобальной финансовой системы.